"2. Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4. Господи! Рано услышь голос мой, - рано предстану перед Тобою, и буду ожидать."
Давид ОЖИДАЕТ ответа от Господа. Его молитва - это не заученный текст, который "положено" говорить в определённых случаях. Молитва Давида - двустороннее общение: он просит, а Бог отвечает. Боже, как мне не хватает этого! Как часто я прошу Тебя о чём-то, а сама думаю: "Эту просьбу всё равно выполнить невозможно!" А потом, через какое-то время я вижу ответ и почему-то всегда удивляюсь: "Как? Он что, и вправду слышал мою просьбу? Даже удостоил ответа? Это Он ответил или просто случайное совпадение обстоятельств?" Помоги, Господи, моему неверию!
Почему Давид был так уверен, что Бог ему ответит? Почему он рано утром, вместо того, чтобы, пока свеженький, приниматься за многочисленные дела, в первую очередь вставал перед Богом и делился с Ним своими чувствами, просьбами и слезами?
У него явно были ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ с Господом. Он называет Его Царь МОЙ и Бог МОЙ. Есть разница: царь - и МОЙ Царь, Бог - и МОЙ Бог. Король Хусейн кому-то и король, царь, но не мне, он не мой царь, хотя и царь вообще-то. Аллах кому-то бог, но не мне, он не мой бог. Бог, которому поклоняются мои родители или мой народ, совсем не обязательно и мой Бог. Если я знаю о Нём лишь по чужим рассказам, а не по личному опыту, Он Бог, но пока ещё не МОЙ Бог.
Давид не назвал Бога Богом Авраама, Исаака, Иакова, своих праотцов, (хотя это и правда,) он назвал Его Бог мой! Царь мой! Давид знаком с Богом через свой личный опыт: Давид просил, а Бог отвечал. И Давид был твёрдо уверен, что это не просто счастливое или несчастливое стечение обстоятельств, а это Бог или благословляет его или наказывает за что-то.
"5. Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. 6. Нечестивые (высокомерные) не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие (несправедливость).
7. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь." - в скобках даны варианты перевода.
Давид хорошо знает своего Бога, знает черты Его характера: не любит беззакония и не допускает злого, гнушается ложью, коварством, кровожадностью. Давид не перепутал бы своего Бога с Аллахом, не в пример современным либералам от религии, твердящим, что это якобы один и тот же Бог, только Его называют по-разному, что дескать все религии хороши и равны между собой. Бог, посылающий своих поклонников убивать невинных? Обвязывать себя "поясом смерти"? Ненавидеть и обманывать? Подписывать "мирные соглашения" только для того, чтобы вероломно готовиться к войне? Кто говорит, что это один и тот же Бог, просто не знает Бога Давида, Бога Израиля.
А кто хочет узнать разницу, вот она, в только что процитированных стихах 5-7. Бог Израиля ненавидит всё это. Обратите внимание, что Господь ненавидит не только убийц и обманщиков, но и высокомерных, и совершающих несправедливость. А это уже не только террористам, а и каждому из нас не в бровь а в глаз. Кто из нас не попадал в такую ловушку: "Я всё знаю, ни в чьей помощи не нуждаюсь, мало ли что там в Божьем Слове написано, а вот в моей особой ситуации это не подходит"? Это высокомерие перед Богом. Отсюда и совершаемая несправедливость: мы так уверены, что лучше Бога знаем, что справедливо, а что нет, даже и не заглядываем в Его Книгу, даже и не просим у Него совета. Делаем то, что нам кажется справедливым. А ведь именно это было самой губительной характеристикой Израильского общества периода судей: "каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Судьи 21:25).
"8. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (в благоговении перед Тобой)."
"По множеству милости..." - Давид понимает, что он не заслуживает того, чтобы войти в дом Его, он осознаёт свою греховность, но Он и понимает великую Божью милость и прощение.
Давид поклоняется "в страхе Божьем", или иными словами, в благоговении. Это наивысшая степень уважения и почитания. Хоть Господь и назвал Давида "мужем по сердцу Моему", Давид Его в ответ не "похлопывает по плечу", Давид видит разницу: он смертен - Бог бессмертен, он несовершенен - Бог совершенен, Давид хоть и сильный мужчина и искусный воин, но он не полагается только на свою силу, он полагается на Всесильного, который дал ему когда-то победу над Голиафом, а до этого - победу над могучими царями животного царства: львом и медведем.
"9. Господи! Путеводи меня в правде (праведности) Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой."
Давид понимает, что его собственная праведность несовершенна, запачкана грехами. Другое дело - совершенная праведность Божья. Давид просит Бога наставить его именно на этот путь.
Почему "ради врагов моих"? Зачем эта вставка? Ведь речь идёт вроде бы о праведности. А о врагах пойдёт речь в следующих стихах:
"10. Ибо нет в устах их истины: сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб, языком своим льстят."
Так почему же праведность Божья нужна Давиду именно "ради врагов" его, а не сама по себе? Праведность, конечно, и сама по себе хорошее дело, но когда отовсюду наступают враги - а именно так складывалась вся жизнь Давида: враги внешние, враги внутренние, даже сын родной, и тот искал убить его - тут без праведности Божьей никак не обойтись. А иначе как Бог услышит его молитвы?
Ведь Господь "не любит беззакония" (стих 5). Как сказал пророк Исайя: "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать." (59:1-2).
А мы-то удивляемся порой: почему не слышит Господь? Почему не отвечает? Почему позволяет врагам глумиться над нами? А надо нам просить, как просил Давид: "наставь меня Господи, в праведности Твоей, ради врагов моих!" Тогда можно будет рассчитывать на победу над этими врагами.
"11. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя (не повиновались Тебе)."
Давид просит осуждения своим врагам, и нет в этом ничего дурного. Опять же не в пример нынешним "политкорректным" политикам, которые изо всех сил стараются предоставить своим врагам равные права с собой, оправдать их злодеяния плохими условиями жизни и прочие "гуманистические" прибамбасы.
Обратите внимание однако на мотив: почему Давид желает осуждения врагам своим. Потому что они уже достали его своими атаками? Хочет ли он просто, чтобы враги оставили его в покое? И жили бы себе мирно где-нибудь неподалёку, но к нему не совались бы? Нет, он откровенно желает им падения, просит Бога отвергнуть их и осудить, потому что "они возмутились (восстали) против Тебя".
Не это ли ещё один ключ к секрету молитвы-диалога? Давид просит не для себя. Точнее, не только для себя. Он ревнует о том, что враги эти посмели восстать против его Бога! Посмели не повиноваться Ему! Эта же ревность зажгла его сердце на битву с Голиафом. Если бы Давид в этом поединке просто демонстрировал своё военное искусство, или просто выступил бы в защиту своего народа - исход скорее всего, был бы совершенно другим. Однако Давид не мог стерпеть, что "этот необрезанный поносит живого Бога Израиля!" Вот был его побудительный мотив.
Дай нам всем, Боже, такой ревности и любви к Тебе, чтобы мы забывали о своём, как Давид!
"12. И возрадуются все уповающие на Тебя (все кто находит убежище в Тебе), вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.
13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его."
Давид фактически признаётся в любви к Господу. Он не просто знает о Боге (интеллект, знание). Он знает Его Самого, через личное общение, и он любит Его (расположение сердца). Вот и ещё один "секрет" счастливой жизни: оказывается можно радоваться и "вечно ликовать", даже в присутствии врагов, посреди ненависти и злобы этого мира, если "находить убежище" в Господе!
Один дорогой друг с севера Израиля так и написал: "когда вокруг тебя падают и взрываются "Катюши", когда то и дело приходится торопиться в бомбоубежище, то совсем иным смыслом наполняются слова Псалма 90 (Псалом 91 в Теиллим): "Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится...". Похоже, он испытал то же, что испытал Давид: покой посреди бури.
Боже, дай израильтянам сегодня сердце как у Давида, благоговеющее перед Господом своим и любящее Его! Дай им праведности Твоей, ради врагов их. Спаси их и сохрани ради славы имени Твоего.