Венедиктов Вадим: другие произведения.

Сила евреев - в слабости христиан

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 22, последний от 19/01/2010.
  • © Copyright Венедиктов Вадим (benedictus@list.ru)
  • Обновлено: 14/01/2005. 10k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В прошлом году еще опубликовал эту статью в журнале "Русский Дом", январь.

  •   В Иерусалиме многим известен мемориал "Яд Ва-шем" - музей "катастрофы европейского еврейства". Перед зданием музея расположена "аллея праведников мира" или "праведников среди народов" (Avenue of the Righteous Among the Nations). Она усажена деревьями, каждое из которых посвящено одному из так называемых "праведников мира", т.е. тех людей, которые, не являясь евреями, послужили на благо еврейской нации. Одно из этих деревьев посажено в честь известного русского философа второй половины XIX века B.C. Соловьёва. Чем же заслужил он такое уважение со стороны евреев?
       Отвергнув идеи славянофильства, исследуя проблему воссоединения Церквей (католической и Православной), Соловьёв уделял также много времени и сил изучению иудаизма. Ещё в молодости, во время поездки в Англию, Соловьёв ознакомился с каббалой. Впоследствии он освоил древнееврейский язык, изучил Талмуд, завязал связи с российскими евреями, выпустил в свет несколько статей о проблемах еврейства.
       Самая ранняя и самая замечательная статья Соловьёва о еврействе была написана в 1884 году - "Еврейство и христианский вопрос". Еврейству и его истории посвящён ряд других статей Соловьёва: "Новозаветный Израиль" (1885), "Талмуд и новейшая полемическая литература о нём в Австрии и Германии" (1886), "Евреи, их вероучение и нравоучение" (1891), "Когда жили еврейские пророки?" (1896).
       "Еврейский вопрос есть вопрос христианский" - вот главный тезис Соловьёва, заявленный им в первой статье по данной тематике. "Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански". Автор признаёт только религиозное разрешение еврейского вопроса: "Мы потому отделены от иудеев, что мы ещё не вполне христиане, и они потому отделяются от нас, что они не вполне иудеи. Ибо полнота христианства обнимает собою и иудейство, и полнота иудейства есть христианство". Чтобы понять евреев, нужно ответить, по мнению автора, на три вопроса:
       "1) Почему Христос был иудеем, почему краеугольный камень Вселенской Церкви взят в доме Израилевом?
       2) Почему большая часть Израиля не признала своего Мессию, почему Церковь ветхозаветная не растворилась в Церкви новозаветной, почему большинство евреев предпочитает быть вовсе без храма, нежели войти в храм христианский?
       3) Зачем, наконец, и ради чего наиболее крепкие (в религиозном отношении) части еврейства вдвинуты в Россию и Польшу поставлены на рубеже греко-славянского и латино-славянского мира?".
       Если отбросить первый вопрос, так как известно, что Христос не был иудеем, то ответы на последующие вполне раскрывают национальный характер евреев.
       Особая черта их - крайний материализм - Соловьёвым оправдана: "Беда не в евреях и не в деньгах, а в господстве, всевластии денег, а это всевластие денег создано не евреями. Не евреи поставили целью всей экономической деятельности -наживу и обогащение, не евреи отделили экономическую область от религиозно-нравственной. Просвещённая Европа установила в социальной экономии безбожные и бесчеловеческие принципы, а потом пеняет на евреев за то, что они следуют этим принципам".
       Чуть позже в статье "Талмуд и новейшая полемическая литература о нём в Австрии и Германии" Соловьёв, как бы говоря от имени иудеев, оправдывает их ростовщичество следующим образом: "Если бы христианское общество, среди которого мы (т.е. - евреи, В. В.) живём, не ставило денег выше всего, то и нам не было причины заниматься денежным делом. Денежное жидовство есть продукт вашей (т. е. - христианской, В. В.) цивилизации: когда мы были самостоятельны, мы славились религией, а не деньгами, храмом, а не биржей".
       Интересно, какой период истории евреев можно отнести к самостоятельному? История древнего Израиля от его истоков и до разрушения Иерусалима и древнего Иерусалимского храма в 70 г. н. э, когда евреи, по мнению Соловьёва, были самостоятельны, складывалась для последних весьма плачевно. Достаточно вспомнить египетское пленение евреев, затем вавилонско-персидское. Потом следовало персидское правление в Иудее, греческое, римское, когда о какой-либо независимости евреев и говорить не приходилось. Было бы банальным, наверное, приводить примеры обличения Израиля, которыми изобилует Ветхий Завет. Так, в книге Исход евреи часто обличаются Богом за их "жестоковыйность" (Исх 33, 3): "Вы людие жестоковыйнии, блюдитеся, да не язву другую наведу на вы и потреблю вы" (Исх., 33,5). Стоит ли припоминать известный всем ветхозаветный эпизод о поклонении Израиля золотому тельцу с печальным итогом для евреев: "И порази Господь люди за сотворение тельца, егоже сотвори Аарон" (Исх 32,35).
       Из приведённых выше примеров видно, что отношения Бога с Израилем складывались непросто. Само слово "Израиль" может быть переведено двояко: "видящий Бога" и "борющийся с Богом". Боговидец и Богоборец.
       Что же побудило русского философа Соловьёва так рьяно оправдывать еврейство, говорить, что оно "представляет собою как бы ось всемирной историй"?
       Изучив Талмуд, Соловьёв делает такой вывод об этой "образцовой книге иудеев": "Талмуд есть то, что закрепляет еврейство в его обособлении; он есть твердыня, ограждающая и отделяющая евреев от остального человечества, т.е. прежде всего, от христианского мира, с которым история связала их теснейшим образом... Талмудическое иудейство содержит в себе практический религиозно-национальный закон жизни... Талмуд нисколько не мешал евреям пользоваться всеми благами современной цивилизации и даже деятельно участвовать в произведении этих благ".
       Скорее, не Талмуд приспосабливает догматы иудаизма и образ жизни евреев к современной цивилизации, а галаха позволяет адаптировать правила Талмуда к условиям современной жизни. В этой книге можно найти ответы на вопросы типа: совместимо ли с законом использование противозачаточных средств? Можно ли включать электричество в субботу? Это не богословие, а трактат по юриспруденции.
       Соловьёв, полемизируя с христианами, от лица евреев высказывает несколько суждений о христианской Церкви, явно не соответствующих действительности: "Но что взяли из христианства для своей жизни сами христианские народы? - задаётся вопросом Соловьёв. - Я не говорю о святых и праведниках они существуют в христианстве и вне его как редкое исключение, но христианство и не гоняется за невозможною целью - исправить всех людей по одиночке, оно не ограничивается проповедью личной морали, оно принимает форму коллективного целого, является как церковь, - и далее. Церковь существует не для того, чтобы произвести только святого человека или производить святых людей по одиночке, а для того, чтобы устроить по-Божьи социальную жизнь, чтобы общественная правда и личная праведность могли взаимно поддерживать и питать друг друга" (Соловьёв В.С "Магомет, Его жизнь и религиозное учение Талмуд". Сб, Алма-Ата, 1991. с.102).
       Трудно лишь по одним статьям судить о том, как Соловьёв разбирался в католицизме или протестантизме, но очевидно одно: Православие он не понимал, не понимал также целей и задач Церкви в отношении к человеку. Как раз христианство, говоря языком Соловьёва, то и делает, что "гоняется" за целью "исправить всех людей по одиночке". Именно по одиночке спасать людей и призвана Церковь Христова, а вовсе не для того, чтобы устроить какую-то "Божью" социальную жизнь. Каждый верующий человек, член Церкви, принял дар благодати крещения и дал при этом "обещание Богу доброй совести" (I Пет. 3, 21), дал лично, за себя самого, а не за абстрактное "коллективное целое". Особенно ярко идею спасения по одиночке в Церкви подчёркивают монахи, своими обетами последовавшие Христу с целью достижения идеала христианской святости. Спасение по одиночке как раз и является особенностью людей церковных, в отличие от людей, живущих "по стихиям мира сего, а не по Христу" (Кол. 2, 8), для которых вопрос о личном спасении просто не существует.
       Замечательно и то, как заканчивает свою статью Соловьёв: "Беда для нас (христиан - В. В.) не в излишнем действии Талмуда, а в недостаточном действии Евангелия. От нас самих, а не от евреев, зависит желанное решение еврейского вопроса. Заставить евреев отказаться от законов Талмуда мы не можем, но применить к самому еврейству евангельские заповеди всегда в нашей власти. Одно из двух: или евреи не враги нам, тогда и еврейского вопроса вовсе не существует, или же они наши враги, и в таком случае относиться к ним в духе любви и мира - вот единственное христианское разрешение еврейского вопроса".
       Как просто у Соловьёва получается! В Евангелии сам Христос говорит по этому поводу: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 43-44). Но это замечание касается личных врагов христианина, а не врагов Истины. Истинный враг христианина - диавол, который пребывает во вражде с Богом. Истинные враги христиан - те, что враждуют с Богом, богоборцы. Талмуд - есть книга богоборческая.
       Как пишет М.В. Назаров в книге "Тайна России", "видя в христианах "присвоителей" тех обетовании Божиих, которые еврейство связывало исключительно с собой, и упразднителей еврейской богоизбранности, иудаизм повёл борьбу с христианством как со своим экзистенциальным врагом. Из Ветхого Завета еврейские религиозные вожди выковали Талмуд - сознательно антихристианскую идеологию, вычистив из своих священных книг все исполнившиеся предсказания пророков о Христе. При этом Божии заповеди об отношении к ближнему стали применять только к своим соплеменникам, освятив двойную мораль в отношении к своим и чужим (которые не считаются людьми) - "гоям" и тем более к христианам.
       Разрешения еврейского вопроса для христиан не может быть в принципе; может последовать разрешение христианского вопроса для евреев, когда они перестанут бороться с Богом и христианами. Кстати, в другой своей статье по еврейскому вопросу ("Новозаветный Израиль") Соловьёв цитирует мысль одного еврея-сектанта, Иосифа Рабиновича, точно отразившую разрешение христианского вопроса для евреев: "...знай же, народ мой, - восклицает Иосиф Рабинович, - что это и есть твоя болезнь, по Нём ты только и страдаешь, - по брате твоём Иисусе. Твоя болезнь только в том, что ты Его не имеешь. Прими же Его и исцелишься от всех твоих страданий". Заканчивая небольшой разбор еврейских симпатий Соловьёва, используем один его афоризм, который нам представляется актуальным и сегодня: "иудеи живут не нашей нравственной силой, а нашей нравственной, или лучше безнравственной, слабостью". Другими словами: сила евреев - в слабости христиан.
  • Комментарии: 22, последний от 19/01/2010.
  • © Copyright Венедиктов Вадим (benedictus@list.ru)
  • Обновлено: 14/01/2005. 10k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка