Покорители океанов
Идея проведения кругосветных парусных гонок на яхтах с заходом в порты родилась за кружкой пива в одном из многочисленных лондонских пабов, а ее претворению в жизнь способствовали пивовары Англии.
Ненастным декабрьским вечером 1972 года за столиком одного из таких пабов сидели двое пожилых джентльменов. Цивильная одежда не скрывала их военную выправку. Перед каждым из них стояла уже наполовину опустошенная пинта, и неторопливая беседа приятелей иногда прерывалась добрым глотком пенистого напитка. Одним из собеседников был полковник в отставке Билл Уайтбред (Bill Whitbread), который выглядел значительно моложе своих 60 лет. Второй - Отто Штайнер (Otto Steiner), выглядел постарше своего собеседника, возможно из-за своей полноты. Всю свою сознательную жизнь он прослужил в Королевском военно-морском флоте (Royal Navy) и, выйдя в отставку в чине адмирала, руководил в последнее время Британской Королевской Ассоциацией Парусного Мореплавания (British Royal Naval Sailing Association).
Отставные вояки беседовали о смысле дальнейшей жизни на гражданке и о том, куда приложить свой богатый жизненный и профессиональный опыт, благо физических сил и энергии у каждого еще хватало с избытком. После обсуждения нескольких вариантов будущей деятельности, собеседники остановились на том, что неплохо бы организовать кругосветную гонку среди любительских яхт за максимально короткое время при любых погодных условиях. Такая парусная регата могла бы стать настоящим вызовом человека грозному океану. Эта идея принадлежала адмиралу, заядлому яхтсмену, не отягощенному материальными затруднениями.
Прошло несколько дней. Предварительные подсчеты затрат на организацию кругосветной парусной гонки показали, что без серьезных спонсоров здесь не обойтись. Взять хотя бы логистику, или материальное обеспечение яхт и их экипажей запасными частями и оборудованием, спецодеждой и питанием. Обслуживание яхт в портах захода, разбросанных на всех пяти континентах, их ремонт в случае необходимости. Надо было искать серьезных спонсоров.
История умалчивает о том, какую роль в поисках спонсора сыграл полковник Билл Уайтбред, потомок Самуэля Уайтбреда (Samuel Whitbread) , который в 1736 году в возрасте 16 лет, открыл один из первых пивоваренных заводов в Англии, а его наследники успешно развивали выгодное производство на протяжении двух столетий. Достоверно то, что уже в конце 1972 года пивоваренная корпорация Whitbread согласилась спонсировать организацию первой и последующих кругосветных гонок при условии, что они будет проходить под именем компании. Именно эта компания первой начала производить пастеризованное пиво в 1871 году, после консультаций с французским химиком Луи Пастером (Louis Pasteur). Пивные магнаты не прогадали. Яхты пронесли на своих парусах рекламу хмельного напитка через все океаны. Производство и продажа пива возросло в разы.
Вслед за пивоварами, совершенно неожиданно, департамент военно-морского флота Великобритании также согласился оказать помощь бывшему адмиралу и его сподвижнику, разумеется, без всякой рекламы своих услуг. Командование ВМС вполне резонно посчитало, что опыт плавания на малых судах в экстремальных ситуациях принесет неоценимую пользу в деле подготовки специалистов для военного флота. Регата - это отличный полигон для испытания новых приборов, корпусов судов, а также тренировки военных моряков в суровых океанских условиях. Департамент ВМФ согласился покрыть часть расходов на организацию регаты и передал организаторам первой регаты в пользование несколько причалов военно-морской базы Портсмут. Забегая вперед, скажу, что уже в первой кругосветной регате 1973 года экипаж английской яхты "Great Britain-II" состоял только из десантников морской пехоты (Royal Marine) и яхта финишировала в Портсмуте первой. Правда, с учетом гандикапа, когда дается фора более мелким яхтам, победителем гонки была обьявлена мексиканская яхта Sayula-II.
Несмотря на то, что некоторые британские газеты назвали идею адмирала безрассудным проектом, рекламная компания была проведена успешно и в сжатые сроки. По-военному. К началу сентября 1973 года 17 экипажей изьявили желание испытать судьбу и прибыли в Портсмут для участия в этой парусной гонке на грани человеческих возможностей. В основном это были яхты, приписанные к портам Великобритании. Остальные участники представляли США, Мексику, Голландию, Францию, Германию, Швецию.
Первая регата вокруг света под названием Whitbread Round the World Race стартовала из британского порта Портсмут 8-го сентября 1973 года. 17 яхт из 7 стран мира были различного класса, длиною от 32 до 80 футов (10-25 метров) и мало чем отличались от обычных прогулочных морских яхт. Их экипажи имели самые различные уровни профессиональной подготовки и морского опыта. Недостаток опыта у многих яхтсменов восполнялся энтузиазмом, верой в себя и жаждой морских приключений.
После 144-х дневной труднейшей гонки, в которой ее участники не раз попадали в жестокие штормы, финишировали 14 яхт. 7 яхтсменов из разных экипажей погибли в морской пучине при различных обстоятельствах.
Победителем первой гонки, с учетом гандикапа, была обьявлена небольшая мексиканская яхта Sayula II с чистым временем (не считая стоянки в портах) 113 суток и 13 часов. Но первой, как я уже упоминал, финишировала английская "Great Britain-II"
Для тех, кому это интересно, я перечислю победителей последующих кругосветных гонок, которые проводились каждые 4 года и стартовали из Портсмута:
1977 - Flyer - Голландия, 119 дней, 1 час и 36 секунд.
1981 - Flyer - Голландия, 119 дней, 1 час, 12 мин., 48 секунд. (Удивительное совпадение, не правда ли?). В этой гонке впервые участвовал испанский парусник Licor-43.
1985 - L Espirit d Equipe - Франция, 111 дней, 23 часа.
1989 - Steinlager-2 - Новая Зеландия, 128 дней, 9 часов.
В этой гонке впервые принимала участие команда СССР на яхте Fazisi а также одна американская яхта с чисто женской командой. Ничего, финишировали.
1993 - Endeavour - Новая Зеландия, 120 дней и 5 часов.
В этой гонке испанская яхта El Fortuna установил рекорд скорости, пройдя за 24 часа 408 морских миль или 756 км. (1 морская миля равна 1852 м.)
1997 - EF Lenguaje - первая яхта типовой серии V060 - Швеция, 836 баллов. После финиша регаты в 1998 году, шведский автоконцерн Volvo Car Corporation выкупил всего за 7,5 миллионов долларов у корпорации Whitbread все права на проведение кругосветных парусных гонок такого класса. Шведы давно поняли, что международная парусная регата - это замечательный способ рекламировать свою продукцию по всему миру. Впервые результаты гонки стали определяться по баллам или пунктам, а участники регаты выступают на унифицированных яхтах. Сейчас при постройке яхт регламентируются только лишь их длина, ширина, тоннаж, высота мачты, вес киля. Остальные данные отданы на откуп конструкторам и дизайнерам.
2001 - Регата проходит под названием Volvo Ocean Race.
Первым к финишу приходит Illbruck Challenge - Германия, 61 балл. Пройдено 32.000 морских миль с заходами в 10 портов мира. Швеция стала законодателем международных парусных гонок.
2005 - Abn Amro One - Голландия. Впервые в истории кругосветных парусных гонок яхты стартовали не из британского порта, а из порта Виго, провинция Галисия, Испания. На шестом этапе, при прохождении мыса Горн во время сильного шторма, экипаж испанской яхты Movistar (шкипер Педро Кампос) потерпел серьезную аварию. В корпусе яхты образовалась длинная трещина, и судно стало быстро погружаться в воду среди 10-метровых волн. Яхтсмены чудом были спасены командой голландской яхты Abn Amro Two, которая, к счастью, оказалась неподалеку. Совместными усилиями двух экипажей удалось прекратить поступление воды вовнутрь корпуса испанского парусника, а затем и откачать ее. Через два дня с борта этой голландской яхты ночью выпал матрос Hans Horrevoets. После долгих поисков его тело все-таки было найдено. Несчастный скончался от переохлаждения.
После регаты VOR-2005 было решено проводить такие гонки один раз в три года. Честь открытия очередной регаты 2008-2009 года выпала городу Аликанте (Испания). Надо заметить, что за это почетное право боролись десяток крупнейших портов мира.
Унифицированные яхты VО70 (Volvo Open 70), выступающие в гонке 2008-2009 г.г. имеют следующие характеристики:
Длина - 70 футов (21,5 м).
Ширина - 18.5 футов (5,7 м)
Осадка (включая киль) около 15 футов (4,5м)
Паруса:
Грот 172 кв.м.
Стаксель 140 кв.м.
Спинакер 500 кв.м.
Высота мачты 100 футов(30,5 м.)
Водоизмещение (брутто) 12.500-14.000 кг.
Балласт 4.500 кг.
Материал корпуса яхты - углеродное волокно.
Стоимость постройки яхты вместе с парусным вооружением -
6 -7 миллионов евро.
На протяжении регаты экипажу яхты разрешается использовать не более 24-х парусов. Количество каждого типа парусов выбирается командой перед стартом, исходя из маршрута гонки и ожидаемых погодных условий.
Итак, мы подошли вплотную к юбилейной 10-й по счету парусной регате вокруг света, которая стартовала из порта Аликанте 11 октября этого года в 14.00 часов местного времени курсом на Гибралтарский пролив и далее в Атлантику (фото прилагаются).
Власти города оправдали надежды устроителей регаты. В течение двух месяцев в порту был построена великолепная "парусная деревня" - Race Village , площадью в 4 гектара. За месяц до открытия регаты причалы порта стали доступны посетителям. Сотни тысяч гостей ежедневно с 10 часов утра и до полуночи наслаждались концертами, аттракционами, выставками. Кажется, что здесь побывала вся Европа и в толпе чаще звучала английская речь, нежели испанская.
Сразу же при входе на первый причал, пройдя строжайший контроль, чуть ли не до снятия обуви, посетители обращали внимание на черную каравеллу, которая тихо поскрипывала на мелкой волне, привязанная канатами к причалу. Это была знаменитая "Виктория", вернее точная ее копия 1х1. Именно на таком суденышке Хуан Себастьян Элькано почти 500 лет тому назад свершил первое кругосветное плавание. Чтобы построить эту копию, replica, как говорят испанцы, нынешним судостроителям пришлось изучить тысячи документов и чертежей тех времен, а ее строительство заняло почти 3 года. Размеры каравеллы не впечатляют: 28 метров в длину, не считая бушприта, и метров 6 в ширину. Осадка, я полагаю, не более 3-х метров (фото). Впечатляют мужество и отвага мореходов тех времен.
В десятой регате участвуют всего 8 яхт из 6 стран. Испания и Швеция выставили по две яхты. Впервые участвует команда из России на яхте "Косатка" типа VO70, построенной в прошлом году судостроительной компанией Green Marine в Портсмуте на средства российского предпринимателя Олега Жеребцова (Санкт-Петербург), полагаю, не самого богатого из современных бизнесменов России. Жеребцов также принял на себя и дальнейшие расходы по содержанию команды во время гонок и внесен в судовую роль экипажа "Косатки" в качестве бакового матроса. Благодаря этому патриоту, "Косатка" несет сейчас через моря и океаны флаг России. Это ли не благородный пример для других россиян, успешных в бизнесе?
Яхты пройдут долгий и опасный путь длиною около 38.000 морских миль(72.000 км.). Эта гонка считается одним из самых экстремальных состязаний наших дней на пределе физических и психических возможностей человека. По сложности плавания и опасности для жизней экипажей ее можно сравнить лишь с "кругосветкой" одиночных яхт без захода в порты. Кстати, наш знаменитый соотечественник Федор Конюхов совершил в одиночку уже несколько "кругосветок", имея рейтинг одного из лучших гонщиков-одиночек современности (www.konyukhov.ru)
Главная проблема для членов экипажа - это хроническое недосыпание. Глубокий, здоровый сон между вахтами здесь просто невозможен. Яхта несется на большой скорости, ударяясь днищем о поверхность воды. Грохот ударов и вибрация корпуса ощущаются в любом уголке яхты. Шум и скрежет различных механизмов на палубе, громкие команды слышны повсюду. Толщина корпуса судна настолько незначительна, что все наружные звуки без труда проникают вовнутрь яхты, многократно усиливаясь в замкнутом пространстве. Наверное, этот ад можно сравнить лишь с гонкой на КАМАЗах в ралли Париж-Дакар. Какой уж тут сон, несмотря на затычки в ушах, которые положены каждому члену экипажа?! А уж если яхта влетает во встречную волну, то спящих моряков просто выбрасывает из своих коек. И этот кошмар длится месяцами! Хроническое недосыпание на протяжении недель - это жестокое испытание для человеческого организма.
Шкипер "Косатки" Андреас Ханакамп, австриец двухметрового роста, прекрасный рассказчик с чувством юмора, вспоминает:
" Представьте, что вы находитесь внутри стиральной машины да еще накрененной под углом 45 градусов. Представили? Так вот, внутри яхты, когда он несется со скоростью 50 узлов, ощущение несколько острее".
Из жизни автора. Как-то, после двухнедельной изнурительной болтанки в Северном море "носом на волну", портовые власти разрешили нам укрыться от еще более жестокого шторма, который надвигался с северо-запада, в бухте небольшого порта Леруик (Lerwick, Scotland). Этот порт хорошо защищен высокими скалистыми берегами от северо-западных ветров. В первую же спокойную ночь, когда судно стало на внутреннем рейде порта на якорь, измученный постоянным недосыпанием экипаж "вырубился" (за исключением вахтенных) до следующего вечера, почти на целые сутки. Моряков невозможно было разбудить ни на завтрак, ни на обед.
Вторая проблема - питание и санитарные условия. Первое, что бросается в глаза, когда просунешь голову вовнутрь жилого помещения, больше похожего на пещеру из-за черного цвета углепластика - это кухня, или, во всяком случае, уголок для приготовления пищи. Два охлаждаемых шкафа для хранения продуктов, набор посуды, включая кастрюльку для приготовления пищи, две плитки для кипячения воды. Забортная вода поступает через фильтр в опреснитель, а затем в 20-литровый расходный бак. В опресненную воду необходимо добавлять в определенной пропорции минеральные соли в виде порошка. В целях экономии места на небольшой яхте и во избежание принятия на борт лишнего груза, команда питается сублимированными продуктами, которые имеют небольшой вес и занимают мало места. Если такой продукт засыпать в кастрюльку и разбавить кипятком, то получается почти сьедобная кашица. Б-р-р-р... О свежих овощах и фруктах речи нет.
Вот что сказал по этому поводу журналистам в день финиша кругосветной гонки 2001 года ее участник Стиг Вестергаард (сейчас он вахтенный капитан в экипаже "Косатки"):
"Я устал от сублимированной и замороженной пищи. Я не могу больше есть рис и карри. Это - пытка. Я думаю, что если давать подозреваемому в преступлении ежедневно рис и карри, то он вскоре признается даже в том, чего не совершал. А сейчас я признаюсь перед вами только в том, что все время мечтал о французской кухне, и только о ней!".
Майк Жубер, баковый "Косатки", вспоминает прошлую регату 2005 года, когда он был в составе испанского "Мовистара":
" Любая беседа между нами во время плавания рано или поздно заканчивалась темой о жизни на суше. Например: Что я в первую очередь сделаю, когда ступлю на землю? Приму хороший душ и надену чистые сухие носки. А что ты сьешь и выпьешь в первую очередь? Конечно, огромный бифштекс с картошкой, да холодного пива! Впрочем, любые такие беседы заканчивались разговорами о женщинах".
Вопрос гигиены. На гоночной яхте данного типа нет возможности достаточно часто менять нижнее и постельное белье. Горячего душа, как такового, на борту нет. Экипаж пользуется влажными полотенцами и салфетками.
Микроклимат. В зависимости от района плавания и времени года на мореходов обрушивается то жара и духота, то промозглый холод. На яхтах отсутствуют системы кондиционирования воздуха или обогрева жилых кают, для этого нужны дополнительные источники энергии. Лишь у изголовья каждой койки установлен микроскопический вентилятор. При плавании в экваториальных широтах температура внутри яхты доходит до 45 градусов по Цельсию при сильной влажности.
На яхте имеются 10 коек, уменьшенного размера, по пять с каждого борта. В обычных условиях плавания 5 человек отдыхают, 5 находятся на палубе. При сильном крене яхты, особенно в штормовую погоду, удержаться в койке весьма проблематично. Вахты меняются каждые 4 часа.
Каков же маршрут этой юбилейной регаты?
Яхты участников зайдут по ходу гонки в порты 10 стран и стартуют оттуда в следующие дни:
Кейптаун (ЮАР) - старт 15 ноября
Кочин (Индия) - старт 13 декабря
Сингапур - старт 18 января 2009 г.
Кингдао (Китай) - старт 14 февраля
Рио де Жанейро (Браз.) - старт 11 апреля
Бостон (США) - старт 16 мая
Галвэй (Ирландия) - старт 06 июня
Гетеборг (Швеция) - старт 14 июня
Стокгольм (Швеция) - старт 25 июня
Финишируют участники этой гонки в порту славного города Санкт-Петербург 25-26 июня 2009 года.
Самым опасным и сложным считается этап, проходящий по Тихому океану от Кингдао (Китай) до мыса Горн и далее до Рио де Жанейро, протяженностью 12.300 морских миль.
Участники регаты перечислены в том порядке, в котором они находились после проведения внутрипортовых гонок в порту Аликанте 4-го октября.
1. Telefonica Blue (Spain)
2. Telefonica Black (Spain)
3. Puma (USA)
4. Ericsson-4 (Sweden)
5. Green Dragon (Ireland, China)
6. Delta Lloyd (Netherlands)
7. Ericsson-3 (Sweden)
8. Kosatka (Russia)
На первом этапе Аликанте - Кейптаун в состав российского экипажа
вошли:
1. Андреас Ханакамп (Австрия) - шкипер
2. Гильермо Альтадил (Испания) - вахтенный капитан
3. Стиг Вестергаард (Дания) - вахтенный капитан
4. Родион Лука (Украина) - рулевой
5. Уотер Вербраак (Нидерланды) - навигатор
6. Майк Жубер (ЮАР) - баковый, фаловый
7. Камерон Уиллс (ЮАР) - баковый
8. Джереми Эллиотт (Ирландия) - настройщик парусов
9. Бен Костелло (Новая Зеландия) - шкотовый, настройщик парусов
10. Ник Бабб (Великобритания) - фаловый
11. Марк Ковелл (Великобритания) - медиа персона
Баковый Олег Жеребцов по уважительной причине пропустил первый этап и войдет в состав экипажа в Кейптауне. В Аликанте его заменил Майк Жубер.
В экипаже "Косатки" есть несколько настоящих звезд международного парусного спорта.
Вахтенный капитан испанец Гильермо Альтадил совершил несколько кругосветных гонок, пройдя под парусами более 300 тысяч морских миль. В Кейптауне он покинул борт судна, так как у него вступает в силу контракт с устроителями другой регаты Barcelona World Race.
Рулевой Родион Лука (Украина) - серебряный призер Олимпийских игр 2004 года (Афины) и чемпион мира 2005 года в классе яхт "49-er", участник Олимпийских игр в Пекине.
Вахтенный капитан Стиг Вестергаард (Дания)- многократный чемпион мира в классах "Финн" и "Солинг".
Как видим, экипаж "Косатки" нельзя назвать российским в полном смысле этого слова. Гонщиков такого класса, которых сумел собрать со всего мира господин Жеребцов, в России - считанные единицы.
Каждый член экипажа яхты типа VO70 выполняет свои определенные обязанности и заменяет в случае необходимости своего товарища.
Командует экипажем шкипер. На шкипере яхты лежит ответственность за экипаж, за его безопасность во время нахождения на борту яхты, за сохранность самой яхты, Члены экипажа должны беспрекословно подчиняться указаниям шкипера. Например, несмотря на то, что навигатор яхты и вахтенный капитан самостоятельно выбирают курс следования яхты и наилучшую комбинацию парусов, решающий голос при выборе маршрута и настройке парусов принадлежит шкиперу. Он же определяет и стратегию гонки, маршрут.
Во время нахождения в море экипаж яхты работает в две смены (вахты) 4 часа через 4. Каждой вахтой командует вахтенный капитан.
Вахтенный капитан должен уметь выжать из парусника максимальную скорость, используя оптимальную настройку парусов. Особенно это важно при смене курса яхты или изменении направления и силы ветра. Вахтенный капитан отвечает за безопасность людей, находящихся на палубе.
Навигатор - отвечает за соответствие проложенного оптимального маршрута следования яхты реальному пути следования, выбранного с учетом ветров, течений, прогнозов погоды, наличия препятствий по курсу следования, (мелкие рыболовные суда, айсберги). Так, например, перед стартом из Кейптауна на Кочин (Индия) в штабе Volvo Ocean Race серьезно обсуждалась проблема пиратства у берегов Сомали. Маршрут этого этапа проходит совсем неподалеку от зоны действий пиратов. Экипажам яхт рекомендовано прокладывать свой путь с учетом опасности района плавания. Сегодня стало известно, что яхты благополучно миновали этот опасный район.
В случае отказа системы GPS, что случается очень редко, навигатор должен уметь определить достаточно точные координаты местонахождения судна в океане, используя другие способы определения координат. В его заведывании находятся все навигационные приборы на яхте, он отвечает за их сохранность и работоспособность, обеспечивает спутниковую связь со штабом гонки. В нормальных условиях навигатор находится в своем маленьком отсеке, где стоят два низких столика, один за другим. Два компьютера позволяют навигатору использовать информационную программу Deckman for Windows , которая, исходя из метеоусловий в данном районе океана и скорости яхты, выдает для нее оптимальный курс и скорость на ближайший отрезок маршрута. Эту информацию программа обновляет каждые 6 часов.
На всех океанских яхтах имеется авторулевой - система, позволяющая идти судну заданным курсом без участия человека. Авторулевой используется на длинных переходах, когда нет необходимости часто менять курс, лавировать. В остальных случаях управление яхтой берет на себя рулевой. Его задача управлять яхтой таким образом, чтобы она выдерживала прямо заданный курс, особенно среди больших волн или при частой смене направления ветра.
Управление яхтой при сильном волнении моря требует от рулевого большой физической силы и выносливости.
Баковый - член экипажа, который находится на баке, или на носу судна. Он закрепляет паруса перед подьемом, контролирует их постановку, убирает после замены. Баковый должен быть ловким, сильным, бесстрашным и его профессия считается самой опасной на судне. Ведь при столкновении яхты с крупной волной, на нос судна обрушиваются тонны воды, которые уносят человека в океан как пушинку. При необходимости осмотреть фалы или устранить неисправность при подьеме или спуске парусов, бакового специальной лебедкой поднимают на мачту, на 30-метровую высоту.
Фаловый - связующее звено между баковым и остальными вахтенными специалистами. Должен видеть и слышать все, что происходит на борту яхты и грамотно оценивать обстановку. В его руках все фалы для постановки и уборки парусов, снасти для их настройки. Помогает баковому при постановке и уборке парусов.
Настройщик парусов - работает на шкотах, при помощи которых парусам задается оптимальная площадь и форма в зависимости от направления и силы ветра. Слаженно работает совместно с рулевым и шкотовым.
Шкотовый/настройщик парусов - при помощи лебедок и т.н. "кофейных мельниц"- ручных приводов, которые надо вращать с огромной скоростью поднимает и настраивает тяжелые паруса. Здесь требуется сноровка, большая физическая сила и выносливость. Работает совместно с настройщиком парусов и фаловым.
Парусный мастер - еще до начала гонки подбирает комплект парусов, исходя из маршрута регаты и ожидаемых погодных условий.
На него возложен ремонт и настройка парусов.
Медиа-персона - представитель СМИ (Media Crew Member). Не имеет право выполнять на борту яхты какую-либо работу (кроме приготовления пищи), ему запрещено помогать экипажу в управлении яхтой или настройке парусов. Несмотря на это, этот специалист должен быть физически крепким, жизнерадостным, поддерживать морально своих товарищей, не бояться опасности, Он должен уметь профессионально обращаться с бортовыми фото и видеокамерами, компьютерами. Его задача: фиксировать все события, происходящие на яхте в ходе кругосветной гонки и передавать необходимую информацию в on-line режиме в штаб-квартиру регаты.
Эта должность на яхтах введена впервые.
Как видим, команду "Косатки" нельзя назвать российской в полном смысле этого слова. Российской является только сама яхта да ее флаг.
Стартовав из порта Аликанте 11 октября в 14 часов местного времени при сильном попутном ветре, яхты уже на следующий день прошли Гибралтарский пролив, и вышли на просторы Атлантики. Участники регаты проложили курс не на юг вдоль западного побережья Африки, а направились более длинным маршрутом к берегам Бразилии. Дело в том, что у берегов Бразилии дуют постоянные северо-восточные пассаты до 45 узлов, что позволяет яхтам развивать фантастическую скорость, значительно выше скорости ветра. Почти никому из участников гонки не удалось избежать критических ситуаций на этом отрезке этапа.
Рано утром 2-го ноября в южноафриканском порту Кейптаун первой финишировала шведская яхта Эрикссон 4. В ходе гонки был установлен новый рекорд скорости за 24 часа: 602 мили (около 1150 км). Вот что рассказал журналистам шкипер Эрикссона бразилец Торбен Граел:
" В тот день почти попутный ветер превышал 40 узлов, порывами до 48. Высота волны достигала 6-7 метров. Парусник летел, едва касаясь гребней волн. Иногда яхта проваливалась между волн, полностью погружаясь в воду, и была похожа при этом подводную лодку. Мы "нагрузили" ветром паруса до предела. Казалось, еще чуть-чуть и паруса разлетятся в клочья, сломается мачта или развалится корпус лодки. Несколько часов подряд мы наблюдали Пуму, которая безуспешно пыталась нас догнать. Очевидно, ее команда не рискнула дать своему паруснику такую нагрузку".
Российская "Косатка" пересекла линию финиша в Кейптауне шестой.
После отдыха в Кейптауне, встречи с родными и близкими, устранив неполадки на парусниках, участники регаты вновь стартовали 15-го ноября в направлении индийского порт Кочин. Судя по сегодняшней сводке на 18.00 GMT "Косатка" идет на шестом месте, незначительно уступая лидерам.
О том, какие приключения испытала команда российской яхты на первом и втором этапах, рассказывает ее шкипер, Андреас Ханакамп.
Читайте, смотрите видео и гонку в реальном времени:
www.extremeplanet.ru
www.volvooceanrace.ru
www.volvooceanrace.tv
www.teamrussia.org
www.wolvooceanrace.org
Пожелаем "Косатке" и ее команде выдержать все ураганы и бури, все невзгоды экстремального плавания и благополучно причалить к родному берегу в июне будущего года!
При подготовке статьи были использованы материалы вышеуказанных сайтов.
21 ноября 2008г.
Аликанте