љ Copyright Михаил Войтенко
Лаос и Таиланд
Итак, про наше путешествие. Для начала неплохо-бы обьяснить, зачем мы
вообще мотаемся по граничащим с Таиландом странам. Оно конечно интересно, но
если раз в три месяца, и хочешь не хочешь, то уже не так интересно. Ответ
прост -- визу надо продлять, до тех пор, пока не вышибешь себе рабочую. Имея
туристическую, имеешь и необходимость раз в три месяца отправляться в
путешествие. Можно, наверное, сделать так, чтобы продлять визу на месте, в
Таиланде, но тем самым наносится серьезный удар по экономике как Таиланда,
так и граничных стран. Массы трудящихся, от владельцев отелей до
транспортных компаний, наживаются на любителях пожить в Таиланде. Вообще с
граничащими странами заключено нечто вроде соглашения, на предмет времени,
требуемого для получения визы. Визу можно вляпать в паспорт за пару часов --
убедившись по компьютеру, что за претендентом на визу не тянется никакой
хвост и он не в Интерпол розыске. Однако-ж на это уходит двое-трое суток --
и если меньше, приграничные страны могут обьявить Таиланду войну. В течении
этих 2-3 суток претендент на визу вынужден жить в приграничной стране,
снимать номер, питаться и так далее. Хорошо всем. А нас никто не спрашивает.
У меня родилось такое рацпредложение -- ну, пусть тогда будет так -- я
захожу в посольство Малайзии там или Лаоса, в Бангкоке, плачу им за
гостиницу и даже еду, еще чего-нибудь сверх, и получаю требуемую визу. По
крайности, хоть время сэкономлю. Не надо ехать. Дают тебе лист со стоимостью
поездки, а ты выбирай отель и вид транспорта, за которые надо платить.
Представляю, что тогда будет -- в цене будут самые дешевые гостиницы, а одно
только название -- Хилтон или Шангри-Ла -- будет вызывать содрогание, за
конурами стоимостью 3 цента в сутки, без воды, света и возможно крыши, будет
очередь, и все будут уверять посольство, что они терпеть не могут
кондиционированные вагоны и автобусы, и страстно любят езду в таких
передвижных сарайчиках, по цене немногим дороже велосипеда. Но до таких
высот обслуживания пытливая азиатская мысль еще не добралась, они
предпочитают по старинке -- в наш-то компьютерный век, на пороге 3-го
тысячетелетия! Т.е. я вынужден не только платить за многочисленные сервисы,
но и ими пользоваться. Итак, на этот раз мы решили поехать в Лаос -- нам
пообещали, что тамошних иммиграционников можно расслабить, разжалобить и
получить визу за один день, и кроме того, цепь отелей, на которую мы в
Таиланде работаем, имеет в Вьентьяне, столице лаосской родины, свой отель
Тай-Пан, и жить мы там будем со скидкой. И в конце-концов, почему-бы не
побывать в Лаосе?! Увязать новизну с необходимостью и прибавить к
воспоминаниям еще одно -- получение визы в девственных джунглях.
Поехали в автобусе. Спальном с кондиционером. Спальный он не больше,
чем самолет -- просто кресло можно опустить, есть стюардесса, пледы
укрываться, и даже еда в коробочках. Туалет, трясучий, как некормленный
верблюд. Сама езда тоже смахивает на беспосадочный перелет -- за 9 часов 2
остановки, по 15 минут. Я курящий, т.е. вынужден наслаждаться здоровым
образом жизни и курить только на остановках. Мне почему-то кажется, что
курящим всего мира давно пора обьединиться и начать бороться за свои права.
Эта борьба с курением уже дошла до садизма. Я ведь не прошу, чтобы мне
разрешили курить прямо в салоне или где угодно еще, где это может причинить
неудобство некурящим здоровякам. Но дырку какую-то можно сделать, в автобусе
или самолете или где угодно! Высунулся и кури, пусть хотя-бы раз в два часа!
И потом, меня умиляют эти последователи здорового образа жизни. 99 из 100
некурящих ничем, действительно полезным для здоровья, не занимаются, трещат
по швам и лопаются по всем очертаниям своих уже не тел, а туш и тушек, от
неумеренного потребления здоровой, вкусной и экологически чистой еды -- но
искренне полагают, что никаких таких спортов не надо, достаточно бросить
курить и гневно протестовать против курящих. Т.е. борьба с нами, с курящими,
и стала для них спортом. Лично я убежденный, идеологический такой курильщик,
не бросаю и бросать не собираюсь и вообще мне некурящих жаль. И я считаю,
что в курении далеко не только вред, отрава, рак и та самая капля никотина,
что якобы убила где-то лошадь. Убить может, и далеко не только лошадь, не
никотин, а борьба с ним. Человечество лучше-б с таким энтузиазмом с
коммунизмом, скажем, боролось, или с иммиграционными властями... Пользы
было-б куда больше. Пардон, отвлекся -- но сразу хочу предупредить, меня так
и будет заносить в разные стороны, по мере продвижения вперед и получения
визы.
Автобус мчал исключительно в темное время суток -- здесь темнеет после
6-ти вечера, светает тоже после 6-ти, но уже утра -- причем из-за близости к
экватору времена года на время рассвета-заката не влияют. Приехали в
Нонг-Кай, конечную остановку на северной границе Таиланда, около 6-ти утра.
Далее необходимо от автобусной остановки добираться до остановки шаттлов --
такие небольшие автобусы, довозящие вас до приграничного Моста Дружбы через
знаменитую реку Меконг, потом через сам мост до лаосского погранпункта.
Добираться приходится на тук-туке -- знаменитом такси Юго-Восточной Азии,
такая тележка, приделанная к мопеду или велосипеду, но с моторчиком. В
тележке есть сиденья и даже крыша, рессор явно нет. Почему-то считается
достопримечательностью. Треск, пыль, и необходимость торговаться. Это мое
главное впечатление от тук-тука.
Граница открывается в 8, т.е. 2 часа необходимо провести на остановке
этих самых шаттлов -- а это типичная деревня, даже туалет до боли родной --
курятник из дерева, на свайках. Хотя, не в пример нашим, намного чище и
почему-то без запаха. А, ну да, и еще без надписей. К открытию границы
набегает куча народу, большей частью лаосцы, челноки. Лаос не в пример
беднее Таиланда, только недавно немного приостановил строительство
коммунизма -- ну и понятно, что массы прут в соседнюю насквозь
капиталистическую державу, чтобы хоть как-то прокормиться и одеться. Как нам
хорошо известно, коммунизм с едой и одеждой хотя и связан, но очень слабо,
почти условно. Опять предупреждаю -- я принимал активное участие в
строительстве не то коммунизма, не то социализма, а потому тема для меня
больная и актуальная, я вообще неравнодушен как к ком-му, так и к его
активным разносчикам, от бородатых зачинщиков до мордатых современных
последователей. Ладно, оставим, на время ком-м в покое. Очень много
иностранцев -- т.е. не лаосцев, не тайцев и не русских. В основном с
рюкзаками, одетыми, как наши горожане во время выезда на колхозные поля на
уборку свеклы или картошки. Прут за экзотикой. Лаос открылся миру совсем
недавно, и выяснилось, что в Лаосе -- девственные джунгли, деревни и племена
с первобытнообщинным строем и кое-что еще, о чем дальше. Забиваемся в шаттл,
едем до тайской границы. Проверка паспортов на предмет выпинывания из
Таиланда. Как обычно -- в одном окошке сидит быстродействующий чиновник,
штампующий паспорта, как станок с программным управлением, а в другом --
такой ювелир-кустарь, за малым не вручную рисующий эти самые штампы. Иногда
кое-что в паспорте рассматривает в лупу и вообще смотрит на тебя с искренним
сожалением -- что нельзя задержать, нет у тебя наркотиков (за которые тут
смертная казнь), оружия или похищенной 5-ти тонной статуи Будды, и даже
штрафовать не за что. Такие чиновники обычно помоложе и с кучей наградных
планок. Я так понял, что им дают награды за время, потраченное на каждый
паспорт -- чем его больше, тем больше награда. Мне попался на этот раз
такой, что будь он у нас в СовСоюзе, ему бы светил орден ленина, не меньше.
Трудяга!
Наконец, мне втиснули штампик, опять восхождение в автобус, пересекание
Меконга -- и долгожданная лаосская граница. Моя спутница, Наташа, несколько
приободрилась, увидев лаосский погранпункт -- современно, чисто, почти
цивилизованно. Начала гадать, кто-же богаче -- Таиланд или Лаос. Я, памятуя
о недавнем лаосском коммунистическом прошлом (кстати, не совсем прошлом --
но об этом дальше), тихо промолчал. Штампы и прочее воткнули сразу и без
проволочек -- Лаосу нужна валюта, не до иммиграционных выкрутасов. Вьездная
виза стоит 30 долларов, а вот в Малайзию вьехать ничего не стоит. Но зато
при вьезде в Малайзию тебя с собаками обнюхивают насчет наркоты, а здесь
тебя обнюхивают только на один предмет -- тяпнуть с тебя лишний центик.
Высокооплачиваемый чиновник в Лаосе получает 10 долларов в месяц -- считайте
сами прикидывайте, как они живут и каков их настрой по отношению к туристам.
Выходим за пределы погранпункта, такси и тук-туки. Машины одна старее
другой, счетчиков нет, везде торговля. Движение левостороннее. Валюта имеет
свободное хождение ---в основном тайские баты и американские доллары,
тамошняя валюта, некий "кип", тоже имеет курс, но для его вычислений надо
таскать с собой ноутбук. Столько-то тысяч за чего-то. Поторговались,
взгромоздились в тук-тук и поехали. Примета социализма -- в Таиланде или
Малайзии такси или тук-тук никогда никого не подсадят, если есть пассажир, а
здесь не успокоятся, пока не набьют тачку, как магазин автомата патронами.
До отказа. Едем во Вьентьян, до которого 20 с гаком километров. Ужасно наши
дороги, аж слеза прошибла, после первых колдобин. Ужасно наше все -- мы ведь
с 75-го года там были, братски помогали и просто-напросто их содержали.
Грузовики, всякая техника -- пока еще в основном наши, Камазы, Кразы, Мазы и
так далее. Легковые машины -- примета постсоветских времен -- в основном уже
не наши, хотя потрескивают то там, то сям Жигули и даже Москвичи, разных лет
и марок, так что в каком-то смысле можно было изучать историю советского
автомобилестроения. И сразу -- тоскливое чувство, желание сразу развернуться
и поехать обратно, настолько все скучно и однообразно. Все кругом одинаково
нищие, пыль, грязь, ухабы. Коровы шляются, петухи, остатки всякой
сельхозтехники, лачуги... Приметы нового времени -- лавки, с пестротой
товаров. Переход от сельскохозяйственного окружения к самой столице
практически незаметен, те же коровы, собаки и лачуги. Небоскребов нет и
высотных зданий тоже, и явно не предвидится. Ощущение -- какой-то уездный
городок времен недостроенного социализма. Непонятно, чем живущий, кстати --
в Лаосе НЕТ НИКАКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВООБЩЕ! Если не считать промышленностью
чиновников -- они как-то так живут, самоплодясь и самоокупаясь. Был-бы
чиновник, а взятки и поборы найдутся.
Сразу едем в посольство и выясняем, что в один день визу сделать не
удастся, придется наслаждаться лаосской экзотикой два дня и две ночи.
Наташа, по молодости и впечатленная увиденным, возрыдала прямо на
ступеньках, после того, как ее трогательную историю о необходимости покинуть
Лаос завтра, даже не стали слушать -- а она оттачивала все детали этой своей
истории все последние сутки! Рыдала долго, на меня уже стали этак нехорошо
поглядывать -- довел, мол, девчонку, маньяк. После того, как слезы иссякли,
Наташа встала, мы уселись в какой-то дребезжащий лапоть и отправились в
гостиницу, заплатив лаптю (водитель удивительно походил на свою машину) 50
бат (1 доллар = 38 бат). Выяснилось позже, что за 50 бат нам можно было
отправиться на целый день в джунгли на экскурсию, причем в 10 бат нам-бы
обошлась машина, а в 40 -- вооруженная охрана. Тут власть -- только в
центре, а далее в джунглях правят местные батьки, так что туристские
экскурсии более напоминают не экскурсии, а экспедиции конкистадоров в
поисках Эльдорадо. Наш Тай-Пан, вместе с французским Новотелем, здесь
считаются центровыми, навороченными гостиницами -- ну и в общем-то они на
своем уровне. Еще они недавно построили гостиницу номер один Лаоса --
Лаос-Плаза, кажется так. Вернее, не они. Строят тут вьетнамцы или китайцы.
Мы даже видели одно 7-миэтажное здание! Еще выделяются высотой Триумфальная
Арка, построенная французами, и нечто вроде пожарной каланчи или сторожевой
будки. Этакой современной сторожевой архитектуры. Так и видится на этой
будке какой-нибудь товарищ, типа зюганова, зорко озирающий границы -- как-бы
трудящиеся не разбежались! Много так называемой колониальной архитектуры
времен французского правления. Оттуда и Арка. Прямо Париж. Только жарко и
пальмы. Вселились -- в гостинице было все, что требуется лично мне --
кондиционер, вода, и прекрасно оборудованный спортзал. Наташа немного
отошла, отмылись и отправились на предмет пожевать. Всяких ресторанчиков и
забегаловок, как и полагается, очень много и на каждом углу. Наташа откопала
что-то итальянское, хотя и вкусное, но отнюдь не дешевое. Много французов, а
также надписей на французском языке.
Вечером вышли поужинать, зашли во французский ресторанчик очень милого
интерьера, и услышали родную русскую речь, проистекающую от явно семейной
пары. После некоторых логических умозаключений решили подойти и поговорить.
Насчет умозаключений -- как известно, русский от русского старается, на
всякий случай, держаться подальше. Но шеи у них от цепей не гнулись, лица
были явно не новорусские и вообще светились интеллектом, для характерных
наших цепеносцев никак не свойственным. Т.е. если они и были туристами, то
явно не обычными, потому что наше понимание экзотики сильно отличается от
такового иностранцев. Для них экзотика -- это что-то приближенное к природе,
первобытности или экстремальности, для нас экзотика определяется количеством
звезд отеля, ценой, роскошью и так далее. А если они и посольские, подумали
мы, то все-таки это Лаос, а не какие-нибудь Соединенные Штаты, где к нашему
посольскому не на всяком Мерседесе подьедешь, и где одна только вывеска
русского посольства навевает страстное желание держаться от этой вывески
подальше, как-бы плохо ни пришлось. Т.е. должны быть нормальные люди.
Нормальными людьми они и оказались, за час рассказав нам о Лаосе столько и
так, сколько и как мы бы за год не узнали. Причем Наташе рассказывали с
женским уклоном, а мне -- с мужским.
Выяснилась масса всяких интересных вещей. Прежде всего - лаосцы очень
милые, приятные и дружелюбные люди, открытые и готовые помочь. Лаосский язык
почти одинаков с тайским -- что мы уже успели заметить. Основная религия --
буддизм, что само по себе подразумевает открытость, готовность помочь,
терпимость и дружелюбие. Перед буддизмом пасует даже такой носорог, как
коммунизм. Особенно в этом регионе. Есть здесь община католиков, партийные
товарищи крепко ее прижимают -- хотя бы потому, что католицизм воспринимает
коммунявстство, как порождение Сатаны -- пусть кто-нибудь попробует сказать,
что католики неправы! А буддизм, лучащийся мудростью тысячетелетий,
спокойно, как взрослый на ребенка, взирает на эти бредовые скачки и
совершенно верно полагает, что комми и прочее приходят и уходят, а вот
буддизм остается. Запретить здесь буддизм это почти то же, что запретить еду
или сон. Ну, то есть, у нас пытались не то, чтобы вообще еду запретить, но
как-то так дать понять, что строительство коммунизма и желание покушать --
вещи не совсем совместимые. Не удалось, даже когда это пытались делать
владимиры ильичи и львы давыдычи. Народ лез жрать, даже под пулеметами. Так
что здесь и не пытались, и более того -- в Лаосе лучшее образование дают
буддийские монастыри, вот почему даже партийные камрады и геноссе время от
времени прячут партбилет куда-нибудь в очень укромное место и идут в
монастырь. Восполнять пробелы социалистического образования. Восполнят, и
возвращаются обратно, на партийную работу. Если в Лаосе у вас будут проблемы
-- чисто даже информативного плана, проще всего -- подойти к монаху и
спросить. Как правило, они хоть немного, но говорят по-английски, ну а само
их положение -- буддийский монах -- обязывает их помогать и быть всегда
дружелюбным. Главный, что-ли, недостаток лаосцев -- они ленивы и не горят
желанием чего-то достичь или чего-то построить. Они этот свой недостаток и
не скрывают. Можно выращивать 4 урожая в год -- а зачем? Одного хватит, а
если нет -- подоспеет гуманитарная помощь, причем от тех, кого они больше
всех и не любят -- американцев, японцев, таиландцев... Последних не любят за
то, что они помогали американцам во время вьетнамской войны. Ну и вообще --
кто помогает, того и не любят. Гуманитарную помощь в виде денег им оказывать
почти перестали -- по очень понятной нам причине, все напрочь и в ноль
разворовывают. Оказывают натурой. Тоже воруют, но уже не так. В стране
по-прежнему правит партия, жесткий режим, цензура и так далее, см. историю
СовСоюза. Однако страну открыли, а куда деваться? Мы их кормить перестали, а
сам Лаос ничего не производит. Электроэнергию гонит на экспорт -- потому что
мы им успели настроить гидростанций, да еще кое-какие минералы, типа
оловянной руды. Вот и все. Т.е. главной задачей Лаоса было и осталось --
прокормиться, а всякие прочие достижения цивилизации их пока мало
интересуют. Не только открыли страну, но и вкатились в эпоху кооператорства,
тоже нам знакомую. Отсюда и ресторанчики, даже иностранные, и пара-тройка
супермаркетов -- т.е. они размериком с наш маленький магазин, и их всего
два-три на всю столицу, но все-таки они есть, и они торгуют. Очень сильно
влияние китайцев и вьетнамцев, к русским отношение хорошее -- скорбят
только, что мы перестали осчастливливать трудящихся всей планеты, за свой
счет. Но русских мало -- туристов не знаю, вообще наверное нет, раньше были
спецы и так далее, а сейчас только посольство. Если достаточно долго пожить
в этой стране и не просто жить, а пытаться понять их культуру, то все это
очень и очень затягивает -- в конце-концов, их культура древнее любой
западной, и всякие современные веяния, от идеологий до компьютеров,
воспринимаются ими, как рябь на поверхности океана, если при этом находиться
на глубине триста метров в подводной лодке. Власть и вообще какой-то
порядок, в нашем понимании, существуют в столице и районных центрах, а все
остальное -- джунгли, деревни, общины и что-то типа наших батьков времен
гражданской войны. На туристов-дикарей, отправляющихся в джунгли в одиночку,
смотрят как на самоубийц, хотя все это несколько преувеличено. Но все-таки
еще несколько лет тому назад тут достаточно громко постреливали, даже в
самой столице, и иногда злоупотребляли комендантским часом. Долина реки
Меконг, столица -- все это плоскость, горный Лаос начинается севернее, как и
его природные красоты. Мы, понятно, туда не забирались, а все говорят, что
посмотреть есть на что.
После полудня жизнь несколько замирает, вечером вообще стихает --
петухи и куры только снуют, да лениво бродят собаки и кошки. Собаки
настолько умиротворенны, что кажется -- они не совсем понимают, зачем
природа наградила их даром лаять. На кого и чего ради? Ну, и не лают.
Случись что -- скорой помощи нет, на всякий случай нет и общественного
транспорта. Если женщине доводится рожать, она делает это на свой страх и
риск, в конце-концов, ее ведь не силком рожать заставляли? Да, нам показали
ночной клуб, начинает потихоньку проникать зараза... Причем он уже не один.
И еще одна привлекательность Лаоса для иностранцев, весьма специфическая --
травка. Она тут дешева и доступна, потом еще какие-то пути для ее вывоза,
вроде во Вьетнам. Горный Лаос -- часть знаменитого Золотого Треугольника, и
этим сказано почти все. Мы с Наташей к наркотикам равнодушны, а потому и
сказать больше не можем, не знаем.
В заключение про Лаос -- недаром, все-таки, Лаос считают самой
загадочной страной этого региона, это чувствуется. В любом случае он
по-своему нравится, а мы ведь были только в столице. Нравится атмосфера,
отношение людей друг к другу и к вам, чистый воздух, чистые продукты и вода.
Такой весьма поучительный пример -- в российском посольстве жила и работала
семья, так вот их дочь, красивая, как и Наташа, настолько прониклась Лаосом,
что поступила в университет, окончила его по чему-то, связанному с Лаосом, и
сейчас живет и работает где-то на лаосском диком севере, и ни о чем другом и
не мечтает. Это о многом говорит. Просто навскидку, на очень поверхностный
взгляд, Лаос привлекателен своими людьми и своей культурой. Ну, а если
говорить о туризме, то обращаться надо к любителям экстремальных ситуаций,
дикой природы и вообще выживания. Пакуйте чемоданы и рюкзаки и добро
пожаловать! У вас есть отличный шанс сломать себе все-таки шею, причем за
весьма умеренную, по сравнению с другими странами, цену.
Покинули Лаос, как и вьехали, без приключений -- а вот на "нашей",
тайской стороне, Наташа блеснула знанием тайского. Сразу после шаттла надо
брать тук-тук и ехать на автовокзал, ранним утром приезда мы без слов
заплатили 50 бат -- стандартную, как нам сказали цену. Вот почему, когда
водитель тук-тука, или погонщик, заявил по-тайски стоимость -- 40 бат,
Наташа ничего не услышала, настолько была готова к битве, и с пылом заявила
по-тайски-же, что она заплатит ровно 50 бат, и пусть никто ни на что другое
и не расчитывает. Стоявшие рядом другие погонщики ухватились за свои верные
драндулеты, а наш чуть не выпал из седла, но все-таки усидел и почему-то
согласился. Вот так мы и доехали до вокзала. Там выяснилось, что
кондиционированные автобусы бегают только ночью, днем (а время было 11 утра)
ходят обыкновенные, без кондиционера, пледа, стюардессы и прочего. Деваться
некуда -- сели и поехали. Езду в местном автобусе, без кондиционера, в
экваториальной практически зоне, надо пережить -- рассказывать бесполезно.
Ну, дороги-то в Таиланде хорошие, спору нет, но пыль и удушающая жара от
качества дороги не зависят. Автобус останавливается на каждом углу, цепляя и
роняя пассажиров, или дожидаясь, пока торговцы какого-нибудь поселка не
отоварят в автобусе всех желающих. Иногда налетает гроза, тогда приходится
закрывать все окна и тупо терпеть, как в зубоврачебном кресле. Наташа
пережила дорогу довольно легко, впрочем. Она ее проспала, а ехали почти 13
часов.
Усталые, но не совсем недовольные, мы вернулись домой
Таиланд с английским не в ладах
Таиланд с английским не в ладах, тайцы вообще - люди, замкнутые на самих
себя и свою культуру. От нас наши знакомые с удивлением узнают, что Египет -
это не Европа, или с любопытством расспрашивают про соседние с Таиландом
страны - Малайзию или Лаос, они в упор не знают, что это за страны и что там
творится, да и знать не хотят, если только кто-то им не расскажет, причем в
интересной форме. Вроде как сказку. Экономически - смотрю я на них и
вырисовывается забавная картинка - им основательно помогают займами всякие
МВФ и Штаты и Япония, сами они, в основном, производят трикотаж, ювелирные и
туризм, ну, пытаются еще компьютеры, хотя все равно те же процессоры идут к
ним из Малайзии и Тайваня. Так вот отдельные тайцы богатеют(богатых тут
хватает) - во многом благодаря займам, и вынуждены, из-за богатства,
покупать себе всякие Мерсы и прочие атрибуты, которые им поставляют развитые
страны, предварительно поставив кредиты и займы - эти самые Мерсы покупать.
Интересный круговорот получается. Сами тайцы - не бизнесмены. Невероятно
неделовые люди, да и им это как-то так, до лампочки. Позвонить в банк - мука
адская. Гоняют тебя от служащего к служащему, но иногда ты все-таки ответ
получаешь, как не странно.
Бангкок - по-своему очень своеобразный город, в
нем нет даунтауна, все кусками разбросано, причем нигде я не видел таких
контрастов, в таком ярком виде - всякие очень на уровне кондоминиумы, или
виллы, в которые на чем-нибудь, слабее Ягуара, и заезжать-то стыдно - и
вплотную лачуги, типично азиатские - навесики такие. Причем народ в лачугах
отнюдь не пылает классовой ненавистью, и если спросить, как забраться в
кондо (в Бангкоке прямо-таки адский труд - не только что-нибудь найти, а еще
и в это что-нибудь забраться, все окружено заборами, лачугами и черт знает,
чем, и если ты подобрался к зданию не с того боку, то до нужного приходится
через несколько улиц добираться) - так вот бедняки с удовольствием покажут
тебе путь и вообще будут улыбаться. Вообразить Россию. Движение здесь в
одну сторону, движение воистину кошмарное, а потому опытные люди такси
берут, как в Москве метро - до ближайшего к твоей цели перекрестка, причем
таксисту надо точно говорить, по каким улицам ехать, потому что иначе он
повезет тебя якобы кратчайшим путем (т.е. физически-то он кратчайший) по
главным улицам, и значит - торчать тебе в пробке на всю зарплату, ты ему
дневной заработок обеспечишь. Метро нет, в этом году они запустят скайтрейн,
все ждут, не дождутся. 10 миллиончиков народу здесь ютятся, но по размерам
Бангкок - отнюдь не Москва, все очень плотно и стесненно. Город в речной
низине, река Чао-Прай, кучи каналов, канальчиков и просто канав с
жутковатого вида водой - ну то есть, если туда упадешь, то вряд-ли надо и
скорую помощь вызывать, чего им зря ездить. Комары залетают и на 20-е этажи.
Вместо тараканов - муравьи. Есть еще премилые ящерицы, они есть везде, жрут
комаров и прочее, очень красивые, особенно глаза. У нас одна живет, прозвали
Машкой, думаем как-нибудь прикормить. Недавно, мерзкая, сбежала от нас к
соседям. Не раз и не два видел тут, как выгуливают болонок в попонках - при
температуре 33-38! Они этих болонок в микроволновках, что-ли, выращивают?
Михаил Войтенко. Авто - оно вам нужно? (Как ездят в Таиланде)
љ Copyright Михаил Войтенко
Странный вопрос для многих, даже дикий. Есть международная лицензия,
есть, предположим, кредитная карточка или просто от налички карманы лопаются
- отчего бы не арендовать авто, не вдохнуть полной грудью? Не рвануть с
ветерком, продемонстрировав пораженному иноземью истинность гениальной
фразы: "... и какой же русский..." И так далее.
Сразу режу, не рванете. Бангкок не тот город. Песня долгая, начну с
начала - краткого описания движения в Бангкоке, как такового. Движение
правосторонне, руль справа, машины процентов на 70 - японские. После
Владивостока кажется, что попал в Хабаровск. И наоборот. Джипов не так
много, как у нас - это я тоже про Владивосток, Хабаровск и Дальний Восток.
Дальневосточники поймут, а дальше по России - местами разве. Очень много
наворотов в виде Ягуаров, Порше, спортивных Мерседесов и вообще непонятно
каких марок, но явно не дешевле Жигулей предпоследней модели. Очень любимы
небогатыми слоями общества такие пикапчики от Тойоты, Ниссана и т.п.
Пикапчики увенчаны оградкой, из труб, туда чего только не натыкивают. Еще в
пикапчики вбивается куча народу в неимоверных количествах, торчат только
руки, ноги, горящие сигаретки и жизнерадостные улыбки - этакое живое
воплощение чеканного сталинского - "Жить стало лучше, товарищи, жить стало
явно веселее:" Бангкок, несмотря на 10 миллионов вроде бы учтенного, уж не
говоря про неучтенное, населения, занимает мало, по сравнению с другими
городами такого масштаба, места. Улицы, даже центральные, сравнительно
узкие. Иногда не сравнительно, а невероятно узкие. Узкие настолько, что
местами пешеход не пройдет, если транспорт не даст ему возможности это
сделать, даже если пешеход вотрется в стену или ограду. Центра в Бангкоке, в
общепринятом понимании, нет. Есть несколько центров и связывающих их
кварталов не поймешь чего - от комплексов университетов до вилл и трущоб, от
кондоминиумов до кустарных мастерских, от просто развалин и руин до чего-то
промышленного. Качество дорог очень хорошее, но они узки, а главные улицы -
многие - с односторонним движением. Там и сям накидана проклятая частная
собственность, соответственно огороженная и не дающая возможность срезать
путь. Если подьехать к нужному зданию не с того боку, то будь ты к нему хоть
вплотную - в здание без подрывников не влезешь, а искать вход - значит,
огибать чуть не полгорода. Предстоит выезд с улицы, вьезд на главную улицу,
проезд до поворота, поворот на эту главную улицу, но в обратном направлении,
потом попытка не пролететь мимо нужной улицы. И это только цветочки:
До недавнего азиатского кризиса в Таиланде был бурный экономический
подьем, и любой уважающий себя, и даже неуважающий, гражданин, счел делом
принципа и чести обзавестись авто. И обзавелся. Бангкок набит машинами, как
наша госдума идеями, не протолкнуться. Главные улицы представляют из себя,
просто-напросто, одну большую пробку. Машина в нее воткнулась, и машина
судорожно движется со скоростью, по сравнению с которой скорость заезда в
гараж покажется гарантией победы в гонках Формула 1. Зеленый-красный свет, в
отличие от нас, горят очень долго - т.е. очень долго, минуты 3-5, иначе, с
нашими интервалами, здесь вообще все встанет. Но и между светофорами все
битком, так что участникам дорожного движения остается одно - расслабиться и
попытаться впасть в нирвану. По первости, из России, такая езда просто
сводит с ума - хочется схватить в руки даже не огнемет, а залповую установку
"Град", и промести себе, наконец, путь до нужного здания, которое находится
одуряюще близко, и до которого никак не удается доехать. Тяжелых грузовых
машин нет, есть авто, автобусы, ваны, тук-туки (два сиденья на колесиках с
крышей, спереди еще одно колесо и движок, к которому приделаны руль и
водитель) и орды мотоциклов. Есть хайвеи, платные. Впечатляют. Гигантские
бетонные змеи отличного качества перепоясали город вдоль и поперек, на
высоте от 3 до 5 этажного дома и выше. Помогают, но не очень До вьезда надо
доехать, а потом, соответственно, сьехать - причем физическая близость от
места сьезда к цели поездки отнюдь не означает близость фактическую.
Трамваев и метро нет. Идею метро похоронили 20 лет тому назад и до сих пор
рвут на себе волосы и ищут виновных в похоронах. К концу этого года запустят
скайлайн - метро, но только сверху. На высоте хайвеев. Красиво будет, и
авось полегче. Движение в Бангкоке - очень серьезная проблема, все
иностранцы в один голос утверждают, что такого нет нигде. Даже близко.
Борьба за экологию тут как-то не заметна, все больше на Будду полагаются, а
потому и смог соответствующий. Нам, впрочем, смог не особая помеха -
особенно тем, кто родился и вырос вблизи строек века или там гордости
пятилетки очередной. После России неуютно только в эпицентре ядерного
взрыва, и то - как посмотреть. В эпицентре - сразу, без мук и вариантов. В
России не сразу, а вариантов и мук - как в теориях больших чисел, много и на
любой вкус. Но пардон, меня занесло.
Общественный транспорт - автобусы с кондиционерами и без, такси,
тук-туки и мотоциклы. Мотоциклисты-таксисты торчат на каждом углу, и в
какой-то, мне пока непонятной зависимости, они иногда самый дешевый, а
иногда самый дорогой вид транспорта. Т.е. обыкновенный 2-хколесный мотоцикл
- садись сзади и езжай. В напряженные часы будней, когда трудящиеся массы
усиленно перемещаются с места на место, самый быстрый вид транспорта -
общественный, за исключением такси и прочих автомобилей. Они - самый
медленный, немногим быстрее ног, да и то не всегда и не везде. Куда быстрее
автобусы, тук-туки, и несравнимо быстрее их всех - мотоциклы. Мотоциклы
вообще самый быстрый вид транспорта, в любое время суток. И самый любимый.
Для них пробок не существует. Просачиваясь, как ртуть, в любые щели и щелки,
они тормозятся только на светофорах. И там-же и накапливаются. На
открывшийся зеленый свет первыми несутся эти неимоверные орды. Т.е. сцена
открытия движения на перекрестке напоминает не так даже сьемку фильма
"Бешеный Макс", как что-то эпохальное и историческое - ведомые Атиллой гунны
тучей ворвались на улочки беззащитного города: Автобусы сравнительно быстрее
авто потому, что им даются определенные права и полосы движения. Теперь о
самом главном - о собственно езде и существующей морали.
Итак, если-бы Н.В. Гоголь попал в Таиланд, он наверняка переделал бы в
фразе насчет езды "русский" на "таец". Тайцы обожают быструю езду и носятся,
как сумасшедшие. Езда в Бангкоке, среди пробок и улочек, в которые не всякий
наш велосипедист попадет, предварительно не прицеливщись, просто потрясает.
В разгар дня свободного пространства впереди более, чем на 100-150 метров,
просто не бывает. Но и эти 100 или меньше метров не проезжают, а пролетают,
причем все участники движения - автобусы, лимузины, драндулеты непонятного
происхождения и назначения: Виртуозность водителей просто не поддается
описанию. Надо видеть. Отнюдь не маленький "Икарус" (тут их много), с
прицепом, летит по центральной улице, по тем 30-40 метрам свободного
пространства, что освободились впереди, со скоростью, которую у нас не
всякий лихач позволит себе на загородной трассе. С шумом и треском втирается
к тротуару, причем прочие участники движения успевают разбежаться, открывает
на ходу двери и практически на ходу выплевывает и заглатывает пассажиров,
тормозя с трудом и неохотно. Все движение - впритирку. Все участники - в
миллиметрах друг от друга, и все живы! На малейший кусок свободного
пространства кидаются все, уворачиваясь друг от друга, и буквально раздирают
этот свободный кусок на части. Езда за городом или по городу в ночное время
- это просто свист почти обгоняемого звука и мелькание кусков пейзажа за
окном. И все-таки, самое сильное впечатление оставляет движение на улицах
Бангкока, автобусы и мотоциклы. Скорее всего, у тайцев врожденное чувство
скорости и дистанции, ничем иным невозможно обьяснить такое вот понятие -
БЕШЕНУЮ ЕЗДУ В ПРОБКАХ. От мотоциклов вообще мурашки - пока все стоят, они
лавируют между ними на маскимально возможной скорости, разгоняясь, в
малейшем просвете до гоночных рекордов. Причем мотоциклы как вид транспорта
занимают очень весомое место, как пассажирский и грузовой. На одном сзади и
спереди навьючено столько, сколько на нашей полуторке времен целинных, на
другом пассажиры сидят. Пассажиры тоже картина - сидит девушка, свесив обе
ноги по одну сторону и беззаботно ими побалтывая, держит в одной руке
портфель или сумку, в другой бутерброд, щекой прижимает к плечику мобильный
телефон и все делает одновременно - жует, болтает, жизнерадостно смеется, а
мотоцикл в это время совершает невероятные пируэты на бешеной скорости,
буквально втираясь между авто и автобусами. И автобусы - это ведь, все-таки,
не коляска времен Гоголя, пусть даже с рессорами. Повторяюсь - у них есть
определенные вольности, что-ли, и носятся они со скоростями, иногда не
уступающими мотоциклетным, разрывая уши впереди едущих, если они медлят,
звуками своих гудков, и буквально наступая им на пятки - сдирая, так
сказать, краску с номерных знаков.
И при такой езде - крайне малое
количество аварий и ДТП. Их много в курортных зонах, типа Паттайи, где много
иностранцев, водки, марихуаны: На трассах, говорят, бед хватает. Я по ним
поездил, охотно верю. Те аварии, что видел в Бангкоке - исключительно ночью
- были все исключительно тяжелыми. Т.е. краны раздирали остатки, пытаясь
выснить, что там было, сколько, и уцелели-ли куски, способные обеспечить
хотя-бы похороны в гробах, а не в урночках. При бешеных скоростях вообще, а
ночью особенно, такое не мудрено. Если воткнешься куда или во что, то явно
не затем, чтобы поцарапать себе бок или сбить урну. Нет, при таких скоростях
втыкание куда-то гарантирует отсутствие хлопот с реанимацией и реабилитацией
- как прямое попадание тяжелого снаряда. Но ведь их, аварий, крайне мало!
Почему? Глядя на их движение, невольно прикидываешь к России, и сразу волосы
дыбом встают, так как если перенести их движение, скорости и пробки к нам,
то у нас в течении 15-ти минут разразится всеобщая и такая окончательная
война - всех против всех. Коммунисты побледнеют от зависти, со своей
гражданской. Переходим к последнему - вопросу морали и нравственности, или
почему у них так мало аварий.
Помимо несомненного, на мой взгляд, врожденного таланта к быстрой езде
- обьективного, так сказать, обстоятельства, есть и субьективное - высокая
мораль и культура поведения, по сравнению с нами - высочайшая. Вкратце скажу
так - каждый участник движения ожидает адекватной реакции от других, каждый
расчитывает не только на себя, но и на других. Никаких привилегий не
существует - автобусы разве, и то в основном скорее морально, чем
узаконенно. Распоследний драндулет, который у нас осмеливается передвигаться
только короткими перебежками, здесь пользуется абсолютно теми-же правами,
что и навороченный лимо с персональным, в униформе, водителем и очень важной
персоной сзади, болтающей по трем сотовым сразу и слепящей глаза своими
ролексами, цепями и так далее. Лимо ему уступит дорогу, а он - лимо, причем
без всякого раздражения или возмущения. Уж тем более без выскакивания из
лимо мордатых сподвижников исключительно важной персоны, с расчищением
дороги на километр радиусом, избиением неповоротливых и включением счетчика
особо провинившимся или непонравившимся. В мораль движения Таиланда надо
вжиться. Проникнуться спокойствием, доброжелательностью, готовностью пойти
навстречу, уступить. Понять самое трудное - тут не каждый сам за себя, тут
все за всех. Исключительно важной персона может быть у себя в офисе, на
родине или в кругу семьи, но только не на дорогах Таиланда. На дорогах
Таиланда все исключительно равны. А теперь ответьте себе честно - вы к этому
готовы? Многим такое будет только приятно, как перемещение по улицам Москвы
отпускнику из окопов Сталинграда, а многим, к сожалению, нет. Многие могут
подтверждать свою значимость в том числе и этим - исключительно важной ездой
по дорогам - чтобы все живое разбегалось, пряталось, или благоговенно
наблюдало. Последним я брать машину исключительно не рекомендую, если они не
снизят свою важность до общечеловеческих пределов. Всем прочим нормальным
людям советую немного присмотреться и проникнуться, а уж потом жать по газам
и прочим местам автомобиля.
Эх, народ, и чего мы так сами к себе? Чего нам нормально не живется?
Подай нам помесь колхозного скотного двора с беспредельной зоной, и все тут!
И на меньшее, то бишь лучшее, мы не согласны, хоть убей. А когда нам наш
свинарник надоедает, мы обвиняем правительство, царя, какую-нибудь
подвернувшуюся некстати национальность, неприлично богатых соседей - и
закатываем революцию, плавно уходящую в мировую войну, и все это затем,
чтобы в еще более гнусном свинарнике с тоской вспоминать о свинарнике
свергнутом...
Михаил Войтенко. Гримаски Аэрофлота.
љ Copyright Михаил Войтенко
Итак, друзья наши, в этот раз мы поведаем вам о Аэрофлоте в аэропорту
Бангкок, или что вам делать, если купленные вами сувениры и сорванные на
память бананы и ананасы будут весить больше, чем 25 кг. -- бесплатный багаж.
Вам, естественно, все, превышающее 25 кг., дороже не менее, а даже более,
чем то, что в эти 25 кг. входит. Вам их, натурально, хочется доставить
домой, причем либо бесплатно, либо, как говорится, по-божески. Если вы не
против доставить лишненькое по-аэрофлотовски, то исходите из расчета 10
долларов с хвостиком за каждый килограмм. Если против, первое, что вы
сделаете -- оглянетесь вокруг и обратитесь к соседу, чей багаж явно меньше
разрешенных 25-ти. К тому, то есть, кому было явно не до бананов и
сувениров. Вот тут-то вас и поджидает сюрпризик в виде представителя
Аэрофлота!
Итак, загрузка в самолет в Бангкоке происходит следующим образом
-- сначала вы заходите в огороженное пространство, где ваш багаж подвергают
рентген-проверке, затем следуете к стойке регистрации, где ваш багаж
взвешивают и оглашают приговор. За стойкой стоят тайцы, готовые помочь и
даже попросить того, у кого багаж мал, поделиться с вами весом. Но перед
стойкой снует, как акула в стае селедки, представитель Аэрофлота -- наш, с
головы до запахов, русак. Но болтающаяся на груди бирка с фото и именем
предусмотрительно оформлена в тайском стиле, т.е. на тайском языке. Даже не
на английском. Он там снует, чтобы, видимо, помогать и разрешать вопросы. Он
помогает и разрешает, а как, опишу на личном примере. Итак, к моей партнерше
Наташе прилетела погостить ее мама. Мы решили снабдить ее, для установления
с нами бесперебойной и качественной связи, секондхенд компьютером -- в виде
собственно компа и монитора. Сажаем маму в самолет, и выясняется, что вес
превышает положенный аж на 13 килограмм, даже после того, как мы отказались
от погрузки ананасов. На 5 с чем-то тысяч бат потянул монитор, что
составляет, в понятном каждому русскому эквиваленте, сумму в 140 долларов. У
нас таких денег не было. А сам монитор стоит едва-ли половину этой суммы.
Пассажиров было вряд-ли на пол-самолета. Ищем легковесов. И тут появляется
он... Благородные седины и общее выражение лица, приличествующее никак не
меньше, чем швейцару не последнего ресторана привокзальной площади. Высок,
явно за пятдесят годков, причем явно не все эти годки прошли под лозунгом
"Трезвость -- норма жизни". Ой, не все. Далеко не все. Помимо
административного, сугубо делового, его лицо имеет еще один очень
характерный отпечаток -- советского человека, долго и упорно работающего за
границей на благо и во имя. Советского заграничного человека -- смесь
партбилета с чекистской бдительностью, комсомольца в душе, навсегда
голодного и пожизненно озверевшего от капиталистических изобилий и
извращений. Одно слово -- товарищ-ч! Товарищ, то есть. Предупреждаю -- я не
просто со зла так на него накинулся -- поясню дальше.
Кстати говоря -- я никак не пойму, почему, когда хотят "поддеть",
начинают величать "господином". Господин Зюганов, например... Зюганов -- он
товарищ, был им, есть, и будет. Помню в советское время, еду в автобусе,
расплющенный по заднему стеклу утренней или вечерней, или просто так,
давкой, и обгоняет автобус "Волга" черная, уж не говоря про "Зил". И
затаилось там особо важное существо, на заднем сиденье. Секретарь чего-то.
Что умиляло -- он товарищ, и я товарищ, и оба мы товарищи. И равны до
бесстыдства. После советских времен словечко "товарищ" лично для меня имеет
какой-то невыразимо гнусноватый привкус.
Так вот, благородная смесь усмотрела наши поползновения, и в корне их
пресекла, заявив, что она, смесь, лично не допустит на посадку ни маму
Наташи, ни тех нехороших людей, которые осмелятся взять у нее часть багажа.
Блеснув принципиальностью, комсомолец хищно огляделся вокруг и унюхал нечто
более соблазнительное, чем нашу не лучащуюся богатством группку. В оградку
влетело какое-то африканское племя в полном составе, во главе, видимо, с
вождем -- все в шикарных костюмах отнюдь не племенного африканского
производства, с кучей багажа и золота на руках, шеях, пальцах, ушах и,
по-моему, ноздрях -- но за последнее не ручаюсь. Племя летело не то в
Москву, не то через Москву куда-то далее, этакие кочевники. Племя, взвесив
скарб, пришло в ужас и заметалось. Нажитое нелегким трудом негров тянуло
столько, что дешевле было заказать чартер с шампанским и концертом Зыкиной в
полете, уж не говоря про поросенка с выходом. Надо было либо прощаться с
частью африканского имущества, либо вытаскивать из ушей и ноздрей
африканское золото, причем блеск был такой, что мне показалось -- навешанное
на них золото было тяжелее их багажа и их самих, вместе взятых. Вождь начал
переговоры с тайцами за стойкой, но тайцы только показывали пальцами на
нашего борца за равный вес. Начались переговоры с товарищем, после
завершения которых негры повеселели, успокоились, закидали своим багажом
тайцев за стойкой, стойку и то, что там было за стойкой, и последовали далее
в зону "Дьюти-фри", беззаботно поскаливая зубами. А наш блюститель, устало
вытирая благородный трудовой пот, уковылял куда-то вбок и испарился, как
белый слоник с известной рекламы Аэрофлота. И более не появлялся. Видимо,
уже ничто больше не угрожало ни равновесию самолета, ни кассовым сборам
компании. Так вот, друзья мои, буде у вас больший положенного багаж, и
меньше требуемого Аэрофлотом денег, не торопитесь заскакивать за оградку!
Осмотритесь! В оградку ведет узкий проход, там обычно очередь, ищите тех,
кто вам сможет помочь, не заходя за оградку! И определите представителя
Аэрофлота, не поленитесь. Не трудно. Бирка на груди, важное выражение лица и
схожих частей тела, надпись на бирке только на тайском -- это он и будет.
Может, нормальный будет -- они там меняются, повахтенно или как, не знаю, а
может, будет бдить товарищ-ч.
Теперь, как и обещал, поясняю, почему я так накинулся на бдительного.
Дело в том, что три года назад я был транзитом в аэропорту Бангкока, летел
из Австралии в Москву. В Бангкоке провел сутки, а при посадке с ужасом
узнал, что за вход в зону "Дьют-фри" требуется сбор -- порядка 12 долларов.
У меня оставалось долларов 5, и я не понимал, зачем мне больше, так как
самолет (Аэрофлот) летел напрямую, а в Москве меня встречали любимые и
любящие. Не знал я про эти сборы ничего, тем более, что в Австралии мотался
по нескольким аэропортам, и никто там ничего от меня не требовал. Ну, куда
деваться? Пошел к представителю Аэрофлота, этой вот как раз благородной
смеси -- именно ему, запомнил я его. В тот раз он был благородной смесью
благородных напитков, то есть, пьянее тормозной жидкости вверенных ему
самолетов. Но он -- закалка! -- немедля принял приличествующий вид и
обьяснил мне, как устали наша родина, наш Аэрофлот и лично он, от таких, как
я, проходимцев, которые только и норовят проскочить бесплатно, беспощадно
грабя наше отечество, в столь трудную для него минуту. В общем, в самолет я
не сел -- недостающие 7 долларов мне подкинули какие-то австралийцы -- я у
них спросил, сколько стоит позвонить в Австралию, они спросили, в чем дело и
так далее -- и даже побежали со мной на посадку, но было поздно. Со мной был
ноутбук, я пошарахался по аэропорту и за пару часов заработал столько, что
когда садился на следующий день на следующий рейс Аэрофлота, искренне
пожалел, что рейс был именно на следующий день, а не через пару дней -- и
Бангкок понравился, и деньги были.
Но ладно, это детали, а дело в том, что я
вообще никогда не полагался особо на наше государство и на все, с
государством связанное. Хотя сам по себе Аэрофлот, например, мне нравится
куда больше, чем многие иностранные авиакомпании, с самыми громкими именами.
Но представители! Особенно заграничные, особенно те, кто долго и упорно
работал за этой самой границей в советское время! Как они на меня и подобных
смотрят! Сколько чувств в этом взоре! Роман читаешь, а не в глаза смотришь.
До чего, мол, довели страну -- всякая сволочь, кому не лень, мотается по
заграницам, как раньше не всякий член ЦК себе мог позволить. А кто я такой?
Отец -- литейщик свинца, мать -- бухгалтер, МГИМО не кончал, связей нет, и
вот на тебе! Езжу, как урожденный секретарь крайкома! А спроси меня, сколько
я задниц вылизал, чтобы за границу прорваться -- так ведь стыдно сказать --
ни одной! Даю свое определение социализма и наоборот, в пику ленинскому --
мол, раньше надо было бояться человека с ружьем, а теперь не обязательно.
Так вот раньше надо было лизать, а теперь не обязательно. И на этом
заканчиваю.
|