Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,Гребешком приглажу хвостикИ верхом поеду в гости.Агния Барто
Элегия о вождении.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Агния Барто
Преамбула о лошадках.
Вы наверное решили, что речь пойдёт о лошадках? Своего рода - да, о лошадках, только металлических, а также об искусстве управления ими, а также об особенностях сдачи теста, а также о кое-чём другом.
Начну с того, что о своей лошадке я и не мечтала. У нас в семье никогда не было машины, городской транспорт, надо сказать, почти полностью удовлетворял потребности быстрой езды, а папа хоть и имел права на вождение грузовика (чем ужасно гордился), на вопрос о собственной лошадке отвечал довольно странно. "Представь себе, - говорил он, - что я веду машину". Я представляла. "С одной стороны - скала (где это он нашёл скалы в средней полосе России?), с другой - овраг. И вот на дорогу выбегают дети. Остановиться уже не успеть. Что же делать - давить детей или самому катиться в овраг?" При нашем альтруистическом воспитании правильный ответ был только один, и он меня никак не устраивал. А значит обойдёмся без "лошадки". О том, чтобы научиться водить самой не могло быть и речи. Почему? Да потому что я была уверена, что такие мягкие и женственные особы (или особи), как я, с рулём просто несовместимы. Вот так и жили. Пока не переехали в другую страну.
У будущего супруга была своя лошадка. Милая, красненькая, уже старенькая клячка o четырёх колёсах (как и положено) с длинным названием, произносящимся, однако, довольно коротко - РЕНО номер 5. (почти как Шанель) :-) Усаживая меня в неё, молодой человек как бы извинился, мол, что есть. Глупенький! Знал бы он, что я различаю эти агрегаты только по цвету, что меня ничуть не смущает отсутствие кондиционера (и это хочу вам заметить в Израиле!) - можно ехать и с открытыми окнами; и отсутствие радио тоже не помеха - прекрасно могу быть и диктором, и исполнителем популярных песен. Только везите куда-нибудь, не важно куда, не важно зачем. Я очень люблю кататься!
Потом произошло событие, после которого лошадка получила прозвище - НАША, хотя возница по-прежнему оставался всё тем же. А потом были и первая остановка посреди ж/д полотна, и нежелание заводиться. И даже рождение нашего ребёнка было частично на совести "лошадки" - побоялись мы возвращаться домой, чтобы подождать развития процесса - ведь неизвестно, захочет ли лошадка завестись, когда это будет экстренно необходимо. Но это всё было общением "на вы". Потом появилась совершенно другая лошадка, новенькая, холёная, с кондиционером и даже, кажется, радио, и супруг правомерно решил, что "любишь кататься, люби и саночки возить". Так я пошла на уроки вождения.
Израильские лошадники.
Учителя мне посоветовала подружка. Аргументом, который меня убедил в пользу её учителя, было то, что а) она сдала тест с первого раза, б) учитель был на 20% дешевле всех остальных. А вообще-то в Израиле получение прав - это хорошо налаженная индустрия, золотая жила, так сказать. (разумеется, не для учеников). Что ещё убедило меня? Да то, что такие же нежные и женственные, как и я, с лёгкостью управлялись с "лошадками" разных мастей, и всё было абсолютно нормально. Элиэзер оказался пожилым учителем с добрыми голубыми глазами, немножко похожий на Деда Мороза. Он подрулил на своём Мицубиши и тут же предложил мне место за рулём. Учёба началась. Поскольку человеком он был религиозным, то прежде чем снять мою руку с ручки переключения скоростей, он извинялся, что меня пришлось потревожить, а потом плавно переводил скорость в нужный режим. Правое зеркало принадлежало только ему. А, собственно, зеркала мне были не нужны абсолютно - я была сосредоточена на том, что окружало меня в машине. Надо было следить за скоростью на табло, чтобы вовремя переключить ручку, нужно было скоординировать левую ногу с правой (поскольку я не органистка, а всего лишь пианистка, пришлось дополнительно поработать с ногами). Но в целом всё шло довольно плавно. Я приезжала на урок, мы катались по городу, а потом меня отвозили домой - иногда я сама, а иногда - следующий ученик. Одно "но" - постепенно я стала замечать, что определить где "право", а где "лево", задача, с которой я всегда с лёгкостью справлялась, становится сложной, а потом очень сложной и даже неразрешимой, если при этом она не подкрепляется жестом руки учителя в нужном направлении. Случилось и ещё кое-что: по мере продвижения вперёд к заветному тесту, я стала всё больше и больше бояться ездить с мужем в качестве пассажира - приходилось зажмуриваться, чтобы не закричать, когда мне казалось, что он не впишется в поворот. Разумеется, это только из-за того, что кресло водителя и пассажира находятcя в машине в разных местах.
И вот настал день первого теста. Элиэзер должен был выйти из машины, а на его место садился тестер. По лицу Элиэзера мы (трое тестируемых) могли понять, повезло нам с тестером или нет, а также - сдадим ли мы с первого раза. На тот момент я взяла уже (внимание!) 60 уроков и чувствовала себя в машине как рыба в воде. Мне "повезло". Прямо при выезде из автошколы мы попали в пробку. Нога на зажигании стала неметь, но тестер предложила (да, это была дама), развернуться в обратную сторону там, где это возможно. "Справишься?" Интересно, почему она спросила? Место было, действительно, узким, и я задела задним колесом за тротуар. Но зато потом было всё замечательно: и параллельная парковка, и въезд на горку, на верхушке которой стоял знак "Стоп". Только бы не поехали на нерегулируемое кольцо о трёх полосах - вот там-то конец моим правам. Пронесло. Но тест я почему-то не сдала. "Ничего, - утешал меня Элиэзер, - ещё несколько уроков (только для поддержания тонуса) и пойдёшь снова, я в тебе уверен." Наконец, я научилась пользоваться зеркалами! Точнее - я поняла, зачем они нужны. То, чему я пока не научилась - это злиться на тех, кто меня подрезает, обгоняет, не уступает дорогу и... лезет под колёса. Едем по городу. Вдруг две девчонки-студентки выпрыгивают на дорогу. Мы с Элиэзером синхронно бъём по тормозам (у учителя есть свой тормоз). "Жить надоело!" - кипятится он. - "А ты молодец, я не был уверен, что среагируешь" "Это ничего, - отвечаю, - а девочки нас не заметили, я сама видела, как они болтали на светофоре, ну вот, не глядя и пошли". На скоростной трассе обгоняет нас какой-то умник. Элиэзер сердится: "Погнал, погнал, на тот свет торопится". "А может у него жена в машине рожает?" - предполагаю. Учитель смеётся. А что? Всё может быть - больница как раз в той стороне.
Кстати, знаете, как в Израиле водят машину? Если знаете - поймёте, если нет... ну и хорошо. Весело водят, с наглецой я бы сказала. А по городу водить - это ж вообще высший пилотаж: там не машины пешеходов пропускают, а пешеходы не пропускают машины. Припарковался на шумной улице - молодец, вот только как выезжать потом будешь, подумал? Нет? А ты подумай. Если не наглый, то выезжать будешь глубокой ночью, когда движение поутихнет. Хотите узнать, где водят хуже? Есть такое место. Оно называется РИМ. Всё.
Но я отвлеклась. Пришло время и второго теста и затем - третьего. Второй тестер написал, что клиент не смотрел в зеркала. Как?! Да ведь я только по ним и ориентируюсь! Оказывается - надо смотреть не только глазами, но и шею тянуть, чтобы заметно было, что силишься что-то увидеть, а ещё лучше при этом приговаривать: "А что я там вижу, в этом зеркале? Так - тааааааааак. Вот сейчас мы и поедем". Но, увы, увы. Третий тест был ещё интереснее, потому что тестер дал по тормозам. Но ведь пересекающая машина была далекоооооооо. Но... "доктор сказал в морг, значит, в морг". Вот так я и не получила водительских прав. "Ну и ладно", - решила и уехала в Америку.
Немножко об Америке.
В Америке всё просто, даже очень просто. Сначала надо сдать теоретичекий экзамен, а потом можно смело садиться за руль при условии, что рядом с тобой человек, у которого есть права. Он-то тебя и будет учить. При этом этому человеку не надо быть сертифицированным учителем вождения, а если это твой муж, ему ещё не надо платить за уроки. Так что очень быстро я оказалась за рулём. Учителей у меня было двое. Второй, четырёхлетний, сидел сзади в своём креслице и подавал голос: "Осторожно, здесь бамп, его надо проехать плавно, а то машину угробишь... А вот здесь "Стоп". Остановись. " Старший учитель только усмехался. Но, ребята (и девчата), водить машину в хороших успловиях может любой дурак. Нам же нужен был экстрим. Итак, по первому дождичку, в пасмурную погоду мы выехали на скоростную трассу. Разрешённая скорость 55 (не пугайтесь, это в милях). Почему же меня все обгоняют? Да потому что это значит, что я должна ехать минимум 60. Но я боююююсь. "Жми на газ!" Жму, но так хочется зажмурить глаза, потому что мне страшно, потому что мне кажется, что машину я не контролирую. "Смещайся!" Да я бы рада, но не могу понять - вот та машина, которая едет сзади меня, она на соседней полосе или через одну? Оказалось, через одну. А как это понять? "Потом привыкнешь". Да? А жить-то хочется сейчаааас.
А потом был тест. Это была песня какая-то, а не тест. Тестер, милый такой кореец, сел со мной рядом, в нашу же машину, без всяких там дополнительных тормозов (вот смелый человек, ей бо), и мы поехали. Я очень старалась. Я уже знала, что разворот на 180 градусов в узком месте делают на предельно низкой скорости, что в зеркала нужно смотреть не только глазами, а и всем телом (это ничего, что глаза только на лице), что.... я много чего знала. Никаких параллельных парковок, только одна прямая в самом конце и... "Учитель?" - спросил тестер моего мужа. И не дожидаясь ответа: "Отличный учитель!" В тот же день я получила свои права. И очень скоро мне купили мою первую лошадку, на которой езжу до сих пор. Что мне в ней нравится? Цвет, размер и наличие двух магнитофонов, а ещё то, что она - автомат. По словам автолюбителей - и не машина вовсе. Но к ручникам у меня особое отношение. Отрицательное, что бы вы мне ни говорили.
О различии полов
Ну и последнее, хоть и не по важности: я поняла вот какую штуку. Почему было так сложно сдать тест тестерам-мужчинам, равно как почему, находясь в одной машине со мной, опытным уже водителем, муж то и дело (как бы помягче выразиться?) возмущается стилем моего вождения? A также почему я чувствую себя не всегда уютно в его машине, несмотря на нулевую аварийность нашего вождения (ттт), что должно было бы доказать, что оба мы неплохие водители? Так почему же?
Почитав литературу, а также подкрепив прочитанное своим собственным опытом, я поняла, что мы разные. Мы все хорошие водители или сразу или становимся таковыми по прошествию какого-то времени и приобретению опыта. Есть клинические случаи, но не о них речь. Разные же мы по природе строения нашего мозга. Никого не удивила? Ну, вот и славно.
Помните девочек, которых я могла бы задавить, если бы не успела нажать на тормоз на уроке вождения? Я успела. Во-первых, потому что обратила на них внимание ещё раньше, когда они стояли на перекрёстке. Потому что двигаясь вперёд на машине, я вижу не только то, что впереди, а и то, что по бокам - включая вывески магазинов, наряды пешеходов и предвижу поведение последних. Мы с Элиэзером, опытным учителем и водителем, одновременно нажали на тормоз. Он - потому что опытный, а я - совершенно по другой причине: я - женщина, и сигнал от мозга "Опасность!" до ноги "Нажми на тормоз" у меня работает быстрее. Опасность я распознала позже в силу неопытности, но сигнал получила быстрее в силу различия полов. Вот так. Хотите эксперимент? Вы стоите на красном сигнале светофора. Зажёгся зелёный. Стартуйте и заодно понаблюдайте, кто стартовал до вас, кто позже, кто вместе. Если вы - женщина, то стартует раньше вас только женщина на лучшей, чем у вас машине. Если вы - мужчина... :-) Не пытайтесь. Мы видим переключение одновременно, но импульс срабатывает у нас быстрее. (если мы не заняты сидящим в машине дитятей или не подкрашиваем в этот момент глазки) :-)
Вот ещё одно. "Тормози!" - кричит мне муж за несколько десятков метров перед красным светофором, - "ты что, не видишь, что он красный?" Нет, я не вижу, я вообще туда ещё не смотрю, я туда не доехала. Мой обзор не узок, как у тебя, дорогой, я успела прочесть вон ту вывеску и заметить, что надо бы завтра остановиться вон у той витрины - там что-то интересное мелькнуло. А вот теперь... что там у нас со светофором? Красный? Отличненько, тормозим. Что так поздно? А к чему торопиться? Я всё успеваю и так, и дистанцию до предыдущей машины держу, и заметила, что сзади никто в меня не врежется, так как такой же торопыга, как ты, уже начал тормозить (именно тогда, когда это посоветовал мне сделать ты), а женщина бы успела и в моём темпе. Что? Если бы впереди тормозил торопыга? Его-то я прекрасно вижу, это не светофор, едва различимый вдали.
