Аннотация: 123 подписанта потребовали суда над Израилем за его военные преступления. Правда, они не ожидали, что их бойкот обернется против них самих. Устроители международных фестивалей не расисты какие-нибудь, и бьют они не по морде, а по паспорту.
В разгар ливанской войны, 4 августа 2006 года, 123 деятеля театра и кино из ПА при поддержке 349 их коллег призвали деятелей кино по всему миру, бойкотировать выставки и другие культурные события в Израиле. В их обращении было написано: "Мы призываем международное сообщество, поддержать наш бойкот против кинофестивалей в Израиле, культурных мероприятий и израильских институтов, находящихся на дотации государства, и прекратить всяческое сотрудничество теми культурными и художественными организациями, которые отказались занять четкую позицию против Оккупации, являющейся корнем колониального конфликта".
Авторы обращения взяли за образец культурный бойкот ЮАР. Они обращаются ко всем людям доброй воли и требуют от них бороться с "преступлениями израильской военщины". Как утверждают авторы обращения, "молчание, апатия и бездействие со стороны израильтян можно считать согласием с военными преступлениями, а что касается израильских художников, ученых и интеллектуалов, продолжающих служить в израильской армии, то они напрямую замешаны в этих преступлениях".
Недавно их призыв нашел отклик в сердцах кинорежиссера Кена Лоаха, художественного критика Джона Бергера и писателя Арундати Роя.
123 подписанта потребовали суда над Израилем за его военные преступления. Правда, они не ожидали, что их бойкот обернется против них самих, о чем они и написали в своем журнале "Эдгар" (Вызов). К их большому удивлению, бойкот имел прямо противоположный эффект, и бойкоту подверглись они сами. Помимо своих политических взглядов эти жертвы бойкота имеют один объединяющий их фактор - израильский паспорт.
Устроители международных фестивалей не расисты какие-нибудь, и бьют они не по морде, а по паспорту. В израильском заграничном паспорте, как известно, нет графы "политические взгляды", и нет графы "национальность" или "вероисповедание", зато есть графа "гражданство", а оно израильское у всех - евреев, арабов, друзов, русских и "разных прочих шведов".
Кроме того, израильские деятели кинематографа образуют сплоченный политический блок, прорваться через который и снять свою ленту, да еще получив на это субсидию Минпроса, художники правых убеждений имеют столько же шансов, сколько было у Кузнецова и Менделевича снять на Мосфильме фильм о самолетном деле.
Поэтому выбор у организаторов культурных мероприятий был небогатый. Вот и подвергся бойкоту Ави Муграби, поставивший фильм "Как я перестал беспокоиться и научился любить Арика Шарона". В той же компании бойкотируемых оказалась Oснат Трaбельси, режиссер-постановщик документального фильма "Дети Арны", рассказывающего об Арне Мер Хамис, которая до конца своих дней боролась с "оккупацией" и основала альтернативную систему образования в Дженине. Устроители кинофестиваля во Франции закрыли въезд для Шимона Битона, а ведь он давно живет во Франции и снял фильм "Мур" (Стена), осуждающий защитный забор. Не пощадили организаторы израильских арабов. На кинофестиваль в Париже не пустила "Бадал", фильм, снятый Ибтисамом Маараной о брачном контракте между двумя арабскими семьями. Не пустили устроители одного из подписантов призыва к бойкоту, сына Арны Мер Хамис - Джулиано, сценариста этого фильма. Борец с израильской оккупацией, оказывается, является счастливым обладателем израильского загранпаспорта, обеспечивающего ему свободу передвижения по всему миру. Кроме того, израильское гражданство дает ему право претендовать на стипендии и субсидии от Минпроса для постановки своих фильмов.
Протестуя против такой несправедливости, Элиа Сулейман из Нацерета не стал ставить свою подпись под воззванием о бойкоте, а свою позицию изложил не в местной газете, а в ливанской "Аль-Сафир". Он с горечью писал о том, что бойкоту подвергаются как раз те художники, которые оказывают бескомпромиссную поддержку "палестинскому и ливанскому сопротивлению", "занимают четкую позицию в политической и культурной борьбе, и чья творческая деятельность свидетельствует только об этом. Тем не менее, эти деятели кино подвергаются бойкоту, от них отворачиваются, как от зачумленных, только потому что они являются гражданами Израиля".
А далее выяснилась уж совсем неприглядная часть истории. Некоторые подписанты разъезжали по миру и составляли "черные списки", куда включали своих конкурентов из "могучей кучки" "борьбы против Оккупации". "Боливару двоих не снести", - как мудро заметил писатель О"Генри, повествуя о нравах мафии и большого бизнеса.
Решив, что своим заявлением в ливанской газете он дал понять устроителям международных кинофестивалей, по какую сторону баррикад он находится, гражданин Израиля Сулейман подписал обращение в газету "Гардиан" с требованием бойкота Израиля вместе с еще 92 деятелями искусства во главе с Бергером и Роем.
Идея бойкота зародилась в Англии в академических кругах в 2002 году в связи со строительством забора безопасности. Несмотря на колоссальные усилия организаторов акции, она ни успеха, ни распространения не имела. Как всегда застрельщиками бойкота выступили сами евреи диаспоры и Израиля.
Чего добиваются еврейские левые радикалы и арабские юдофобы, маскирующиеся под интеллектуалов, они и сами не знают. Чего они хотят добиться своим бойкотом? Поддержки любимца "большого шайтана", Америки, Абу-Мазена? Фундаменталистской программы ХАМАСа? "То же отчаяние, - пишет Асма Игбарье, - привело многих либеральных арабских интеллектуалов к поддержке Хасана Насраллы только потому, что он обстреливал Израиль ракетами, или к поддержке Усамы Бин-Ладена, потому что он проучил американцев. Если вы спросите их, что дал реакционный исламский фундаментализм - суннитский или шиитский - арабскому делу, вы получите ответ: Самое главное, мы показали им!"
При этом один из арабских кинематографистов, Абу-Ваиль, указывает на ханжество инициаторов бойкота: "Они призывают к бойкоту Израиля, но сами они зависят от государственного финансирования их фильмов".
Оно конечно, унтерофицерская вдова сама себя высекла - хотели бойкота, получили его, и теперь их фильмы о преступлениях "Оккупации", сделанные израильскими кинематографистами не пускают на международные кинофестивали. Других-то фильмов они не делают.
Сами организаторы бойкота указывают, что одним из критериев бойкота являются источники финансирования. Ведь почти все фильмы, снимаемые израильскими кинематографистами, даже те, которые осуждают "Оккупацию", финансируются за счет Минпроса. Почти все кинематографисты ездят на фестивали за счет МИДа.
Итак, в четверг в начальных школах учителя провели предупредительную забастовку. Ссылаясь на скудость средств, Минпрос отказывается повышать зарплаты учителей и сокращает учебные часы, зато финансирует творчество "мастеров культуры", борющихся с государством, гражданами которого они являются. Одновременно Минпрос и местные органы власти сокращают финансирование женских и мужских религиозных гимназий, где детей учат любить Эрец Исраэль, воевать за нее, отстаивать до последней капли крови. Очевидно, Минпросу нужны не бойцы, а дезертиры из "Еш гвуль". Родители, желающие, чтобы у их детей в школах был нормальный, а не сокращенный учебный день, вынуждены латать бюджет Минфина из своего кармана, доплачивая тысячи шекелей ежегодно за каждого ребенка. Особенно дорого стоят получастные школы с высоким уровнем образования, без насилия, наркомании, алкоголизма и прочих прелестей либерального воспитания.
А, может быть, Минфин посоветует борцам с "Оккупацией" обратиться за финансированием в Иран и Саудовскую Аравию. Пусть за музыку платит тот, кто ее заказывает, а не израильский налогоплательщик.
Опубликовано на "Седьмом канале" http://www.sedmoykanal.com/news.php3?id=220182
Все авторские права защищены и принадлежат 'Седьмому каналу'. Перепечатка или использование материала в любой форме без согласия 'Седьмого канала' недопустима. Ссылка на 'Седьмой канал' при перепечатке обязательна.