Задонский Яков: другие произведения.

4. Пророчество.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 11/06/2016. 13k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  • Иллюстрации: 2 штук.
  •  Ваша оценка:

      Пятнадцатая глава книги Берешит (Бытие) самая непонятная и загадочная из всех, описывающих жизнь Авраама. Господь впервые является Авраму в видении. Точнее в видении Аврам слышит голос Бога. Было слово: "Не бойся Аврам, Я щит тебе, награда твоя велика очень". Чего испугался Аврам? Возможно, видения своего?
      
      Мидраш "Берешит Раба" указывает на три возможные причины страха Аврама. "Вдруг среди тех, кого я убил, - страшился Аврам, - был один праведник, трепещущий перед Небом!". Другая причина: Аврам страшился, как бы сыновья тех царей не собрали новое войско и не стали с ним воевать. Или, возможно, испугался Аврам, что уже всю награду свою он получил в этом мире, и ничего не осталось для мира грядущего. Истинный праведник всегда страшится, что он не сможет своими делами уравновесить то добро, которое дарует ему Господь. В этом мире праведник должен страдать и тогда в будущем мире его ждет награда. Вот так изящно решается мучительный для каждого живущего вопрос: почему Бог допускает, чтобы праведники страдали, а грешники жили в свое удовольствие?
      
      Господь разрешает всякие сомнения Аврама. "Не бойся, - говорит Он. - Те кого убил ты, были как тернии отсеченные. И даже если все народы мира пойдут против тебя, не страшись, ибо Я щит тебе, Я буду биться с ними. А награда твоя впереди и велика очень, потому что все, что Я сделал для тебя, я сделал просто так - даром".
      
      Но Аврам продолжает сомневаться. Ну какая награда может уравновесить то обстоятельство, что он остается бездетным. "Что Ты дашь мне?" - звучит как отчаяние и как вызов. "На что мне все дары Твои, если нет у меня наследника? И чтобы Ты не дал, это не стоит ничего для меня, потому что некому мне это оставить!" - и жалуется Господу и укоряет Его Аврам. И это не пустые капризы или неумение ждать своего часа. Считается, что Аврам был очень искусным и серьезным астрологом, лучшим в своем поколении. А звезды (мазалот) говорили, что у Аврама и Сарай нет, и не может быть детей. Все эти соображения Аврам и высказал Богу. Устная Тора содержит ответ, который Господь дал Авраму (Шабат 156а).
      
      "Оставь ты эту астрологию, - сказал Бог, - у твоего народа нет мазаля (1) (Эйн мазаль ле-Исраэль). Все народы руководимы посредством звёзд, но твой народ руководим словом Творца, поэтому евреи могут силой их цдаки (2) и молитвы превратить плохой мазаль в хороший. И хотя твой мазаль, планета Цедек (Юпитер), находится на западе и холодна, и не даст родить, но знай, что тебе не нужно следовать за этой мудростью звёзд, ибо это - вера народов: всё, указанное мазалот, в точности должно свершиться. Однако обладающий душой, благоговеющей перед Творцом, не должен обращать внимание на подобные вещи. Поэтому Я передвину твою звезду на восток, там тепло, - и ты удостоишься потомства" (3).
      
      Вот поэтому ни Лот, ни Элиэзер не станут наследниками Аврама, а только (дословно) "тот, кто исходит из нутра твоего, он тебе унаследует", говорит Господь (Быт. 15:4). "И вывел Он его наружу и сказал: взгляни-ка на небеса и сосчитай звезды, если сможешь счесть их. Сказал ему: так будет твое потомство" (Быт. 15:5) Комментаторы (Раши) обратили внимание, что из контекста следует, что Творец не просто вывел Аврама из шатра на улицу (наружу). Для этого не нужно было "выводить", достаточно было просто сказать - "выйди на улицу". Но Творец вывел его за пределы земной сферы и показал ему звезды как бы сверху вниз над землей. Именно поэтому употреблен здесь глагол "габбет", означающий "смотреть сверху вниз".
      
       []
      
      Творец показал Авраму, что выше звезд есть истинный Управитель, но самое главное Он сказал: "так будет твое потомство". Не в смысле, что без счету, как звезды, но что управлять его потомством Он будет отсюда из-за пределов звезд, т.е. лично. Поэтому нет мазаля для народа Авраама. Аврам воочию увидел то, о чем он когда-то давно додумался, размышляя над истоками этого мира. Но и еще один смысл угадывается в словах Бога. Потомки Аврама станут влиять на судьбы других народов и определять весь ход истории подобно мазалот. И подобно тому, как звезды представляют собой источник света и необычайной силы энергии, так и потомки Аврама должны быть источником света и энергии для всего человечества.
      
      "И поверил он в Бога, и засчитал её ему в цдаку" (Быт. 15:6).
      
      Конечно, речь не идет о том, что Аврам вдруг только сейчас уверовал в Бога. Верить, что Бог есть не большое достижение, и бесы веруют. Но Аврам полностью отдал в руки Бога, вверил Ему всю свою жизнь. Именно в этом смысле поверил он в Бога. Бог лучше знает, зачем существует Аврам, зачем дана ему жизнь, и что из жизни сей должно получиться. Не то, что кажется или хочется Авраму, но то, что задумал Он Творец. Аврам поверил вот этому всему, всему что говорил и показывал ему Бог, и эта вера была зачтена ему как цдака. И именно силой этой цдаки был изменен плохой мазаль Аврама.
      
      Но удивительные вещи читаем дальше.
      
      "И сказал ему: Я - Бог, который вывел тебя из Ур Касдима, чтобы дать тебе эту землю в наследие. А он сказал: Владыка Боже! По чему я узнаю, что буду наследовать ее?" (Быт. 15:7-8).
      
      Только что Аврам безоговорочно доверял Творцу и вдруг стал просить доказательства (какие-то знаки, признаки), которые ему подтвердят, что именно так и случится, даже если он этого не увидит. Именно за эту дерзость, считают некоторые комментаторы, потомки Аврама оказались рабами в Мицраиме.
      
      Так за что же, все-таки евреи угодили в рабство к египтянам? Вспомним еще раз все высказанные предположения:
      1. За то, что Аврам, испугавшись голода, спустился в Египет, где приключилась вся эта не очень красивая история с Сарай.
      2. Потому что Аврам возвратил освобожденных им людей царю Сдома.
      3. За то, что Аврам 318 учеников своих оторвал от изучения Торы и отправил их на войну(4).
      4. Из-за того, что Аврам усомнился в словах Бога и потребовал доказательств.
      
      Так какое же предположение более верное? У комментаторов нет единого мнения. Можно считать, что каждый ответ в равной степени верен. Таков был План Творца этого мира и такова Его Воля. Нет никакого смысла рассуждать о том, было бы египетское рабство или нет, если бы Аврам не спустился в Египет, а перетерпел бы голод в Кнаане. Случилось так, как случилось.
      
      Итак, потомки будут рабами в Египте, но знамение Авраму, Творец все же дает. Говорит ему: "Возьми Мне телицу мешуллешэт и козу мешуллешэт и барана мешуллаш и горлицу и молодого голубя". В Торе каждое животное определено словом "мешуллаш" ("мешуллешэт" - ж.р.), которое может означать или а) "утроенное количество" или б) "тройной, состоящий из трех частей" или в) "трехгодовалый". В Синодальном переводе выбрано значение "трехгодовалый". Перевод получается гладкий, но совершенно не понятно такое возрастное предпочтение. Почему, например, не двухлетние животные? Традиция считает, что Авраму взять надо было каждое животное по три экземпляра: трех телок, трех коз и трех баранов, и видит в этих трех тройках мистический смысл.
      
      Мидраш Раба объясняет, что "три телки" - это Вавилон, которым правили три царя: Невухаднецар, Эвиль-Меродах и Бельшацар. "Три козы" - это Персия, которой правили три царя: Кир, Дарий и Ахашверош. "Три барана" - это Греция. Рабби Элазар сказал: все стороны света завоевали греки, но восток не завоевали. "Горлица и птенец голубя" - это царство Эдома (Рим).
      
      В другом мидраше - "Пиркей де-рабби Элиэзер" - говорится, что животные - это народы, а молодой голубь - Исраэль. Аврам животных разрезал в знак того, что народы постепенно исчезнут, а птиц не разрезал, и поэтому Исраэль будет существовать вечно. Но Мидраш Раба говорит, что горлица - это Эдом. Что же получается? Народы исчезнут, а Эдом и Исраэль (Эсав и Яков), так и будут стоять друг против друга вечно.
      
      Аврам подготовил животных, как повелел ему Господь, разрезал их пополам и каждую половину уложил друг против друга. Птиц не разрезал, но положил горлицу против птенца голубя. Что делает Аврам? Считается, что в древности именно так заключали союз: брали животное, разрезали его на две половины и укладывали их напротив друг друга. Затем каждый из договаривающихся сторон проходил между частями разрезанного животного, и т.о. договор считался скрепленным кровью. Договаривающиеся стороны эти обрядом свидетельствовали перед Богом и людьми, что они как бы представляют две половины одного целого и готовы пролить кровь за нерушимость этого союза и друг за друга. Именно такую процедуру (т.е. заключить союз), понятную для Аврама, Господь намерен проделать в качестве знамения Своего обетования о наследовании этой земли (Кнаана) потомками Аврама.
      
       [] Акварель Джеймса Тиссо.
      
      Как только Аврам все подготовил сначала налетают коршуны. Авраму показывают, что будет не все гладко. Существуют силы (коршуны), которые будут препятствовать овладению обещанной Господом землей. Не успел Аврам отогнать коршунов, как случилась новая напасть: Аврам вдруг погружается в необычный сон - "тардему". Такой же сон Творец навел на Адама, когда из его плоти создавал женщину. Написано: "И вот ужас тьма великая нападает на него". Необычный глубокий сон - "тардема" и падающая на Аврама Сила Тьмы - "хошэх" подчеркивают особое состояние сознания Авраама, в котором он оказался. Оказался, скорее всего, по воле Творца, с определенной целью. Возможно, Авраму был продемонстрирован весь путь народа, который от него произойдет, и до скончания времен. Вся история мира глазами еврея. Но об этом Писание умалчивает.
      
      И сказал Всевышний Авраму: "Знай, что пришельцами будет потомство твое в земле не их и служить будут им и будут угнетать их четыреста лет". В этом месте Господь говорит Аврааму о будущем рабстве народа, который произойдет от его семени, в течение четырехсот лет в земле Египетской.
      
      Раши предложил отсчитывать четыреста лет от рождения Ицхака в 2048 году от сотворения мира (1712 год до н.э.). Ицхаку было шестьдесят лет, когда родился Яков. Якову же было сто тридцать лет, когда евреи, по настоянию Иосифа, переселились в Египет. Следовательно, в самом Египте евреи провели 210 лет (т.е. 400 - 130 - 60 = 210). Но в книге Шмот в 12 главе стих 40 сказано: "Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет".
      
      Комментаторы решили, что 430 лет необходимо отсчитывать от того момента, когда были произнесены Богом слова о египетском рабстве. Получается, что на момент описываемых событий, сопровождавших заключение союза, Авраму было 70 лет (5). Но только в 75 лет он вышел из Харана, получив повеление - "лех леха".
      
      Однако читаем дальше. "И было: солнце зашло, и тьма была. И вот печь дымится и пламя огня, который прошел между частями этими". Обряд завершен. Господь в знак нерушимости, заключаемого союза, прошел пламенем огня между рассеченных частей животных. Правда прошел ли Аврам, Писание умалчивает. Сказано далее: "В тот день заключил Бог с Аврамом союз". Этот клятвенный договор получил название в еврейской традиции "Брит бен габетарим" - "Союз между рассеченными".
      
      А теперь еще раз вернемся к вопросу, который задал Аврам Богу по поводу земли: "Почему я узнаю, что буду наследовать ее?". Не мудрствуя слишком можно понять так, что Авраму было просто любопытно. Он понимает, что уже не молод и момента, когда от него произойдет многочисленный народ и поселится в этой земле, скорее всего, не увидит. Из дальнейшего рассказа мы узнаем, что любопытство Аврама, вероятно, было удовлетворено. Ему в состоянии тардема была показана вся история еврейского народа. Бог не забыл и самого Аврама, сообщив ему: "А ты отойдешь к отцам твоим в мире, похоронен будешь в доброй старости". Однако комментаторы, следуя Раши, связывают вопрос Аврама с последующим рассказом о "брит бен габетарим" и делают вывод, что до тех пор еврейский народ будет обладать Святой землей, пока будут совершаться в земле жертвоприношения.
      
      (1) Мазаль - от корня נזל "течь, литься", буквально означает источник, из которого проистекает жизненная сила. Мазаль - созвездие, мазалот - созвездия Зодиака. Мазаль также означает "судьба" и "удача".
      
      (2) Цдака - великодушие, щедрость, благотворительность. Не только материальная помощь, но и помощь действием. Даже самые бедные обязаны творить цдаку.
      
      (3) Цитата по Гольденберг Ицхак. Эпоха праотцев: Авраам.
      
      (4) Существует и такой комментарий.
      
      (5) Существует мнение, что "брит бен габетарим" случился в 1996 году, когда Авраму было 48 лет. Произошло это событие на горе Леванон (хребет Ливан).
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 11/06/2016. 13k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка