Июньский ливень заливал Краков. Площадь на Казимеже перед черным камнем была пуста и казалось , что маленькие ивритские буквы на его поверхности отмечают старую могилу . Несколько дней тому назад я навещал Берковцы и сейчас сумеречный город обдавал меня сыростью киевского кладбища.
Идея посетить Краков зародилась давно , экскурсоводов и туристические группы я не люблю и Польша была включена в маршрут , причудливо пересекавший Стамбул и Киев. Мой поезд следовал через Влахию , Молдову , Буковину , Подолье , Волынь , Галицию , Малопольшу , Венгрию ,Трансильванию. Проделай кто нибудь такое путешествие всего сто лет назад на его пути встретились бы сотни евреев : с пейсами и бритые , в лапсердаках и манишках , в штраймлах и с котелками на голове. Сотни местечек , синагоги , газеты , свадьбы , ярмарки , похороны , любительские театры и везде идиш , жаргон , мамэлошн. Где это все ? Почему?? За что?!
Евреи пребывали в Польше с давних времен. Даже первые исторические упоминания о Кракове появляются в кордовских арабских хрониках со слов еврейского купца Ибрагима ибн Якуба. Занимались евреи в славянских странах ко всему прочему и работорговлей. Более того - поставкой евнухов для мусульманских гаремов. Хотя пути мифов неисповедимы , но стойкая связь между евреем и умучиваемым мальчиком , может быть порождена тяжелой травмой , скрытой в коллективном подсознании славян .
"Алеша, правда ли, что жиды на Пасху детей крадут и режут?
-- Не знаю.
-- Вот у меня одна книга, я читала про какой-то где-то суд , и что жид четырехлетнему мальчику сначала все пальчики обрезал на обеих ручках , а потом распял на стене , прибил гвоздями и распял , а потом на суде сказал , что мальчик умер скоро, чрез четыре часа. Эка скоро! Говорит: стонал, всё стонал, а тот стоял и на него любовался . Это хорошо!
-- Хорошо?
-- Хорошо. Я иногда думаю, что это я сама распяла. Он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть. Я очень люблю ананасный компот. Вы любите?"
Разумеется , евреи сами рабов не отлавливали , этим промышляли славянские князья , франки , саксы , хазары и мадьяры. Платили за евнухов эмиры , султаны и просто состоятельные мусульмане. Даже монополии на посредничество у евреев не было , их конкурентами слыли варяги , греки и хорезмийцы. Но образ распинаемого Христа слился с образом еврея со скальпелем и породил химеру "кровавого навета".
В Библии под Ашкеназом сыном Гомера подразумеваются скифы и киммерийцы. В средневековой Европе евреи называли ашкеназами саксонцев , а затем это название перешло на всех германских иудеев. Сами себя ашкеназы называли "йидн". Структура этого слова очень характерна для идиша. Корень ивритский , морфология германская , фонетика славянская (а ид ближе к "жид" чем к "юдэ"). Для ашкеназов никаких "ашкеназов" не существовало , мир делился на йидн и гоим. Салоникских евреев , попавших в концлагеря , ужасно раздражал вопрос "Ды быст а ид?".
Собственное ашкеназийство открылось мне во время службы в вертолетном полку цулукидзенского ДШБ. На весь гарнизон было три еврея срочника : бухарский , горский и я. Самаркандец Эйвазов служил в строевой части и , обнаружив мою национальность в карточке учета , примчался в казарму , долго жал руку , а потом устроил меня в диспетчерскую. Махачкалинец тянул лямку в роте охраны и уговорил сослуживца чеченца не бить мне морду , когда на призывное "Эй ! Иди сюда!" я повернулся к зовущему спиной.
Хотя рождение этносов часто пытаются связать с недоступными внешнему наблюдателю силами , основным фактором этногенеза служит изоляция , либо географичиская , либо эндогамная , либо и та и другая вместе. Таксономически этнос соответствует биологическому виду , только вместо хромосомных мутаций , наблюдаются культурные. Как и в случае популяции , удачное сочетание этнотипа со средой приводит к демографическому взрыву.
Поиски "еврейских генов" велись уже давно , но реальный прорыв произошел только в 2006 году. Четыре митохондриальных маркера оказались характерны для четверти всех ныне живущих ашкеназов. Найти информативный маркер это большая научная удача , большинство мутаций носят хаотический характер и не совпадают не то что с языком , но и с расой. При всех возможных оговорках утверждение , что три миллиона евреев являются прямыми потомками ашкеназов проживавших вокруг Кракова 700 лет назад , не противоречит историческим фактам .
Польское королевство называли "иудейским раем". Это вовсе не означало , что иудеев там уважали и почитали , просто против них не вели "борьбы" , а пользовались их достоинствами и недостатками. Борьба шла в основном с немцами , вернее с онемечиванием . Натиск Империи на восток был так силен , что иудейская альтернатива выглядела предпочтительней господства германских крестоносных братьев.
Иудеи прибывали в Польшу двумя потоками. Один шел из Ашкеназа , другой возник под напором батыевых орд. После очередного татарского налета , совпавшего с тяжелым конфликтом с Бранденбургом , князь Калиша даровал иудеям Статут. Король Казимир распространил его на все королевство. К этому времени крестоносцы уже очистили Пруссию от пруссов и принялись за литовцев и мазуров, Силезия онемечилась и Казимир видел , как имперские клещи охватывают его страну. Но тут пришла чума.
Чумная палочка это бактерия , паразитирующая на бактериофагах. Попав случайно в организм , чума поражает клетки имунной системы наиболее сходные с фагами , вернее , лейкоциты сами проглатывают паразита . Обычно чума проявляется в бубонной форме , но "Черная смерть" поражала легкие. Катастрофический характер эпидемии ученые связывают с тем , что в Европе были распространены генетические линии вызывавшие острую реакцию на заражение , вымирание носителей этих аллелей привело к ослаблению эпидемических вспышек.
Трудно сказать был ли процент умерших от чумы евреев ниже чем процент умерших христиан , но дикие погромы поставили иудейские общины Германии на грань полного уничтожения . На этом фоне Польша оказалась обетованным берегом. Собравшиеся на польском берегу евреи , стали основателями нового этноса .
Хотя многие могут и не согласиться с тем , что казимежские иудеи вдруг стали отдельным народом , меня в правильности тезиса убеждает не только генетика но и история . Между Днестром и Карпатами лежит прекрасная Молдова . До 1351 года тут кочевали татары . Чума настолько ослабила Золотую Орду , что спустившись с гор , далекие потомки римских колонистов , тысячу лет просидевшие в лесах , стали свободно заселять благодатный край. А Поднепровье стали занимать украинцы , авангардная роль которых в освоении опустевших ордынских земель и запечетлена в их этнониме. Даже в степном сердце возникло экзотическое славянское сообщество с татарским именем казаки .
Разгромив крестоносцев при Грюнвальде или по литовски - при Жальгерисе , поляки обратили свой взор на восток . Ягеллоны правили тогда и в Литве , и в Польше , и в Венгрии. Шляхта чувствовала себя свободно на всех просторах Восточной Европы , а вместе с ней и евреи. Этот шляхетско-иудейский симбиоз сложился именно на Украине. 16-й век стал "Золотым веком" Польши и веком ашкеназийской экспансии.
Золото инков и рост населения привели к революции цен. Продукты в Европе подорожали и с Украины потянулись на запад стада быков и возы с зерном. Окрепшая шляхта присоеденила Литву и провозгласила Республику. Скандальное бегство Генриха Валуа окончательно укрепило власть Сейма . На этом празднике жизни , однако , не нашлось места православным казакам и князьям .
Вопреки политическим мифам , поляки не преследовали православных за их религиозные убеждения , просто они отказывали им в правах на занятие высоких государственных постов. Для желающих продвинуться была создана церковная уния . Но тут вмешалась Москва и канонические споры преобрели яркий политический оттенок. Иудеи сыграли в этой ситуации роль громоотвода , шляхте гораздо проще было эксплуатировать украинцев руками евреев-арендаторов.
Хмельницкий проводил этнические чистки последовательно и активно. Украинцы в большинстве своем не ксенофобы , но одержимы идеей "панування" или как говорят москали : "хохол лычку любит". Этот комплекс развился в результате долгих веков рабства и унижений , выпавших на долю Украины. Мстя угнетателям , казаки полностью подорвали экономику страны , ставшей жертвой иноземных армий. Последний этап освободительной войны сохранился в народной памяти одним словом - Руина.
Резня 1648 года привела к возникновению ашкеназийской диаспоры. Беженцев принимали в опустошенной Тридцателетнй войной Германии и Нидерландах , в Османских дунайских провинциях и Венгрии. К этому времени в упомянутых землях уже полтора века существовала сефардская диаспора . В среде обосновавшихся в Цфате ученых оформилась , проникнутая зороастриской гностикой , Каббала . Возникшая как реакция на политическую и духовную катастрофу испанского еврейства , Каббала органически вписалась и в культуру переживших аналогичную травму ашкеназов.
Каббала легла в основу Хасидизма. Поскольку несколько десятелетий Подолия и Буковина входили в состав Османской империи , они и стали центрами нового движения . В далекой северной Литве , куда не добирались казаки , Хасидизм не приняли , но в зоне контакта литваков и хасидов возникло рационально-мистическое учение Хабада . А в это время на Западе уже пробуждался Разум.
Зачем просвещенным монархам понадобилось уничтожать Польшу сказать трудно , но учитывая , что все они были немцы , особых душевных терзаний тут явно не наблюдалось. Шляхта была настолько увлечена собственными склоками , что проморгала страну. Неприятным довеском к польским землям стали евреи. В анархичной шляхетской республике евреи были частью пестрого пейзажа , но в немецкий порядок они вписывались плохо. Особенно возмущал отвратительный жаргон. Однако , дух времени требовал решать все вопросы в рамках рациональных доктрин и тогда был сформулирован "Еврейский вопрос".
Уже в самой постановке вопроса делался намек на некое Окончательное решение. Примерно в это время умы европейцев занимал "Восточный вопрос" , под этим словосочетанием скрывалась программа ликвидации Османской империи. Постоянное муссирование уже опухшего "Еврейского вопроса" , не могло вызвать ничего кроме бегства за океан и революционных настроений.
О претензиях некоторых русских писателей к евреям высказывались многие , но я отмечу некоторые факты . На землях доставшихся России в результате Воссоединения с Левобережной Украиной в 1654 году все евреи были вырезаны и не появлялись еще сто лет. Сознательная дискриминация инородцев и корумпированность государства не могли вызвать сочувствия евреев к Империи. Зверства чекистов не были проявлением еврейского национализма , увязка революции с еврейским заговором есть пошлый трюк очень заинтересованных классов. Ну кто поверит , что белая гвардия шла спасать не свои поместья и должности , а русский народ от жидовского рабства . Народ жидов не любил , но "господ офицеров" он терпеть не мог. Пугачевские и антипугачевские комплексы русского народа евреями не создавались.
Если в России байка о Сионском заговоре не прошла , то в Германии ее приняли. Причина крушения Второго Рейха была определена , лечение предложено , оставалось только проглотить пилюлю. Немцы проглотили Нюренбергские расовые законы не особо морщась. Для оскорбленных Версалем патриотов горящий Париж стоил гитлеровской мессы.
Если задать вопрос кто бросил первый камень , обрушивший на Европу лавину мировых войн , то я отвечу - Бисмарк. Это он разрушил Венскую систему , это он придумал огромные репарации для Франции , это он унизил Россию в Берлине. Про таких как Бисмарк говорят : он или не должен был рождаться или должен был жить еще сто лет , но железного канцлера сместил Вильгельм , любивший произносить кровожадные речи и фразу "немецкий Бог".
Революция , петлюровская и деникинская пропаганда , высокая еврейская активность в гражданской войне в Венгрии и Баварии , деятельность Интернационала и еврейских либералов настроили европейское население на антисемитизм . Обезумевшему от войны и кризисов обывателю легче было поверить в антиеврейские байки , чем копаться в хитросплетениях интересов и фобий.
Но для Освенцима простого антисемитизма было мало. Нужен был культ смерти. Тевтонский мрачный дух вагнеровских опер очень пригодился нацистам . Гейдрих был его живым воплощением , когда ему наскучивала канцелярская работа он делал боевые вылеты , а по Праге ездил без охраны . С него брали пример все войска СС. Рыцари в черных плащах очищали мир от скверны. Энтузиазм Торквемады.
Сперва нацисты держались в рамках приличий : повязки , гетто , юденраты , но начало антисоветского похода ознаменовалось массовыми убийствами , апофеозом которых стал Бабий Яр. Это было еще не "окончательное решение" , а этническая чистка . А затем началась Катастрофа , только это была не еврейская , а Европейская Катастрофа . Вершиной просвещенного рационализма стал планомерный геноцид.
В Освенциме меня поразили списки. Аккуратные машинописные списки. Выявление , концентрация , транспортировка , прием , ликвидация . В логистике были задействованы осведомители , местная полиция , гестапо , СС и прочая , и прочая . Страшное преступление - спасти еврейского ребенка , преступление против расы и порядка , а что такое жизнь жиденка перед величием этих ценностей.
Дело даже не в гуманизме . Любить всех людей сложно , некоторые едят чеснок , ведут себя плохо , спекулируют и ненавидят Германию. Но зачем так не любить жизнь . Да, да все эти рыцари СС отвергали жизнь , как явление природы . В воплях шахидов "мы любим смерть так , как вы любите жизнь" слышна старая эсэсовская мелодия .
А вот на последок еще одна легенда : "Гитлер сам был еврей". Мир стал жертвой внутриеврейских разборок . Такую мысль выразили мои соседи по вагону поезда Киев-Вроцлав . Это вывернутый на изнанку тезис о распятии Иисуса , тоже внутриеврейские заморочки , только тут грешный народ распинает Сына Бога , а там грешный еврей распял богоизбранный народ .
Из Освенцима в Краков я возвращался в вагоне похожем на большой трамвай с гербом малопольского воеводства . Вагон часто останавливался , люди входили и выходили , здоровались , смеялись , беседовали и было видно , что они прекрасно обходятся и без евреев.