Воин Александр Мирнович: другие произведения.

Современные идеологии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Воин Александр Мирнович (alexvoin@yahoo.com)
  • Обновлено: 10/09/2017. 8k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вступление

  •    Современные идеологии
       Монография
      
       А. Воин
       28.8.17
      
       Вступление
      
       Прежде всего, что такое идеология и о чем будет идти речь? Я вынужден с этого начать, потому что, говоря об идеологии, люди понимают достаточно разные вещи. Я не стану листать энциклопедии и вопрошать Google в поисках готового определения предмета. Не сомневаюсь, что есть много определений и каждое из них считается общепринятым в своей Марьиной роще, а все прочие неправильными (аналогично тому, как это имеет место с понятием, скажем, "свобода" и многими другими в философии и вообще гуманитаристике). Согласно моей теории познания ("Неорационализм - духовный рационализм" (Direct Media, М. - Берлин, 2015, часть 1; https://www.directmedia.ru/book_232182_neoratsionalizm_duhovnyiy_ratsionalizm/) и единому методу обоснования научных теорий ("Единый метод обоснования научных теорий" (Direct Media, М. - Берлин, 2017, изд. 2-е; https://www.directmedia.ru/book_457517_edinyiy_metod_obosnovaniya_nauchnyih_teoriy/) не существует универсальных определений понятий, пригодных для всех случаев жизни. Определения должны соответствовать решаемой задаче. Поэтому я дам свое определение идеологии, соответствующее той задаче, которую я попытаюсь решить в этой книге. А какую задачу я намерен решать, станет ясно из дальнейшего, в том числе из определения идеологии.
       Еще пару слов перед определением. Понятие идеологии в языке, в быту тесно связано, иногда даже отождествляется с понятием мировоззрения. Поэтому я вижу необходимость дать определение обоим этим понятиям так, как они будут пониматься в этой книге. И начну с мировоззрения.
       Мировоззрение - это представление об устройстве окружающего нас физического мира, общества и нас самих, устройстве, независящем от нашей воли. То, что устройство физического мира не зависит от нашей воли - достаточно общепринято (хотя и тут найдутся граждане с особым мнением, но это маргиналы). А вот, что касается устройства общества, то, на первый взгляд, кажется, что оно полностью определяется нашей волей. Но с подачи Маркса (и не только) мы знаем, что существуют объективные законы развития общества, независящие от нашей воли. Не обязательно, чтобы это были законы именно Маркса, но то, что вообще существуют объективные законы развития общества, я думаю, многие согласятся. Я, во всяком случае, стою на этой точке зрения. Так вот, именно эти объективные законы я и имел в виду, говоря об устройстве общества, независящем от нашей воли (что не означает, что устройство общества вообще не зависит от нашей воли). Независящее от нашей воли устройство нас самих, я думаю, не требует пояснений.
       Идеология же - это представление о том, как мы должны жить и что делать, что не делать, для того чтобы было хорошо. Что такое "хорошо", т.е. система ценностей, и даже кому должно быть хорошо - это уже содержание идеологии и оно различно для разных идеологий. Из этого определения видно, что идеология должна включать в себя систему ценностей и морали, общественное устройство, т.е. государственный строй, характер экономических отношений и в наш глобальный век также представление о правильном мировом устройстве и способе ведения дел, касающихся всего человечества.
       Легко видеть, как определенная таким образом идеология связана с мировоззрением. Мировоззрение в вышеупомянутом смысле дает нам ограничения на наши хотения и на способ их достижения. Мало ли чего кто хочет, но существуют объективные ограничения и со стороны физического устройства мира и его законов, и со стороны законов общественного развития, и нашей собственной природы. Ограничения, которые могут делать невозможными в принципе, утопичными соответствующие желания или тот путь, который намечается для их достижения. Понятно, что, если нам предлагают идеологию без учета ограничений, вытекающих из мировоззрения, как такового, или опирающуюся на неправильное мировоззрение, то это будет утопичная и, следовательно, вредная идеология. Таких идеологий, подаваемых от лица партий и отдельных политиков для привлечения избирателей, а также сочиняемых многочисленными фантазерами маниловского типа в интернете, сегодня предостаточно в российском культурном пространстве и они переводят ум за разум обывателю и порождают неустойчивость общества в целом.
       Отсюда возникает вопрос, а нельзя ли вообще без идеологий? И в современной России , умученной 70-ю годами жесткого идеологизирования на базе марксистской идеологии, объявили о запрете идеологии, не уточнив даже: идеологии ли вообще или официальной государственной. Запрет всех идеологий, кроме официальной, как это было в Союзе, это, конечно, нехорошо. Но представление о том, что может быть отдельный человек или организованное общество сосем без идеологии, не соответствует действительности. Идеология, в указанном вше смысле, была у каждого человека даже в эпоху, когда такого слова еще не придумали. Просто тогда, как и большинством сегодня, она не осознавалась. Но каждый человек имеет представление, как нужно правильно жить и это - уже идеология. Общество же разбито на группы людей с одинаковой или близкой идеологией. Даже уголовный мир живет "по понятиям", что тоже есть идеология. А вот когда "понятия" отвергаются, то это называется "беспредел" и даже уголовники понимают, что это плохо. И в нормальном, цивилизованном обществе наступает "беспредел", если имеет место идеологическая анархия, полная атомизация идеологий, когда у каждого свои представления о хорошо и плохо для общества и для человечества в целом. Это - другая крайность, противоположная жесткому навязыванию всем официальной идеологии, как это было Союзе. Нормально, это когда большинство общества добровольно, на основе убеждения исповедует общую, причем правильную обоснованную идеологию. Вот выяснению, что есть нормальная обоснованная идеология и ее обоснованию и посвящена эта книга. Причем не вообще нормальная и обоснованная а современная.
       Почему "современные идеологии"? Современные потому что, как сказано, идеология связана с мировоззрением, а мировоззрение отражает действительность, в которой мы живем. А сегодняшняя действительность и мировоззрение отличаются от тех же в прошлом, причем по ряду аспектов сильно и даже драматически. Ну, то, что изменилось мировоззрение, очевидно. Когда-то мы считали Землю плоской, потом круглой, но с вращающимся вокруг нее Солнцем и т.п.. И многое вокруг нас и в нас самих было нам неясно. А сегодня многое из неясного прояснилось, зато появилась темная материя и много еще чего темного, о чем мы раньше не ведали. И действительность изменилась. Научно-технический прогресс изменил ее так, что и законы общества поменялись и мы сами тоже. Вот Маркс рассуждал о неизбежной победе коммунизма. Можно было усомниться в этом и раньше, но, по крайней мере, в принципе можно было в это верить. А какая может быть неизбежность победы коммунизма, да и неизбежность вообще чего угодно, если завтра мы можем уничтожить себя в атомной войне, катастрофе типа чернобыльской и т.п.? И сами мы и законы общества тоже изменились. Всеобщее образование, компьютеризация, техническая мощь, сложность устройства общества меняют наши возможности и потребности и законы развития общества. Можно даже говорить о фазовом переходе в развитии общества и человечества в том же смысле, как о фазовом переходе при превращении жидкости в газ или твердое тело, при котором, как известно, меняются физические свойства жидкости и, следовательно, законы ее поведения. Более подробно эти изменения, их влияние на мировоззрение и идеологию будут рассмотрены в первой части книги.
       Книга построена из статей, написанных в последние несколько лет, переработанных и скомпонованных так, чтобы получилось последовательное развитие идеи. Сначала идут те главы (статьи), которые рисуют изменения действительности, требующие изменения мировоззрения и, соответственно, идеологии. Затем, отправляясь от полученной таким образом мировоззренческой картины, идет разбор идеологий прошлого, не утративших еще своего значения и сегодня, и современных идеологий, определяющих развитие современного мира и процессов, текущих в нем. Далее, разбор ряда идеологических проектов, имеющих хождение сегодня в России. И наконец, на базе всего этого предлагается эскиз идеологии автора. Учитывая важность для любой идеологии характера экономических отношений в обществе, в конце дается блок статей, в которых развивается макроэкономическая теория автора и его политэкономия. Методологически исследование опирается на теорию познания автора и единый метод обоснования научных теорий, упомянутые выше.
      
  • © Copyright Воин Александр Мирнович (alexvoin@yahoo.com)
  • Обновлено: 10/09/2017. 8k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка