Не успел толком обустроиться Аврам по выходе из Египта, как случилась новая неприятность, которую комментаторы дружно признали как еще одно испытание Аврама, - война.
То место, где ныне плещутся воды Мертвого моря, называлось в те далекие от нас времена долиной Сидим. Где-то там по правому берегу Иордана располагались цветущие и богатые города Сдом и Амора, а еще Адма, Цвоим и Цоар. Оказалось так, что города эти платили дань царю Эйлама Кедорлаомеру. Двенадцать лет исправно платили, а на тринадцатый взбунтовались.
Нимрод
Разгневанный Кедорлаомер, желая поучить бунтовщиков, созвал своих союзников и составил с ними коалицию. Во главе огромного объединенного войска стал царь Шинъара некто Амрафель. Он надеялся, что наконец-то ему удастся найти и схватить Аврама. Под именем Амрафель скрывался уже знакомый нам Нимрод. Имя Амрафель אמרפל можно рассматривать как составленное из слова "амар" (אמר) в значении "сказать, приказать, велеть" и "нафаль" (נפל) - "падать" или "гипиль" (הפיל) - "бросать". Некоторые комментаторы Торы имя Амрафель истолковывают как "тот, кто приказал бросить Авраама в печь". Сегодня ассириологи не сомневаются, что Амрафель и шестой царь первой вавилонской династии Хаммурапи - одно и то же лицо.
Еврейские мудрецы провели параллель между объединившимися для войны царями Междуречья и четырьмя изгнаниями еврейского народа. Амрафель символизирует вавилонское изгнание (галут). Аръйох указывает на греческий галут. Кедорлаомер - персидский галут. Тидъаль - продолжающееся по сей день изгнание среди многих народов.
Восьмисоттысячное войско под командованием Амрафеля вторглось в Кенаан. Изнеженные сытой жизнью и благополучием цари городов иорданской долины намеревались дать бой среди смоляных ям долины Сидим. Но, не оказав достойного сопротивления, войска пяти царей долины Иордана обратились в бегство. Захватчики разграбили города и до предела нагруженные военными трофеями отправились восвояси. Среди многочисленных пленников оказался и Лот, не принимавший непосредственного участия в сражении.
Мамрийский дуб
Ничего не подозревающий Аврам обитал в Хевроне у дубравы Мамрэ. "И пришел один из уцелевших", - говорит Писание. В оригинале видим слово "гаппалит" означающее "этот (известный) избежавший, беженец, спасшийся, уцелевший". Мидраш говорит, что этим беглецом (или уцелевшим) был великан Ог, тот самый, которого пожалел и спас Ноах во время Потопа. Ог предстал перед Аврамом и сообщил, что вавилонский царь Амрафель и его союзники пленили племянника Аврама Лота.
Услышав дурные вести Аврам не раздумывая поспешил вызволять Лота. Но почему? Казалось бы пути Аврама и Лота разошлись навсегда. Ну, побудет Лот в плену, и что? Он сам выбрал себе свою жизнь. И дело не только в том, что Лот был ближайшим родственником Авраама. Комментаторы считают, что здесь перед нами, по существу, продолжение его давнего противостояния с Нимродом. Лот внешне был точной копией Аврама. Поэтому Аврам обеспокоился, что Амрафель воспользуется этим сходством и заставит Лота, выдавая его за Аврама, публично отречься от веры в Единого Бога и признать языческие верования Нимрода единственно верными. Аврам прекрасно сознавал неравенство сил и рискованность своей затеи. Он рассудил так, что если ему удастся разгромить противника, планам Нимрода не суждено будет воплотиться. Но если вдруг победит Нимрод, гибель Аврама опять же разрушит задуманное Нимродом. Так что Авраам пошел на войну не только ради спасения Лота, а, прежде всего, ради дела всей своей жизни. Аврам поспешил отстаивать свои интересы и защищать свою веру в Единого Бога.
Каким образом Аврам провел операцию по освобождению Лота, единого мнения нет. Тора говорит дословно: "И услышал Аврам, что взят в плен его брат, и вывел воспитанников своих рожденных в его доме триста восемнадцать и погнался до Дана. И разделил на них ночь, он и слуги его, и бил их, и преследовал их до Ховы, что слева от Дамаска". Т.е. Аврам с небольшим отрядом преданных ему людей напал ночью на войско Амрафеля, отбил плененных мужчин и женщин, награбленное имущество и племянника своего Лота.
Но мидраши содержат другое описание освободительной миссии Аврама. Аврам захотел было создать отряд из учеников своих. Но не нашел поддержки и понимания. Уж он и уговаривал их, и корил, и вдохновлял личным примером, и сулил злато и серебро, но все напрасно. Как только произнес Аврам фразу: "Пусть тот, кто страшится, что согрешил, не идет в битву, а возвратится домой!", все дружно разбежались в разные стороны. Остался лишь верный слуга его Элиэзэр. И вот что интересно. Гематрия имени Элиэзер равна 318 (אליעזר = 1 + 30 + 10 + 70 + 7 + 200). Вот откуда такое странное количество слуг-учеников. Конечно же, не обошлось без чудесной помощи Божией. Сказано, что Бог наделил Элиэзера силой сбежавших 318 учеников.
В буквальном смысле семимильными шагами помчались Аврам и Элиэзер во след уходящему войску четырех царей. Недалеко от Дамаска состоялось генеральное сражение, наполненное различными чудесами. Когда Аврам поднимал горсть земли и бросал, на врага обрушивался град смертоносных стрел, когда же лучники Амрафеля пускали стрелы в Аврама и Элиэзера, стрелы обращались в прах. Вот таким вот образом враг был повержен, а цари в ужасе сбежали с места сражения.
Аврам с триумфом возвращается. С ним возвращаются Лот и все плененные Амрафелем и все имущество, награбленное завоевателями. Их встречают в долине Шавэ царь Сдома Бера и царь Шалима Малки-Цедек. Имя "Малки-Цедек" означает "мой царь - справедливость". Считается, что Малки-Цедек другое имя младшего сына Ноаха Шэма. После Потопа Шэм решил, что его предназначение служить Богу. Он обосновался в самом святом месте Эрец Исраэль - на горе, там, где приносили жертвы Адам, Каин и Гевель, и где в будущем был возведен Иерусалимский Храм.
Акварель Джеймса Тиссо. Приношение Мелхиседека.
Малки-Цедек встречает и чествует Аврама как победителя с вином и хлебом и благодарит его благословением Бога Всевышнего. И сказано: "и дал ему десятину от всего". Традиция и переводы представляют дело так, что это Аврам дал деятину Малки-Цедеку. Но на самом деле из оригинала этого не ясно однозначно. Можно так понять, что это Малки-Цедек дал Авраму "десятую часть всего". Без объяснения чего именно. Эта неопределенность, возможно, свидетельствует о некоем обмене. Аврам жертвует десятую часть отбитого у врага имущества священнику Бога Всевышнего, а взамен тоже получает десятую часть "всего". В Зоаре сказано, что небесный священник дал патриарху десятую часть всех благ и благословений мира и приобщил его к высшему существованию.
Царь Сдома встречает Аврама молчанием. Ни слова благодарности за свое спасение. Только одну фразу сумел он произнести: "Отдай мне (эту, известную тебе) душу, а все имущество (трофеи) возьми себе". На это предложение Аврам отвечает: "Поднимаю руку мою к Господу, Богу Всевышнему, Владыке неба и земли". И далее, что он не возьмет себе ничего. Аврам этим жестом и словами дает понять, что его победа не его заслуга, а заслуга всецело Бога. Аврам справился с воинами Амрафеля, потому что так решил Господь, такова была Его воля. Естественно, и трофеи в этом случае не принадлежат Авраму.
В наше время люди, вдруг достигшие высокого положения в жизни и обществе, считают это личной заслугой. Думают, что они добились всего собственным умом, энергией, удачливостью, знанием жизни и т.п. А Бог, как считается, тут совсем не причем. Такие представления господствуют у подавляющего большинства живущих сегодня. Даже самые продвинутые, обеспокоенные духовными вопросами, считающие себя религиозными не лишены подобного заблуждения. И развенчать эту иллюзию не представляется возможным.
Итак, Авраам из отбитого у неприятеля не берет себе ничего. И, как считают многие комментаторы, совершает ужасную ошибку. Царь Сдома просит его вернуть ему "души", и Аврам так и поступает. Аврам почему-то решает, что из освобожденных им из плена людей толку не будет. Это негодный материал. Даже не попытавшись это сделать, он опрометчиво решает, что их не удастся обратить в свою веру в Единого Бога. И за то, что он лишил спасения этих людей, Бог объявит ему наказание. Потомки его будут рабами. По принципу мера за меру: вернул людей в рабство царю-идолопоклоннику - потомки твои будут рабами.
И еще. В этой главе впервые Аврам назван "иври", именем которое стало названием народа, происшедшего от Авраама. Существует мидраш "Пиркей дэ-рабби Элиэзэр" (1), в котором есть попытка объяснения, откуда взялось это имя. Рабби Нахман, персонаж из мидраша, сказал, что Аврам назван "иври", потому что он потомок Эвера, правнука Шэма. Считается, что у Эвера, кстати пережившего Авраама, он умер в 2187 году от сотворения мира, была школа - иешива, которую посещал молодой Аврам. Имя иври было вроде прозвища Аврама, означавшего, что он последователь Эвера.
Другой персонаж - рабби Йегуда считал, что Аврам со своей верой в Единого Бога находился по другую сторону "меэвер" от всех остальных людей - язычников. Впрочем, одно значение имени не исключает другого.
(1) Элиэзер бен Гиркан (Элиэзер Великий; 80 - 118 г.г.), танна второго поколения, после разрушения Второго Храма жил в Явнее, был членом Синедриона при Гамлиэле II. Выдающийся ученик рабби Иоханана бен Заккая. Приверженец школы Шаммая. Его лучший ученик рабби Акива. По решению Синедриона в Явне был подвергнут херему за нежелание подчиниться мнению большинства. Рабби Элиэзер остался в полном одиночестве, и даже его любимый ученик рабби Акива больше не приходил к нему. После его смерти отлучение было снято.
(2) "Пиркей де-рабби Элиэзер" - агадический мидраш на книгу "Берешит", "Шмот" и несколько стихов книги "Бемидбар". Мидраш состоит из 54 глав.
(3) Таннаи (ед.число танна) - законоучители 1-2 веков н.э. в Эрец Израэль, от Гиллеля до завершения кодификации Мишны рабби Йегудой га-Наси. Эпоху таннаев, продолжавшуюся примерно 250 лет принято делить на пять поколений учителей.