ЕС ИЛИ ЕЭП. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Во все времена и всех народов уже давно известна
истина - сэкономить, значить то же самое, что зарабо-
тать. "Копейка рубль бережет", сказано.
Есть мудрости в отношении выбора своих интересов.
"Ближний сосед - лучше далекого брата", подтверждено.
У Украины ближние соседи - и с запада, и с востока, и
с севера, и с юга. Со всеми нормальные отношения.
С одними были даже братские, т.е. ездили без особых
приглашений на экскурсии, на учебу, на работу - если
хотели заработать ускоренно на квартиру или на машину.
К другим было проблематично казаться по разным при-
чинам, но, в основном, они нас остерегались, и потому,
с той стороны был так называемый "железный занавес".
Он означал строгий контроль его прохода, а сейчас
этот "занавес" имеет калитку и односторонним входом,
а на территории Украины организованы некие "отстойни-
ки" для нелегально пытающихся пройти "калитку" в ту
сторону. В США таких "товарищей" поселяют в обычные
тюрьмы, а здесь что-то очень приветливо к ним относят-
ся, а надо ли это украинским налогоплательщикам?
Предположительно, что если не в ЕС, который этого тре-
бует, то повернув в ЕЭП, которому это вовсе не нужно, то
и здесь, начиная от этой самой "калитки" можно сэкономить.
ЕЭП - Единое Экономическое Пространство, предполагаю-
щее, упрощенно говоря новый союз, вроде Европейского
Союза, против которого уже ропщут финны, а британцы даже
не вводили евровалюту.
У каждого сообщества свои интересы. Делая шаги в сторо-
ну объединения с другим сообществом (нацией) все просчи-
тывается "за" и "против". Самым главным критерием в рас-
чете является экспансия на рынок приобщаемой нации и раз-
мер этого рынка для сбыта своей продукции.
Издержками этой
экспансии и сдерживающим фактором будет вопрос о количес-
тве населения на рынке, с одной стороны - как потребителя
ввозимой на этот рынок продукции, а с другой стороны - что
больше беспокоит,- количество населения, составляющее четвер-
тый фактор производства, т.е. могущий "хлынуть" на терри-
торию производителя с его заманчивыми возможностями приоб-
щиться к производству (на рынке присоединяемой нации произ-
водство должно быть уничтожено, т.к. будет теряться смысл
занятия рынка), занять свою нишу в обществе более продви-
нутого производителя и просто пошляться и побездельничать.
Эти последние моменты сильно останавливают европейские
страны и сам ЕС в вопросе присоединения новых членов сооб-
щества. У них и без того хватает бывших злостных иждивенцев
СССР.
От которых СССР избавился благодаря самому его развалу, а
новые страны на его территории могли бы процветать, в смысле
благополучия их жителей. Что сейчас является важным моментом
в неспешном стремлении вступать в союзы с ЕЭП.
С другой стороны, если бы в ЕЭП было как в ЕС, то уже все
были бы в ЕЭП.
Но, ведь, свой дом надо самому построить.
Никто также и не идет в немедленные объятия, даже молодо-
жены. Ко всему нужен постепенный подход. Двадцать лет никто
не мешает Украине строить свою жизнь, свой дом, и не мешают
также строить отношения с соседями.
С российской стороны не
указывается как строить систему управления государством, т.
е. структуру так называемой демократии - централизованную,
определяющую ступения управления, или децентрализованную, т.
е., имеющую форму правления в виде выборных органов в ре-
гионах и на местах (как в Крыму). Так Европейский Совет ука-
зывает - так устроено правление в большинстве европейских
стран.
Но, в других странах существует конституционная мо-
нархия, там есть король, королева...
По-видимому и Украине больше подходит централизованная
форма правления. Словом, пока ЕС указывает Украине как пра-
вить. Изнутри эту идею поддерживает оппозиция, которая еще
не является последней инстанцией и не должна являться тако-
вой.
Богатство страны - не только есть то, что сокрыто в нед-
рах, но и то, на чем можно заработать, продавая соседям.
Сейчас мало что есть продавать из Украины, а можно больше,
диверсифицирую производство, хотя основным добытчиком для
страны является бизнес транзита - передачи энергоресурсов
(газа, нефти, бензина) по трубопроводам, электроэнергии по
существующим международным сетям, использования существую-
щих железнодорожных магистралей и автомобильных дорог, а
также строительства новых.
Бизнес транзита - должен быть главной частью
общенационального дела, в котором в части прямого и инфраструк-
турного (телефонная и радиосвязь, медицинские и технические
вспомогательные службы, гостинично-туристические комплексы)
обслуживания будут вовлечены значительные количества и качества
рабочих мест.
И не надо никому, ни соседям слева или справа, сходу обещать
или подписываться под уступками вроде свободной торговли, когда
наперед известно, например с ЕС, что никакого равноценного биз-
неса с той стороной, кроме транзитного, быть не может.
Если нет паритета в товарообмене, это уже не товарообмен, а
закупка или голый импорт, т.е. оплачивание труда рабочих ЕС по-
купателями из Украины.
Если же мы говорим о ЕЭП (в плане определенном и согласован-
ном украинской стороной), то мы наперед можем знать, что само-
леты производятся в России и в Украине поровну, как хотите, на-
пример, пусть это будут одни крылья на Харьковском авиазаводе.
Но это будет паритетная торговля в интересах обеих сторон.
Как это делается в ЕС - самолеты Airbus собираются по всей Ев-
ропе, крылья собираются в Англии, фюзеляж или оперение в Бава-
рии...
Нам это не "светит" с той стороны. В навозе копаться и выра-
щивать картошку. Это лучше уже делают поляки. А вот полигоны
для НАТО - уже готовы. Черноморские порты и пустые поля...
В Украине несколько производств с полным замкнутым циклом и
несколько с неполным замкнутым циклом. Это все распилить?
Это рабочие места, это индустриализация. Или за запчастями
для трактора ехать в Европу?
В США в полях можно найти работающие тракторы, которым по 50
и более лет! Есть даже трехколесные. Мы же возжелали Дирки.
МТЗ-80, "Владимирец" - непревзойденные машины, работающие и
сегодня и в Польше и в Аргентине.
"Турбоатом" поставляет турбины в более чем 79 стран мира.
Ан-225 не превзойден и не будет превзойден никем.
Ан-124 самый востребованный в мире перевозчик-тяжеловес в
воздухе.
С Ан-225 можно отправлять в космос летательные аппараты без
помощи космодрома.
Коспас-Сарсат, SeaLaunch (украинско-американская программа
космических стартов с морской зоны экватора), системы спут-
никовой навигации.
Сейчас в мире нет необходимости сидет и
паять самому приемники спутниковой навигации. Дается заказ
китайцам - и все будет сделано в лучшем виде. Мой ноутбук
DELL сделан в Китае, но сигналы принимает с советских
спутников.
Они уже называются украинскими и российскими, так есть и
так должно быть. Какой еще союз нужен, разве только, чтобы
больше покупали в Украине GPS, а не NAVSTAR (cоветские спут-
ники). Кто и как желает, GPS тоже ведь, сделаны в Китае.
Нам нужны свои тракторы, нужно, чтобы работал Харьковский
тракторный завод, нужно, чтобы работал Харьковский авиацион-
ный завод, Харьковский завод электробритв. Ведь только пред-
ставить себе может и только нормальный человек, как можно
платить за бритвенный станок Жилетт 10 долларов, если можно
сделать старую и надежную конструцию вечной харьковской элек-
робритвы. Наверное, будем зарастать скоро все.
Нам нужно, чтобы работал Харьковский завод комбайновых дви-
гателей, чтобы работали заводы судовых двигателей, самоход-
ных шасси и все что двигается для сельского хозяйства разме-
рами побольше и поменьше. И, чтобы эти машины можно было прио-
брести в кредит.
Чтобы делать на экспорт, надо сначала освоить импортозаменяю-
щие товары. Наверное, нет необходимости паять телевизоры на
заводах, изготовляющих промышленную электронику и автоматику
(электронные счетчики потребления электроэнергии по единому
тарифу, счетчики потребления по дифферинцированному тарифу,
автоматику для энергетики и др. промышленных потребителей).
Продукция украинских промышленных предприятий уже сейчас
может сбываться на российской рынке - от ламп накаливания до
пусковых установок "Днепр". А что уже сейчас готовы принять
из Украины на рынке Европы? Мало что и в ограниченном коли-
честве.
И не надо спешить до конца года... Таких моментов уже было
в течение двадцати лет. Двадцать лет потеряно в достойном су-
ществовании украинских рабочих мест, готовых производить то-
вары для российского рынка или совместно создавать блага для
пользы обеих стран наравне.
Многие критерии в пользу ЕЭП можно еще представлять, глав-
ный из них - немедленный запуск производств, заброшенных за
двадцать лет мыкания, предоставление людям работы и обрете-
ние себя и возвращение домой...
Это и львовские автобусы и харьковские тракторы и самолеты.
Обсуждение ЕЭП должно продолжаться.
Нам нечего пока искать в Европе - пусть там сами, наконец,
определятся. Им дали фору в двадцать лет. Второй жизни не обре-
тают, а свои жизни украинские люди рассеивают по миру...
Василий Панченко, 2011