Ayv: другие произведения.

Московский счет

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 21, последний от 20/10/2014.
  • © Copyright Ayv (ayv_writeme@yahoo.com)
  • Обновлено: 09/01/2010. 51k. Статистика.
  • Рассказ: США
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.28*7  Ваша оценка:

      Он лежал на каталке, готовый к операции. За ширмой у какой-то старухи выясняли, как давно ей отрезали почку. Подошла сестра, взглянула черными, похожими на маслины глазами, назвалась с мягким акцентом неразборчивым именем, покатила его в операционную. Там в углу возился с пузырьками парень в халате. Два завитка его черных волос, выбившись из-под колпака, рожками торчали надо лбом.
      
      - Я - Луис, - весело сказал он. - Ты русский?
      - Русский.
      - Я знаю по-русски одно слово, - сказал Луис.
      
      "Здравствуй" или "спасибо", - подумал он. Но Луис явственно произнес: "Пиздец".
      
      - What"s that? - спросила сестра, помогая ему перелезть с каталки на стол.
      - Bad word, - ответил Луис.
      - You suppose to say that when somebody dies here, - сказал он.
      
      Луис хохотнул, подсоединил прозрачный поршень к гибкой трубке, оканчивавшейся иглой, воткнутой ему в вену, и до отказа вдавил шляпку. Сразу же все поплыло у него перед глазами, звуки стали стихать, свет - меркнуть. "Пиздец", - подумал он.
      
      ----------
      
      Человек лет сорока, примечательной внешности, толкнул стеклянную дверь и вошел в парикмахерскую. Был он ростом немного выше шести футов, строен, широкоплеч. Глаза имел большие карие, нос прямой, волосы светлые вьющиеся, подбородок овальный с ямочкой по середине. Множество людей в мире знало его под именем Евгения Кропоткина. Но парикмахер Джимми всегда звал его "handsome man" (красавчиком).
      Джимми брил пожилого господина. Тот полулежал, откинувшись в кресле. Джимми работал опасной бритвой. Кропоткин тоже когда-то в Москве брился такой, потом перешел на станки "Gillette".
      Закончив с бритьем, Джимми вымыл клиенту голову. Пока он сушил феном короткие седые волосы, Кропоткин рассмотрел узкое лицо англосаксонского типа с тонкими чертами, несколько отекшие глаза. Господин был одет в темный костюм, пиджак от которого сейчас висел на вешалке. Обут в итальянские ботинки на тонкой кожаной подметке.
      Джимми сдернул с него простыню, обмахнул щеткой белую рубашку. Клиент дал парикмахеру бумажку в пятьдесят долларов, сказав "keep the change" (сдачи не надо). Ушел он не сразу. Несколько минут отдыхал в кресле у входа. Потом поднялся, оказавшись высоким и сухопарым. Попрощался с Джимми и добавил: "You are a good man" (ты хороший человек). Джимми почтительно пожелал ему успехов на фондовой бирже. Старик, едва заметно усмехнувшись, ответил, что теперь занимается иностранной валютой. Он окинул Кропоткина, пересевшего в кресло к Джимми, внимательным взглядом бледно-голубых отекших глаз и вышел из дверей медленной, но твердой походкой.
      
      - Здорово, красавчик! - сказал Джимми, хлопнув Кропоткина по плечу. - Знаешь, кто это был? Это Пол, миллионер. Мультимиллионер! Но бездомный.
      - Как это может быть? - удивился Кропоткин. - Где же он живет?
      - All over the place (повсюду). Он чудак. Иногда ночует в "Шератоне". - Джимми кивнул головой в сторону невидимого за стеной старинного отеля на противоположной стороне улицы. - А бывает, просто на набережной. Несколько раз приходил сюда рано утром грязный, с синяками. I was mad of him (я был зол на него). Я вижу его почти каждый день. У него всегда много наличных. Утором он часто пьет кофе здесь, у Мансура. Я как-то встретил его в Citibank. Видел бы ты, как там все вокруг него суетились! Босс отделения пришел узнать, что ему нужно. Smart but crazy, - добавил Джимми и засмеялся. - Eccentric (чудак)! Скорей всего, он сильно рискует. Делает слишком большие ставки, и от этого нервный. Smart but crazy. Не такой, как все.
      
      Кропоткин вышел на улицу Дебаркадерную в районе пассажирского порта. В заведении под названием "Чайя" в зале с японской кухней посетителей было немного. Кропоткин сел за стойку и раскрыл меню.
      За окном в высоте ночного неба сияли огни большого моста. "Чисто, тепло, уютно, - подумал Кропоткин. - И дорого. Как и должно быть в хорошем месте". Он поднял двумя пальцами фарфоровую чашку-наперсток и вдохнул пряный запах горячего саке. Наверное, это и есть счастье, оставшееся в жизни. Получить деньги за хорошо выполненную работу и посидеть в приличном месте, не опасаясь нанести невосполнимый урон своему бюджету.
      Флегматичный широколицый повар-японец с черной повязкой на голове, в белом кимоно, справившись с заказами, большим шефским ножом срезал с толстого куска морковки неправдоподобно тонкую красную ленту. Кропоткин вспомнил лазерную установку для чистки овощей и фруктов, изобретенную в Японии, которую недавно видел в телевизионных новостях. Луч снимал с яблока слой кожуры толщиной в несколько микрон. Японец тем временем надрезал морковную ленту во многих местах, свернул, надел на пробку, перетянул резиновым кольцом. Получился красный китайский фонарик. Повар подарил его девушке с азиатской внешностью, сидевшей рядом с Кропоткиным.
      Он расплатился и вышел на бульвар. Кое-где на скамейках сидели и лежали бездомные. Кропоткин медленно шел по темной аллее между пальмами. Что-то должно было случиться. К счастью или к несчастью. Несчастье всегда приходило осязаемо, конкретно, в виде смерти близкого человека, болезни, рухнувших планов, денежной потери. О счастье можно было догадаться только потом. Что есть счастье? Вопрос того же сорта, что Пилат задал Иисусу.
      Слева, под фонарем, сидел человек, закутанный в спальный мешок. На коленях он держал laptop. Человек смотрел в невидимый Кропоткину экран и быстро стучал по клавишам. "Высокотехнологический город, - подумал Кропоткин. - Даже бездомные не обходятся без компьютера". Он остановился и вгляделся пристальней. В матовом свете фонаря сверкали сединой короткие волосы. Склоненное к экрану лицо было плохо освещено. Кропоткин сделал несколько шагов по траве газона в сторону ночного труженика. Человек поднял голову и посмотрел на него. Узкое лицо англосаксонского типа, отекшие глаза. Кропоткин узнал посетителя парикмахерской.
      
      - Как поживаете, - сказал он приветливо. - Я видел вас сегодня у Джимми.
      - Да, - ответил человек. - Я тебя тоже запомнил. Меня зовут Пол.
      - Меня - Юджин.
      - Интересуешься, чем это старик занят здесь, в темноте? Ничем особенным, просто делаю деньги, - медленно проговорил Пол. - Сейчас можно делать деньги круглые сутки и в любом месте.
      - Глобализм, - сказал Кропоткин.
      - Call it the way you want (называй, как хочешь), но это так, - ответил Пол. Он помолчал, потом спросил. - Ты ведь русский? Я слышу по акценту. Я хотел бы побеседовать с тобой, если ты не торопишься.
      - Где вы хотите беседовать? - спросил Кропоткин.
      - Мой офис сейчас здесь, - сказал Пол и похлопал по скамейке.
      
      Спешить Кропоткину было некуда. Никто его не ждал. Этот бездомный чудак, названный миллионером, был ему интересен.
      
      - Что ж, - сказал он, усаживаясь рядом с Полом. - Давайте поговорим.
      - Наш разговор будет о деньгах. Это единственная вещь, которая меня интересует. Деньги - это особая субстанция, - сказал Пол и замолчал.
      - Когда я был молодым, отец иногда помогал мне деньгами, - сказал Кропоткин. - Если я заходил, когда его не было дома, то находил записку: "Деньги под увеличительным стеклом". У него на письменном столе лежало старое толстое увеличительное стекло без оправы вместо пресс-папье. От того, что деньги были под увеличительным стеклом, их должно было казаться больше.
      - Это остроумно, - ответил Пол без улыбки. - Где он сейчас?
      - Умер.
      - I am sorry to hear that (сожалею об этом), - пробормотал Пол и опять замолк.
      
      Он сидел неподвижно, уставившись в темноту. Кропоткину захотелось провести рукой перед его лицом, но он удержался и молча ждал продолжения.
      
      - Итак, деньги, - произнес, наконец, Пол. - В настоящий момент меня интересуют именно деньги, то есть currency (валюта) разных стран. Не возражаешь, если я задам тебе несколько вопросов? - Пол оживился и заговорил быстрее, чем прежде. - Под какой процент ты сейчас можешь взять кредит здесь, в Штатах?
      - В зависимости от суммы, - ответил Кропоткин. - Думаю, сейчас реальная цифра от шести до семи процентов.
      - Хорошо, пусть семь, - согласился Пол. - А ты знаешь, какой процент банки сейчас выплачивают по вкладам в России?
      - Нет, - сказал Кропоткин. - Не интересовался этим с тех пор, как переехал сюда.
      - Я узнал, что главный банк России, Госбанк, предлагает двенадцать процентов. Думаешь, это правда?
      - Вполне может быть, - подтвердил Кропоткин. - Только и риск там гораздо выше, чем здесь.
      - Ты уверен? - усомнился Пол. - У тебя есть отрицательный опыт?
      - Есть, - сказал Кропоткин. - В СССР операции с валютой были запрещены. По вкладам в рублях Госбанк выплачивал до трех процентов в год. Так продолжалось до конца восьмидесятых, до перестройки. Потом началась инфляция...
      
      Кропоткину вспомнилось, как в весной 89-го года он с веселой девушкой Таней зашел в недавно открывшееся на Полянке кооперативное кафе. За соседним столом сидела небольшая компания, в которой выделялись двое. Первый заявил, что его недавно показывали по телевизору. Потом сказал, что нужно конкурировать с государством, и что через два года его личный капитал составит миллион рублей. Второй, судя по выговору, провинциал, все спрашивал суетливо: "Можно я скажу? Можно я объясню?" Он громко чихнул и долго извинялся, напомнив незабвенного персонажа из "Смерти чиновника". У них за столом не оказалось спичек. Провинциал обернулся и спросил огня у Тани, сидевшей ближе к нему. Таня протянула ему спички, а Кропоткин сказал негромко, что вот так, на спичках, и накапливаются миллионы рублей. И посоветовал Тане взять автограф у будущего миллионера. Тот насторожился, когда Таня с радостным простодушием попросила: "Распишитесь, пожалуйста!" "Они что, с ума сошли?" - пробормотал он. Но провинциал смотрел на него с восторгом, не видя в просьбе Тани ничего смешного. И конкурент государства расписался на коробке, сказав самодовольно, что с нее рубль за автограф. Через два года у него могло быть гораздо больше миллиона. А что толку?
      
      - Какова была инфляция? - отвлек Пол.
      - Водка в России всегда была всеобщим эквивалентом, - сказал Кропоткин. - Особенно под Новый год. В конце 91-го бутылка стоила сто рублей, а в конце 92-го - четыреста. Значит, процентов четыреста.
      - Это был особый случай, - заметил Пол. - Перестройка Горби, почти революция. Ну а потом?
      - Потом гражданам разрешили покупать и продавать валюту, открывать валютные счета в банках. И сразу появились банки и акционерные общества, предлагавшие очень высокие проценты по вкладам и ценным бумагам.
      - Говори точнее, - поморщился Пол. - Насколько высокие?
      - Сто и больше процентов в год.
      - В рублях? Но это ничто при инфляции в четыреста процентов!
      - Нет, сто процентов в долларах. При этом курс доллара почти не менялся, несмотря на инфляцию, которая, правда, замедлилась процентов до тридцати.
      - Потом все эти банки лопнули? - предположил Пол.
      - Лопнули, - подтвердил Кропоткин.
      Недавно в гостях он видел, как дети играли в настольную игру под названием "Пирамида". "Это не Мавродий изобрел?" - спросил Кропоткин маму одного из детей, объяснявшую правила игры. С некоторых пор в России достаточно произнести два слова "Мавродий" и "пирамида", и больше ничего объяснять не надо.
      
      - Но это были частные банки, - сказал Пол. - А что происходило с вкладами, обеспеченными государством?
      - Госбанк постепенно уменьшал проценты вслед за снижением инфляции. Потом случился дефолт 1998 года...
      - Я знаю про дефолт, - перебил Пол. - От дефолта опять пострадали вкладчики частных банков.
      - Те, кто покупал акции, гарантированные правительством России, тоже потеряли свои деньги, - сказал Кропоткин. - Он назывались ГКО.
      - Да, знаю ГКО. От выплат по ним обновленное правительство России отказалось, но обычные валютные вклады не пропали. Да и ГКО сейчас реструктурировано.
      - Вы знаете финансовую ситуацию в России лучше меня, - сказал Кропоткин. - Лично я субъективно испытываю недоверие к российскому валютному рынку. Никогда не знаешь, сможешь ли получить обратно вложенные деньги. Когда я приехал в Америку, по телевизору показывали рекламный клип. Дядя в очках вел за руку девочку лет четырех и объяснял, что если послать ей пять долларов, то она получит одежду, образование, медицинскую помощь. Недавно я снова увидел этот клип. За десять лет девочка совсем не изменилась. Не подросла. И по-прежнему ей нужно пять долларов на одежду, образование, медицину. И я подумал, что эти пять долларов на самом деле нужны не ей, а кому-то другому.
      - Ты настроен слишком скептически, - сказал Пол. - В финансовых вопросах нужно рисковать. Иначе успеха не добьешься. Деньги приходят к деньгам.
      - Вот с этим я согласен, - подтвердил Кропоткин. - У меня в Москве есть два друга. Один богатый, другой бедный. Бедный получил в наследство от бабушки квартиру на улице Нагорной. Продал ее, продал квартиру, в которой жил сам, и с трудом купил квартиру чуть больше, чем имел раньше. У богатого друга тоже была квартира на улице Нагорной. Он в ней не жил, сдавая жильцам. Вдруг дом, в котором была эта квартира, решили сносить. Сейчас в Москве сносят дома, построенные в 60-е годы. И ему бесплатно досталась лучшая квартира в новом доме. Ничего продавать и покупать не пришлось. Деньги к деньгам.
      - Gold to gold, - кивнул Пол. - Прежде, чем перейти к делу, еще пара вопросов к тебе. Для поездки в Россию тебе нужна виза?
      - Нет, - ответил Кропоткин. - У меня есть русский паспорт.
      - Хорошо, - удовлетворенно сказал Пол. - А чем ты зарабатываешь на жизнь? Сможешь отложить дела и уехать на несколько дней?
      - Я переводчик, - объяснил Кропоткин. - Состою в NAATI.
      - Что это? Как ты сказал? NATI?
      - Национальная ассоциация переводчиков. У меня там уровень пять, продвинутый. Через нее я нахожу клиентов. Как раз сегодня мне оплатили большую письменную работу.
      - Понятно, - сказал Пол. - Тогда у меня к тебе есть деловое предложение. Ты поедешь в Москву и откроешь там в государственном банке счет под двенадцать процентов в год.
      - На какую сумму?
      - На небольшую. Я даю тебе чек на пятьсот тысяч, ты депозитируешь его здесь, а потом переводишь деньги на новый счет в Москве. Сможешь это сделать?
      - Вы не боитесь? - спросил Кропоткин и прямо взглянул в выцветшие голубые глаза Пола. Пол чуть заметно улыбнулся.
      - Я уже говорил, что в финансовых вопросах не обойтись без риска. Я открою тебе кредит на эти полмиллиона. Если все пройдет удачно, получишь два процента. Остальные десять вместе с остальной суммой через год вернешь мне.
      - Дайте подумать.
      - Это десять тысяч, - насмешливо подсказал Пол.
      - Три процента, - сказал Кропоткин.
      - Два с половиной. Поездка в Россию за мой счет. Завтра ты подпишешь бумаги на кредит, и я дам тебе чек. И можешь заказывать билет в Москву.
      
      Кропоткин смотрел на Пола. "Если он миллионер, зачем ему это нужно? - думал он. - А если нет, почему хочет рискнуть, не зная меня, моей кредитной истории? Smart but crazy, похоже на то".
      
      - Ты не обманешь, - сказал Пол. - На полмиллиона все равно долго не проживешь. Стоит ли рушить свою будущность из-за такой суммы? Итак, deal?
      - Deal, - кивнул Кропоткин.
      - Окэй, встречаемся завтра в 9 часов в кафе у Мансура. Это рядом с парикмахерской Джимми, - выговорил Пол слабым безжизненным голосом, сразу потеряв интерес к дальнейшему разговору, и уставился в экран компьютера.
      - Спокойной ночи, - сказал Кропоткин, вставая со скамейки.
      - Спокойной ночи, - чуть слышно ответил Пол.
      
      Кропоткин снова шел по темной аллее между пальмами. "Бесплатная поездка в Москву, больше тысячи долларов в месяц за то, чтобы открыть счет в банке. Smart but crazy", - думал он. Он вспомнил о чеке, полученном сегодня за перевод: "Деньги к деньгам".
      
      ----------
      
      Летним вечером самолет снижался, приближаясь к аэропорту Шереметьево. Кропоткин смотрел вниз. Среди зелени лесов и пестрых кукольных крыш вспыхивали, освещенные заходящим солнцем, золотые луковки церквей. "Купола в России кроют чистым золотом, чтобы лучше Господь замечал", - вспомнил он.
      Несколько человек в здании аэропорта предлагали такси.
      
      - В Столешников отвезешь? - обратился Кропоткин к одному из них.
      - А где это?
      - По Москве ездишь, а Столешников переулок не знаешь! - удивился Кропоткин. - Петровку знаешь? Хорошо, где Большой театр, знаешь?
      - Знаю! Поехали! - обрадовался водитель.
      - Расписку дашь?
      - Чего?
      - Ладно, поехали.
      
      В гостинице "Marriott" на углу Столешникова и Петровки Кропоткин поднялся в номер, зажег лампу и огляделся. "Чисто, тепло, уютно. И дорого. Хорошее место", - подумал он.
      Зазвонил телефон.
      
      - Добрый вечер, - сказал сладкий женский голос в трубке. - Не желаете провести время с девушкой?
      - С какой девушкой? - не понял Кропоткин.
      - С молоденькой, хорошенькой! - заворковал голос.
      - Спасибо, в другой раз, - сказал Кропоткин и повесил трубку.
      
      Он собрался в душ, когда телефон зазвонил снова. Мужчина был краток и деловит:
      - Девушку не надо?
      
      Кропоткин нажал отбой и набрал ноль. "Нельзя ли сделать так, - спросил он, - чтобы не звонили по поводу девушек?"
      Он понял, что порядки в Москве сильно изменились. Пожалуй, прежде, чем идти в Госбанк, надо провести разведку. Ему вспомнилась знакомая по Америке вывеска "Citibank", промелькнувшая на Тверской за окном такси.
      Утром он прошелся по Камергерскому переулку, ставшему пешеходным. По обеим сторонам выложенной серым кирпичом мостовой стояли столики кафе и ресторанов, занимавших почти все первые этажи домов. Но книжный магазин на углу Дмитровки сохранился. МХАТ тоже был на месте. Кропоткин вышел на Тверскую и свернул направо.
      В офисе Citibank его встретил деловитый молодой человек в строгом костюме, и услышав, что Кропоткин хочет открыть счет, пригласил за стол. Он посмотрел паспорт Кропоткина и сказал:
      
      - Мне нужен внутренний паспорт.
      - У меня другого нет, - ответил Кропоткин.
      
      Молодой человек достал из стола отпечатанный лист и положил перед Кропоткиным.
      
      - Вот требования нашего банка, при соблюдении которых мы открываем счет, - объяснил он. - Необходима прописка и справка с места работы.
      - Видите ли, - сказал Кропоткин. - Я постоянно проживаю в США. Нельзя ли все-таки открыть счет и иметь возможность переводить на него деньги из других отделений Citibank?
      - Счет в принципе открыть можно и без прописки, - ответил клерк, сразу поскучнев, и Кропоткин вспомнил Пола, тоже потерявшего к нему интерес, как только разговор перестал касаться денег. - Но делать вклады и снимать средства со счета вы сможете только лично. Дебетовую карту мы вам выдать не сможем.
      
      Кропоткин понял, что выполнить поручение Пола будет нелегко. Несмотря на обещание room service ему вчера еще несколько раз звонили и предлагали девушек, пока он не отключил телефон. Идти в Госбанк смысла не было. Тогда он вспомнил Антона, своего богатого друга, о котором рассказывал Полу. Вернулся в отель и позвонил ему. Мужской голос ответил, что Антона позвать нельзя.
      
      - Передайте, пожалуйста, что звонит Кропоткин. Я только что приехал из Америки и хотел бы с ним поговорить.
      - Подождите, - сказал мужчина после паузы.
      
      Трубку взяла Лена, жена Антона. Она была приветлива, звала Кропоткина вечером в гости и назвала мобильный телефон мужа.
      
      - А-а! Америкашка! - сказл Антон. - Надолго приехал? Какие планы?
      - Хотел открыть счет в банке, но оказалось, что без прописки нельзя, - объяснил Кропоткин.
      - А что, много денег завелось? Ладно, вечером поговорим. Как тебя найти? Ты где остановился?
      - В Столешниковом, - сказал Кропоткин.
      - Я часов в семь поеду с работы и заберу тебя, - предложил Антон. - Куда тебе звонить?
      - Сюда, в гостиницу. Хотя... Скажи, где купить мобильный телефон?
      - Найди магазин "Евросеть". Их полно в центре. Там разберешься.
      
      Купить телефон без московской прописки тоже оказалось нельзя. "Как при советской власти, - подумал Кропоткин. - Ничего не получается. Надо заняться чем-нибудь другим".
      Главный вход в музей изобразительных искусств был закрыт. Возле колон детища Цветаева стоял автобус. Люди в комбинезонах носили в него картины в рамах, запакованные в оберточную бумагу. Пускали в музей сбоку, через служебный вход.
      На первом этаже перед копией статуи Давида стояла молодая пара. Кропоткин, проходя мимо, услышал, как парень сказал что-то уважительное, задрав голову перед гипсовым гигантом. Девушка скептически хмыкнула и заметила, обнаруживая некоторый жизненный опыт: "Яйца большие, а член маленький".
      Вход в залы импрессионистов преграждали стулья. "Переезжаем, - объяснила пожилая женщина, стоявшая позади них. - В соседнее здание. Заходите через месяц".
      "И здесь то же, - подумал Кропоткин. - Надо постоянно проживать в Москве".
      Пока он бродил по залам, на улице прошел дождь. С высоких голубых елей редкие капли падали на мокрую траву газона, на каменную ограду здания, на асфальт тротуара. Кропоткин стоял в раздумье. Мимо, покачиваясь, шел мужчина средних лет. Он остановился и спросил: "Ждешь, что ли, кого?" Кропоткин посмотрел на него. "Во всяком случае, не тебя", - ответил он.
      
      ----------
      
      Антон забрал его вечером на Петровке. Узнав, что Кропоткин так и не смог разжиться телефоном, он порылся в переднем отделении машины и достал оттуда маленький siemens.
      
      - На, пользуйся, - сказал он. - Деньги кончатся, зайдешь в любой супермаркет, заплатишь рублей сто.
      - А номер у него какой? - спросил Кропоткин.
      - Номер? Набери мой, определим.
      
      Антон теперь жил за городом в большом двухэтажном каменном доме. На крыльцо вышла его жена Лена. Посмотрела на Кропоткина и сказала, улыбаясь и качая головой:
      
      - Ай, как изменился! Иностранец, совсем иностранец!
      - В чем же перемены? - спросил Кропоткин, целуясь с ней.
      - Не знаю, - ответила Лена. - Но сразу видно, что человек из-за границы.
      - В Америке видели в нем переодетого чеченца, а в России случайно родившегося в Москве американца, - насмешливо сказал Антон.
      - Как тут у вас славно, - похвалил Кропоткин, оглядывая обширный участок перед домом с высокими старыми соснами и раскидистыми березами. - Мое чечено-американское сердце радуется.
      
      За ужином выяснилось, что Антон теперь совсем не пьет. "Старость - не радость", - вздохнул он. Кропоткин выпил с Леной по рюмке красного французского вина. Антон чокнулся с ними минеральной водой.
      
      - Так ты и не женился снова? - спросила Лена.
      - Нет. В Америке мужчина запуган харасментом и держится от женщин подальше, - ответил Кропоткин.
      - Надо тебе в Москве невесту подыскать. Такой красавец пропадает, - сказала Лена.
      - Он сюда не за этим приехал, - сказал Антон.
      - А зачем же?
      - А я еду, я а еду за деньгами, - пропел Антон.
      - Ясно. Значит, не за туманом, - сказала Лена.
      
      После ужина Антон повел Кропоткина в подвал, где были устроены бассейн и сауна. В парилке Кропоткин рассказал о предложении Пола. Антон слушал внимательно.
      
      - Значит, отвалил полмиллиона баксов. Так, может, тебе остаться в Москве и зажить спокойно? Интерпол из-за такой малости беспокоить не станут, - предложил он.
      - Так вопрос не стоит, - ответил Кропоткин. - Я не собираюсь его обманывать.
      - А ты думал, зачем ему это нужно?
      - Думал. По договору я должен выплатить ему полмиллиона плюс девять с половиной процентов через год, или просто вернуть полмиллиона через месяц, если ничего не получиться. С учетом оплаты поездки мне приходится около четырех процентов, ему - восемь.
      - То есть он хочет переложить часть риска на тебя. Если деньги здесь, в Москве пропадут, ты останешься ему должен. Ты недвижимость под это не закладывал?
      - У меня нет недвижимости, - сказал Кропоткин. - Я снимаю квартиру. Получить с меня деньги по такому договору будет очень трудно. Во всяком случае, в тюрьму не посадят. Мне кажется, его расчет такой: если где-то платят по вкладу восемь процентов вместо пяти, то отказываться нельзя. Smart but crazy. А я просто давно не был в Москве. Да еще рассчитывал что-нибудь с этого заработать без особых хлопот. Правда, теперь вижу, что насчет хлопот несколько погорячился.
      - Вы оба ненормальные, - сказал Антон. - Ладно, завтра попробуем тебе открыть счет в Госбанке.
      
      ----------
      
      Из-за перемены времени Кропоткину не спалось. Он встал с дивана, накинул халат, выданный Антоном, и вышел на балкон второго этажа. Ночь была тиха и тепла. Листва берез чуть слышно шелестела от легкого ветерка. Он подумал, что если со счетом ничего не получится, то из-за одной такой ночи стоило приехать в Россию.
      Вдруг за деревьями и темными контурами соседних домов раздался низкий тяжелый гудок тепловоза, загрохотал по стыкам рельс близкий товарный состав. А ветерок донес запах навоза с очистного сооружения или свинофермы. Кропоткин улыбнулся: "Не забывай Родину!"
      
      ----------
      
      Утром на кухне Антон звонил по телефону, прихлебывая кофе из большой чашки. "Есть у него паспорт, - говорил он. - Российский заграничный. А прописки нет. Да? Ну и что? Да у вас ничего нельзя! Вам приносят пол-лимона бабок, а вы отказываетесь. Вы, ребята, привередливые. Как кони Высоцкого. Где? Ты скажи, когда подъехать. Через час, ну через полтора. Ольга? Понятно. Проследи, чтобы она была на месте в 12 часов".
      - Готов? Поехали, - обернулся он к Кропоткину. Паспорт не забудь.
      
      У входной двери Антон, поморщившись, попытался засунуть ногу в ботинок.
      
      - Распухла, - вздохнул он и надел шлепанцы. - Э-э! Да мы сегодня без машины, - сказал он, выходя на крыльцо. - Мою водитель повез в сервис, а Лена уехала с детьми. Что же нам делать-то?
      - А на электричке? - спросил Кропоткин.
      - Сейчас перерыв часов до двух. Ладно, пошли на трассу, тормознем кого-нибудь.
      
      Минут через пятнадцать им удалось остановить маршрутное такси. Возле кольцевой дороги началась "пробка". Водитель объезжал тяжелые грузовики по обочине. "Газель" то подпрыгивала на буграх, то утопала колесами в глубоких лужах. В машине было душно, пыльно. На первой же остановке Антон махнул Кропоткину: "Выходим". Они вылезли на тротуар.
      
      - Как говорил Брежнев, пообщался с народом, - отряхиваясь, сказал Антон.
      
      Кропоткин посмотрел на его костюм, галстук и шлепанцы.
      
      - Вам, гражданин, стоило бы лучше подумать на досуге о чести российского бизнеса, которую вы попираете тапочками! - строго ответил он.
      
      Антон усмехнулся, но, не теряя времени, уже взмахом руки останавливал кого-то на проезжей части.
      Отделение банка, в которое Антон направил Кропоткина, находилось в переулке неподалеку от Страстного бульвара. Его встретила Ольга, высокая блондинка лет двадцати пяти с большими серыми глазами, одетая в белую блузку и строгую серую юбку. Она предложила ему кофе, и сразу предупредила, что случай сложный.
      Она долго возилась с бумагами и компьютером, копировала все страницы его паспорта, уходила с кем-то советоваться, подписывать что-то. Кропоткин любовался ее серьезным лицом, высокой прической, гибкой фигурой, длинными ногами на высоких каблуках.
      Часам к четырем выяснилось, что лучшие условия, которые может предложить банк, это десять процентов годовых с выплатой дивидендов в конце срока депозита.
      
      - Вас это устраивает? - спросила Ольга, озабоченно глядя в бумаги на столе.
      - Устраивает, - ответил Кропоткин, скользнув взглядом по вырезу блузки, где начинались нежные налитые груди.
      - Когда будете деньги вносить?
      - Я переведу с американского счета, - сказал Кропоткин, ожидая услышать, что этого сделать нельзя без московской прописки и справки с места работы.
      - Хорошо, вот реквизиты, - легко согласилась Ольга, протянув ему полоску бумаги. - Тогда все на сегодня?
      - Все, - кивнул Кропоткин.
      
      Он спустился по отделанной белыми плитками лестнице на первый этаж и вышел в переулок мимо охранника, открывшего ему дверь. Надо было вернуться в гостиницу, через компьютер заказать перевод денег на только что открытый счет, послать сообщение Полу и попытаться сбить его на один процент. Но Кропоткин стоял на тротуаре, рассеянно глядя по сторонам. Что-то должно было случиться. К счастью или к несчастью.
      Дверь отворилась и из подъезда вышла Ольга. Кропоткин посмотрел в ее большие серые глаза.
      
      - Вы не торопитесь? - спросил он. - Можно вас проводить?
      
      Она окинула быстрым взглядом его стройную фигуру, словно увидела впервые. Дернула плечом.
      
      - Проводите.
      
      Они пошли по переулку вниз, к бульвару.
      
      - Метро "Кропоткинская" не в вашу честь названо? - спросила она насмешливо.
      - Нет, в честь князя Петра Кропоткина.
      - А он вам кто?
      - Можно сказать, никто. Очень дальний родственник.
      - А я Романова, - сказала Ольга.
      - Хорошая фамилия, - отозвался Кропоткин.
      - Царская, - сказала Ольга.
      - Один мой знакомый говорил, что настоящая русская фамилия должна быть образована о мужского русского имени. Иванов, Петров, Романов. Сам он тоже был русским и имел соответствующую фамилию - Моисеев.
      Ольга фыркнула.
      - А ваша, получается, не вполне русская, - заметила она.
      - Не вполне, - согласился Кропоткин. - Она происходит от Рюриковичей. То есть, прямо от варягов.
      
      Они пересекли бульвар и свернули на Петровку. Во дворе за старыми железными воротами играла музыка. Через открытую калитку была видна часть двора со скамейкой, на которой сидели двое охранников в черной форме. Дальше толпилась молодежь.
      Кропоткин прочитал вслух надпись над воротами: "Музей современного искусства". "Зайдем?" - предложил он.
      Они прошли через калитку. Слева, в углу двора, играла рок-группа из пяти человек. Весь двор по периметру был заставлен темными истуканами, изображавшими Высоцкого, Окуджаву, Ахматову. Еще много кого. "Это что, все Церетели?" - спросил Кропоткин. Ольга молча пожала плечами. "Теперь я понимаю, почему в одной передаче Би-би-си говорилось о процессе "церетелизации" Москвы. Ceretelization of Moscow. Я думал: Петр I, кони на Манежной площади. Хорошо, пусть. Но теперь вижу, что дело серьезнее".
      У калитки, очень близко к стене дома, на большом камне стоял незамеченный ими при входе чугунный мэр Лужков. В полный рост, в больших сапогах, в рукавицах, в неизменной кепке, с метлой в руках. Кропоткин задержался возле статуи.
      
      - Вот это я понимаю, - сказал он и прочел подпись у ног истукана. - "Дворник. 2002 год". Вчера вечером по телевизору выступал главный архитектор Москвы. По совместительству первый вице-мэр. Ведущий его так назвал несколько раз. Звучало замечательно: Первый лицемер Москвы. А вот его шеф, главный дворник. А еще есть департамент муниципального жулья. Вам не приходилось там бывать?
      - Вы зря насмехаетесь, - сказал Ольга. - Лужков много полезного сделал для Москвы.
      - Не сомневаюсь. Просто любопытно, что истинные названия сами собой проступают, характеризуя тех, кто их придумал.
      
      Они вышли из двора. На другой стороне улицы у входа в монастырь возле башни сидели нищие. Один из них поднялся и наискось через проезжую часть пошел навстречу. Как будто не замечая Ольги, он остановился прямо перед Кропоткиным и обратился к нему: "Брат! Помоги, чем можешь!" Кропоткин выгреб мелочь из кармана брюк, протянул попрошайке и с улыбкой перекрестил его освободившейся рукой. Тот шутовски поклонился и пошел назад через улицу.
      
      - Глаз-алмаз. Сразу вас вычислил, - отметила Ольга. - Больше ни к кому не подошел.
      - Мне уже говорили, что я похож на иностранца. Хотя обратился-то он по-русски.
      - А вы хотели, чтоб по-французски.
      - Ну да. Жо не манж па сис жур. Как-нибудь так.
      - Вы его и так прекрасно поняли, - ухмыльнулась Ольга.
      
      Они шли вниз по Петровке, как будто имели общую цель, о которой давно условились. Спустились к Столешникову.
      
      - Вы где остановились? - спросила она
      - В гостинице.
      - Ну и как вам сервис в Москве?
      - Чисто, уютно, - сказал он. - Только телефон замучил. Все время предлагают девушек.
      - Не удивительно: одинокий иностранец, да еще такой красавчик.
      - Им, я думаю, это все равно. Лишь бы деньги были, - ответил Кропоткин.
      - А мне нет, - вдруг сказала Ольга.
      - Тогда поднимемся ко мне? - предложил он, указав на верхние окна отеля.
      - Вы привыкли, конечно, что женщины вам не отказывают. Не удивляетесь, что я увидела вас в первый раз, и то по делу, и уже здесь? - спросила она, когда они вошли в номер.
      - С тех пор, как развелся, я все больше встречаюсь с девушками по объявлению, - ответил он.
      - И сколько у вас это удовольствие стоит? - спросила Ольга, усевшись в кресло.
      - Вообще-то у нас это запрещено. А стоит долларов двести и дороже.
      - Так и у нас запрещено.
      - Да? - удивился Кропоткин. - Какой же это закон? Неужели Дума сформулировала запрет на секс за деньги?
      - Сорок вторая статья, - сообщила Ольга протокольным голосом. - Содержание притона.
      
      Они лежали на широкой кровати, покрывало с которой было сброшено на пол. Ольга накручивала завитки его светлых волос на палец.
      
      - Как будто "химию" сделал, - сказала она. - И как это от тебя жена ушла, от такого красавчика!
      - Старая история. За границей начинать жизнь не так-то просто. Денег не хватает. Психологическое состояние тоже не самое лучшее. Иллюзии исчезли. А рядом оказываются вполне обеспеченные люди. Семейная постройка закачалась. Женщина решает: "Черт с ним! Пусть сам выбирается из-под обломков, как знает. А я начну новую жизнь с чистой страницы".
      - Слушай, - вдруг сказала Ольга. - Одолжи мне двести долларов.
      
      Кропоткин поднял голову с подушки и посмотрел на нее.
      
      - Конечно, - ответил он. - А что, ты уже уходишь? Я думал, мы пообедаем где-нибудь.
      
      Голос его не изменился, но Ольга заговорила быстро, словно боясь, что он не дослушает.
      
      - Я не из-за денег ... Просто ты мне понравился. Думаешь, раз в банке работаю, то богатая? Я же не москвичка. Из Смоленска. В банк еле устроилась. Высшее образование, а зарплата - 500 баксов. За квартиру плачу почти столько же. Как прожить? Вот у вас сколько в месяц получают? В среднем?
      - Не знаю, - сказал Кропоткин. - Кто сколько может, столько и зарабатывает. - Он обнял ее, тронул большую нежную грудь. - Такая хорошенькая!
      - Я мягкая и пушистая! - промурлыкала она.
      - У тебя boy-friend есть? - спросил он.
      - Я их меняю, как перчатки, - ответила она, улыбаясь. - Сейчас - нет. Сейчас - ты мой boy-friend.
      
      Одевшись, она причесывалась у зеркала.
      
      - Пойдешь завтра со мной на крестины? - спросила она. - Я буду крестная мать.
      - А я - крестный отец?
      - Отец без тебя найдется. Пойдешь?
      - Отчего же и не пойти? - сказал он раздумчиво.
      
      Остаться на ночь она отказалась. На Петровке они остановили машину. Перед тем, как сесть в нее, Ольга прижалась к нему и поцеловала в губы. "До завтра", - прошептала она.
      Он вернулся в гостиницу, пошел в business-center и послал сообщение Полу с описанием условий, предложенных Госбанком. В Калифорнии было утро, и Пол, ранняя пташка, сразу ответил. Десять процентов, конечно, мало, писал он. Но если Кропоткин согласен на соотношение восемь с половиной - полтора, deal остается в силе. Кропоткин представил узкое безжизненное лицо Пола, худую фигуру, завернутую в одеяло на скамейке под пальмой. "Полтора процента - это семь с половиной тысяч. Все равно, не из-за денег же я здесь на самом деле", - подумал он. Написал, что согласен, и спросил подтверждение на перевод денег в Россию. "Переводи", - лаконично отозвался Пол. Кропоткин вошел в систему на сайте банка Wells Fargo и выставил требование на трансфер 500 тысяч со своего счета.
      В номере он достал бутылку коньяка "Camus", купленного во Франкфурте в Duty Free, и налил полстакана. Дело сделано. Не так хорошо, как могло бы быть, но не это главное. Чтобы по-настоящему овладеть сверхъестественной силой, нужно побывать в другом мире. Вся эта поездка - репетиция на пути туда. И Ольга тоже каким-то образом участвует в этом.
      Он включил телевизор. В новостях показывали большой пожар на шинном заводе. Ему вспомнились давние слова Антона по поводу пожара во дворе института в гараже военной кафедры: "Если каждый день пить, то когда-нибудь сгорит и все остальное". Кропоткин глотнул коньяка. "Да, когда-нибудь все сгорит", - сказал он.
      
      ----------
      
      Утром Кропоткин в темно-сером костюме, с букетом цветов в руках, стоял на паперти. Он был весело дымно пьян. "Бонжур, мадмуазель", - приветствовал он подошедшую Ольгу. Наклонился и поцеловал ей руку. Ольга была в строгом платье, в шляпке. Она посмотрела на него пристально.
      Младенец, вынутый священником из серебряной купели, громко отчаянно закричал и долго не успокаивался на руках матери, завернутый в простыню.
      Родственники, теснясь, выходили из церкви. Кропоткин поклонился надвратному лику, перекрестился и поднес матери букет цветов. "Поздравляю вас. Дай Бог ему счастья", - сказал он, кивая на красноватое личико ребенка под кружевным чепцом. "Спасибо", - растерянно ответила женщина, глядя на Кропоткина с изумлением.
      Он услышал, как кто-то тихо спросил Ольгу: "Кто это?" Ольга что-то зашептала в ответ. Он обернулся, тряхнул кудрявой головой и сказал радостно: "Я - Евгений Кропоткин из богоспасаемого града Сан-Франциско!" Гости и родственники все разом посмотрели на него. "Прошу вас к нам... на крестины," - неуверенно пригласил его молодой человек, очевидно, отец новоокрещенного.
      В комнате вокруг длинного стола тесно сидели гости. Батюшка в черной рясе, с широким лицом, обрамленным седой бородой, закончив речь, обернулся и перекрестил ребенка, чмокавшего соской в кроватке. Вошедшие последними Евгений и Ольга, задержались у дверей. "Кропоткин и Романова!" - громко сказал кто-то. Все засмеялись и захлопали. Батюшка внимательно посмотрел на Евгения.
      
      - Кропоткин? - переспросил он. - Анархист?
      - Монархист! - звучно ответил Кропоткин.
      
      После коньяка, допитого под утро, несколько рюмок водки привели его в иступленное состояние. Картины дня отрывочно сменялись перед глазами. Сидя на кухне, он рассказывал о сербском православном кладбище в пригороде Сан-Франциско, на котором среди редких балканских фамилий было множество простых русских. "Масловы, Ивановы, Васильевы, Абрамовы. Офицеры и военные моряки, чиновники, ученые, инженеры. Не в Европе, а за океаном, даже на западном побережье Америки, на скромном кладбище столько русских имен, - говорил он. - Сколько же их по всему миру? Это и есть образ Гражданской войны в России". Мелькнуло в дверях озабоченное лицо Ольги. "А есть знаменитые?" - спросил кто-то. "Есть",- сказал Кропоткин. - Княжна Шаховская. Хотя она еще не умерла. На ее могиле только дата рождения. - Романов, двоюродный племянник Николая II. Княжна Кропоткина ... - он поднял протянутую ему рюмку, выпил, не закусив. - Успокой, Господи, их души".
      Карие глаза Кропоткина потускнели. "Романов и Кропоткина, Кропоткин и Романова, - пробормотал он неразборчиво. - Осколки нации".
      Стоя в прихожей, он сокрушенно выговаривал батюшке: "В то время, как перед страной стоит задача во... во... воцерковления русского народа, Алексий II и московская патриархия впали в богомерзкую ересь экуменизма". Не выдержал серьезного тона и засмеялся. Ольга тащила его за рукав пиджака, а батюшка улыбался, оглаживая серую бороду, и напутственно крестил Кропоткина, приговаривая: "Передавайте привет Алькатрасу".
      Остаток дня они провели в постели в его номере. Кропоткин задремал, утомленный алкоголем и любовью. Проснулся, когда наступил вечер. За открытым окном играла музыка, слышались звуки машин, обрывки слов, смех. Рядом пошевелилась Ольга.
      
      - Мне так хорошо, как сегодня, никогда не было, - чуть слышно прошептала она. - Я в тебя влюбилась. Серьезно.
      - Обычно любят красивых и богатых, - ответил Кропоткин. - Но должен тебя огорчить: деньги в банке не мои. Живу я здесь за чужой счет. Своего дома у меня нет. Я - переводчик, едва сводящий концы с концами от заказа до заказа.
      - Все. Мечты разбиты, - сказала Ольга, с театральным ужасом схватившись за голову. - Миллионер оказался нищим.
      
      Он встал, достал бутылку воды из мини-бара, глотнул из нее. Накинул халат, позвонил в офис компании Lufthansa и спросил, нет ли одного места на завтра до Сан-Франциско по его билету с открытой датой. Одно место нашлось.
      
      - И что? - спросила Ольга. - Завтра ты вот так просто уедешь, и все на этом кончится?
      - Я должен ехать, - ответил он. - Моя жизнь давно там, в Америке.
      - Значит, все-таки женат, - пробормотала она сквозь зубы.
      - Я человек не совсем обычный ...
      - Я сразу догадалась, как только тебя увидела, - перебила она.
      - Я имею цель, для достижения которой должен быть один.
      - Не поняла. Чего ты хочешь? Вообще, в жизни?
      - Для приобретения особенных возможностей нужно совершить сверх усилие. Побывать в другом мире. Заплатить самым дорогим, что имеешь.
      - А зачем тебе особенные возможности? Чтоб миллионером стать? - спросила Ольга насмешливо и вдруг заплакала. - Лучше б ты совсем не появлялся, - всхлипывала она. - Ворвался, посветил, как солнышко, поманил и исчез. А не подумал, что после тебя жизнь станет еще грязней и темней, чем раньше. Хотя бы с собой позвал для вида. Я бы все равно не поехала... Но хоть позвал бы...
      
      Кропоткин присел на кровать и стал целовать ее трепещущие веки, соленые дорожки слез на щеках. Он почти готов был остаться. Остаться в Москве, забыв обо всем.
      
      - Кропоткин и Романова, - тихо сказал он. - Романов и Кропоткина.
      - Что-что? - переспросила она.
      - Так, плиты на кладбище. На совести усталой много зла.
      
      Ольга перестала плакать. Отстранилась, встала с постели, высокая, тонкая, гибкая. Cняла платье со спинки стула.
      Одетая, причесанная, строгая, как накануне в банке, она стояла у двери, не глядя на него.
      
      - Не стоит так напрягаться, сказки сочинять про сверх усилия. Езжай в свою Америку, вешаться не стану. Надо же! Влюбилась на свою голову. А двести баксов я тебе не отдам, нет у меня!
      - Подожди, я вызову такси, - сказал Кропоткин.
      - Сама доберусь.
      
      Она вышла и хлопнула дверью. Кропоткин взял телефон, набрал номер Антона.
      
      - Все прошло благополучно. Спасибо. Ольга помогла. Десять процентов тоже неплохо. Завтра уезжаю, - отчитался он.
      - Десять? - переспросил Антон. - Маловато будет, ну да ладно. Значит, теперь можешь спать спокойно, как любимый город. Других проблем не было?
      - Финансовых - нет. Только Ольга обиделась на меня.
      - Ольга? За что?
      - Что уезжаю скоро.
      - Понятно. Роман в одну главу, в котором победа на первой странице, а на последней вместо оглавления счет. Сильно она тебя раскрутила?
      - Она мне не показалась такой. Сказала, что влюбилась, а я, подлец, ее бросил.
      - Это тебе повезло, легко отделался, - усмехнулся Антон. - Она девушка специфическая, погулять любит.
      - Нет, ничего такого не было.
      - Повезло, - повторил Антон. - Ну, раз все хорошо, счастливого пути. Звони при случае.
      - Спасибо, позвоню, - сказал Кропоткин.
      
      ----------
      
      Рано утром Кропоткин стоял в Шереметьево в очереди на регистрацию. Рядом громко объявили об окончании посадки на Мюнхен. Два милиционера, торопясь, подвели к стойке высокого темноволосого мужчину лет сорока, катившего за собой твердый чемодан на колесиках.
       "Тоже иностранец", - отметил про себя Кропоткин.
       Левая рука иностранца была забинтована от запястья до локтя. Он нетвердо стоял на ногах и то и дело пальцами нажимал на веки, очевидно стараясь сфокусировать раздваивающееся восприятие жизни. Один из ментов отдал работнице аэропорта его паспорт и билет, а он сел рядом на приступок для багажа. Другой мент протянул ему узкую полоску бумаги. Пассажир с усилием встал на ноги и медленно стал что-то в нее вписывать. Работница аэропорта смотрела на него со сдержанной насмешкой. Наконец, менты повели его к будкам пограничного контроля. "Повезло ... легко отделался ..." - вспомнил Кропоткин слова Антона и название главы из книги покойного Пола Хлебникова "Москва - веселый город".
      
      ----------
      
      Пол назначил встречу не под пальмой, а в холле отеля Marriott неподалеку от площади Union. Он был одет так же, как тогда, когда Кропоткин увидел его в первый раз, - в темный костюм и белую рубашку.
      
      - Мой офис сегодня здесь, - сказал Пол, похлопав по мягкому бархату дивана, на котором сидел.
      
      Кропоткин посмотрел на него. Узкое лицо Пола было по-прежнему неподвижно. Но глаза изменились. Мешки под ними стали еще больше. А по краям белков словно запеклась черная кровь. Кропоткину показалось, что на него смотрит не человек, а призрак. "Глаза, как у скорого покойника, - подумал он. - Хотя мы все будущие покойники".
      
      - Итак, каково твое мнение о современной Москве? - спросил Пол.
      - Там очень много денег, - ответил Кропоткин.
      - Что, больше, чем в Сан-Франциско? Валяются на улице? - спросил Пол.
      - Нет, на улице не валяются.
      - А здесь валяются. Пока ты был в Москве, я два раза находил деньги. Тринадцать долларов на улице Howard и двенадцать в гараже на улице Sutter.
      - Что, одной бумажкой? - пошутил Кропоткин.
      - Нет, пятью и четырьмя, - серьезно ответил Пол.
      - Цены на квартиры в Москве очень высоки.
      - Высоки? Как высоки? Недавно мэр Сан-Франциско Гэвин Ньюсом купил двухкомнатную квартиру в доме на Русских Холмах за два миллиона триста тысяч.
      
      Кропоткин прикинул, что two bedroom apartment аналогичен трехкомнатной московской квартире. Если общая площадь ее около ста квадратных метров, то за метр выходит двадцать три тысячи долларов. Это слишком дорого для Москвы.
      
      - Думаю, что у мэра Москвы квартира стоит дороже, - ответил он. - Но за квадратный фут в Москве все еще столько не предлагают.
      - Понятно, - сказал Пол. - Твое описание Москвы звучит поверхностно. Впрочем, мне теперь ясно, почему тебе дали только десять процентов.
      
      Кропоткин взглянул в страшные глаза Пола и отвернулся. Ему показалось, что полоски кровоизлияний по краям белков увеличились. Но убедиться в этом было почему-то страшно.
      
      - Деньги важны не сами по себе, - медленно проговорил Пол. - Деньги - это особая субстанция. Они предоставляют человеку особые возможности, но могут и подчинить человека себе.
      - Особые возможности? - переспросил Кропоткин изумленно.
      - Деньги подобны огню для древних людей, - продолжал Пол. - Огонь грел, кормил, светил людям, но мог обжечь или навсегда погаснуть. Только тот получал могущество, кто овладевал секретом, как добыть огонь, когда он понадобится.
      
      Кропоткин подождал, не добавит ли Пол еще что-нибудь, но Пол молчал.
      
      - Я должен был бы сказать: воруют. Это традиционный ответ о положении дел в России. У моего деда была печать, которая оттискивала на бумаге фразу: "В замен похищенного". Кажется, только в России такой штамп находит применение.
      - Воруют везде, но относятся к этому по-разному, - ответил Пол. - Через год мы поедем в Москву вместе, - добавил он вдруг, потом опустил веки.
      - Тогда до встречи? - сказал Кропоткин.
      
      Пол ничего не ответил. Он словно впал в оцепенение.
      
      - Вы в порядке? - озабоченно спросил Кропоткин.
      
      Пол молча кивнул, не открывая глаз. Откинулся на спинку дивана и заложил ногу на ногу, так что стала видна тонкая кожаная подметка одного из ботинок. Кропоткин встал и пошел через холл к выходу из отеля.
      "Через год вместе в Москву, - думал он. - Через год или шах умрет, или ишак, или я умру. Если шах умрет первым, то ишак останется мне. Хочу я этого? Нет. Нужно, наконец, научиться управлять тем, что всегда было во мне, что проявляется само собой, вне моей воли. Как он сказал? Уметь добыть огонь, когда он понадобится".
      
      ----------
      
      - Hi handsome man! How are you! - приветствовал Кропоткина Джимми.
      
      Евгений уселся в кресло. Они обсудили необычно теплый август.
      
      - Ты помнишь Пола? - спросил Джимми, позвякивая ножницами. - Ты как-то видел его здесь. Высокий и худой. Помнишь, а? Так вот, он умер.
      - Когда? - спросил Кропоткин.
      - Два дня тому назад, утром. Прямо здесь, в кафе у Мансура.
      - От чего? - спросил Кропоткин.
      - Не знаю. Может, heart attack, может, stroke. Он же жил на улице. И старый был. Мансур увидел, что с ним что-то не так, и позвонил 911. Но когда приехал доктор, Пол был уже мертвый. Мансур сказал, что у него в портфеле нашли семьдесят тысяч наличными. Помнишь, я говорил тебе, что он миллионер? Smart but crazy.
      - И кому же достались эти деньги? - спросил Кропоткин.
      - Не беспокойся, охотники всегда найдутся. Я не знаю, есть ли у него дети, но наследники объявятся. Наверняка. Знаешь, как говорится: If you think nobody cares try to miss couple of payments, - и Джимми засмеялся.
      
      Кропоткин вышел на улицу. "Шах умер первым, - думал он. - По нему было видно, что он не жилец. Глаза с кровавыми ободками. Джимми прав: наследники найдутся. Остается ждать, когда появится тот, кому я должен вернуть полмиллиона. Теперь или ишак умрет или я умру.
      
      ----------
      
      Ровно через год после первой встречи с Полом Кропоткин получил по почте запрос из адвокатской конторы по поводу кредита в пятьсот тысяч. Контора представляла интересы некоего мистера Боуера, признанного наследником Пола по решению суда города Knoxville штата Tennessee.
      Кропоткин прочел документ и улыбнулся. "If you think nobody cares..., - подумал он. - Ишак хотя и не умер, но предъявить его наследнику будет затруднительно".
      Он знал, что после короткого конфликта России с одним из своих соседей, победоносно завершившегося в их пользу, по сообщениям обеих сторон, и почти незамеченного в остальном мире, Дума приняла закон о запрете денежных переводов за границу. И хотя наивный обозреватель CNN сомневался в технической возможности осуществления такого запрета, а также оспаривал его законность с точки зрения международных юридических норм, запрет действовал уже несколько месяцев. И действовал эффективно. Воспользоваться деньгами с московского счета из-за границы было невозможно.
      Но главное было не в этом. После операции, во время которой Кропоткин на некоторое время технически был признан умершим, он, реанимированный, овладел необыкновенной способностью, открывавшей перед ним особые возможности. Он мог теперь добывать огонь, когда тот становился ему необходим.
      
      ----------
      
      Вечером высоко в небе беззвучно летел самолет, ярко освещенный солнцем, уже покинувшим эту часть земли. За самолетом тянулась белая полоса дыма. В пустоте и чистоте неба он казался одиноким. Не созданием человека, а чьей-то яркой судьбой, оставлявшей заметный, но быстро исчезающий след в золотистой голубизне.
      
      Декабрь 2006.
      
      /-\/
  • Комментарии: 21, последний от 20/10/2014.
  • © Copyright Ayv (ayv_writeme@yahoo.com)
  • Обновлено: 09/01/2010. 51k. Статистика.
  • Рассказ: США
  • Оценка: 7.28*7  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка