Воин Александр Мирнович: другие произведения.

Фильм Балабанова "про уродов и людей" и "духовные скрепы"

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Воин Александр Мирнович (alexvoin@yahoo.com)
  • Обновлено: 11/03/2019. 11k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На примере фильма Балабанова рассматривается, что происходит с духовным возрождением в современной России.

  •    Фильм Балабанова "Про уродов и людей" и "духовные скрепы".
       А. Воин
       6. 3. 19
       Фильм - сознательная, холодно рассчитанная и талантливо выполненная диверсия против нравственного и психического здоровья людей и против этих самых "духовных скреп". Одно название чего стоит. Не название, а агитпункт для завлечения простаков, которым потом будут зомбировать мозги под видом объективного художественного исследования природы человека. Так сказать, вечный вопрос: где добро, а где зло, глубокая философия, заходите, и мы научим вас, кто есть люди, а кто - уроды. Но нет там никакой философии, хотя бы даже на мелкой воде. Есть обыкновенное зомбирование мозгов в технике "окна Овертона", талантливо исполненное, но от того тем более подлое. Нет там никаких людей, есть только уроды двух категорий: одни, которые сами себя держат за уродов и не пытаются выдавать за людей, и озабочены только тем, чтобы доказать, что и все остальные не лучше их, только притворяются. И другие, которые понимают, что такое быть человеком, у них есть благие намерения, но кишка тонка противостоять уродам. Они жалкие и ничтожные слабаки. И вообще папуля Фрейд ведь "доказал", что человек не властен над своими инстинктами, особенно над либидо, и что под одеждой все люди голы. Короче, классическая чернуха и порнуха под лозунгом "Все дерьмо, кроме мочи". Но с глубокомысленным видом, как будто чего-то там открыл нам товарищ Балабанов такого, до чего никто до него не додумался. Как будто нам уже не за....ли мозги этой неолиберальной постмодерной блевотиной под видом глубокой философии.
       - Так ты что, Воин, предлагаешь моральную цензуру, предлагаешь запретить Балабанова во имя "духовных скреп"? - спросят меня тут либералы и даже немалое число патриотов и сторонников "духовных скреп", побаивающихся, чтобы либералы не сделали из них клоуна, как они это делают, скажем, из Милонова.
       Ну, во-первых, не вообще Балабанова (его фильм "Брат" я смотрел с великим удовольствием), а конкретно этот фильм. А, во-вторых, вообще-то я уже давно и не раз высказывался за моральную цензуру. Против политической, но за моральную. За запрет порнухи. И если этот фильм не порнуха, то, что тогда - порнуха? Но главное не в этом. Цензура - это вспомогательное средство и сама по себе ничего не решает и может даже давать обратный эффект, по принципу - запретный плод сладок. Порнуха сама есть средство, инструмент пропаганды определенной идеологии. А идеологии можно противопоставить только идеологию. И вот тут то и всплывает наружу слабость провозглашенных сегодня в России "духовных скреп" в качестве идеологии. Не "держат" они против побитой молью и изрядно потрепанной, но все еще живой и теоретически не до конца разгромленной неолиберальной идеологии. Потому что никакой цельной идеологии из этих провозглашенных "духовных скреп" пока что не получилось.
       Нет настоящей сильной идеологии, потому нет и настоящего высокого духа, а есть лишь его имитация под названием "духовные скрепы". Возьмем для примера ситуацию первых лет советской власти до 37-го года (отчасти и после, т.к. дух умирал постепенно). Я не буду здесь обсуждать идеологию, лежащую в основе того духа, в чем она была правильной, в чем ошибочной. Но она была достаточно цельной и убедительной для своего времени, чтобы породить высокий дух, и проявления этого духа легко видны и с нынешнего расстояния невооруженным глазом. Я вижу его даже в фотографиях людей того периода, например, моих родителей и их окружения. Но это, допустим, субъективно. Но вряд ли кто станет оспаривать проявление взлета того духа отразившееся в творчестве великих мастеров, как порожденных революцией, таких как Маяковский или Горький, или более старшего поколения, зараженных духом революции, таких как Блок с его поэмой "Двенадцать", Есенин и другие.
       Кто-то может мне сказать, что и сегодня та идеология не умерла и живы ее сторонники и дух ее. Да уж, Зюганов, например. С его "Пролетарии всех стран соединяйтесь" и ходите в церковь Богу молиться. Да и не всех стран, а России, нахрен там всяких пиндосов. В общем, почти как в том анекдоте про Штирлица, когда Мюллер говорит: "Штирлиц, я раскрыл Вас, Вы - еврей", а Штирлиц в ответ рвет рубаху на груди и кричит: "Я - русский".
       Вообще, невозможно возвращаться к старым уже рухнувшим идеологиям, не подвергнув их глубокой трансформации, не выстроив на их основе фактически новую. А симбиоз марксизма с "Боже царя храни", с национализмом и имперскими амбициями - это противоестественный уродец с убогим теоретическим обоснованием, неспособный породить высокий и сильный дух.
       Нет, я не хочу сказать, что никакого вообще духовного возрождения не произошло в России после конца 90-х прошлого века. Но что именно произошло и как его оценить? После развала Союза, одновременно с которым окончательно рухнула марксистско-советская идеология, долго перед этим болевшая и гнившая, на образовавшееся пустое место мощно хлынула не просто западная либеральная идеология, а самая худшая, блевотная часть этой идеологии. Прежде всего, жажда наживы и успеха любой ценой, релятивизация истины и морали и связанные с этим порнуха, проституция, извращения, коррупция и бандитизм. В сочетании с экономическим хаосом и разрухой этого периода и ограблением народа вследствие непродуманной приватизации (хотя как таковая она была необходима), это вызвало в народе огромный всплеск тоски по тому хорошему, что было в Союзе. (А поскольку народ состоит не из одних лишь философов, то заодно и по тому плохому, что там было, особенно по сильной руке "отца народов" Сталина). А в Союзе было и хорошее и, прежде всего, достаточно здоровая моральная атмосфера, не до конца истлевшая к концу его существования. И это и послужило основой того духовного возрождения, которое началось после 90-х и шло снизу от народа, стихийно. Элита лишь использовала этот запрос народа для персонального и партийного продвижения. И для удовлетворения этого запроса насочиняла всяческих идеологических и художественных эрзацов под общим названием "духовные скрепы".
       На состояние общества и искусство, его отражающее, это, конечно, оказало положительное влияние (хотя и отрицательное тоже в виде славословий Сталину и квасного патриотизма) и можно в этом смысле говорить о возрождении духа в этот период. Но это - возрождение лишь на фоне того колоссального упадка и деградации, которая произошла в 90-е. Никакого подлинного взлета духовности нет. Мало того, по моим ощущениям даже та невысокая волна подъема, которая наметилась было в нулевые и начале десятых, в результате отсутствия настоящей новой идеологи, а также в результате того, что тоска по здоровой моральной атмосфере в народе сочетается с тоской по сильной руке (что эксплуатируется соответствующими политиками и деятелями искусства), начинает спадать.
       Тут мне могут возразить: "Ты что хочешь опять навязать всем единую идеологию, чтобы опять все хором пели на собраниях "Спасибо партии"? У нас идеология запрещена конституцией". Ну, предположим, конституция запрещает не вообще идеологию, а государственную, обязательную для всех. А вообще без идеологий общества не бывает, даже бунт против всяческих идеологий - это тоже идеология. И в нынешней России полно всяких идеологий, начиная с коммунистической и кончая все той же либеральной. А в промежутке полно всего с названиями вроде монархизма и прочего фигизма и всевозможной эклектики без названий в стиле "вот если бы к голове Иван Ивановича пришить нос Иван Петровича...".
       Общество нуждается не в государственной идеологии при запрете всех конкурентных, а в идеологии, которую добровольно разделяло бы большинство общества в силу ее убедительности. Что обеспечивало бы обществу и единение и высокую духовность. После революции и вплоть до 37-го года большевики-ленинцы, несмотря на гражданскую войну и попытки извне удушить молодую республику, сохраняли известную терпимость к конкурентным идеологиям, по крайней мере, к вариациям внутри самой марксистской идеологии. Это в сочетании с убедительностью самой марксистской идеологии на то время и обеспечивало высокий взлет духовности. Сталин же в 37-м году в ситуации, куда более безопасной для страны по сравнению с предшествующим периодом, уничтожил всяческие идеологические отклонения от его личной трактовки марксизма, не говоря о не марксистских идеологиях. Уничтожил вместе с самими носителями этих идеологий и вариаций, действительными и мнимыми. Чем нанес смертельную рану тому духовному взлету, что и привело, в конце концов, к развалу Союза. И все успехи Союза после 37-го года были обусловлены тем самым взлетом духа, который постепенно угасал, но длительное время все еще сохранял достаточную силу. А что касается разговоров о том, что репрессии были необходимой мерой, предпринятой мудрым Сталиным, предвидевшим грядущую войну с фашизмом, то это - чушь собачья. Потому что это именно Сталин поспособствовал приходу Гитлера к власти в Германии, когда дал указание немецким коммунистам поддержать на решающих выборах Гитлера, а не социал-демократов, как они изначально собирались сделать.
       Если попытаться вычленить ядро из хаоса идеологий, существующих под общей крышей "духовных скреп", то я бы определил его как патриотизм и государственничество с легкой примесью православия в качестве петрушки к жареному поросенку. Никто из биющих себя в грудь с воплем: "Я православный" или заканчивающих очередную свою филиппику против пиндосов мантрой: "Мы - русские, с нами Бог" не заморачивается вопросом: "А чем собственно православие отличается, скажем, от католицизма?". В чем вообще суть православной трактовки учения Иисуса Христа? Не в форме же нательного крестика. Может, когда-то этого было и достаточно, чтобы ненавидеть католиков и воевать с ними. Но сегодня ведь попахивает идиотизмом, заносится перед католиками на том основании, что наш крестик лучше вашего. И как можно не пересматривать суть учения, возвращая народ к прежней вере, после того как он с легкостью отошел от нее в пользу новой большевистской? Это ж значит относиться к народу как к стаду баранов. Безграмотность нынешних православных в вопросах своей веры намного превосходит даже безграмотность в теории марксизма среднего совка периода перезрелого социализма, знавшего только что "социализм - это не колбаса". Не удивлюсь, если Балабанов, прочтя эту статью, воскликнет: "Пусть этот жид не трогает своими грязными пальцами нашего Бога". Не подозревая, что "наш Бог" Иисус Христос "по анкете был еврей".
       А патриотизм в любом его виде не есть еще самодостаточная идеология, потому что остается под вопросом: а что есть патриотизм, какого рода государство мы хотим, какую систему ценностей и морали мы исповедуем и т.д. Потому и неспособна патриотическая интеллигенция не только породить высокого духа творения искусства, но и противостоять порнухе типа балабановской и всякому грязному шоубизу. Я уж не говорю про интеллигенцию либеральную, с пеной у рта защищающую пидорасивные спектакли режиссера Серебрянникова.
  • © Copyright Воин Александр Мирнович (alexvoin@yahoo.com)
  • Обновлено: 11/03/2019. 11k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка