Сегодня, 3-го июля, на дорогах Испании началась операция "Salida" (Отьезд), спланированная в стенах Главного Управления Дорожного движения на период массовых отпусков жителей страны. Такие операции проводятся здесь ежегодно и длятся ровно два месяца, до конца августа. Кстати, заключительная часть операции будет называться "Август".
Цель столь масштабной операции - свести до минимума число жертв дорожных происшествий. Ведь именно в июле и августе резко возрастает число транспортных средств на загородных дорогах и улицах городов. Предполагается, что за эти 2 месяца будет совершено около 85 миллионов выездов граждан на автомобилях и мотоциклах в различные провинции страны и за границу.
В прошлом году за два месяца летних отпусков на дорогах Испании погибло 447 человек и 2.333 получили тяжелые ранения.
По субботам и воскресеньям дорожная полиция планирует размещать на дорогах дополнительные патрули, специально предназначенные для проверки водителей на степень алкогольного опьянения и употребления наркотических веществ. Первая такая компания будет проведена с 3-го по 5-е июля. В эти дни на дорогах страны будут передвигаться около 4-х миллионов транспортных средств. 522 стационарных радара с видеокамерами и 240 специальных автомобилей будут контролировать скорость на дорогах. Отдельная операция будет проведена с 6-го по 19-е июля. Особенно строгий контроль на дорогах будет в последнюю неделю августа.
Иностранные водители, авто и мото-туристы в полной мере почувствуют на себе заботу и внимание местной дорожной полиции. На главных дорогах в зонах обслуживания оборудованы дополнительные автостоянки и пункты информации.
Необходимую информацию о состоянии дорожного движения можно будет получить круглосуточно по мобильному телефону, через Интернет, телетекст, обычный телефон, а также в специальных выпусках по радио. Телефон общей службы спасения 112, Национальной полиции 091, Гражданской гвардии 062.
Как и в прошлые годы, в первую неделю июля будут очень сильно загружены, вплоть до образования пробок, такие направления как Мадрид - побережье Средиземного моря. Поэтому на дорогах провинций Кастилья ла Манча, Кастельон, Валенсия, Аликанте, Мурсия и Андалусия дорожное движение будет очень сложным. Особенно это касается автомагистралей А-3 и А-4.
Значительно усложнит обстановку на главных дорогах страны мощный поток арабов, которые ежегодно мигрируют в летние месяцы из Франции через Испанию и далее на паромах в порты Алжира и Марокко. В сентябре все эти караваны, десятки тысяч разномастных автомобилей, проедут Испанию в обратном направлении.
В случае массовых пробок, дорожная полиция будет направлять часть транспортного потока по дополнительной полосе, с использованием передвижных конусов на одной из полос встречного направления.
Особую озабоченность дорожной полиции вызывают мотоциклисты, которые, как правило, мчатся по дорогам на очень высоких скоростях, подвергая смертельному риску себя и других участников дорожного движения. Меры, принимаемые ДГТ для снижения дорожных происшествий с мотоциклистами, оказываются неэффективными. За июль и август 2006 года на дорогах страны погибло 77 водителей мотоциклов, в 2007 году ровно 100, в прошлом 2008 году 71 водитель. Как видим, заметного снижения смертности среди мотоциклистов не наблюдается.
Основные причины таких ДТП: скорость, алкоголь, наркотики, отсутствие защитного шлема.
Основными причинами дорожных происшествий с автомобилями считаются:
а) Невнимание, рассеянность и сон за рулем.
б) Превышение скорости и нарушение правил обгонов.
в) Игнорирование дорожных знаков при выезде на главную дорогу.
г) Недостаточное расстояние безопасности до впереди едущего транспортного средства.
Еще раз напомню советы автотуристам - соотечественникам, которые запланировали поездки в Испанию на летние месяцы. Основные советы изложены в статье " По дорогам Испании".
1. Навигатор GPS стОит сейчас совсем недорого. Имейте его при себе, не пожалеете об этом. Маршрут поездки спланируйте заблаговременно, с учетом плотности движения на дорогах. Не расходуйте топливо в баке до конца. Рекомендуется всегда иметь хотя бы 20-25 литров. Возможность попасть в автомобильную пробку на несколько часов весьма велика, а бензоколонки рядом может не оказаться. Проверьте давление в запасном колесе.
2. Все документы на автомобиль должны быть в порядке, особенно обязательная европейская страховка (зеленая карта) и действующие водительские права. Для тех, кто хочет взять автомобиль напрокат, необходимо иметь кредитную карту. Советую обратить особое внимание на состояние авто. Проверить работу двигателя и тормозов, световых приборов, стеклоочистителя. Все замечания внести в акт приема автомобиля и служащий фирмы должен выдать вам его заверенную копию.
3. Преступность в Испании резко пошла вверх. Поэтому постарайтесь не останавливаться на ночевку в машине или палатке. Опасно! Для этого имеются недорогие мотели и кэмпинги. Во время езды двери автомобиля и багажника должны быть заблокированы. Во время кратковременных остановок никогда не оставляйте в автомобиле документы и ценные вещи. К сожалению, на дорогах продолжают разбойничать бандиты, переодетые в форму полицейских. Отличить их от настоящих полицейских очень трудно, иногда только по акценту (в последнем случае это были алжирцы). Поэтому по возможности, если вас остановили на дороге полицейские, постарайтесь не выходить из своего автомобиля. Тем более не обращайте внимания на всех прочих, кто показывает вам знаки остановиться.
В качестве примера сошлюсь на операцию "Маскарад", в которой принимали участие две сотни полицейских и десятки автомобилей. Операция началась в провинции Каталунья в начале мая и успешно закончилась 6-го июня.
Уже в начале туристского сезона в полицию стали поступать заявления от иностранных автотуристов, ограбленных при вьезде в Испанию из Франции в районе Ла Хонкера в направлении Жирона - Барселона.
Почти все пострадавшие упорно настаивали на том, что подверглись нападению со стороны людей, одетых в полицейскую форму. Иногда это происходило даже среди белого дня на оживленной автомагистрали или обычных дорогах, но большинство случаев нападения на туристов происходило все-таки в темное время суток.
Обычный легковой автомобиль обгонял заранее выбранную жертву, и включал надпись ярко-красного цвета, видимую сквозь заднее стекло: " Stop! Policia de trafico". Ну, кто из законопослушных немцев, голландцев и прочих французов осмелится проигнорировать эту команду? Никто! Останавливались все.
Когда автомобиль жертвы останавливался, к ней подходила пара полицейских и просила предьявить документы.
Далее события развивались по разным сценариям.
Обычно "полицейские" отбирали у несчастных деньги, документы, кредитные карты, дорогую аппаратуру, багаж, мобильные телефоны. Ключи зажигания выбрасывали далеко за пределы дороги и быстро ретировались на своей машине, в которой находились остальные сообщники. Если туристы пытались оказать сопротивление, то их жестоко избивали.
Если туристы имели несчастье приехать в Испанию на новенькой дорогой машине, то лжеполицейские уже не ограничивались деньгами, кредитными картами и чемоданами. Водителя и его попутчиков просто выбрасывали из салона автомобиля, предварительно проверив содержимое карманов и приведя в негодность их мобильные телефоны. Оба автомобиля тут же стремительно исчезали за ближайшим поворотом, оставив незадачливых туристов посреди дороги.
Бандиты пользовались тем, что испанская полиция применяет для патрулирования на загородных дорогах, а иногда и в населенных пунктах, автомобили обычных недорогих популярных марок, без каких-либо признаков принадлежности к этой службе. Это так называемые "Vehiculos camuflados". , у которых на уровне заднего стекла в салоне установлено световое табло, которое видно лишь тогда, когда оно включается.
Что касается униформы "полицейских", служебных блях, наручников и макетов пистолетов, все это можно и сейчас купить в сувенирных магазинах страны.
Общее число таких ограблений было зарегистрировано более сотни.
Только методом на "живца" полиции удалось захватить "коллег".
В течение двух недель, днем и ночью, по дорогам Каталуньи курсировали несколько Мерседесов и БМВ последних моделей с немецкими регистрационными номерами. Управляли ими седенькие крепкие старички в сопровождении молодых людей, загримированных под девиц, в париках и шляпах. За каждым таким автомобилем на значительном удалении следовал внедорожник с тонированными стеклами, в котором находились по 5 человек вооруженных автоматами полицейских. Была отлажена надежная постоянная радиосвязь между всеми участниками операции.
Расчет оказался правильным. Ранним утром 6-го июня, в субботу, одного из "Мерседесов" полиции обогнал черный "Ситроен" С-5 и приказал остановиться, включив надпись " Стоп! Дорожная полиция". Из него вышли трое "полицейских" и не спеша, направились к "туристам". Водитель "Мерседеса" тут же отправил в эфир условную фразу и сопровождающий их внедорожник стал стремительно приближаться к месту событий.
Старший "лжеполицейский", черноволосый молодой человек лет около 30-и, в новенькой форме, с пистолетом "Беретта" на боку, и сверкающей бляхой, неразборчиво представился и попросил водителя предьявить документы. Водитель подал через приоткрытое окно необходимые бумаги. "Полицейский", небрежно просмотрев их, приказал водителю и пассажирам выйти из салона. Лишь только "туристы" оказались снаружи, как на них набросилась вся троица. Бандиты пытались отнять ключи зажигания у водителя, но он успел их выбросить далеко в кювет. Велико же было удивление пассажиров проезжавшего в это время автобуса, когда они увидели, как полицейские напали на немцев! Избиения "туристов", как такового, здесь не произошло, потому что "девушки" из салона "Мерседеса" неожиданно сбросили парики и превратились в парней спортивного вида. Двое бандитов тут же были уложены на асфальт. Седенький водитель держал третьего бандита на прицеле своего пистолета.
Водитель "Ситроена", сидевший все это время за рулем, в этой ситуации решил позаботиться в первую очередь о себе и резко рванул вперед по шоссе. Но далеко уйти ему не удалось. Тонированный джип, подлетевший к месту схватки на огромной скорости, обогнал его и вынудил остановиться.
Остальных участников банды схватили в тот же день. Из 18-и человек, 17 - были алжирцы, прилично говорящие на испанском, один оказался испанцем.
Я думаю, что эта банда не единственная на дорогах Испании. Будьте осторожны!
4. Обгонять справа на загородных дорогах категорически запрещено! Такой маневр - наиболее частая ошибка приезжих водителей и плата за нее может быть очень высокой. Обычно - это тяжелое ДТП.
На автобанах и автомагистралях страны максимальная скорость для легковых автомобилей и мотоциклов (только для них!) - 120 км/час, которую запрещено превышать даже при обгонах. Стационарные радары хитроумно замаскированы не только в мостах и эстакадах, но и среди чистого поля. Кстати, навигатор GPS предупредит вас о близости включенного радара.
Полицейские патрули могут передвигаться в обычных автомобилях, напичканных аппаратурой. Поэтому никогда не стремитесь вдогонку за каким-нибудь невзрачным "Сеатом", который обогнал вас на повышенной скорости. Полицейским это позволено, а вам - нет.
5. Никогда не оставляйте на загородных дорогах свободную полосу справа от себя. Едва появился достаточный промежуток справа и если скорость транспортного потока на этой полосе устраивает вас, займите эту полосу.
6. Пешеход в Испании - король! На обозначенных переходах уступаем ему путь ВСЕГДА, за исключением, если для пешеходов горит красный свет светофора. На перекрестках, при поворотах направо или налево, пропускаем пешеходов, даже если там нет обозначенного перехода.
7. Никогда не тормозите резко на желтый свет светофора, потому что испанские водители имеют привычку проезжать на этот сигнал. Советую делать это и вам.
В Правилах дорожного движения сказано:
- При желтом сигнале светофора водитель должен действовать так же, как и при красном, то есть остановиться. Но если водитель находится слишком близко от желтого сигнала светофора, то во избежание резкого торможения, ему разрешается следовать дальше.
Из этого правила следует, что в случае попутного столкновения в такой ситуации из-за резкого торможения, виноват будет водитель, автомобиль которого получил удар сзади.
Администрация автошколы Azorin выражает особую признательность тем выпускникам школы, которые не забыли поздравить нас с 25-летним юбилеем школы!
Удачи на дорогах Испании!
Владимир Ветринцев
Автошкола Azorin, Alicante
Специально для газеты Эспаньола