Это испытание показало, что существующие сегодня в мире сдержки против распространения атомного оружия недостаточны и не эффективны. С другой стороны, распространение его, тем более попадание его в руки таких оголтелых режимов, как северокорейский, в сочетании с распространением международного терроризма и возможностью попадания этого оружия в его руки, резко повышает риски для всего человечества.
Этот вызов человечеству не вчера брошен: атомное оружие расползается по миру с момента его изобретения и терроризм не вчера появился, и уже давно человечество пытается найти ответ на этот вызов. Сегодняшний взрыв показал лишь, что расползание вступило в новую, более опасную фазу, а найденные до сих пор ответы - не эффективны и надо искать новые или усиливать эти.
Но что собственно сделано до сих пор для устранения угроз терроризма, распространения атомного оружия и их сочетания? Во-первых, принят (и то не всеми странами) договор о нераспространении - шаг в правильном направлении, но, как видим, недостаточный. Во-вторых, имеется определенная координация действий по борьбе с терроризмом между многими странами. Какого характера координация? Есть двусторонние договора между странами об обмене информацией, реже об участии в военных операциях против стран, поддерживающих террористов. Но все это на основе добровольности, без международного органа, могущего обязывать страны делать какие-то вещи в этом направлении.
В этой ситуации инициативу по борьбе с терроризмом и в немалой степени, против распространения ядерного оружия взяли на себя США, как самая мощная в военно-экономическом отношении страна. С одной стороны, можно только возблагодарить их за то, что они взвалили на себя это бремя, и поначалу большинство стран благословили их, провозгласив это открыто или молча. Скажем, Россия не выражала публично восторгов и благодарности американцам за операцию в Афганистане, но явно одобряла их втихую, не только не мешала своим бывшим республикам в Средней Азии предоставлять американцам для нужд войны свои аэродромы, но и подталкивала их к этому. Однако в таком стихийно возникшем способе решения проблемы террора и нераспространения есть и негативная сторона.
Не бывает абсолютно альтруистических стран и народов и американцы в этом смысле не исключение, хотя можно утверждать, что они в этом отношении продвинулись дальше всех прежних империй и сверх держав. Кроме того, полицейские функции в масштабе мира, которые они возложили на себя, означают также и власть, а власть портит не только человека, но и страны и народы. Еще нужно отметить, что внутри американской властной элиты есть разные группировки: есть более идеалистические и более национально эгоистичные. Наконец, неся больше других затраты во имя общих интересов, американцы имеют резон считать, что им за это кой чего и положено. Но поскольку, в связи с добровольностью принятия ими на себя этой миссии, никто не собирается компенсировать им затраты ничем, кроме слов благодарности ( и те, чем дальше, тем реже звучат, сменяясь уже речами противоположного плана), то американцы стараются компенсировать эти затраты сами, прихватывая где что можно. Скажем, упомянутые аэродромы, которые просились на короткое время операции в Афганистане, они стараются превратить в свои базы на неопределенный срок (тем более, что операция, сколь ни блестяще она началась, по большому счету все еще продолжается) и т. п. К этому надо добавить, что полицейских не любят нигде, ни в виде людей в форме, ни в виде государств. В результате в значительной части мира представление о том, что миру угрожает распространение атомного оружия и международный террор, сменяется представлением, что миру угрожают агрессивные и рвущиеся к мировому господству США, ну и "золотой миллиард" впридачу.
Такая смена, как теперь принято говорить, "парадигм", т. е. представлений о том, что есть что, это не только вопрос психологии или философии, это - весьма экзистенциальная штука. Вспомним, к чему привело то, что большевикам удалось убедить широкие массы, что главная опасность для России и ее народа исходит не от немцев, скажем, с которыми Россия тогда воевала, или еще откуда-нибудь, а от собственных капиталистов, помещиков и правительства.
Поэтому первым ответом на вызов должно стать создание мирового правительства или придание ООН функций такого правительства, в частности полицейских. Конкретно, нужно создать международные военные силы под эгидой ООН для борьбы с терроризмом и для обуздания стран, нарушающих важнейшие международные соглашения, в частности о нераспространении. Конечно, этот путь не идеален и таит свои опасности. Можно не сомневаться, что будет и бюрократизация аппарата такой власти, и попытки подмять эту власть под влияние того или иного политического блока держав. Все это прекрасно видно было и на примере ООН такого, каким оно было до сих пор. Тем не менее, никому сегодня в голову не придет сказать, что лучше, чтобы никакого ООН и не было бы.
Но можно смело сказать, что одного этого шага будет недостаточно для решения проблемы терроризма и нераспространения. Недостаточно в силу упомянутых, видимых наперед слабостей и недостатков международного правительства. Вещь, которой необходимо дополнить этот шаг, - это выработка и принятие всеми народами системы главных общечеловеческих ценностей (дополнительные могут быть у каждого народа свои). О том, может ли это быть сделано вообще, как это может быть сделано, что именно я предлагаю в этом отношении и как обосновываю, я писал уже не раз, не хочу повторяться.