На следующий день, 29 марта, многотысячная толпа беженцев, скопившаяся в порту, продолжала искать возможность покинуть Аликанте. Какие-то люди составляли списки пассажиров, кто-то регулировал очередность погрузки на мифические суда, которые вот-вот должны были появиться на горизонте. Но горизонт был пуст. К вечеру зарядил холодный дождь. Чтобы согреться, люди стали разжигать костры.
Позднее станет известно, что в порт Аликанте пытались прорваться Winnipeg, благополучно доставивший своих пассажиров в Оран, и еще два парохода под французским флагом. Но они были перехвачены франкистскими миноносцами "Марс", "Вулкан" и "Юпитер", а также крейсером "Канариас" еще на подходе к порту Аликанте.
На борту Станбрука оказалось 2.638 пассажиров.
Из них: Женщин - 398
Мужчин - 2240
Из которых 147 человек были детьми в возрасте до 15 лет.
Эти данные совершенно достоверные. Существует полный список пассажиров Станбрука, составленный французскими иммиграционными службами порта Оран, Алжир.
Выйдя из порта Аликанте, капитан Диксон приказал рулевому менять курс каждые полчаса. Большинство пассажиров даже не представляли себе, куда следует судно и как долго продлится это морское путешествие. Сотни людей, находящиеся на верхней палубе молча смотрели на исчезающие вдали огни ночного Аликанте. Что их ждет впереди?
Судьба распорядится с каждым из них по-своему, и многие беженцы никогда больше не увидят берега своей родины.
Точное число испанских беженцев, покинувших родину в результате Гражданской войны сейчас трудно определить. В многочисленных источниках по этой теме фигурируют разные цифры, от 300 до 450 тысяч.
С невысокой скоростью судно двигалось зигзагом, держа генеральный курс на порт Оран, находящийся на африканском материке, на расстоянии 170 морских миль (около 300 км.) строго на юг от Аликанте. На рассвете капитан приказал застопорить ход и лечь в дрейф. Это было очень своевременное решение, так как вскоре на горизонте появились силуэты франкистких кораблей, полным ходом идущих к Станбруку. Один из них, миноносец "Юпитер", подошел вплотную к борту, и его командир крикнул в рупор:
- Что случилось?! Почему ваше судно не имеет хода?!
Капитан Диксон ответил ему:
- Проблема с машиной (двигателем). Считаю, что справимся своими силами!
Как потом стало известно, если бы Станбрук был на ходу, то сторожевики заставили бы его вернуться в порт Аликанте. Характер "груза" Станбрука им был прекрасно известен.
С наступлением темноты Станбрук возобновил движение на Оран.
30-го марта Stanbrook бросил якорь на рейде порта Оран. Французские власти не разрешили судну пришвартоваться к причалу. И только после того, как 6-го апреля капитан Диксон пригрозил выброситься со своим кораблем на берег, ему было разрешено подойти к причалу Ravin Blanc, отгороженному от остальных причалов колючей проволокой и охраняемому сенегальскими солдатами.
Вначале на берег сошли женщины и дети, больные и старики.
Затем - все остальные.
После 30-дневного мучительного карантина, беженцев расселили по баракам в различных частях города. Большую помощь им оказала довольно многочисленная испанская диаспора, проживающая в Оране.
- !El capitan Dickson era un hombre de gran corazon! - так говорили в Оране об английском капитане спасенные им испанцы.
(У капитана Диксона было доброе сердце!)
Среди республиканцев, оставшихся на причалах порта Аликанте шли споры: надо ли организовывать вооруженное сопротивление франкистам и итальянским наемникам, вошедшим в город, и умереть с оружием в руках, или добровольно сдаться в плен?
Обратимся к воспоминаниям участников этих событий.
Эдуардо де Гусман (Eduardo de Guzman)**** вспоминает:
- Неожиданно человек крепкого телосложения, который сидел напротив меня,
выхватил опасную бритву и полоснул ею себе по горлу. Обливаясь кровью, он некоторое время пытался оттолкнуть тех, кто бросился ему на помощь. Вскоре он затих. В зубах его была зажата сигара, которую он перед этим раскурил.
- Это был мэр Альсиры - заметил мой сосед.
Альсира - город, находящийся в 100 км. севернее Аликанте
Таких несчастных, которые решили покончить с собой, потеряв надежду подняться на борт отходящего судна, оказалось несколько десятков.
Решили умереть вместе командующий 127-й бригады Maximo Franco и политкомиссар 28-й дивизии Evaristo ViNuelas. Перед тем, как выстрелить себе в висок, они одновременно воскликнули:
- Nuestro ultimo acto de protesta contra el fascismo!
30-го марта в Аликанте вошел итальянский фашистский легион "Littorio" под командованием генерала Гамбара. Солдаты сразу же перекрыли все выходы с территории порта, установили пулеметы.
31-го марта в порт вошли миноносцы "Марс" и "Вулкан". Они высадили на причалы порта 121-й и 122-й батальоны, которые заменили итальянцев, охраняющих беженцев в порту.
Началась операция по выводу беженцев с территории порта.
Женщин и детей разместили в кинотеатрах Эль Идеаль и Эль Принсипаль, где они были защищены от холода.
Большую часть мужчин, около 10 тысяч человек, под конвоем препроводили на Кампо де лос Альмендрос, поле, засаженное миндальными деревьями, в 3-х километрах от порта, у подножия горы Серра Гросса.
Остальных, около 4 тысяч человек, распределили на Пласа де Торос, в крепостях Санта Барбара и Сан Фернандо, более тысячи человек были перевезены железнодорожными вагонами в концлагерь Альбатера, расположенному в 40 километрах от Аликанте в местечке Сан Исидро. Впоследствии этот концлагерь стал самым крупным в Испании.
Во время Второй мировой войны многие узники из Испании оказались во французском лагере смерти Виши, а также в известном лагере Маутхаузен.
Не многие их них дождались дня освобождения.
Судьба капитана Арчибальда Диксона была трагичной. Совершив настоящий подвиг в порту Аликанте при спасении людей, подвергая при этом свою жизнь и жизни членов экипажа Станбрука смертельной опасности, он сам вскоре не миновал жестокой смерти.
* Пароход "Stanbrook".
Построен на верфи Tyne Iron Shipbuilding Co.Ltd. в 1909 году.
Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1937 году.
Длина - 230 футов ( около 70 м.)
Ширина - 34 фута ( около 10,5 метра)
Полное водоизмещение - 1383 тонны
Максимальная скорость - 12 узлов
Экипаж - 20 человек
** Капитан Archibald Dickson.
Родился в 1892 году, в Кардиффе.
В возрасте 23-х лет получил первую должность капитана (1914 г.). Он был самым молодым капитаном английского флота.
28 марта 1939 г. находясь в порту Аликанте (Испания) принял героическое решение разместить на борту вверенного ему судна Stanbrook испанских беженцев, которых он благополучно доставил в алжирский порт Оран.
Погиб на капитанском мостике вместе со всем экипажем 19-го ноября 1939 г. в 02 час. 13 мин. локального времени. Его Stanbrook при выходе из порта Антверпен в балласте (без груза) в точке с координатами 51.21 N.
02.25 E. был торпедирован немецкой подводной лодкой U-57(капитан-лейтенант Claus Korth).
Имя славного английского капитана Арчибальда Диксона высечено на стеле Мемориального комплекса( табличка 100) Tower Hill в Trinity Square ( London).
Бывшие пассажиры парохода Stanbrook, все еще находившиеся в одном из концлагерей Алжира, узнав о гибели капитана и его команды, почтили их память минутой молчания.
Одна из участниц сегодняшнего мероприятия в Аликанте говорит:
Я с большим трудом нашла в интернете фотографию капитана Диксона, где он, молодой и красивый, стоит на мостике корабля. Я увеличила эту фотографию и повесила ее на стенку у себя дома. Я каждый день молюсь на нее, упоминая имя капитана. В 1939 году капитан Диксон спас моего деда.
Мы всегда будем помнить о тебе, славный капитан Диксон!
В Аликанте обязательно будет улица, носящая твое имя!
Владимир Ветринцев (Аликанте)
Специально для газеты "Эспаньола" (Мадрид)