Фельдкурат Отто Кац и гегелевское отрицание отрицания
(Философский этюд)
А. Воин
16.08.09
Утверждение в данном случае - это Учение Иисуса Христа. Его отрицание - это практика Церкви и стиль жизни многих ее представителей, особенно в Средние Века, но в той или иной степени и позже, и в наши дни. Это - Инквизиция, сжигание еретиков, включая ученых, религиозные войны, слияние со светской властью и притеснение вместе с ней народа, персональное обогащение за счет этого священников, их пьянство и разврат.
Фельдкурат Отто Кац является отрицанием этого отрицания в том смысле, что хоть он тоже пьяница, развратник и картежник, но не притесняет народ (Швейка), добродушен, весел и не относится всерьез к своей обязанности вдохновлять солдат на никому не нужную войну. Поэтому на фоне предыдущего отрицания он выглядит вполне симпатично.
Но, хоть это и пример отрицания отрицания, но Гегеля он не подтверждает, а наоборот. По Гегелю отрицание отрицания ведет к прогрессу, конечный продукт лучше изначального. Здесь этого никак не скажешь. Здесь это всего лишь более-менее симпатичный продукт гниения австрийской империи, приведшего к ее развалу. Таких не гегелевских примеров отрицания отрицания можно привести еще много. Это лишний раз показывает, что гегелевскую диалектику никак нельзя рассматривать, как непогрешимую теорию, к чему склонны многие философы. (Смотри также мои статьи "Диалектика" и "Побритие бороды Карла Маркса и научен ли научный коммунизм").