Врадий Сергей: другие произведения.

Драконы в тучах водных брызг

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 23/02/2004.
  • © Copyright Врадий Сергей (vradi_sergei@yahoo.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Очерк: Тайвань
  • Иллюстрации: 3 штук.
  • Оценка: 7.55*6  Ваша оценка:


    Врадий Сергей

    ДРАКОНЫ В ТУЧАХ ВОДНЫХ БРЫЗГ

    (Празднование фестиваля Драконовых лодок на Тайване)

      
       Июнь в Китае приходится на пятый лунный месяц по сельскохозяйственному лунно-солнечному календарю. Многие китайские божества отмечают в это благодатное время свои дни рождения. На праздниках можно присутствовать и простым смертным, если знать заранее в какой из храмов отправиться. Но главное украшение июня - это, пожалуй, фестиваль "Состязания на Драконовых лодках".
      
       Истоки праздника, скажем так, теряются в глубине веков.
       Наиболее распространенный вариант происхождения фестиваля "Состязания на Драконовых лодках" связан с именем известного поэта и государственного деятеля древнего Китая Цюй Юаня. Время его жизни приходится на т.н. Период сражающихся царств (примерно за 300 лет до н.э.).
       Служа верой и правдой при дворе царства Чу, Цюй Юань пытался убедить правителя провести необходимые для возрождения былой мощи царства реформы. Но правитель, поверив наветам политических противников и завистников поэта, сослал его в дальнюю провинцию Цзяннань. Там разочарованный Цюй Юань написал поэтическое произведение "Ли Сао" ("Скорбь отрешенного"), в котором выразил свою глубокую скорбь по поводу происходивших в Чу событий. Чтобы доказать свою невиновность и предчувствуя гибель царства (это вскоре и случилось) поэт бросился в воды реки Милоцзян.
       Говорят, что бывшие неподалеку люди кинулись к лодкам и наперегонки помчались к месту, где под водой скрылся Цюй Юань. Не успели. Принялись искать тело - снова неудача. Тогда в воду стали бросать цзунцзы, лепешки из клейкого риса с начинкой, завернутые в листья, на корм рыбам, чтобы те не попортили тело Цюй Юаня, пока его будут искать. Гонки на лодках и приготовление цзунцзы и стали неотъемлемой частью праздника. Иногда этот фестиваль также называют днем памяти Цюй Юаня.
       В районе Шилинь, что в северном пригороде Тайбэя, есть даже храм памяти Цюй Юаня, единственный на Тайване. В дни фестиваля многие почитатели творчества поэта приходят в храм, чтобы выразить ему свое почтение и воздать полагающиеся почести. Всюду в Тайбэе можно встретить группы людей, декламирующих свои стихи. Согласитесь, только ради этого можно было затевать фестиваль!
       Другое объяснение празднования пятого дня пятого месяца народные предания связывают с именем Цао Э, жившей во времена правления династии Восточная Хань. Отец Цао Э утонул в реке. По обычаям Китая, тело человека после его смерти должно быть предано земле в родных местах, иначе душа никогда не найдет покоя. Цао Э много дней бродила вдоль реки в поисках тела отца, но безуспешно. От горя любящая дочь бросилась в воды реки и утонула. На пятый день пятого лунного месяца, жители прибрежной деревушки обнаружили сразу два тела: девушки и ее отца. В память о дочерней почтительности Цао Э и отмечается праздник.
       Наконец, третье объяснение лодочного торжества. Во времена, которые в китайской истории поэтически названы Весной и осенью (722-481 гг. до н.э.), в царстве У на службе у местного правителя подвизался известный своей мудростью сановник У Цзыси. Именно он своими дельными советами помог правителю покорить царство Юэ, причем настаивал на полном уничтожении врага. Но неблагодарный правитель по наущению придворных на пятый день пятого лунного месяца казнил мудреца, а тело его приказал бросить в реку. Вскоре царство У пало под напором восстановившего свои силы врагов. А народ продолжает почитать рассудительного У Цзыси, вспоминая день его гибели.
       Но какими бы грустными ни были первопричины праздника, он неизменно радует всех участников.
       В древнем Китае день Драконовых лодок был неразрывно связан с сельскохозяйственным лунно-солнечным календарем. Этот праздник знаменовал завершающую стадию весны и наступление лета. В народе пятый месяц иногда называют "ядовитым": в это время особенно распространены разного рода заразные заболевания. В связи с тем бытуют обычаи, помогающие отвести злые чары от семьи, сохранить здоровье близких. К входным дверям привязывают ветки баньянового дерева, листья пальмы каламус, побеги фикуса или пучки речного камыша. На воротах или двери прикрепляют изображение страшненького божества по имени Чжун Гуй, который не позволяет нечисти проникнуть в дом. С профилактической целью, но не без удовольствия, пьют вино реальгара, изготовленного с применением малых доз руд мышьяка. Вином, чтобы изгнать злых духов, а также вредных насекомых, опрыскиваются и углы комнат.
    Каких только оберегов нет в местных лавочках! Искусно вышитые, разукрашенные традиционными орнаментами ароматные сянбао призваны защитить детей от болезней.  [Сергей Врадий]
    Заботливые родители в это время надевают на ребенка небольшие саше (разноцветные пакетики, мешочки, шарики), содержащие разнообразные ароматические снадобья, призванные отвести болезни. Эти красочные обереги различной формы зачастую выполнены в виде животных. Их именуют сянбао (ароматные мешочки), они искусно вышиты, разукрашены традиционными орнаментами и пользуются неимоверной любовью детишек. В эти дни на улицах Тайбэя можно стать свидетелем живописнейших сценок, когда карапузы похваляются друг перед другом своими красочными сянбао.
       Тайвань вообще отличается приверженностью традициям, обычаям, и всю атрибутику, связанную с фестивалем, можно приобрести в дни празднеств на рынках.
       Состязания Драконовых лодок, как было отмечено, выпадают на разные дни по григорианскому календарю. Тысячные толпы фланируют по берегам рек, чтобы присутствовать на живописном и впечатляющем своей красочностью, задором состязания празднике. Живописная раскраска лодок, нос которых венчает голова дракона, перекликается с изумрудным сверканием воды.
    Эпизод состязания лодок-драконов [Сергей Врадий]
    Традиционно в лодке располагается 21 человек. Бывает, правда, и меньше. Восемнадцати гребцам предстоит самая трудная задача. Кормовой находится ближе к хвосту дракона: он должен держать курс, управляя рулевым веслом. Двое умельцев располагаются на носу: один задает ритм гребцам, ударяя в барабан, издавая пронзительные свистки или просто крича. Другой вытягивается на самом носу лодки, "опережая" даже голову дракона. Ему предстоит выхватить флаг из воды на финишной линии. Кто из соревнующихся сделает это первым - тот и победит в состязании.
       А задора командам, которые представляют районы городов, вузы, различные компании, предприятия, не занимать! Помимо материального поощрения, самых ловких ждут подбадривающие крики неистовствующей толпы: "Наддай! Еще! Вперед!". В состязаниях 2002 года приняла участие команда студентов Манчестерского технологического института, прибывшая из чопорной Великобритании. Также участвовали спортсмены из Гонконга, Филиппин, Таиланда и других стран.
       По традиции, церемония открытия фестиваля начинается с того, что градоначальник пририсовывает глаза дракону на одной из лодок, как бы оживляя мифическое животное, которое своей мощью должно вдохновлять участников состязания.
       Праздник Драконьих лодок проводится не только в столичном Тайбэе, но и по всему Тайваню, благо воды на острове много: в Лугане, Гаосюне, Цзилуне, Тайнани. В городке Ваньли, что в Тайбэйском уезде, состязания проходят на морском побережье.
       Прихлынул фестиваль и к деревушке Эрлун, что в уезде Илань на северо-востоке Тайваня. Состязались спортивные и напористые обыватели, проживающие в верхнем и нижнем течении одноименной реки Эрлун. Местные привнесли в состязание свой колорит. Обычно нос лодок украшает голова дракона, в этой деревне - нет. Зато здесь присутствует символика великого предела Тайцзи, космического начала, порождающего противоборство мужских сил ян с женским началом инь. Впрочем, женщинам садиться в лодки категорически запрещено. "Почему?" - спрашивали рассерженные представительницы прекрасного пола, прибывшие на фестиваль из просвещенной Европы. "А как бы чего не вышло", - уклончиво ответствовали деревенские старейшины.
       Фестиваль в деревушке Эрлун  [Сергей Врадий]
    Еще один местный штрих: спортсмены гребут стоя, тогда как по всему Тайваню гребцы налегают на весла, сидя в лодке. Да и состязания в деревушке Эрлун начались на два дня раньше обычной даты. Однако такова местная традиция аборигенного племени кавалан. Она насчитывает уже более 200 лет, с ней не поспоришь. "Без драконов", - говорят местные старейшины. Значит, так тому и быть.
       По всему Тайваню, да и в большинстве мест материкового Китая, день празднования Дуань'у (другое название фестиваля состязания на Драконовых лодках) связывают с именем поэта Цюй Юаня, но упрямые местные жители и здесь решили отличиться. Они считают: поэт ни при чем, духи реки существовали и до него, а к духам нужно относиться с почтением. Племя кавалан издавна живет по берегам рек и здравствует за счет речного промысла. Поэтому старейшинам виднее, кому отдавать предпочтение, празднуя день Дуань'у.
       Нет в состязании на речке Эрлун и судейской коллегии. А из кого выбирать, если всего две команды состязаются, из нижней и верхней деревушек Эрлун? Однако состязания могут продлиться не один день. Начинаются заплывы утром. Если одна из команд останется недовольной результатом, гонки организуются снова. Если сегодня не проявится победитель, - продолжат завтра. Самое длительное в истории соперничества деревушек состязание продлилось 7 дней.
       Во всем остальном эрлунцы могут поспорить со столичным фестивалем Драконовых лодок: здесь есть и азарт, и любовь местных красавиц, благосклонных к победителям, и радужные брызги.
       Ну и, наконец, то, без чего не обходится праздник Дуань'у - это цзунцзы. Снова ароматы и вкусности местной кухни, наполняющие улочки и переулки Тайваня, опустошают кошельки и существенно увеличивают размер талии. Мы уже упоминали о происхождении этих лепешек из клейкого риса, завернутых в листья лотоса, бамбука или камыша. Основное различие в манере приготовления "северных" и "южных" цзунцзы заключается в том, что южане готовят рис со всеми входящими ингредиентами одновременно, тогда как северяне предпочитают сначала сварить рис, а потом уж все перемешать.
       Цзунцзы бывают самых разных размеров, различаются они и компонентами приготовления. К клейкому рису добавляются всяческие приправы. Великолепны пекинские цзунцзы с грибами, кантонские с розовым пахучим рисом и сладкой приправой. Острыми специями "обогащаются" цзунцзы пришлого племени хакка, в них добавляются овощи, свинина, сушеные чилимы-креветки. Иногда в цзунцзы хакка кладется щепотка зеленого измельченного чая. В шанхайские цзунцзы добавляется прожаренный красный лук, порезанные кусочки ароматного мяса, взбитое яйцо с солью и грибы. Иногда в пропитанный ароматом, благоухающий рисом лист лотоса заворачивают сочную куриную ножку.
       В приготовлении цзунцзы скрыт еще один смысл, который связан с приходящимися как раз на июньский период студенческими экзаменами. Дело в том, что слово, обозначающее "заворачивать цзунцзы", является омофоном к значению "успешно сдать экзамен". Не поэтому ли юные тайваньские студиозусы так рьяно помогают родителям готовить традиционные кушанья?
      
      

    <

      
      
      
  • Комментарии: 3, последний от 23/02/2004.
  • © Copyright Врадий Сергей (vradi_sergei@yahoo.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Очерк: Тайвань
  • Оценка: 7.55*6  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка