Это ивритское выражение плохо переводится на русский. Дословно это - душевный счет. Смысл его можно передать, примерно, как разговор по душам, по совести с самим собой.
Сегодня, когда человечество изобрело так много способов самоуничтожения, а раздирающие его конфликты, в основе которых лежат религиозный фанатизм, национальные эгоизмы и бездуховность, делают реальной реализацию одной из этих возможностей, всем народам вместе и каждому в отдельности пора сделать "Хэшбон нэфэш". Но у нас евреев есть две причины начать делать его первыми.
Последняя война в Ливане показала, что не все в порядке в "королевстве датском". Я не считаю, что мы ее проиграли, но и не выиграли, во всяком случае, не так выиграли, как прошлые войны. Можно, конечно, исследовать были ли ошибки тактические, стратегические и политические, что и делают уже соответствующие комиссии. Но есть одна причина, которая, уверен, не будет отмечена ни одной комиссией. Для того, чтобы лучше увидеть ее, нужно сравнить эту войну с войной за независимость. Тогда у Израиля не было регулярной армии, а у его полководцев - никакого тактического и стратегического опыта. В численности и вооружении противники превосходили Израиль в разы, если не в десятки раз. На вооружении Израиля были только советские винтовки устарелого образца, переданные Чехословакией, и самодельные гвоздеметы, в то время как со стороны только Иордании действовал легион, обученный и экипированный англичанами. Сегодня соотношение сил с Хизбалой было обратное. Но тогда у израильтян был дух, преданность идеалу, готовность к самопожертвованию. А сегодня есть начальник генерального штаба, продающий свои акции в израильских компаниях не то перед началом войны, не то в ходе ее.
Симптомы духовной деградации были налицо уже давно, я думаю, задолго до того, как я приехал в Израиль (в конце 1976г). Уже к тому времени халуцианская готовность жертвовать собой ради возрождения Израиля сменилась лозунгом "ма ше тов лану, тов л мдина" - что хорошо нам, хорошо и для государства. Обогащайтесь, наслаждайтесь жизнью, остальное все приложится. Идеалисты, боровшиеся в Союзе за то, чтобы пробить брешь в "железном занавесе", через которую затем приехало в Израиль более миллиона советских евреев, сами, приехав первыми, испытали шок, столкнувшись с бездуховной, меркантильной и грязной действительностью. Многие из них покинули Израиль. Другие... Вот только пара примеров. Москвич, один из первых сионистов в Союзе, живший в Израиле уже 5 лет до моего приезда, рассказал мне анекдот: "Знаешь, что такое Израиль? Это страна, которая сионистов превращает в антисемитов". А первый сионист нового времени в Украине Э. Диамант, организовавший на Голанах научный мошав (поселение) и мечтавший превратить его в израильский академгородок по типу новосибирского, был изгнан из этого мошава другими его членами как раз тогда, когда дела начали идти и появились первые деньги. Диамант хотел вложить их в расширение будущего академгородка, а они хотели немедленного материального благополучия и плевали на городок и на Израиль.
Конечно, было тогда и, уверен, что есть еще и сегодня достаточно добровольцев служить в элитных войсках. Но уже тогда часть из них шла в эти войска, чтобы избежать той грязной атмосферы, которая была в обществе в целом, но особенно сгущалась в армии в не элитных войсках в силу самой специфики армейской жизни, казармы. (В элитные войска с их колоссальной нагрузкой и опасностью грязных не тянуло). Другие шли в элитные войска, чтобы стать суперменами, получить разные льготы по окончании и сделать потом карьеру. Тех, кто шли просто послужить Отечеству, становилось с каждым годом все меньше и меньше.
Конечно, супермены тоже могут хорошо воевать. Поначалу кажется, что они воюют даже лучше идеалистов, профессиональнее уж точно. Но рано или поздно это приводит к тому, что обнаружилось в этой войне.
Что это за грязь и грязная атмосфера, о которой я говорю, спросит меня читатель?
Начну с примера. Вскоре после моего приезда в Израиле состоялся 2-й всемирный съезд гомосексуалистов. Скажут, но ведь не первый и, вообще, в сегодняшнем мире, в свободном, цивилизованном мире, все это принято, свобода, блин. "Все это" - это и половые извращения, и проституция, и порнография, в общем, весь пахучий букет, который принесла сексуальная революция и который в Израиле, когда я туда приехал, назывался новой ментальностью. Ну что ж, тут пора вспомнить о второй причине, по которой нам надо делать "хэшбон нэфэш".
Две тысячи лет таскались мы по миру, не желая ассимилироваться. Чего ради? Я не вижу другой причины, кроме нежелания отступиться от своего духа. Ведь именно из-за этого во времена Хасмонеев евреи восстали против Антиоха Епифана, пытавшегося элинизировать их, и после длительных маковейских войн возродили свое царство. Это было и причиной политического сионизма, приведшего к возрождению третьего еврейского царства - нынешнего Израиля. Т.е. внешней, видимой причиной было стремление избавиться от гонений. Но поскольку существовала альтернативная возможность достичь этого через ассимиляцию (конечно, не в Гитлеровской Германии, но в той же Германии до Гитлера и в разные периоды в разных других странах) и мы отклонили эту возможность, то внутренняя причина остается все та же - сохранить дух свой.
Ясно, что дух этот связан с нашей религией. И тут есть проблема. Мы не можем в наши дни выполнять закон Моисея добуквенно и побивать камнями "падшую женщину" или сына не послушавшегося отца своего. Но если наша религия возникла как противоположность язычеству, а пресловутая новая ментальность или сексуальная революция есть ни что иное, как самый вульгарный оргаистический вариант язычества, значит мы не произвели какие-то уточнения нашего духа и закона, а отринули их на корню и приняли чуждый нам дух, точнее бездуховность.
Но может быть мы 2 тысячи лет, а точнее три с половиной (со времени Моисея), заблуждались, а современная наука доказала? И, следовательно, то, что я называю грязью- не грязь, а чистое золото?
Это вопрос, ответ на который можно давать очень долго, погружаясь в дебри науки и философии. Кстати, я это и проделал в бытность мою в Израиле, написав книги "Неорационализм", в которой кроме прочего, исследовал и опроверг философии и науки (экзистенциализм, фрейдизм), давшие теоретический базис сексуальной революции и "новой ментальности", и "Записки оле", где описал эту ментальность в художественно публицистической форме. Но эта работа моя была воспринята тогда в Израиле, как посягательство на интересы тех, кто выстроил себя идеологически или экономически на этой грязной ментальности или просто приспособился к ней и не желал перемен. Но можно и не погружаться в теоретические дебри.
Достаточно посмотреть открытыми глазами на то , что происходит сейчас в мире. Теоретический базис "новой ментальности уже никто, практически, не упоминает в положительном контексте. Фрейд "уже не в моде". Про одного из основоположников экзистенциализма Сартра по голосу Америки, по которому раньше все это расхваливалось взахлеб, говорят, что он пишет такую чушь, которая ни в какие ворота не лезет. По "Свободе", этому бывшему оплоту либерализма, нам сообщают, что либерализм, как идеология умер. Имеют в виду, конечно, не экономический и не политический либерализм, а сексуальный. (А когда я 25 лет назад говорил все это в Израиле и не просто говорил, а обосновывал это теоретически, чего никто другой до сих пор по настоящему не сделал, то меня, как это у нас принято с древнейших времен, "побивали камнями" и оплевывали). Правда, хоть теоретический базис ее уже и не воспринимается всерьез, сама новая ментальность стоит еще очень крепко на ногах в западном мире. Все еще раздувается культ потребительства, все еще принимаются в той или иной стране или штате законы, разрешающие однополые браки, и попробуй где-нибудь выступи с предложением закона о запрете гомосексуализма, тебя тут же зачислят в реакционеры и, как это принято у грязных, обвинят самого во всех мыслимых грехах. Эта задержка (отставание практики от теории) понятна, ибо слишком много сил политических, экономических и даже академических выстроили себя либо на этой грязной идеологии , либо на том, что она разрешает и поощряет: на торговле живым товаром, на порнухе и т. д. Но уже появляется и встречное движение, например христианский фундаментализм в Штатах. Да и законы истории учат, что если рухнул теоретический фундамент, то рано или поздно рухнет и построенное на нем здание. И тогда Израиль, как говорят в нем самом, останется лысый с двух сторон: от своего духа отступился, а тот чужой, к которому пристал, развалился.
Но и сейчас и Израиль, и Запад в целом несут ощутимые потери на том, что держатся за эту ментальность (которая и Западу отнюдь не родственница и к демократии не имеет отношения). О том, что терял и теряет Запад на этом, я писал достаточно много, не хочу повторяться. Вернемся к Израилю, тем более, что это Израиль , а не Запад, вот уже 60 лет борется за само свое право на существование и для него эти потери могут оказаться экзистенциальными.. Как это проявилось в нынешней войне, я уже сказал. Возьмем другой аспект. Когда Израиль возник в героической (и справедливой) борьбе с многократно превосходящим противником и его основатели, идеалисты, "халуцим" по горло в песке превращали пустыню в сад, антисемитизм в мире резко шел на убыль и росло уважение к Израилю и евреям в целом и поддержка Израиля многими странами. Сегодня антисемитизм вновь разросся так, как не было и до возникновения Израиля (за исключением нацистской Германии). Всегда в мире существовали типы, клевещущие на евреев из ненависти или корысти ради, дабы одолеть экономического конкурента. Но, поди, объясняй сегодня среднему человеку, обманутому такой клеветой, что Содом и Гоморра - это отнюдь не евреи, и что, наоборот, это именно евреи восстали первыми против всей этой грязи, разлитой тогда во всем окружающем их языческом мире, если этот средний обманутый знает, что второй всемирный съезд гомосексуалистов был в Израиле. И вот ширится байка, охватившая уже всю Испанию и быстро завоевывающая умы в России и Украине, что евреи - не просто распространители гомосексуализма, но сознательно стараются навязать его другим народам, чтобы легче было править ими. А сам этот старый, но вновь оживший навет про жидомасонский тайный заговор с целью править миром? Оживший и бурно распространяющийся. Да, это- ложь, но разве Израиль не дает пищу этой лжи, укрывая всяких Флатошаронов и Гусинских, наворовавших миллионы в других странах? И если мы хотим честного и справедливого решения конфликта с соседями , то разве этим мы даем пример честности и справедливости?
Когда-то Жаботинский говорил примерно так: евреи должны получить право на своих воров и проституток. Он имел в виду, что если ворует русский или немец, то он называется просто вором, а если ворует еврей, то это - жиды проклятые грабят русский или немецкий народ. Но человек духа и чести, Жаботинский точно не имел в виду, чтобы мы получили или взяли себе право, укрывать наших негодяев, только потому, что они - евреи.
Теперь переходя от нашего, еврейского "хэшбон нэфэш" к общечеловеческому. Сейчас перед любым народом стоит альтернатива: или принять эту бездуховную грязную ментальнсть, или погрузиться в религиозный или национальный фанатизм. Если не будет найден третий путь, не будут выработаны общечеловеческие ценности и основные нормы морали, то это может привести только к общечеловеческой катастрофе. Я утверждаю, что моя философия, которую я называю духовным рационализмом, указывает этот третий путь и предлагает и обосновывает оптимальную общечеловеческую мораль и ценности.
В заключение, почему я эту статью, обращенную, прежде всего, к евреям, помещаю на русскоязычном сервере "Заграница"? Ну, во-первых, с призывом произвести "хешбон нэфэш" я обращаюсь не только к евреям, но и ко всем народам в мире. Во-вторых, не меньше половины читателей "Заграницы" -евреи. В третьих, я считаю, каждый народ должен делать "хэшбон нэфэш" открыто, тогда это будет основой для подлинного диалога меду народами, а не той елейной болтовни, которая сегодня происходит на международных конгрессах, посвященных конфликтам, на которых каждая сторона утверждает, что мы за мир, после чего все продолжают свое грязное дело.