Ветринцев Владимир Александрович: другие произведения.

Порт надежды

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 13/04/2009.
  • © Copyright Ветринцев Владимир Александрович (pego@mail.ru)
  • Обновлено: 18/10/2009. 19k. Статистика.
  • Статья: Испания
  • Иллюстрации: 7 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гражданская война в Испании разделила ее народ на два лагеря. Немыслимое ожесточение противоборствующих сторон принесло ужасные плоды. Сотни тысяч убитых, пропавших без вести и ушедших в изгнание. Прошло ровно 70 лет со дня окончания ВОЕННЫХ действий. Но из истории известно, что гражданские войны никогда на этом не заканчиваются ...


  •   
      
      
      
      
      
       ...Y asi fue como en el puerto de Alicante
       naufrago la Republica.
       ...И вот так в порту Аликанте потерпела крах
       Республика.
       ?Que maldicion peso sobre tu destino, Alicante?
       Какое проклятие нависло над тобой, Аликанте?
      
       Енрике Сердан Тато, писатель и журналист
      
      
      
       История распорядилась так, что именно в Аликанте закончилась жестокая Гражданская война 1936-1939-х годов.
       В конце марта 1939-го года всем стало понятно, что дни Второй Республики сочтены. Среди руководителей Республиканского Правительства и военного командования произошел раскол. Одни требовали продолжать сопротивление войскам Франко, другие предлагали договориться о капитуляции.
       26-го марта войска Ф. Франко перешли в наступление на Мадрид. Учитывая соотношение сил, командование республиканских войск во избежание напрасного кровопролития приняло решение сдать столицу без боя.
       28-го марта франкистские дивизии вошли в город и республиканцы капитулировали.
       1-го апреля верховный главнокомандующий Франциско Франко подписал приказ об окончании гражданской войны.
       В приказе говорилось:
       - Сегодня захвачено в плен и обезоружено красное войско. Национальные войска добились своих последних военных целей. Война закончена.
      
       Еще в начале марта началось заметное движение людских масс из столицы в сторону Валенсии и Аликанте, к берегу моря, туда, где в каком-нибудь порту будет возможность подняться на борт отплывающего корабля. Этот шанс был невелик, но каждый из беженцев надеялся на удачу.
       Дезорганизованные толпы отступающих сторонников Республики двигались к Аликанте в основном со стороны Альбасете, Мурсии и Эльче. Пешком, на грузовиках, телегах. Военные и гражданские люди, мужчины, женщины и дети. Почти у всех была одна единственная цель: покинуть Испанию. Для побежденных в этой гражданской войне, на родной земле уже не было безопасного места.
       Из уст в уста передавалась обнадеживающая всех весть:
       - В порту Аликанте нас ожидают корабли! Они нас примут на борт и вывезут за пределы Испании! Они нас спасут!!!
       При этом лишь немногие из беженцев имели представление о том, где находится порт и где искать эти корабли.
       В этой неуправляемой массе простого народа, республиканские командиры всех рангов, члены комитетов Народного Фронта, губернаторы, депутаты, советники, партийные и профсоюзные руководители уже не имели особого преимущества над своими подчиненными. Уже начал действовать стихийный закон толпы. И в борьбе за право выжить здесь все были равны.
      
       К вечеру 28-го марта в порту Аликанте скопилось около 20 тысяч человек с надеждой как можно быстрее покинуть ставшую враждебной им родину. Встреча с франкистами и итальянскими фашистами, которые уже подходили к городу со всех сторон, не предвещала беженцам ничего хорошего.
       Некоторые свидетели тех событий называют другие цифры. Так, например, в своем автобиографическом повествовании "La estampida" (Бег, паническое бегство, почти по Булгакову) о последних днях войны, очевидец этих событий, сторонник режима Франко фалангист Jose Mallol Alberola пишет, что в де дни по городу бродили не менее 60.000 беженцев в ожидании мифических кораблей.
      
       Те из беженцев, кто заранее побеспокоился о своей судьбе, благополучно покинули свою родину. Еще в начале марта, небольшие группы республиканцев, принявшие решение покинуть Испанию морским путем, сумели достичь порта Аликанте. Им удалось стать пассажирами различных судов, которые стояли под погрузкой или выгрузкой в этом порту.
      
       В первой неделе марта от причалов порта вышли пароходы " Winnipeg" и "Marionga" с неустановленным числом изгнанников.
       Вслед за ними вышли из порта пароходы "Stangate" с 2000 беженцами и "Stambul" с 3000 беженцами на борту.
       12 марта курсом на Тунис отчалил "Ronwyn", английское торговое судно под флагом Мальты, с 716-ю беженцами на борту.
       19 марта курсом на Оран отправился английский углевоз "African Trader" c 859-ю пассажирами на борту.
       Эти два судна принадлежали французской судоходной компании CIA France Navegation, с которой Правительство Негрина*** подписало контракт на обеспечение республиканской зоны перевозками различных морских грузов. Есть данные, что английский углевоз Stanbrook также был зафрахтован под чужим флагом республиканским правительством через эту компанию. Республиканское Правительство оплачивало эти морские перевозки испанским золотом, вывезенным ранее из порта Картахена на советских судах и хранящимся в банках Москвы.
       В целях безопасности, эти зафрахтованные суда постоянно меняли свой флаг.
       Что касается советских кораблей, которые на протяжении всей войны активно участвовали в перевозках оружия и боеприпасов из СССР в Испанию, то эти суда уже давно не заходили в испанские порты и на их появление в порту Аликанте никто уже не надеялся. Сталин, предвидя неизбежное поражение республиканцев, заблаговременно свернул оказываемую им помощь.
       Известно, что на последних советских судах, покинувших порты Испании, в СССР были доставлены женщины и дети в количестве 4.000 человек, а также несколько сотен республиканцев.
       Достоверно известно, что многим беженцам удалось покинуть берега Испании на различных рыболовных судах, находившихся в те дни в ближайших от Аликанте портах Торревьеха, Санта-Пола и Эль Кампейо.
    Stanbrook в порту Оран, Алжир []
       28 марта у причалов порта Аликанте стояло всего 2 судна: английские пароходы " Stanbrook" * и "Maritime", который вышел из порта после Станбрука, приняв на борт всего 37 пассажиров и оставив на причале тысячи несчастных, потерявших надежду на спасение.
       Сегодня мы не знаем, почему капитан "Маритиме" отказался брать остальных пассажиров, и не последовал примеру капитана Диксона.
       Сегодня мы не знаем, что помешало беженцам, находящимся в критической ситуации, грозящей им смертью, из которых многие имели при себе оружие, решиться на силовой захват Маритиме?
       Капитан Станбрука, англичанин Арчибальд Диксон (Archibald Dickson)**
       поступил мужественно и высшей степени благородно.
     Арчибальд  Диксон был самым молодым капитаном английского флота []
       Рискуя своим кораблем и экипажем, он решил спасти столько людей, сколько будет возможно.
       Несмотря на то, что пароход Станбрук был предназначен для перевозки угля, капитан Диксон приказал команде опустить трап и приступить к приему пассажиров.
       Беженцы начали подниматься по узкому трапу на борт судна и занимать все свободные щели на корабле.
    На верхней палубе Станбрука. 31 марта 1939 г.  []
       Вначале человеческий муравейник заполнил носовые и кормовые верхние палубы, затем люди стали карабкаться на надстройку корабля и мачты.
       Остальные стали спускаться в темный, холодный трюм.
       Несколько десятков человек устроились в машинном отделении.
       Когда ватерлиния, определяющая максимально безопасную осадку корабля, исчезла под водой, и судно стало опасно крениться на правый борт, Арчибальд Диксон приказал убрать трап и отдать швартовы.
       Корабельный трап пришлось оставить на причале. На палубе судна для него уже не было места.
      
    Это случилось в 23 часа 28 марта 1939 года.
       Люди, оставшиеся на причале кричали и плакали. Многие прыгали в воду.

    На следующий день, 29 марта, многотысячная толпа беженцев, скопившаяся в порту, продолжала искать возможность покинуть Аликанте. Какие-то люди составляли списки пассажиров, кто-то регулировал очередность погрузки на мифические суда, которые вот-вот должны были появиться на горизонте. Но горизонт был пуст. К вечеру зарядил холодный дождь. Чтобы согреться, люди стали разжигать костры.

       Позднее станет известно, что в порт Аликанте пытались прорваться Winnipeg, благополучно доставивший своих пассажиров в Оран, и еще два парохода под французским флагом. Но они были перехвачены франкистскими миноносцами "Марс", "Вулкан" и "Юпитер", а также крейсером "Канариас" еще на подходе к порту Аликанте.
      
       На борту Станбрука оказалось 2.638 пассажиров.
       Из них: Женщин - 398
       Мужчин - 2240
       Из которых 147 человек были детьми в возрасте до 15 лет.
      
       Эти данные совершенно достоверные. Существует полный список пассажиров Станбрука, составленный французскими иммиграционными службами порта Оран, Алжир.
      
       Выйдя из порта Аликанте, капитан Диксон приказал рулевому менять курс каждые полчаса. Большинство пассажиров даже не представляли себе, куда следует судно и как долго продлится это морское путешествие. Сотни людей, находящиеся на верхней палубе молча смотрели на исчезающие вдали огни ночного Аликанте. Что их ждет впереди?
       Судьба распорядится с каждым из них по-своему, и многие беженцы никогда больше не увидят берега своей родины.
       Точное число испанских беженцев, покинувших родину в результате Гражданской войны сейчас трудно определить. В многочисленных источниках по этой теме фигурируют разные цифры, от 300 до 450 тысяч.
       С невысокой скоростью судно двигалось зигзагом, держа генеральный курс на порт Оран, находящийся на африканском материке, на расстоянии 170 морских миль (около 300 км.) строго на юг от Аликанте. На рассвете капитан приказал застопорить ход и лечь в дрейф. Это было очень своевременное решение, так как вскоре на горизонте появились силуэты франкистких кораблей, полным ходом идущих к Станбруку. Один из них, миноносец "Юпитер", подошел вплотную к борту, и его командир крикнул в рупор:
       - Что случилось?! Почему ваше судно не имеет хода?!
       Капитан Диксон ответил ему:
       - Проблема с машиной (двигателем). Считаю, что справимся своими силами!
       Как потом стало известно, если бы Станбрук был на ходу, то сторожевики заставили бы его вернуться в порт Аликанте. Характер "груза" Станбрука им был прекрасно известен.
       С наступлением темноты Станбрук возобновил движение на Оран.
       30-го марта Stanbrook бросил якорь на рейде порта Оран. Французские власти не разрешили судну пришвартоваться к причалу. И только после того, как 6-го апреля капитан Диксон пригрозил выброситься со своим кораблем на берег, ему было разрешено подойти к причалу Ravin Blanc, отгороженному от остальных причалов колючей проволокой и охраняемому сенегальскими солдатами.
    Stanbrook швартуется в порту Оран []
       Вначале на берег сошли женщины и дети, больные и старики.
       Затем - все остальные.
       После 30-дневного мучительного карантина, беженцев расселили по баракам в различных частях города. Большую помощь им оказала довольно многочисленная испанская диаспора, проживающая в Оране.
    Stanbrook в порту Оран, Алжир []
       - !El capitan Dickson era un hombre de gran corazon! - так говорили в Оране об английском капитане спасенные им испанцы.
       (У капитана Диксона было доброе сердце!)
       Среди республиканцев, оставшихся на причалах порта Аликанте шли споры: надо ли организовывать вооруженное сопротивление франкистам и итальянским наемникам, вошедшим в город, и умереть с оружием в руках, или добровольно сдаться в плен?
       Обратимся к воспоминаниям участников этих событий.
       Эдуардо де Гусман (Eduardo de Guzman)**** вспоминает:
       - Неожиданно человек крепкого телосложения, который сидел напротив меня,
       выхватил опасную бритву и полоснул ею себе по горлу. Обливаясь кровью, он некоторое время пытался оттолкнуть тех, кто бросился ему на помощь. Вскоре он затих. В зубах его была зажата сигара, которую он перед этим раскурил.
       - Это был мэр Альсиры - заметил мой сосед.
       Альсира - город, находящийся в 100 км. севернее Аликанте
       Таких несчастных, которые решили покончить с собой, потеряв надежду подняться на борт отходящего судна, оказалось несколько десятков.
       Решили умереть вместе командующий 127-й бригады Maximo Franco и политкомиссар 28-й дивизии Evaristo ViNuelas. Перед тем, как выстрелить себе в висок, они одновременно воскликнули:
       - Nuestro ultimo acto de protesta contra el fascismo!
       Итальянский легион Литторио входит а Аликанте. 30.03.1939 []
       30-го марта в Аликанте вошел итальянский фашистский легион "Littorio" под командованием генерала Гамбара. Солдаты сразу же перекрыли все выходы с территории порта, установили пулеметы.
       31-го марта в порт вошли миноносцы "Марс" и "Вулкан". Они высадили на причалы порта 121-й и 122-й батальоны, которые заменили итальянцев, охраняющих беженцев в порту.
       Началась операция по выводу беженцев с территории порта.
       Женщин и детей разместили в кинотеатрах Эль Идеаль и Эль Принсипаль, где они были защищены от холода.
       Большую часть мужчин, около 10 тысяч человек, под конвоем препроводили на Кампо де лос Альмендрос, поле, засаженное миндальными деревьями, в 3-х километрах от порта, у подножия горы Серра Гросса.
       Остальных, около 4 тысяч человек, распределили на Пласа де Торос, в крепостях Санта Барбара и Сан Фернандо, более тысячи человек были перевезены железнодорожными вагонами в концлагерь Альбатера, расположенному в 40 километрах от Аликанте в местечке Сан Исидро. Впоследствии этот концлагерь стал самым крупным в Испании.
       Во время Второй мировой войны многие узники из Испании оказались во французском лагере смерти Виши, а также в известном лагере Маутхаузен.
       Не многие их них дождались дня освобождения.
       Судьба капитана Арчибальда Диксона была трагичной. Совершив настоящий подвиг в порту Аликанте при спасении людей, подвергая при этом свою жизнь и жизни членов экипажа Станбрука смертельной опасности, он сам вскоре не миновал жестокой смерти.
      
       * Пароход "Stanbrook".
       Построен на верфи Tyne Iron Shipbuilding Co.Ltd. в 1909 году.
       Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1937 году.
       Длина - 230 футов ( около 70 м.)
       Ширина - 34 фута ( около 10,5 метра)
       Полное водоизмещение - 1383 тонны
       Максимальная скорость - 12 узлов
       Экипаж - 20 человек
      
       ** Капитан Archibald Dickson.
       Родился в 1892 году, в Кардиффе.
       В возрасте 23-х лет получил первую должность капитана (1914 г.). Он был самым молодым капитаном английского флота.
       28 марта 1939 г. находясь в порту Аликанте (Испания) принял героическое решение разместить на борту вверенного ему судна Stanbrook испанских беженцев, которых он благополучно доставил в алжирский порт Оран.
       Погиб на капитанском мостике вместе со всем экипажем 19-го ноября 1939 г. в 02 час. 13 мин. локального времени. Его Stanbrook при выходе из порта Антверпен в балласте (без груза) в точке с координатами 51.21 N.
       02.25 E. был торпедирован немецкой подводной лодкой U-57(капитан-лейтенант Claus Korth).
        []
    Имя славного английского капитана Арчибальда Диксона высечено на стеле Мемориального комплекса( табличка  100) Tower Hill в Trinity Square ( London).
       Бывшие пассажиры парохода Stanbrook, все еще находившиеся в одном из концлагерей Алжира, узнав о гибели капитана и его команды, почтили их память минутой молчания. Одна из участниц сегодняшнего мероприятия в Аликанте говорит: Я с большим трудом нашла в интернете фотографию капитана Диксона, где он, молодой и красивый, стоит на мостике корабля. Я увеличила эту фотографию и повесила ее на стенку у себя дома. Я каждый день молюсь на нее, упоминая имя капитана. В 1939 году капитан Диксон спас моего деда.
       Мы всегда будем помнить о тебе, славный капитан Диксон!
       В Аликанте обязательно будет улица, носящая твое имя!
      
      
      
       Владимир Ветринцев (Аликанте)
       Специально для газеты "Эспаньола" (Мадрид)
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 13/04/2009.
  • © Copyright Ветринцев Владимир Александрович (pego@mail.ru)
  • Обновлено: 18/10/2009. 19k. Статистика.
  • Статья: Испания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка