Аннотация: Анализ ситуации, сложившейся сегодня в мире в связи с войной в Украине и другими проблемами, и путь выхода из этой ситуации, основанный на философии автора
А. Воин
23.11.22
Недавно, один украинский депутат, грузин по национальности (забыл фамилию), но страшный украинский патриот заявил в интервью по телевидению, что русских надо убивать. - Всех? - спросила его ведущая. - Всех - ответил он. И она молча кивнула головой, не спросив даже, а как насчет тех, которые воюют против России в рядах украинской армии. Может их пока оставить в живых до полной победы, а потом уже и их туда же? Но нет, чего там мелочиться, всех, так всех.
А пару дней назад один мой фейсбучный "друг", к тому же еврей по национальности и гражданин Израиля, проживающий в Америке, заявил, что 85 процентов русских поддерживают войну в Украине и их надо убить. Ну этот уже не такой кровожадный, не всех, а только 85%. Но с другой стороны, чего тебя-то, который к Украине ни ухом, ни рылом, занесло. И тебе ли еврею, не помнить, что нас евреев 2000 лет преследовали и убивали по национальному признаку, не заботясь об индивидуальной вине каждого, не говоря о том, что и коллективная вина не разбиралась, а все было основано на массовом психозе и ненависти.
А переименование городов и улиц с именами великих русских и снос памятников им, включая Пушкину или Екатерине в Одессе? Даже фашисты не уничтожали таких памятников. Да, они грабили музеи и вывозили творения великих мастеров в Германию. Но ведь не уничтожали их. Даже у них было понимание общечеловеческой ценности творений высокого искусства (потому и присваивали чужое, но великое). И памятников Пушкину, Екатерине или Дюку Решилье в Одессе они не уничтожали. Это разрушение памятников и переименование улиц, называвшихся в честь великих творцов, русских по национальности, это не патриотизм, это ожлобление.
Настоящие украинские патриоты, боровшиеся за независимость Украины еще при советской власти: Черновол, Дзюба, Драч, Сверстюк, Лина Костенко это хорошо понимали, высоко ценили творцов русской культуры, обещали, что никакого зажима русской культуры или языка в "незалежной" не будет. Но где они сейчас? Черновола убили свои же. Дзюбу и других оттерли всякие политические шустрики, делающие карьеру на патриотизме. Драч и Лина Костенко сами отошли и замкнулись в гордом одиночестве, не желая ассоциироваться с наступившим жлобством.
Это жлобство наступает сегодня по всему миру, включая Россию. Я уже описывал обеднение искусства и культуры, которое произошло в Европе, США и России тоже по сравнению с тем, что было в этих же странах 50-100 лет назад ("Задача идеологии"). Но не об искусстве только речь. Налицо деградация интеллектуальная и духовная элит, что на Западе, что в России, что в Украине. Вся эта спесивая придворная челядь, вьющаяся вокруг Путина и карьерная чиновная рать, доведшие страну до состояния, которое вскрыли безобразные поражения от украинской армии. Глупые, но самоуверенные бабенки, вроде Джейн Псаки, английской премьерши Лиз Трейс, не говоря уже про итальянскую Чечолину, прорывающиеся во власть, вплоть до самых верхов. Эстрадные комики, вроде Зеленского, сиганувшего в президенты прямо с эстрады и приведшего с собой в парламент кучу черт знает какого и откуда взявшегося сброда. И так очаровавшего всю западную элиту, что та позволяет ему плевать им в их элитные рожи и командовать всем миром. Всего этого не могло бы быть без тотального ожлобления в мировом масштабе.
Вот еще яркий пример ожлобления в России именно. Один россиянин, пишущий в пространстве, претендующем быть культурным, интернета (назвать его интеллигентом язык не поворачивается), заявил, что никакого высокого русского искусства, на которое напирают русские патриоты, не существует. Не в том смысле, что Толстого и Достоевского нельзя ставить в ряд с Шекспиром, а в том, что и шекспиров этих нечего выделять из общего ряда пишущих, вроде него самого любимого. Вот оно вылезло подлинное лицо жлоба, жаждущего компенсировать собственное ничтожество: "Не сметь быть умней и талантливей меня". Неукротимая жажда обгадить все выдающееся, чтобы оно не угнетало собственное ничтожество.
Кстати, это, так сказать, второе лицо жлобства, антипатриотическое, с преклонением пред "там у них". Но не перед шекспирами ихними, бахами и рафаэлями, а перед тамошним ширпотребом в красивой обертке. "Вот умеют же делать люди, не то что у нас". Перед ширпотребом не только материальным, но и в искусстве. Это когда своих настоящих талантов не замечают, но балдеют от восторга на выставке модерного искусства перед куском обоев со стены в качестве непонятного непосвященным шедевра и т.п.
Ну, а первое лицо жлобства - уже упомянутое ура патриотическое, когда превозносится все свое и обхаивается все чужое, естественно за исключением сиюминутных союзников по борьбе с главным врагом. (Завтра союз поменяется и будут обхаивать тех, которых сегодня хвалят, и наоборот). Ну, и хвастаясь своим великим, скажем искусством, как правило его не знают, или даже если нахватаны, то по верхам. Не взяли для себя того, чему учит это великое, а выучили там и сям звонкие цитатки, чтобы в салонной беседе или выступлении на экране вставить в речь: "Как говорил наш великий...". (Хотя, быть может, он этого и не говорил).
Ну, и как всегда, крайности сходятся. Одни толкают страну к гибели через моральное разложение, гражданскую апатию, неверие в возможность что-то сделать "в этой стране". Другие раздувают истерию величия своего народа через пренебрежение и ненависть к другим народам, во имя этого величия толкают свою страну на войну сегодня с одними, завтра с другими, пока не приведут ее к гибели. И что еще хуже, и те, и другие толкают сегодня к гибели все человечество. Одни - под лозунгом "Пусть рухнет мир, но я уйду последним". И строят себе бункеры с автономным обеспечением на случай атомной войны. Другие - под лозунгом "Пусть рухнет мир, но моя страна уйдет победителем". Одни заявляют, что этот мир все равно не спасти. Другие, что ничего страшного, если сбросят атомную бомбу, все равно мы победим. Или - все равно человечество выживет и развитие начнется сначала. Или "Мы попадем в рай, а они в ад".
И прекращение текущей войны и те, и другие видят только в полной победе одной стороны над другой. Патриоты-жлобы - в полной победе своей страны, антипатриоты - в полном поражении своей страны.
Тотальная жлобизация всего сегодняшнего человечества особенно хорошо видна на примере войны в Украине, в которую так или иначе вовлечено огромное количество стран, а по большому счету она касается всех. Разговоры о заключении мира идут, но мало того, что основные игроки готовы к миру только после полной победы, так о заключении мира на основе справедливости никто вообще даже не заикается. Почти не скрываемая цель в этой войне, что Запада, прежде всего США, что России, это не справедливость, а усиление себя в мире за счет противной стороны и даже своих союзников. В лучшем случае, если не полная победа, то переговоры с позиции силы. Жлобов не интересует справедливость и интересы человечества. В лучшем случае их интересует только своя страна, в худшем - только своя персона. Конечно, на уровне пропаганды, чем далее, тем все более дешевой и примитивной, каждая сторона обвиняет другую во всех мыслимых грехах, среди которых подразумевается и несправедливость. Но именно подразумевается. Вслух это слово не произносится, не говоря о серьезном теоретическом с привлечением ученых, публичном разборе вопроса справедливости конкретно в этом конфликте и подобных конфликтах вообще.
А разбираться в вопросе справедливости в данном конфликте на теоретическом уровне очень даже важно. Ведь этой войне предшествовали две революции в Украине. А любая революция связана с переосмыслением вопроса справедливости. Пролетарская - с вопросом справедливости в отношении пролетариата и вообще трудящихся. Сексуальная - в отношении к проституткам, блядям и так называемым сексуальным меньшинствам. Революции в Украине - в отношении к украинскому народу и национальным меньшинствам, проживающим на территории Украины, прежде всего, русскому и русскоязычному.
Причем вопрос всегда стоит в общетеоретическом мировом плане. Вопрос о справедливости в отношении трудящихся вообще, во всем мире, а не в России именно, где произошла пролетарская революция. И сексуальная революция, хотя она и случилась в Европе и Америке, но ее, порожденное ей понимание справедливости, по сей день пытаются не мытьем, так катаньем навязать всему человечеству. И вопрос о справедливости в отношении к народам и нац. меньшинствам касается всего мира и сегодня остро стоит не в одной лишь Украине. Тут и современный Израиль с палестинским анклавом в окружении моря арабских стран, и курды, не имеющие своего государства и проживающие плотными анклавами на территории целого ряда соседствующих государств. И армяне с азербайджанцами с конфликтом из-за армяно населенного анклава. И Косово и т.д.
Причем основоположники и вожди пролетарской революции сами позаботились о теоретическом обосновании этой революции и вынесении его разбора на мировой уровень. Да, это их обоснование, учение, именуемое марксизмом-ленинизмом, это не Тора с Синая, в смысле - не истина в конечной инстанции, не подлежащая критике и пересмотру в связи с изменившимися обстоятельствами. Я сам разбираю это учение и показываю и его изначальные ошибки и его несоответствие изменившейся за прошедшее время действительности ("Научен ли научный коммунизм?"; https://www.academia.edu/36070732/ и уже упомянутый "Неорационализм"). Тем не менее это учение позволило огромному количеству людей, принявшему его истинность, не быть жлобами, а послужить лучшему будущему (в их понимании) и их страны, и всего человечества. И именно это обеспечило неоспоримые успехи Советского Союза до той поры, пока изначальные ошибки учения и особенно его искривление Сталиным не привели к утрате веры большинством, ожлоблению низов и верхов, и вытекающего разложения Союза, и его гибели.
Сексуальная революция на Западе с ее пониманием справедливости тоже имела некое подобие теоретического обоснования в виде экзистенциализма и фрейдизма. Слабость этого обоснования я разбираю в упомянутом "Неорационализме" и других работах. Результат этой слабости - еще более быстрая жлобизация западного общества и связанный с ней кризис современного Запада.
Но в вопросе справедливости национальных (националистических) революций и тенденций (последние имеют место и в сегодняшней России) нет вообще никакой мало-мальски претендующей на солидность теории. Поэтому сегодняшний мир погружается в кровавый хаос, вызванный национальными (националистическими) амбициями и терками.
Эта тотальная жлобизация современного человечества, в частности неверие в возможность мира на основе справедливости, неверие в само существование некой единой общей для всех справедливости, порождено кризисом рационалистического мировоззрения, того рационалистического мировоззрения, на котором встала и расцвела современная цивилизация так называемого Нового Времени с ее совершенно небывалым для предыдущих эпох взлетом науки, техники и общей культуры. Об этом кризисе, причинах его породивших и пути выхода из него я много писал, в частности в книгах "Неорационализм - духовный рационализм". (Direct Media, 2014 https://www.academia.edu/35865636/), "Единый метод обоснования научных теорий". (Direct Media, 2017, https://www.academia.edu/30443977/), в статье "Кризис рационалистического мировоззрения и единый метод обоснования" и других. В моем неорационализме и едином методе обоснования я исправил ошибки классического рационализма, сохранив его суть, и показал несостоятельность теоретических подпорок пришедшего на смену рационализму тотального релятивизма. Релятивизма, согласно которому все относительно и нет никакой общей для всех истины, справедливости и т.п. Но как на Западе, так и в России, набившиеся во власть причем не только политическую, но и академическую, посредственности и прохиндеи делают все, чтобы не допустить нормального обсуждения моего неорационализма и единого метода обоснования. А без этого невозможно нормальное разрешение ни нынешней войны в Украине, ни многочисленных других конфликтов на планете, ни разрешение глобального планетарного кризиса, являющегося прямым следствием кризиса рационалистического мировоззрения.