Ветринцев Владимир Александрович: другие произведения.

Хуан Себастьян Элькано - человек и корабль

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 21, последний от 24/01/2010.
  • © Copyright Ветринцев Владимир Александрович (pego@mail.ru)
  • Обновлено: 08/02/2011. 15k. Статистика.
  • Статья: Испания
  • Иллюстрации: 25 штук.
  • Оценка: 6.12*10  Ваша оценка:


       Хуан Себастьян Элькано - человек и корабль
      
       Первой из-за мыса Лас Уэртас в белом облаке парусов показалась четырехмачтовая бригантина. Крепкий, почти попутный ветер позволял нестись паруснику при крутом фордевинде ( en bolina cerrada) полностью используя площадь своих парусов. Кипящий бурун у форштевня корабля свидетельствовал о завидной скорости корабля.
       Элькано! Элькано! - раздались возгласы из толпы зрителей, заполнивших пристань Аликанте. Дружные аплодисменты. Через несколько минут команда бригантины стала убирать паруса, один за другим. Парусник сбавил ход. Закончился этап Барселона-Аликанте международной парусной регаты "Катти Сарк" в июне-июле 2002 года, в которой принимали участие около полусотни парусников со всего мира, самых различных типов и размеров. Дальнейший маршрут регаты проходил через Малагу, Кадис, Виго, Сан Себастьян, Портсмут.
       Мне любопытно было узнать, как местные зрители на расстоянии трех-четырех километров определили название этого парусника. Ответы были примерно такими:
       - Нет ничего проще. В этой регате участвует только один velero (парусник), имеющий 4 мачты. И это- Элькано. Или:
       - При попутном ветре у Элькано не бывает соперников. Ведь площадь его парусов более 3200 квадратных метров!
       - А почему парусник носит это имя ? - спросил я.
       - Элькано был первым человеком, обогнувшим земной шар на паруснике, и в Испании известен не менее чем Христофор Колумб ( в Испании его называют Cristobal Colon).
       - А как же Магеллан?
       - Да, португалец Магеллан организовал и начал то первое плавание, но ему не повезло. Его убили туземцы на Филиппинах. Жаль человека. А завершил первое кругосветное плавание Хуан Себастьян Элькано. Он был испанцем, баском.
       Пару раз затянувшись сигарой, мой собеседник добавил:
       - Обидно, что генуэзский купец Cristobal Colon лишь пересек Атлантику, а известен на весь мир. Хотя и неплохо, что сделал он это по велению испанских королей. А Элькано первым обогнул весь земной шар. Но не все об этом знают.
       Собеседник укоризненно посмотрел на меня.
       - Испанцы его любят и почитают. Он наш. Это как Гагарин у русских.
       Элькано заходил на швартовку, используя свой дизельный двигатель, полностью убрав паруса. Курсанты Военно-Морского училища порта Кадис, которому принадлежит судно, стояли на реях на 40 метровой высоте, широко расставив ноги и заложив руки за спину. В этом был особый морской шик. Следом зашел огромный трехмачтовый парусник Мир- учебное судно мореходного училища им. адмирала Макарова, Санкт-Петербург.Снова восторженные крики горожан, собравшихся на причале.
       Кем же был этот человек, Хуан Себастьян Элькано?
       Хуан Себастьян Элькано родился в 1480 году в Гетарии, небольшом рыбацком поселении на берегу Бискайского залива, в 15 километрах западнее Сан-Себастьяна. В 1510 году Элькано, будучи владельцем и капитаном корабля, участвовал в осаде Триполи. Когда испанское казначейство отказало Элькано в деньгах для расчета с командой корабля, Элькано продал судно и рассчитался с экипажем. Продажа судна считалась тогда тяжким преступлением и Элькано вынужден был бежать в Севилью. Там он встретил своего земляка баска Ибаролла, который был хорошо знаком с Фернандо Магелланом, готовившим экспедицию для кругосветного плавания по указу короля Испании Карла I. После окончания специальных курсов навигации Элькано удалось устроиться кормчим ( по другим данным боцманом - contramaestre ) на парусник Консепсьон.
