Аннотация: Основывается ли вера в Бога на чудесах. Размышления.
ПОЧЕМУ ИИСУС ЗАПРЕЩАЛ РАССКАЗЫВАТЬ О СОВЕРШЁННЫХ ИМ ЧУДЕСАХ
Меня долго смущала фраза, которую Иисус довольно часто говорил людям, только что бывшим свидетелями совершённого чуда: "Смотри никому не говори!" Почему? Разве это не естественно, что человек, увидевший чудо, хочет поделиться этим с окружающими? И разве плохо, чтобы ещё больше людей узнали о том, что Иисус способен творить чудеса и узнали бы в Нём долгожданного Машияха (Мессию)? Разве не для этого Он пришёл? Почему же Он сам запрещал им?
Ужасная неизлечимая болезнь, проказа. Иисус одним прикосновением чудесно исцеляет страдальца, но отсылает его с такими словами: "Смотри, никому ничего не говори..." (Марка 1:44). Ведь Он хотел, чтобы в Нём узнали Сына Божьего, так почему бы не воспользоваться таким явным доказательством?
На свадьбе в Кане, когда у хозяев кончилось вино, что поставило их в очень неловкое положение, Иисус чудесным образом выручил их, однако не только не воспользовался совершённым чудом, чтобы доказать факт своего Мессианства, но наоборот, постарался остаться в тени. Похоже, мало кто вообще заметил, когда и как вода превратилась в вино, гости продолжали веселиться... (Иоанна 2:1-11)
Иисус мог сверхъестественным образом читать мысли человека. "Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?.." Марка 2:6-8
Иисус сверхъестественным образом знал прошлое незнакомых Ему людей: самарянку у колодца Он видел впервые, тем не менее Он объявил ей её прошлое и настоящее (Иоанна 4:17-18)
Дочку Иаира, начальника синагоги, Иисус вообще воскресил из мёртвых! Кто ещё на такое способен? Однако и это чудо Иисус хотел удержать в тайне: "И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал" (Марка 5:43). Похоже, при этом Его ни капельки не волновало, что некоторые открыто смеялись над Ним: "И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним..." (Марка 5:39-40) Ему бы после воскрешения девочки сказать насмешникам: "Ну? Что я говорил? Теперь верите?" Так ведь нет, не сказал, а совсем наоборот.
ЧУДЕСА ПО ЗАКАЗУ
"Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение."
То есть нечто сверхъестественное, так чтобы не было сомнений в божественной сущности Учителя. Казалось бы, вполне законная просьба, ведь трудно просто так взять и поверить, что человек, такой же как другие - и вдруг Бог! Если он Бог - то пусть огонь с неба спустит или ещё что-нибудь эдакое.
"Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка..." Матфея 12:38-40
Мы видим из этого текста, что Иисусу это очень не понравилось. В невинной, казалось бы, просьбе Он усмотрел лукавство и даже духовное прелюбодеяние. Почему?
НЕ БЫВАЕТ ЛЮБВИ БЕЗ ДОВЕРИЯ
Иисус часто сравнивает Свои взаимоотношения с верующими со взаимоотношениями жениха и невесты, а в Ветхом Завете отношения Бога с Его народом сравниваются с супружескими отношениями. Поклонение другим богам - это как прелюбодеяние в браке. Брак и любовь невозможны без верности друг другу и без доверия.
В хорошем браке жена верит мужу просто потому, что она знает его, любит его, просто потому что он сказал ей, где он был, и она в нём не сомневается. Пусть даже злые языки утверждают, что вместо командировки он посетил другую женщину, любящая жена поверит слову мужа, ей не нужны доказательства, муж уже давно доказал свою любовь к ней. Если же она готова поверить ему лишь в том случае, если он представит ей справку о своём местонахождении в каждый момент времени в командировке, то мы вправе сказать: "Что-то неладно в этом браке. Какая же это любовь?"
Так и во взаимной любви Бога и человека: доверие - это основа. Бог хочет, чтобы человек любил Его и доверял Ему, и не требовал бы доказательств на каждом шагу, а довольствовался бы уже однажды полученным доказательством. Поэтому Иисус и избегал ажиотажа по поводу чудес:
Он хотел, чтобы верили Его словам,
ОН ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ВЕРИЛИ ЕМУ САМОМУ,
а не просто были ВЫНУЖДЕНЫ поверить, в результате увиденного чуда, в результате неопровержимого доказательства.
Для Него вера без доказательств дороже, чем вера в результате доказательств. Именно так Он сказал Фоме: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны НЕ ВИДЕВШИЕ и уверовавшие" Иоанна 20:29 (выделено мной).
И опять я о том же: вся суть веры - в личных взаимоотношениях человека с Богом. Бог каждому из нас даёт знать о Себе вполне достаточно для того, чтобы поверить, но недостаточно чтобы назвать это исчерпывающим знанием или неопровержимыми доказательствами. Ему не нужна такая "вера", которая постоянно требует доказательств и сверхъестественных знамений. ЕМУ НЕ НУЖНА ВЕРА БЕЗ ЛЮБВИ, И БЕЗ ДОВЕРИЯ К НЕМУ,
А любовь к Богу и есть наиважнейшая из всех заповедей и Ветхого и Нового Завета.
Были конечно и другие, чисто практические причины того, что Иисус избегал излишней гласности. Но всё же главная причина мне видится именно в этом:Он не хотел, чтобы информация о совершённых Им чудесах оказывала давление на выбор человека: поверить в Него или не поверить. Он хотел любви и доверия.
ОПАСНОСТЬ ПОГОНИ ЗА ЧУДЕСАМИ
Я лично никогда не видела видений от Бога, никогда не слышала сверхъестественного голоса свыше, как другие. То что я считаю чудесами в моей личной жизни, неверующие назовут случайным стечением обстоятельств и не заметят ничего сверхъественного. Но тем не менее моя вера ничуть не хуже тех, кто видел сверхъестественное, а даже лучше: "блаженны не видевшие, но уверовашие."
Было время, когда мне очень хотелось увидеть что-нибудь сверхъестественное. Пока я не поняла, что такое любопытство может быть опасным: ведь злой дух тоже может показывать чудеса и знамения, и излишнее желание чудес может увести человека далеко от истины. И в Новом и в Ветхом Завете есть такие предупреждения, что лжепророки, лжемессии, лжеучителя могут показывать чудеса и знамения, однако не верьте им. "Через сие искушает вас Господь, Бог ваш, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ГОСПОДА БОГА ВАШЕГО, от всего сердца вашего и от всей души вашей." Второзаконие 13:3 (Дыварим 13:4) - выделено мной.
Я это так понимаю: Бог мог бы оставить право творить чудеса лишь за Собой, однако Он позволяет и лживому духу делать это. Для чего? Чтобы испытать нашу любовь к Нему: основана ли она лишь на виденных чудесах, или на притягательности самого характера Божьего. Если первое - то мы с лёгкостью позволим лжепророкам обмануть себя, как только увидим очередное чудо. Поэтому любовь и вера, основанные лишь на чудесах и знамениях, не представляют никакой ценности для Бога.
Наша любовь к Богу должна основываться на доверии к Нему, а доверие - на знании Его характера, Его сущности.