На скоростной трассе при медленном движении, перерастающем в пробку. Почему я должна держать огромную дистанцию? Чтобы не врезаться во внезапно остановившуюся машину впереди? Опять двадцать пять! Но мои сигналы быстрее твоих. Я УСПЕЮ нажать на тормоз, поэтому и дистанция моя кажется тебе слишком заниженной. А вот быстро ехать не люблю, извини. Здесь работает мой разум. Разрешённая скорость плюс максимум 10 миль в час. Нет, дело не в боязни полицейских, а в чувстве комфорта. Мне так комфортно.
А помнишь, как наш приятель разбил свою машину в пробке? Он потянулся за кофе, и в это время машина впереди него резко встала. Его машина всмятку. Это ещё одна наша особенность и различие: вы не умеете делать несколько дел одновременно, а мы - да. Говорить по телефону, варить суп и проверять домашнее задание ребёнка - да проще простого! Ещё и погрозить старшему, чтобы не задирал малыша. Слушать радио, вести машину и прочитать название улицы, где надо свернуть направо - нет ничего сложного, а ты почему-то радио выключаешь... Такие мы разные. Но мы прекрасно дополняем друг друга, даже в машине, если ты не будешь в страхе кричать, когда я на ходу одеваю солнечную насадку на свои очки. Oбеими руками. Oтпустив руль.
Как мы живём, путаясь где право, а где лево? Да, очень просто! Между полушариями женского мозга столько связей, что иногда право и лево мы, действительно, путаем, но ведь это не смертельно. Достаточно показать нам ручкой, куда ехать, и всё в полном порядке.
Я лишний раз не обгоню (если человек впереди меня не плетётся, как жалкая кляча), я не стану перестраиваться вправо, если через несколько десятков метров мне нужно свернуть влево, я пропущу того, кому срочно надо проехать, я не стану ругаться на того, кто не заметил, что мне надо перестроиться и не уступил дорогу. И так поступает большинство женщин.
Одна моя знакомая похвасталась, что её друзья мужского пола сказали ей, что она молодец, водит совсем как мужчина. Агрессивно? Безрассудочно? Бесстрашно? Сомнительный комплимент. На самом деле водит она предсказуемо... для мужчин. Но является ли этот стиль вождения более безопасным?
А теперь несколько слов о том, в чём же мужчины лучшие водители. Они, конечно, лучше разбираются в своей лошадке, их интересует больше не цвет, а технические параметры, на которые мы можем просто не обратить внимание. Ну и пространственное ощущение у них лучше, вот почему аварии, совершаемые мужчинами, обычно на дорогах, а женщинами - в собственных гаражах или на парковочных стоянках. И задняя парковка им даётся несомненно легче, чем нам.
Вот такие мысли. Хоть поверьте, хоть проверьте. И... не судите строго водителей ... другого пола.
А заварила я эту кашу только для того, чтобы ещё раз сказать прописную истину, что не боги горшки обжигают, что получение прав - это не смертельный трюк, а вождение - довольно приятный процесс (лично я получаю большое удовольствие, особенно при наличии штурмана рядом). И ещё: будьте внимательны на дорогах: лошадники, всё же, люди разношёpстные, и неумных хватает везде. Поехали?