|
|
Конфуций прожил 73 года (551-479 гг. до н.э.), а через два года после его смерти правитель княжества Лу (на территории нынешней провинции Шаньдун) издал указ о строительстве храма на родине мудреца в Цюйфу. Этим же указом одежды, головной убор, книги, музыкальные инструменты Конфуция должны были быть сохранены в память о нем как реликвии. Именно с этого времени китайская знать обязана была выражать особое почтение в отношении Конфуция. Император династии Хань Гаоцзу был первым среди правителей страны, совершившим церемонию почитания Конфуция, когда в 195 году до н.э. во время путешествия по княжеству Лу, он принес в жертву быка, барана и кабана. Почитание потомков Конфуция восходит ко временам правления императора Юаньди (48-33 гг. до н.э.), который приблизил Кун Ба, потомка Конфуция в 13-м поколении, дал ему почетный титул, назвав императорским наставником, выделил земли и учредил ежегодное поминовение Конфуция с отчислением средств из императорских доходов. В 29 г. император Гуанъу-ди впервые направил чиновников высокого ранга в Цюйфу для совершения жертвоприношений в храме Конфуция. Все церемонии, связанные с почитанием Конфуция, осуществлялись лишь в Цюйфу, и только в 59 г. император Мин-ди распространил эту практику по всей стране. С той поры центральные и местные правительственные органы попечительствовали проведению церемонии почитания Конфуция во всех школах, тем самым возведя ее в ранг общенационального мероприятия. Со временем посмертное внесение таблички с именем человека в храм Конфуция стало признанием заслуг почившего и считалось высокой честью.
На Тайване церемония в храме Конфуция ежегодно проводится с 1970 г.
Открываются пять церемониальных ворот, которые обычно закрыты и используются лишь раз в году. Через них выносятся сосуды с мясом жертвенных животных - буйвола, овцы и кабана, забитых накануне церемонии. Затем части этих животных предаются земле в западной части храма - в знак возвращения ей того, что было взято прежде людьми, с надеждой на непрерывность жизненного процесса. Останки животных закапываются в западной части храма. Запад, согласно теории о Пяти элементах, ассоциируется с металлом, которым, в свою очередь, и осуществляется церемониальное приношение в жертву животных.
|
|
|