Задонский Яков: другие произведения.

1. Авраам

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (2005070@aaanet.ru)
  • Обновлено: 11/06/2016. 20k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 4 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      В 1948 году от сотворения мира в городе Ур Касдим, расположенном на правом берегу реки Прат (Ефрат) недалеко от места впадения ее в Персидский залив, у высокопоставленного сановника царя Нимрода Тераха от второго брака родился сын, при рождении получивший имя Аврам. Сын получил такое имя, потому что как раз ко времени его рождения его отец (ав) Терах был поднят (рам) царем Нимродом выше всех министров.
      
       []
      
      Город Ур ко времени рождения Аврама был высокоразвитым и густонаселенным столичным городом. Город начинался гигантской четырехступенчатой пирамидой, на верхней ступени которой возвышался храм Луны. К югу от пирамиды располагались жилые кварталы. Улицы города были широкими и идеально прямыми. Дома были двухэтажными, имели по 13 - 14 комнат. Нижний этаж - из обожжённого кирпича, верхний - из глиняных блоков, стены оштукатурены известью и побелены. В прихожей - умывальники для омовения рук и ног, далее - внутренний двор, просторный, мощённый красивыми камнями. Здесь было много воздуха и зелени. Вокруг двора - комнаты для приёма, кухня, жилые помещения, комнаты прислуги и, обязательно, - комната для молитвы. Каменные лестницы, под которыми устроены подсобные помещения, вели на галерею второго этажа, где располагались комнаты членов семьи и гостей.
      
      Отец Аврама Терах был высокообразован, очень богат и знатен. Существует мнение, что он первым начал печатать деньги. А еще Терах изготавливал и продавал деревянных божков, которых было принято иметь в каждом доме.
      
      Как-то раз Терах отправился в другую местность, а присматривать за домашними делами, как обычно, оставил Аврама. Кроме того Аврам должен был продавать божков, если вдруг придут за ними покупатели. Но, когда отец ушел, Аврам взял палку и перебил всех истуканов, оставив в целости самого большого. Вернулся Терах и был взбешен, увидев погром.
      
       - Что здесь произошло? - вскричал он.
      
       - Как оправдаться перед тобой? Пока тебя не было, пришла одна женщина с блюдом отборной муки, чтобы принести им в жертву. Возник спор: каждый хотел есть первым. Тогда самый большой идол взял палку и всех перебил, - спокойно объяснил Аврам.
      
       - Что за чушь? - обомлел Терах. - Ты прекрасно знаешь, что идолы не едят и не могут двигаться.
      
       - Не могут, - согласился Аврам. - Разве не слышат уши твои, что говорят уста?(2)
      
      Следующая история случилась уже в царском дворце. Оказавшись там вместе с отцом, Аврам сложил вместе всех найденных в нем идолов из дерева, серебра и золота и поджег. За это Аврам был брошен в тюрьму и провел в ней, по преданию, десять лет.
      
      Видимо, вспомнив, наконец, об Авраме, Нимрод приказал доставить его во дворец. Уговорами и угрозами он пытался заставить его или признать божественность царя Нимрода или поклониться огню. Но Аврам был непреклонен. Тогда Нимрод приказал построить специальную печь, развести в ней огонь и бросить туда Аврама. Все было в точности исполнено.
      
      Три дня и три ночи Аврам провел в горящей печи. Когда рабы Нимрода открыли дверцу, Аврам спокойно расхаживал в печи среди бушующего огня.
      
      В конце концов, Аврам вышел из печи и испуганный Нимрод спросил его, почему он жив. "Бог, который сотворил небо и землю, спас меня от смерти", - ответил Аврам.
      
      У старшего брата Аврама по отцу Гарана (3) было трое детей. Старший сын - Лот, старшая дочь - Милка и младшая - Иска, что значит "желанная глазу", от "сахА" - "вглядываться". Иска была необыкновенно хороша собой, но главное, обладала умением "вглядываться" в будущее, обладала пророческим даром. В нее-то и влюбился Аврам. После свадьбы он стал называть ее Сарай - "моя владычица". Но, к сожалению, Сарай оказалась бесплодной. Младший брат Аврама Нахор тоже женился - на старшей сестре Сарай Милке.
      
      Хорошо зная характер Нимрода, Терах не без основания беспокоился о судьбе Аврама и, скорее всего, своей собственной. Поэтому собрал он всю семью свою и отправился за пределы царствования Нимрода в землю Кенаан.
      
      На прямой от города Ур Касдим до земли Кенаан расположена огромная пустыня - аравА, населенная весьма недружелюбными племенами. Возможно, обходя эту пустыню, Терах с семьей направился вверх по течению реки Прат и примерно через 900 км пришел в город Харан, откуда был родом. Случилось это в 2000 году от сотворения мира.
      
      Город Харан или Харран, куда прибыли Терах и часть его семейства, был расположен на реке Нар-Бали, притоке Верхнего Ефрата, на расстоянии почти в 900 км от Ур Касдима. Харан был довольно густонаселенным и оживленным, потому как через него проходили караванные пути из Вавилона в Сирию, Малую Азию и Египет. Само название "Харан" означает "караванная станция". Этот город в книге Бытия называется также Падан-Арам - "арамейская дорога". Город Харан был важным религиозным центром. Здесь находился храм бога луны Сина. Почти две тысячи лет просуществовал этот храм, а приверженцев культа бога Сина можно было встретить и в ХII веке н.э.
      
       []
      
      Дома в городе были странной формы: одноэтажные с конусообразными глиняными крышами над каждой комнатой. Такие домики по форме напоминают пчелиные улья. Благодаря странным коническим крышам в таких домах долго сохранялась прохлада.
      
      В те годы Харан был крупным, великолепно обустроенным городом, достигшим как раз максимума своего могущества и расцвета. Возможно, по этой причине, или по какой еще иной, но семейство Тераха задержалось в Харане, так и не дойдя до Эрец Кенаан. Здесь же в 2083 году, через 60 лет после того как Аврам навсегда покинул Харан, Терах умер. В Харане сегодня можно увидеть дом, где по преданию жили Аврам и Сарай, а также могилу отца Авраама Тераха.
      
      Аврам провел в Харане ни много ни мало 23 года. Предание говорит, что он не сидел на одном месте, озабоченный делами семьи. Аврам все время переходил с одного места на другое и бывал не один раз в Кенаане. Аврам проповедовал Единого Бога и бессмысленность идолопоклонства и, говорят, достиг в проповеди своей больших успехов.
      
      И вот, когда Авраму исполнилось семьдесят пять лет, с ним на связь вышел Господь. Тора ничего не говорит, как и в какой форме это случилось: голос ли услышал Аврам с неба, или приснилось это ему, или Творец лично предстал перед ним. Написано только: сказал Авраму Господь "лех леха", что дословно означает "иди к тебе" или "иди для тебя", для твоего же блага. Не просто "пойди" как говорит перевод. Бог говорит Авраму о чем-то чрезвычайно важном и необычном. Аврам должен оставить все, чем он до этого жил, что занимало его мысли, что наполняло его сердце, все, что он любил или ненавидел, все к чему он привык, все, что доставляло ему радость или вызывало огорчение. Отказаться абсолютно от всего. Кажется, что Бог требует невозможного: оставить свою страну, в которой ты родился и вырос, потому что это больше не твоя страна, оставить друзей и знакомых, коллег, соратников и единомышленников, свою родню, потому что они больше не твои и стали тебе чужими, наконец, оставить своих отца и мать, потому что и они больше не твои, но чужие. И сам Аврам должен в силу этого претерпеть некое важное изменение. Он должен "пойти к себе". И произойти это может в строго определенном месте, которое Бог специально избрал для Аврама и подготовил.
      
      И это все совсем непросто. На это нужны особые силы и особое мужество. Это повеление оставить страну все комментаторы дружно назвали "испытанием Авраама". Всего таких особых испытаний было в жизни Авраама ровно десять. И хотя у еврейских мудрецов нет единого мнения о том, какие события из жизни Авраама являются особыми испытаниями, составляющими эту десятку, существует определенный перечень, по поводу которого нет разногласий. Повеление оставить страну и есть такое испытание.
      А что же взамен? А взамен призраки, химера. "Я сделаю тебя народом великим", - говорит Господь. Но когда это будет? И что проку от этого сейчас? Да и будет ли вообще? Аврам точно знает, что у него и Сарай нет, и не может быть детей. Так говорят звезды. И изменить этого нельзя.
      
       А еще, говорит Господь, "Я возвеличу имя твое, и благословляться будут тобой все племена земли". Сегодня, спустя более чем три с половиной тысячи лет от тех событий, мы видим, что это обещание Бога, скорее всего, исполнилось. И действительно для многих живущих сегодня имя Авраама что-то значит. Но, положа руку на сердце, с печалью нужно констатировать, что далеко не для всех. И живут сегодня пусть не племена, но люди, для которых имя Авраам - пустой звук. А какое значение для Аврама это обещание имело тогда?
      
      Нам неизвестно каким образом Бог явил все эти слова Авраму. С уверенностью только можно сказать, что Бог не спустился с небес под звуки фанфар в огненной колеснице во всем великолепии и с многочисленной свитой и не предъявил Авраму документ, в котором было сказано, что податель сего есть сам Господь Бог. Его явление Авраму должно было быть таким, чтобы не отнимать у него свободы выбора, возможности сказать "нет". Иначе в чем испытание и какая заслуга Аврама? В чем его величие? Тора говорит, что Аврам поверил Богу.... Вот в чем его заслуга. Но является такая заслуга заслугой только в том случае, если была равная вероятность и возможность не поверить Богу. Другими словами: Бог оставался сокрыт от Аврама. Скорее всего, повеление Бога было в форме некоего "позыва к действию" в душе Аврама, некоего "внутреннего голоса". И не было никакого принуждения все бросить и отправляться неизвестно куда. Это сейчас мы все однозначно читаем в Торе, с тех пор как она была дарована Моше на горе Синай, но для Аврама на момент переживания этих событий такой однозначности не было.
      
       [] Раскрашенная гравюра Густава Доре: Авраам переселяется в Ханаан.
      
      Но, конечно же, никто не требовал от Аврама, чтобы он вышел из Харана и отправился в Кенаан (Ханаан) гол как сокол. Кое-какое имущество он все же взял. Хотя уже через год все свое имущество Аврам потерял в результате случившейся в земле обетованной засухи. Жена его Сарай отправилась вместе с ним, потому что без нее его миссия по плану Бога не могла быть исполнена. И кроме того с ним пошел Лот и прославившийся в дальнейшем слуга Аврама Элиэзэр.
      
      И еще одно замечание. Можно переехать из одной местности или даже страны в другую буквально чуть не в чем мать родила. Но привести с собой целый воз всевозможных глупостей, предубеждений, суеверий, заблуждений, предвзятых установок, неверных представлений, суждений и т.д. и т.п. Так что перед Авраамом стояла совсем непростая задача.
      
       []
      
      Сегодня считают, что Кенаан в то время, когда туда направился Аврам, был мало заселен. Жители той земли постоянно страдали от дерзких нападений и резни, устраиваемых кочевыми племенами, населявшими пустыню. Поэтому кнаанские города представляли собой небольшие крепости, стены которых были сложены из больших камней. В крепости хватало места только для резиденции "вождя", именовавшего себя "царем", домов знатных вельмож и только для самых богатых и уважаемых людей. Прочий люд селился в убогих глиняных хижинах или шалашах из веток за пределами крепостных стен. Каждый вождь был хозяином своей собственной территории. Никто не мог ему приказывать, и он делал то, что ему нравилось. Племенные царьки не только отражали набеги кочевников, но и непрестанно боролись друг с другом. Верховной власти в Кенаане не было.
      
      Кенаан славился умением делать краски и окрашивать ткани. Особенно необыкновенной краской был пурпур, извлекаемый особой технологией из моллюсков, обитавших в Средиземном море у берегов Кенаана. Краска была довольно дорога. Лишь очень состоятельные люди могли позволить себе роскошь - одежду из пурпурных тканей. Поэтому пурпурные одежды стали признаком высокого положения в обществе.
      
      И все же в сравнении с великолепными и блестящими городами Междуречья, где родился и жил Аврам, Кенаан представлял собой убогое и жалкое зрелище...
      
      В Кенаане, обетованной земле Израиля, не было великих рек, как в Месопотамии или Египте. Вода в Кнаане падала дождем с неба. "Ибо земля эта ... не такова, как земля Египетская, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою" (Втор. 11:10). Урожай в Кенаане полностью зависел от дождей и потому случались тут нередко периоды засухи и сопутствующий им голод.
      
      Как раз именно такой голод и разразился, как только Аврам оказался в Кенаане. Голод был довольно сильным и случился так неожиданно, что комментаторы единодушно решили считать его еще одним испытанием для Аврама. Не сильно сомневаясь, Аврам и его окружение, чтобы переждать голодное время, отправились в Мицраим (Египет). Они поступили точно так, как всегда поступали кочевники, населявшие Кенаан, в подобной ситуации, так как богатый Египет любезно предоставлял им свои пастбища.
      
      Самое удивительное, что пересечь египетскую границу и въехать в страну в те далекие времена было ничуть не легче чем сегодня. Желающий въехать в Египет должен был сообщить древнему пограничному чиновнику цель визита, предполагаемое время пребывания в стране и перечислить всех лиц, следующих вместе с ним. Пограничник все сведения тщательно записывал на папирусе красными чернилами и отправлял подготовленную бумагу чиновнику. А тот уже решал давать разрешение на въезд или нет. И за въезд, естественно, необходимо было платить. Но никакой отсебятины и самоуправства. Все строго с соответствующими циркулярами и постановлениями правительства.
      
      Когда Аврам и сопровождавшие его лица прибыли на египетскую границу, вдруг оказалось, что египтяне черны как смоль и страшны, а Сарай необыкновенно хороша и бела (4).
      
      И тут случилась история, споры, по поводу которой, не утихают по сей день. То ли Аврам действительно испугался за свою жизнь, то ли это был хитроумный план обогащения. Так или иначе, но он объявил египтянам, что Сарай его сестра, и сразу же выстроилась очередь из влиятельных и состоятельных женихов, старающихся всячески задобрить Аврама. И, конечно же, фараон оказался вне конкуренции. Кто-то шепнул ему на ухо о Сарай, и он приказал немедленно привести ее во дворец. Можно сказать, что фараон буквально купил Сарай. Потому что он приказал выдать Авраму за Сарай мелкого и крупного рогатого скота, ослов, верблюдов и рабов, а также серебра и золота без счета.
      
      Ситуация зашла в тупик. План Всевышнего оказался под угрозой срыва. Почему назвал он свою жену сестрой, ни одного вразумительного объяснения мне найти не удалось. Фактически Аврам отказался не только от своей жены, но и от своей миссии "отца множества народов". Или, возможно, он махнул рукой на свой брак с бесплодной Сарай и решил пожертвовать ей, опасаясь за свою жизнь. Совсем недавно Всевышний обещал ему, что от него произойдет "народ великий", но Сарай не подходила на роль прародительницы. Возможно, решил Аврам, что ему предуготована другая женщина. Остается не очень ясно, почему Аврам не развелся в таком случае с ней честь по чести. Дурные были нравы в Египте или не очень, но никто не совершил никакого преступления, добиваясь расположения "свободной женщины". В общем, во всей этой истории Аврам оказался не на высоте.
      
      Большинство комментаторов пытаются так или иначе оправдать и обелить Авраама, приводя не очень убедительные доводы. Например, что ему необходимо было выиграть время: пока египтяне разберутся, что да как, Всевышний найдет способ как помочь Аврааму. Вроде того, что Бог нуждается во времени для раздумий.
      
      Только рабби Моше бен Нахман (Рамбан) (5) беспощадно критикует Авраама. Он пишет: "И знай, что Авраам отец наш согрешил. Согрешил великим грехом, когда подвел праведницу-жену к греховной ловушке из-за страха быть убитым. А ему бы надлежало полагаться на Всевышнего, который спас бы и его, и жену и все, что у него".
      
      И почему, когда случился голод, Аврам отправился в Египет? Разве было на то повеление Господа? Это что еще за испытание такое, при приближении которого испытуемый бросается убегать со всех ног? Рамбан говорит: "Кто тебе позволил уходить из этой земли? Бог тебе сказал: "Иди в землю, которую Я покажу, и сиди там". Кто тебе разрешил уходить из нее? Голодно - потерпи. А невыносимый голод? Ты не получил инструкции - сиди. Теперь, когда ты уже решил уходить, совершив преступление, ты вдруг хватаешься за голову и решаешь спрятаться за спину жены. Ты во всем виноват".
      
      Потребовалось чудо, чтобы все исправить. Бог поразил фараона и дом его большими язвами. Поразил так скоро и неожиданно, что обомлевший фараон не успел даже прикоснуться к Сарай. Фараон потребовал от Аврама собрать всех своих людей и срочно покинуть страну, оставил ему все дары за Сарай и в придачу еще отдал дочь свою Гагар (Агарь) (6).
      
      Но надежды на чудо обычно очень опрометчивы, потому что сказано, что если делается для человека чудо - убавляют от его заслуг. За грех Авраама расплачиваться назначено потомкам, тем самым, существованием которых едва не пожертвовал Авраам в обмен за свою безопасность. И расплачиваться здесь же в Мицраиме сотнями лет рабства, как сказано в Зогаре /Берешит 71/: "Сказал раби Йегуда: Из-за того, что Аврам спустился в Мицраим без разрешения, его потомки были порабощены в Мицраиме четыреста лет".
      
      
      
       (1) С тех пор как Создатель изменил имя Аврам на Аврагам, запрещено праотца еврейского народа называть иначе в каких бы то ни было писаниях, кроме соответствующих мест Танаха. Например в трактате Брахот лист 13а говорится: "Учил бар Капара: всякий, кто называет Аврагама Аврамом, нарушает предписание Торы.... Рабби Элиэзер говорит: преступает запрет...". Одно в числе 248 предписаний и 365 запретов такой заповеди не оказалось. В данном тексте имя Аврам используется только в историческом контексте, до перемены имени. Однако в сносках и пояснениях, отражающих ретроспекции, только Авраам. Это не опечатка.
      
       (2) Берешит раба, 38:13. Вольный пересказ.
      
       (3) Из стиха: "Терах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Гарана" (Быт. 11:26) можно решить, что Авраам старший сын. Мидраш Берешит раба так и говорит (38:14, 45:1): "Авраам был старше Нахора на год, а Нахор был старше Гарана на год. Получается, что Авраам был старше Гарана на два года. Год на зачатие Милки и год на зачатие Иски, Гаран порождает в шесть лет...". Авраам старше Сары на десять лет. Если он самый старший среди своих братьев, то Гарану было не более шести лет, когда у него родилась его младшая дочь Иска. И тогда Лот младший из детей Гарана. И все же, скорее всего, Авраам назван первым из детей Тераха не по старшинству, а по значимости.
      
       (4) Версия событий на границе Египта из мидраша. "А где была Сара? Поместил он ее в сундук и запер. Когда же пришел он на таможню, сказали ему: Давай пошлину! Сказал он им: Даю! Сказали ему: Сосуды ли у тебя в сундуке? Сказал он им: Дам я пошлину за сосуды. Сказали ему: Шелковые ли одежды у тебя там? Сказал он им: Дам я за шелковые одежды. Сказали ему: Жемчуг ли у тебя там? Сказал он: Дам за жемчуг. Сказали ему: Невозможно пропустить тебя, пока не откроешь, и не посмотрим мы, что внутри. Когда же открыл он сундук, земля Египетская озарилась светом" (Берешит раба, 40:5).
      
       (5) РАМБАН, раби Моше бен Нахман /4954-5030;1194-1270/ в Героне возглавлял группу выдающихся еврейских учёных Испании; автор глубо?ких и оригинальных пояснений к Пятикнижию, книгам ТаНаХа и Талмуда, каббалист, врач.
      
    (6) Сказал рабби Шимон бен Йохай: Гагар была дочерью фараона. Когда фараон увидел то, что делалось для Сары в его доме (он сам и дом его были поражены особым видом проказы), взял свою дочь и отдал ей. Сказал он: лучше моей дочери быть рабыней в этом доме, чем госпожой в другом доме. Берешит раба, 45:1.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (2005070@aaanet.ru)
  • Обновлено: 11/06/2016. 20k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка