Аннотация: Великому испанскому тореро Манолете, посвящается. Завтра, 28 августа, очередная годовщина со дня гибели Мануэля Родригеса Санчеса (Манолете). Народ Испании помнит его!
Музей корриды в Аликанте
Этот музей нигде не рекламируется. Наверное, потому, что вход в него бесплатный. Все затраты, связанные с деятельностью музея, несет мэрия города, иначе говоря сами горожане, рядовые налогоплательщики. На воротах, при входе в служебный дворик площади быков (Plazadetoros) красуется неброская табличка с расписанием работы музея. Посетителей, как правило, мало. Фотографировать экспонаты разрешается.
Сама арена для боя быков в Аликанте была построена у подножия горы Бенитачель в 1847 году. Она представляет собою классическую круглую арену, засыпанную песком. Трехьярусные трибуны вмещают 15.235 зрителей.
В 1888 году основное сооружение при входе на арену и трибуны, подверглись перестройке. С тех пор общий вид площади быков почти не изменился и сохранился до наших дней.
Здесь же 18 октября 2001 г. по инициативе тогдашнего мэра города Аликанте сеньора Луиса Альпери (поговаривают, что он потомок сефардов, и фамилия его, соответственно, Альперин. За достоверность этих слухов не ручаюсь) был открыт небольшой Museo Taurino (Музей корриды).
На одной из соседних улочек приютился столь же неприметный бар "Taurino", место встречи здешних торерос. Разрешается вход всем желающим. Нельзя только трогать руками экспонаты, развешанные по стенам. Фотографировать можно. На стенах оригинальные фотографии известных в прошлом и настоящем торерос, их трофеи в виде бычьих голов, хвостов и ушей, шпаги и боевые костюмы торерос.
Фасад и главный вход на арену. Билеты на корриду продаются в этих кассах с
полукруглыми окошками. Справа дворик и вход в музей.
В декабре 2002 года, по инициативе того же мэра Альпери, который правил городом 14 лет вплоть до 2009 года и считался "непотопляемым", вроде московского мэра Лужкова, перед главным входом на площадь была установлена скульптурная композиция из бронзы, представляющая собой процесс загона быков на арену (Encierro).
Это слово должно быть хорошо знакомо многим читателям. Именно так называются ежегодные зрелищные забеги быков San Fermin в городе Памплона, на севере Испании в течение 9 дней, начиная с первого воскресенья июля. Полдюжины громадных быков несутся по улицам, преследуя загонщиков, которые дразнят быков и бегут впереди них в сторону городской арены. По традиции каждый участник загона наряжается в белоснежные одежды, опоясывается алым кушаком или повязывает на шею красный платок. Это очень опасная гонка. Нерасторопные участники зачастую оказываются на острых рогах или под копытами свирепых животных. Почему-то, особенно часто попадают в такие переделки пожилые американцы и англичане, которым не дают покоя лавры Эрнеста Хэмингвэя. Ни один праздник еще не заканчивался без пострадавших.
У входа в залы музея прохаживается смотритель, который с видимым удовольствием отвечает на вопросы посетителей.
Головы поверженных быков равнодушно смотрят на посетителей
Оригинальная афиша 1956 года.
Эмоциональный стих поэта Гарсия Лорка (отрывок из поэмы " La sangre derramada" - "Пролитая кровь")
Быков для корриды выращивают в специальных фермах - ганадериях (ganaderias). Это, как правило, семейный бизнес и передается из поколения в поколение. Наиболее известна в Испании ганадерия "Миура" в Андалусии, которая занимается выращиванием быков для корриды с 1842 года.
На заднем плане одной из фотографий в музее мы видим генеалогическое древо ганадерии "El Pilar", которая начала поставлять боевых быков "Toros de muerte" еще в 1772 году.
Любителям тавромахии, даю ссылку на сайт, где наиболее правдиво повествуется об истории корриды в Испании:
http://spalex.narod.ru/biblio/anselmo_4.html
Можно смело утверждать, что на арене Аликанте выступали ВСЕ знаменитые матадоры. Арена входит в первую десятку крупнейших на территории Испании и устроители коррид никогда не обходили Аликанте стороной. За последние 70 лет здесь показывали свое искусство:
Manuel Rodriguez Sanchez - Manolete (род.в Кордобе в 1917 г.)
Был смертельно ранен быком на арене г. Линареса (Хаен) 28 августа 1947 г.
Francisco Diaz Perez - Pacorro (род.в Севилье в 1897г.)
Jose Miguel Arroyo Delgado - Joselitо (род.в Мадриде в 1969 г.)
C момента первого боя в 1986 г.до 2003 г. убил 1016 быков
Luis Francisco Espla - Espla (род.в Аликанте в 1958 г.)
Jose Maria Manzanares - Manzanares (род.в Аликанте в 1953г.) Закончил свои выступления на аренах в 2000 г. Убил более 1700 быков.
Julian Lopez Escobar - El Juli (род.в Мадриде в 1982 г.)
Это самый молодой и самый известный матадор в настоящее время. Он никогда не уходит с арены без приза. За свою 10-летнюю карьеру Juli проводил по 120-150 боев в году и убил более 2500 быков. В прошлом 2009 году, 27-го мая за один вечер Juli убил 6 быков. Это случилось на мадридской арене Пласа лас Вентас.
У Juli потрясающая работоспособность. Вот список боев, проведенных этим тореро только за последнюю неделю в августе 2010 года:
21 августа, Сиудад Реаль - приз 2 уха,
22 августа, Куэнка - приз 2 уха,
24 августа, Альмерия - приз 1 ухо,
25 августа, Альмерия - приз 3 уха,
26 августа, Бильбао - приз 1 ухо.
Однажды на вопрос, почему публика так любит ходить на его выступления, Juli ответил просто:
- Они хотят увидеть, как однажды бык убьет меня!
Многие туристы считают, что бык - это символ Испании. Действительно, по всей Испании, вдоль дорог и на пригорках, можно увидеть десятки огромных, высотой с 5-и этажный дом, силуэтов черных быков в боевой стойке, выполненных из листового железа. К сожалению, эти сооружения всего лишь реклама бренди "Осборн". Реклама настолько удачная, что сами испанцы уже наклеивают силуэты таких быков на автомобили и национальные флаги, тоже искренне веря, что это символ страны.
Общества защиты животных в разных странах, особенно в Испании, отчаянно борются против жестоких зрелищ, во время которых убивают быков. И не напрасно. Пару месяцев тому назад, Парламент Каталонии первым в стране принял Закон о полном запрете этих мероприятий в провинции. Закон войдет в силу 1-го января 2012 года.
Владельцы Пласа де торос в Барселоне тут же затребовали у мэрии города компенсацию за причиненный материальный и моральный ущерб в размере 300 миллионов евро. Можно себе представить, какие деньги вращаются в этой сфере бизнеса!
Защитники животных воспряли духом и сейчас уже добиваются перед правительствами страны и Евросоюза принятия закона о запрете коррид не только в Испании, но и в других странах ЕС, где они проводятся традиционно.
Король Испании Хуан Карлос Первый, тоже высказал свое мнение по поводу решения Правительства Каталонии: день, когда Брюссель запретит корриду, будет последним днем пребывания Испании в ЕС, заявил король журналистам.
Manolete
Manuel Rodriguez Sanchez "Mанолете" родился в Кордобе 04 июля 1917 года. Его отец и дед были торерос, хотя и малоизвестными. (Не следует путать два понятия: тореро и матадор. Тореро - это вообще-то любой участник боя быков, выходящий на арену. Такие участники корриды, как бандерильерос, пикадорес, пеонес зачастую называют себя торерос. Только тореро, убивающий быка - это матадор).
В раннем детстве Мануэль не проявлял никакого интереса к корриде, чем немало огорчал своего отца. И только в возрасте 11 лет он сам изьявил желание пойти в школу тавромахии. С 12 лет он уже выступает как " novillero" с группой будущих торерос "Los Califas". Задачей этой группы было развеселить публику перед началом корриды и создать вокруг атмосферу праздника. В 1939 году после торжественной церемонии посвящния (alternativа), Мануэль вошел в славную когорту торерос Испании.
За один год, выступая на аренах Севильи, Бильбао, Мадрида, Аликанте, Барселоны и других городов, он стал лучшим матадором Испании. Горячие поклонники дали ему имя Манолете, уменьшительное от Мануэль или Маноло. Его техника ведения боя с быком была неподражаемой.
Когда разьяренный окровавленный бык мчался на Манолете, то матадор оставался неподвижным, развернувшись навстречу быку и отведя красную мулету за спину. Буквально в сантиметрах от громадых рогов, Манолете изящно манипулируя мулетой, заставлял быка уйти в сторону, оставаясь сам на месте. Глядя на этот смертельный номер, зрители от избытка эмоций кричали: Ole-е-е!!! Ole-е-е!!!, а некоторые смеялтсь и плакали одновременно. Этот пас так и называется до сих пор: MANOLETINA.
Внешне Манолете не производил впечатления сильного человека. Был худощав и строен, как и всякий тореро. Но те, кто видел его во время облачения в одежды тореро перед выходом на арену, восхищались его телосложением. Он был, как бы свит из кожаных ремней. "Мой Манило сухой и крепкий, как ручка у метлы"- говорила о нем его подруга Лупе Сино в шутку. Реакция у Манолете была молниеносной.
Прошло восемь лет со дня посвящения Манолете в торерос. За его спиной сотни боев, сотни убитых быков. Публика требовала от него все более рискованных пасов. У него давно уже был столь же талантливый соперник, знаменитый Луис Мигель Домингин, о котором писал Хэмингвэй в романе "Фиеста". Стали поговаривать, что Домингин более отважен, более зрелищно проводит бои. Именно ему принадлежит известная фраза: - "Зрители, толпа - это зверь! Она, как бык, только без его благородства и изначально опаснее".
Чтобы не потерять любовь публики, Манолете вынужден был проводить бои на грани жизни и смерти. Ведь в основном зрители приходят смотреть такие бои, где смерть быка предсказуема, а смерть матадора вполне возможна, чтобы пощекотать себе нервы, зарядиться адреналином. Здесь они наблюдают за равным поединком свирепого животного, вооруженного острыми рогами, и маленького человечка весом в 60-70 кг., вооруженного шпагой.
Манолете перед выходом на арену
И вот он наступил последний бой. Это произошло 28 августа 1947 г. в Линаресе (Хаен). Как всегда в августе, стояла необыкновенная жара. Время около пяти часов после полудня. На трибунах десять с половиной тысяч зрителей. Программа состояла из шести боев. Три матадора поочередно должны были расправиться с шестью быками. Пятым быком по жребию для Манолете выпал Ислеро, полутонный черный бык из ганадерии "Miura", бык-убийца.
Ислеро стремительно выскочил на арену, готовясь сокрушить все на своем пути и бросался на все, что движется. Манолете вел бой рискованно, и в то же время изящно. Крики Ole!!! Оlе!!! на трибунах не смолкали. А когда Манолете вогнал острый клинок по самую рукоять между лопаток Ислеро, будто ураган пронесся над трибунами! Все зрители вскочили со своих мест. Мелькали белые платки. Это было зрелище! Манолете поднял руки, приветствуя восторженных зрителей. После удара шпаги, Ислеро на мгновение замер, а затем молниеносно и со страшной силой ударил рогами в правое бедро и пах Манолете. Удар был так силен, что Манолете высоко взлетел в воздух и рухнул на землю. Пока подбежали помощники на арене, бык успел еще несколько раз пронзить тореро и тут же сам замертво упал, перевернувшись на спину. Над площадью воцарилась гробовая тишина. Лишь рыдания женщин доносились с трибун.
Манолете умер мучительной смертью на следующий день. Последними его словами были:
- Ах, мама! Какое горе я тебе причинил! Я не вижу! Я ничего не вижу!
Еще несколько лет тому назад, в аликантийском музее корриды висела на стене картина неизвестного художника: ночь, в небе полная луна, заливающая окрестности мертвенно-белым светом. На переднем плане стоит гроб с телом Манолете. Отчетливо виден его характерный профиль. Над усопшим склонилась женская фигура в траурных одеждах. А над всем этим нависла громадная голова черного быка. Вскоре картина исчезла. Служащий музея, отвечая на мой вопрос, сказал:
- Несколько посетительниц музея уже падали в обморок у этой картины. Поступило распоряжение убрать ее в хранилище.
Кстати, мать Манолете и другие родственники не позволили его невесте Лупе Сино присутствовать при кончине Манолете и на его похоронах. Мать всегда была против их отношений, считая Лупе падшей женщиной, заинтересованной лишь кошельком Манолете.
Испанский каудильо Франко распорядился обьявить по стране 3-х дневный траур. Манолете был захоронен на центральном кладбище родного города Кордобы.
В 2007 году киностудиями США, Испании, Англии и Франции был снят фильм "Манолете", в котором роль знаменитого матадора сыграл известный актер Эдриан Броуди (фильм "Пианист"). Эдриан настолько похож лицом и фигурой на реального Манолете, что никакого грима при сьемках не понадобилась. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на документальные кадры из жизни Манолете в самом начале фильма.
Роль Лупе Сино исполняет испанская актриса Пенелопе Крус. Конечно, Лупе Сино в жизни была далеко не такая красавица, как Пенелопе, но в ней пылал внутренний огонь, страсть, цыганская гордость, неповиновение. Этими качествами она и прельстила Манолете.
Здесь я не обойдусь без важного, на мой взгляд, отступления.
Талантливая испанская актриса Пенелопе Крус, редкая красавица, обладательница Оскаров, известна во всем мире. Только вот русскоязычные почитатели обычно называют ее ПенелОпа Крус. Остерегайтесь произносить ее имя таким образом, особенно среди испаноговорящих друзей и знакомых. Они будут просто шокированы, так как с ударением на третий слог это имя приобретает вульгарный смысл. Правильно будет: ПенЕлопе, с ударением на второй слог, c окончанием на "е".
Этот фильм при хорошем качестве и профессиональном переводе, можно посмотреть в Инете, достаточно набрать:
Прошло много лет. Народ помнит Манолете. В Линаресе и Кордобе, рассказывая о нем, старики попытаются показать вам, как выполняется manoletina, paso de muerte, как выглядел toro de muerte Islero, расскажут о поклонницах Манолете и даже вспомнят их имена.
Завтра, 28-го августа, как и в прошлые годы, в день гибели Манолете, на всех Пласа де Торос Испании, квадрильи перед началом корриды молча совершат по арене круг. Торерос пройдут с непокрытыми головами, удерживая свои плоские шляпы на сгибе руки.