       20 сентября 1519 года пять кораблей, Тринидад, Сан Антонио, Консепсьон, Виктория и Сантьяго , с экипажем общей численностью 270 человек ( по другим данным 265), вышли под командованием португальца Фернандо Магеллана из порта San Lucar de Barrаmeda, расположенного в устье реки Гвадалквивир ( севернее нынешнего Кадиса) и направились к берегам Бразилии. О том как проходило плавание до гибели Фернандо Магеллана 21 апреля 1521 года в стычке с местными племенами на осторове Матан (Филиппины) и дальнейшие приключения мореплавателей, подробно описал в своих дневниках участник экспедиции итальянец Антонио Пигафетта. Изо дня в день он скрупулезно записывал в журнал каллиграфическим почерком все события. Ему удалось чудом выжить и вернуться в Севилью среди остальных 18 мореплавателей, сохранив свои дневники. Благодаря ему, человечество узнало через какие страдания прошли участники этой экспедиции. А они прошли через голод, холод, болезни, бунты, жестокие ураганы, гибель кораблей и их экипажей. Никто не предполагал, что земной шар настолько огромен. Например, Магеллан рассчитывал пересечь Тихий океан за три-четыре дня. На самом деле путь от Огненной земли (пролив Магеллана) до Марианских островов занял более 100 дней. В ноябре 1521 года в составе флотилии остались лишь Тринидад и Виктория а также 115 человек их экипажей. Среди моряков многие были истощены, все болели цынгой. Еженедельно кто-то умирал. Решено было "Тринидад" оставить на Молуккских островах. Капитаном "Виктории" стал Хуан Себастьян Элькано. Мало кто из оставшихся моряков верил, что когда-либо увидит родину. Питаться приходилось корабельными крысами и сыромятной кожей из оснастки судна. Протухшая питевая вода имела коричневый цвет.
       Но Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с обезумевшими от болезней и голода моряками через весь Индийский океан, затем вдоль западного берега Африки в родной порт. Треть команды погибла во время этого заключительного плавания от голода и болезней, 13 человек были задержаны португальцами на островах Зеленого Мыса у берегов Африки. Лишь 18 счастливцам удалось вернуться 8 сентября 1522 года в устье реки Гвадалквивир а затем и в Севилью.( В судовых журналах и дневнике Антонио Пигафетта стояла дата 7 сентября. Моряки тогда еще не знали что при огибании земного шара с востока на запад "исчезают" одни сутки). Первое кругосветное плавание было завершено. Три года лишений и смертельного риска для моряков не прошли даром.
       В музее Сан-Тельмо в городе Сан-Себастьян находится картина художника Салаверрия Возвращение Виктории. Бородатые изможденные мужчины в белых ветхих одеждах сходят по трапу на набережную Севильи. В руке каждого из них - горящая свеча. Впереди - их капитан, Хуан Себастьян Элькано.
       Король Испании Карл I по достоинству оценил подвиг Элькано и возвел его в рыцари. Оправдались надежды на существование западного пути к островам пряностей в "Индии". Восточный путь вокруг берегов Африки уже давно был под контролем португальских кораблей и считался опасным и долгим. Виктория доставила в своих трюмах для королевского двора приличное количество гвоздики, корицы, мускатного ореха, душистого перца. Стоимость груза значительно превышала все расходы на экспедицию. Пряности ценились в те времена дороже золота.
       Для того чтобы закрепить влияние Испанской короны на Молуккских островах, король Карл I повелел организовать более подготовленную экспедицию из семи кораблей, назначив Хуана Себастьяна де Элькано (так стала звучать его фамилия после присвоения ему рыцарского звания), заместителем командующего флотилией адмирала Гарсия Хофре де Лоайса.
       24 июля 1525 года семь кораблей покинули порт Ла Корунья и двинулись к берегам Бразилии. Флотилия должна была повторить путь Магеллана, избегая при этом его его ошибок. Плавание проходило очень тяжело. В середине января затонуло при ужасном шторме у входа в Магелланов пролив судно Санкти Эспиритус, которым командовал Элькано. Только небольшой части команды в главе с капитаном удалось спастись . Они сумели вплавь добраться до берега. Когда утих шторм, потерпевших бедствие подобрали другие корабли флотилии. И снова последовали один жестокий шторм за другим. Только в конце марта 1526 года оставшиеся 4 судна решились войти в пролив Магеллана (южный путь вокруг мыса Горн тогда был неизвестен). Пролив встретил поредевшую флотилию туманом, пронзительным холодным ветром. С обеих сторон подступали скалистые горы километровой высоты, покрытые вечным снегом. Сорок восемь дней и ночей продвигалась эскадра к выходу в Тихий океан. В ночь с 1 на 2 июня разразилась страшная буря, разметавшая в разные стороны корабли эскадры. Флагманский корабль Сан Габриэль продолжал плавание в одиночку. Не хватало провизии и воды. 30 июля умирает адмирал Лоайса, назначив перед смертью вместо себя Элькано, присвоив ему звание адмирала. Хуан Себастьян де Элькано не намного пережил Лоайса. Его силы иссякали. 6 августа не стало и его. Было ему от роду 46 лет. Похоронили его по морскому обычаю. Судовой священник прочитал молитву над телом Элькано, завернутым в саван. Затем тело привязали к доске, добавили груз и опустили в морскую бездну.
       В Гетарии, родном поселке Элькано, у входа в церковь стоит плита. На ней надпись: "...достославный капитан Хуан Себастьян де Элькано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле Виктория. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света".
       Иногда история несправедлива. Она не оставила нам образ Элькано. Каким он был? Нет и его могилы. Лишь только на глобусе в том же музее Сан-Тельмо обозначено место, где тело Элькано было предано морю : 157 градусов западной долготы и 9 градусов северной широты .
       Середина необьятного Тихого океана.
       Не менее примечательна и судьба парусника, носящего имя Элькано.
       Учебный корабль ( бригантина) входящий ныне в состав Armada Espanola ( Военно-морские силы Испании) и принадлежащий Кадисскому военно-морскому училищу, был заложен на Кадисской судоверфи Echevarrieta y Larrinaga 24 ноября 1925 года согласно Королевского Указа от 17 апреля 1925 года. К тому времени Кадисское училище, имевшее славную почти вековую историю, имело одно за другим 4 учебных парусника: Blanca, Almansa, Asturias, Nautilus. ( Сейчас эти имена носят четыре мачты Элькано, считая от носа судна к корме). Училищу нужен был новый современный парусник.
       Строительство 4-х мачтовой бригантины велось по проекту инженеров судоверфи. Для разработки парусного вооружения был приглашен известный английский кораблестроитель Nicholson. В Англии же были заказаны льняные рабочие паруса. Запасные паруса были изготовлены в Хихоне ( провинция Астурия). 5-го марта 1927 года корабль был спущен на воду. На церемонии спуска крестной матерью корабля стала Carmen Primo de Rivera, дочь тогдашнего председателя правительства страны.
       В рулевой рубке парусника был установлен герб Элькано, увенчанный изображением земного шара с надписью по-латыни: Primus circumdedisti me ( Ты первый обошел меня) присвоенный ему королем Карлом I в 1522 году.
       29 февраля 1928 года корабль вошел в состав военно-морского флота Испании. Его основные характеристики были следующими:
       Длина - 94 метра
       Ширина - 13,1 метра
       Осадка - 7,25 метра
       Площадь парусов - 3.153 кв. метра.
       Максимальная высота (от киля до клотика мачт ) - 49 метров.
       Полное водоизмещение - 3.420 тонн.
       Корпус и две главные мачты - стальные. На судне была установлена мощная радиостанция и гирокомпас. Вспомогательный дизельный двигатель имел мощность 800 л.с. Максимальная зарегистрированная скорость под парусами 20 узлов. Численность экипажа 143 человека. Парусник мог брать на борт от 70 до 140 гардемаринов училища для морской практики.
       До 2002 года парусник совершил 9 кругосветных плаваний. Много раз был победителем международных парусных регат. На нем прошли хорошую морскую практику тысячи будущих офицеров ВМФ Испании.
       В 1956 и 1978 годах парусник проходил капитальный ремонт и модернизацию. Был установлен новый двигатель мощностью 2000 л.с. и современная спутниковая навигационная аппаратура. Отделка внутренних помещений корабля, особенно кают старших офицеров, поражает и сейчас своей роскошью. Внешне парусник выглядит практически также как и в день первого спуска на воду и до сих пор радует зрителей своим изяществом и совершенством.
       Очень скоро, в первых числах июля 2007 года, в Аликанте начнут прибывать крупнейшие парусники со всего света. Ожидается прибытие российских парусников Крузенштерн, Мир, Седов. И конечно же украшением регаты станет бригантина Хуан Себастьян де Элькано. 7-го июля, после торжественного парада парусников на рейде порта Аликанте, регата стартует по маршруту Аликанте - Барселона - Тулон - Генуя.
       Пожелаем от всего сердца Элькано и его команде : Buen viento y вuena mar!
       Возвращайтесь всегда живыми и здоровыми в родной порт!
    Испанские моряки говорят, что Элькано был очень похож внешне на известного певца Емилио Хосе, и чью балладу "Моя лодка" они распевают до сих пор:
    http://www.youtube.com/watch?v=wBU2xXTeaSM
  • Комментарии: 21, последний от 24/01/2010.
  • © Copyright Ветринцев Владимир Александрович (pego@mail.ru)
  • Обновлено: 08/02/2011. 15k. Статистика.
  • Статья: Испания
  • Оценка: 6.12*10  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка