В последнем информационном листке, называющемся "Велыка Европа", своего "Фронта змин" Яценюк повернул "Фронт" на 180 градусов и начал бурное наступление на свои собственные идеологические тылы. Т. е. на тот идеологический базис, который он исповедовал и проповедовал до сих пор. Не он ли всегда позиционировал себя как самого европейского (западноевропейского) политика в Украине? Не он ли восхвалял рыночную экономику и демократию, противопоставляя их советской неэффективной плановой экономике и тоталитаризму, и клялся, что дайте ему только власть, и он приведет Украину в Европу, в ЕС, в НАТО? Не он ли похвалялся тем, что лучше всех других украинских политиков находит общий язык с западными коллегами, что они держат его за своего, за демократа, рыночника и т. д.? Не он ли обещал создать сильную украинскую армию для отражения агрессии кого?, конечно же, России? И что же мы читаем после всего в "Великой Европе"? А читаем мы такое:
"Насамперед треба припинити пустi розмови про громадянське суспiльство, демократiю, вiльний ринок и вступ до Eвропейського Союзу".
"Якщо сьогоднi неупереджено оцiнити радянський проект, виявиться, що соцiалiстичне суспiльство було набагато ближчiм до сучасно Eвропи, нiж Украiна зразка 2009 року".
"Системи життeзабезпечення, збудованi в Украiнi за радянських часiв, нiчим не поступалися захiдним. Так само як и наш технологii".
"Не слухайте Ви цих "еврочиновникiв"!".
"Украiна повинна сама почати i теграцiйнi процеси у Схiднiй Eвропi, iнiцiювати створення союзу с Росieю, Бiлоруссю та Казахстаном". И т. д.
Если бы я не знал, кому принадлежат эти высказывания и весь текст упомянутого информационного листка, я счел бы, что источник - это даже не Симоненко, а Наталия Витренко. В этом идеологическом кульбите Яценюк переплюнул, конечно, всех прочих украинских политиков. Но с другой стороны этот его кульбит хорошо иллюстрирует состояние не только украинской политической элиты, но и интеллектуальной и духовной. Кстати, одно с другим тесно связано. Начнем с политической.
Я уже не раз писал (и не только я), что для украинских партий название, программа и идеология это не более, чем реклама в торговле. Название должно хорошо звучать, желательно, чтобы оно ассоциировалось с уже раскрученным брендом, можно этот бренд просто украсть, не заботясь о соответствии названия содержанию. Ярким тому примером была СДПУ (о), созданная олигархами и никакого отношения ни к социализму, ни к демократии не имевшая. Программа и идеология могут вообще отсутствовать или это - пустой и ни к чему не обязывающий набор фраз, рассчитанный только на то, чтобы, как в торговой рекламе, побольше продать, т. е. набрать голосов на выборах. Причем, если настроение электората изменилось, то можно запросто изменить и программу и идеологию, вплоть до противоположной, как это делает Яценюк. И уж само собой, что потом можно программу не выполнять и идеологии не придерживаться.
Исключение в этом отношении представляют только коммунисты и националисты. Но это отнюдь не есть приятное исключение. Их идеологии и теоретически давно разбиты и историей опровергнуты. А руководители соответствующих партий (про идеологов не говорю, они там не наблюдаются) не собираются ни опровергать критиков, ни совершенствовать свою идеологию, извлекши из нее хорошее и устранив недостатки. Они просто тупо отрицают факты, как это делает Яценюк, перекинувшийся в коммунисты, в рассматриваемом информационном листке. Ну, кому он, а заодно Симоненко с Витренко, рассказывают про прекрасную жизнь в Советском Союзе, цветущую экономику и технологии, конкурентные с западными? Тем, кто там не жил или пенсионерам, ностальгирующим по временам своей юности? Взрослые люди, не впавшие в старческий маразм, хорошо помнят, что ни советская техника, ни ширпотреб, ни технологии на Западе не продавались из-за низкого качества, а продавались только в недоразвитых странах по дешевке. Станки Киевского Завода Станков Автоматов продавались, а точнее дарились Гане, а затем в Киев приезжал ганский ансамбль песни и пляски с кольцами от подшипников с этих станков в ушах. Производительность была в разы ниже, чем на Западе и из-за технологической отсталости и из-за отсутствия конкуренции. Яценюк по младости лет может не помнит, но Симоненко с Витренко должны помнить, популярное в народе выражение: "Если Вы думаете, что Вы нам платите, так думайте, что мы Вам работаем". Т. е., по сути, коммунисты тоже эксплуатируют хорошо раскрученный в прошлом идеологический бренд, хотя не исключено, что некоторые из них искренне верят в свои идеи. То же, что сегодня наблюдается некоторый рост популярности этих идей, в том числе среди интеллигенции, объясняется кризисным состоянием западной цивилизации. По факту кризиса спора нет и я немало писал о его причинах и путях выхода из него. Вот только возврат к советскому прошлому на этих путях не лежит. Хотя отдельные элементы из этого прошлого и из марксистской философии можно и нужно заимствовать. Но при критическом разборе всего наследия и отбрасывании ошибочного и вредного.
С национализмом та же история. В национальной идее есть положительные элементы и их можно и нужно использовать, при тщательном отсекании того негатива, который легко присоединяется к национальной идее. Последнее не делается украинскими националами (так же, впрочем, как русскими и другими).
Что касается украинской интеллектуальной элиты, начиная с Академии Наук и ее верхушки, включая всевозможных политологов, политтехнологов, конфликтологов и прочих "ологов", а также экспертов по экономике и чему угодно, и кончая журналистской братией, претендующей на аналитичность, то она страдает тем, что я называю приниженным рационализмом. Лучше всего это понятие пояснить на примере ученых и Академии Наук. Хотя украинская наука забита посредственностью и бездарью и потому ее эффективность в разы меньше западноевропейской, тем не менее, в ней есть достаточно много настоящих талантливых ученых и по количеству таковых на душу населения она, возможно, не уступает той же Европе А. Но хорошие украинские ученые наблюдаются почти исключительно в прикладной, а не в фундаментальной науке. И это не из-за украинского склада ума. В украинской науке подвизается этнических не украинцев, может, не меньше, чем украинцев. Это из-за определенной установки, господствующей в украинской науке, как, впрочем, и в обществе в целом. Это установка на практический результат, от которого можно получить практическую выгоду. Вот создание новых технологий, новых материалов, новых сортов чего-то там, новых лекарств - это понятно и это почтенно. Грубо говоря: "Мы люды тэмни, нам трэба гроши". А какая-то там абстрактная истина даже из области фундаментальной физики, тем более фундаментальная экономическая или общественная теория или философия - это пар, это даже неприлично, это "ты слишком о себе думаешь". Особенно, если ты не какую-то небольшую поправочку предлагаешь к уже существующей фундаментальной теории, а размахнулся на собственную.
Надо сказать, что приниженный рационализм характеризует сегодня не только украинскую, но всю мировую науку, что является результатом кризиса рационалистического мировоззрения, о котором я не раз писал ("Кризис рационалистического мировоззрения и неорационализм" и др.). Негативные последствия этого многочисленны, но самым значительным из них является мировой финансовый кризис и, в частности, он же в Украине. На момент начала кризиса в мире не оказалось новой фундаментальной экономической теории, соответствующей изменившейся ситуации в экономике. А экономическая действительность изменяется качественно несравненно быстрее, скажем, физической или любой другой, а новая действительность требует новой теории. Если бы адекватная экономическая теория существовала и была принята до начала кризиса, кризиса вообще не произошло бы. В крайнем случае, начало кризиса было бы заранее предсказано и заранее были бы приняты меры по смягчению и преодолению его.
Я утверждаю, что я развил такую теорию. Чтобы это мое заявление не воспринималось как пустое бахвальство, приведу пример того, что моя теория могла бы дать в приложении к украинскому кризису. На основании моей теории я писал ("Финансовый кризис в Украине" и др.), что нельзя делать бездумного и всеобщего рефинансирования банков, что нужно те из них, которые проводили неправильную или преступную финансовую политику, банкротить или национализировать, а некоторых банкиров отдать под суд. Но вследствие господства приниженного рационализма в мире и в Украине в особенности, меня нигде не публикуют, а чем закончилось мое обращение в НАНУ с моей экономической теорией, я описал в статьях "Полемика с Украинской Академией Наук" и "Открытое письмо президенту НАНУ Б. Патону", на которое не получил ответа. А сразу после того, как я написал и сбросил в интернет статью "Финансовый кризис в Украине", тот же Яценюк заявил, что не надо разбираться, кто виноват в финансовом кризисе и в частности, почему у украинских банков образовался колоссальный внешний долг, а надо их побыстрее рефинансировать за счет государства. В результате огромные суммы были выброшены на ветер, прежде чем начали делать то, что я предлагал своевременно. То же самое происходило и продолжает происходить в Америке.
А что в это время делала и продолжает делать мировая и украинская экономическая наука? Еще до начала кризиса ООН начала осуществлять огромную и дорогостоящую исследовательскую программу, в которой было задействовано с полсотни научных организаций и институтов по всему миру, по исследованию состояния и тенденций развития современного человечества. Программа была разбита на ряд подпрограмм и Украине досталась весьма почтенная задача разработки "Концепции устойчивого развития". Я не знаю, почему эта подпрограмма досталась именно Украине. Мне лично неизвестны выдающиеся и признанные в мире достижения украинских ученых экономистов или, скажем, экологов и, подозреваю, что они неизвестны никому в мире и в Украине в частности. Протекание кризиса в Украине, в котором не видно ни малейшего участия украинских ученых экономистов, это подтверждает. Подозреваю, что здесь сыграли роль политические соображения, ну, и самое главное, сыграло роль пренебрежение к фундаментальной теории, распространившееся в мире вследствие упомянутого кризиса рационалистического мировоззрения. Мол, неважно, есть фундаментальная теория или нет ее, главное это побольше денег на проект и побольше участников и "разом нас багато".
В Украине возглавить эту программу досталось ректору Политехнического Института, академику Згуровскому, который, кстати, не экономист, а математик и специалист по системному анализу. То, что возглавить разработку "Концепции устойчивого развития" ( а экономика - один из главных, если не самый главный компонент устойчивости общества) досталось не ученым экономистам в Украине, лишний раз свидетельствует о том, чего стоит украинская экономическая наука, в которой кормятся сотни, если не тысячи ученых экономистов из десятка научно исследовательских институтов. А то, что это досталось специалисту по системному анализу, лишний раз свидетельствует о кризисе рационалистического мировоззрения. (Смотри мою статью "Системный анализ").
Что сделал Згуровский и набранный им для этой цели коллектив, я описал в статье "Концепция устойчивого развития". Здесь резюмирую это в двух словах. Згуровский обработал колоссальное количество информации, применив для этого кластерный метод (что очень модно). Но сама постановка задачи была неверной, т. к. не опиралась на фундаментальную теорию, а исходила из интуитивных представлений, в частности из предположения, что, чем выше уровень благосостояния общества, тем оно устойчивей. Эта посылка в корне неверна и легко опровергается информацией, которую приводил сам Згуровский в своем докладе по "Концепции". А именно, он привел данные, согласно которым научно технический прогресс (который и обеспечивает материальное благополучие общества) сопровождается нарастанием частоты вооруженных конфликтов на планете и их мощи. Кроме того, его модель устойчивости была настоль примитивна, что не включала даже фактор времени. А о какой устойчивости может идти речь, если не рассматривается динамика процесса, я не знаю. Понятно, что если такие концепции принимались (на уровне ООН) до кризиса и для преодоления его, то каковы могут быть результаты. А причина - кризис рационалистического мировоззрения и вытекающее из него пренебрежение к фундаментальной теории.
Я предложил Згуровскому свое сотрудничество в доработке "Концепции" на основе моей теории детерминизма, имеющей прямое отношение к устойчивости общественных процессов, и моей макроэкономической теории, но мое предложение было отвергнуто. И опять здесь проглядывает пренебрежение к фундаментальной теории.
Можно еще много приводить примеров влияния кризиса рационалистического мировоззрения на состояние интеллектуальной элиты в Украине и в мире, но я хочу остановиться на влиянии состояния интеллектуальной элиты на элиту политическую и на власть. Помимо того, что я предложил свою макроэкономическую теорию вниманию НАНУ, я предложил ее также министерству экономики Украины на предмет нахождения правильных путей выхода из экономического кризиса. Ответ получил от зам. Министра госпожи Крючковой. После обильных выражений благодарности мне за заботу об украинской экономике, госпожа Крючкова заявила, что министерство не оценивает экономических теорий и тоже отказалась от сотрудничества. Тут возникает вопрос, что значит, не оценивает? Если это значит, что министерство не выносит в отношении теории вердикт обязательный для принятия всеми учеными экономистами страны, то с этим я вполне согласен. Но если оно не оценивает экономических теорий на предмет, какой из них руководствоваться в принятии экономических решений, тогда пардон. Тогда, как сказал Кравчук, "Маемо тэ, що маемо" в экономике. А если - оценивает на сей предмет, то должно было, либо принять мое сотрудничество, либо сказать, что мы не согласны с Вашей теорией в таком-то пункте, по такой-то причине.
Что касается состояния духовной элиты в Украине (хорошо корелирующего с оным в западном мире), то приведу лишь пару примеров, характеризующих его. Высшие награды от президента в Украине получают творцы, тлящие мораль и дух своими сексуальными откровениями (это ж модно на Западе). Претендующий на роль искусствоведческого журнал "Шо" переполнен отборным русским матом. А произведения русской классики выбрасывались из библиотек главой украинской литературы Яворивским еще в начале 90-х. И до сих пор в главную научную библиотеку Украины не поступают многие научные (не говоря о литратурных) журналы из России, которые поступали раньше. А после этого мы удивляемся, почему политическая жизнь в Украине такая грязная, как в смысле подлинных сексуальных скандалов, так и в смысле накатов грязных бочек на политических противников на сексуальной почве. В результате все общество погружается помаленьку в свинское болото, что отражается и на политике и на экономике.
И второй пример - это возведение в национальные герои офицера СС Шухевича, осуществлявшего во время войны расстрелы мирного населения. Возводил президент, но духовная элита свой протест не выразила. А если можно такое, то все можно. Дорого обойдется стране такое искривление духовного пространства.