"Деньги"Золя.
Это художественно-философский ответ марксизму, не потерявший своей актуальности и сегодня. В главной своей части он верен и главная эта честь такова: не может быть рая на земле (т.е. такого социализма , какой придумал Маркс). Страдание есть неотъемлемая часть жизни, а также обязательная плата за прогресс. Это верно. Но это Золя снабдил такими неверными дополнениями, которые перевешивают верную часть.
Из того, что страдания есть неотъемлемая часть жизни, вовсе не следует, что мы должны рукоплескать или хотя бы мириться с разбойниками. Золя же нас именно к этому и подводит через своего Сакара. Так можно дойти и до признания нормальным парнем Гитлера - тоже ведь буйной энергии был человек. Можно отыскать и какой-нибудь (например, технический) прогресс в результатах его (Гитлера) деятельности. Всему есть мера. В отличие от Сакара можно ведь двигать прогресс и затевать грандиозные предприятия и без афер, так как, например, это делает Билл Гейтс. И накапливать капитал для великих целей можно без спекуляций, а так как это делает антипод Сакара Гундерман. Но Гундермана Золя превратил в отрицательного героя только за то, что тот еврей. Других причин не вижу. То, что Гундерман любит деньги, так ведь их любит и Саккар и все французские биржевики и финансисты. Ведь не возражает же Золя против принципа свободной конкуренции, установленного французской революцией. Но, нет, пусть победит сильнейший, но не еврей. И поэтому все антисемиты, начиная с Золя, замечают, что евреи умнее, только когда речь о деньгах? А то, что евреи умнее всех и в науке этого не замечают. Если такова порядочность великого писателя то, что можно ожидать от французского и не французского обывателя. Тем более, если он еще начитается Золя. Я не собираюсь защищать еврейских сукиных сынов вроде Березовского с Гусинским или Флато Шарона. Я могу критиковать свой народ и в целом за его недостатки. Но я хочу справедливости. "Правды, правды ищите" учил Исайя, которого велел вам почитать сам Иисус Христос, господа лживые христиане.
Другое заблуждение Золя - по поводу прогресса. Впрочем, это не только у Золя. Вот живут (жили в то время) в Ливане люди в селениях, утопающих в садах, с неиспорченной экологией, без биржевых крахов, разрушающих жизни тысяч, если не миллионов людей. Но без прогресса. И вот ужасно энергичный, все сокрушающий, но этим и создающий, Сакар ценой разрушения тысяч (миллионов) жизней принесет им туда этот прогресс. Извините, а на...а он им нужен такой прогресс, такой ценой?
И третье. Можно было (хотя не нужно) заблуждаться так в отношении Сакара и прогресса во времена Золя. Но представим себе, что в наш век атомных игрушек и наполовину разрушенной экологии мы позволим таким Сакарам безумствовать под лозунгом неизбежного прогресса с неизбежными жертвами.