В 2033 году Авраму исполнилось 85 лет. Сарай - 75. Десять лет они уже проживают в стране Кенаан и десять лет с тех пор как Господь обещал Авраму потомство. Десять лет Аврам и Сарай ждут, но обещанного наследника нет. Десять лет по всем законам достаточный срок. Аврам может требовать расторжения брака и взять себе другую жену. На самом деле уже 60 лет брак Аврама и Сарай бесплоден (1). Авраму было 25 лет, а Сарай 15, когда они поженились. Но то было в другой жизни.
У народов, живших в Междуречье, существовала еще одна возможность. Если в паре бесплодна женщина, она может нанять для рождения наследника "суррогатную мать". По соглашению женщина, выступающая в качестве суррогатной матери, вынашивает ребенка зачатого от супруга бесплодной пары. Растят же и воспитывают ребенка супружеская пара. Ребенок считается как бы рожденным бесплодной женщиной, осуществившей наем, и согласно, например, законам Хаммурапи (? 144), является ее собственным ребенком. В годы Аврама в качестве "суррогатной матери" использовали рабынь.
Бартоломеус Шпренгер (Спрангер) "Сарра представляет Агарь Аврааму"
У Сарай была такая чернокожая рабыня по имени Гагар (Агарь), та самая египетская принцесса, которую подарил Сарай фараон. Вот ее и предложила Сарай Авраму: "Войди же к служанке моей, может быть, будет у меня потомство благодаря ей". Нужно заметить, что Сарай не хотела Гагар использовать только как инкубатор, суррогатную мать. Она решила, что Гагар должна получить статус законной жены и "дала её Авраму, мужу своему, в жены".
И как это часто бывает, Гагар с первой же попытки зачала. И весь авторитет Сарай в глазах ее померк. Плодовитость в браке считалась великим благом, Божиим благословением (Быт. 9:1), бездетность - трагедией и позором (Быт. 30:23). Раз нет у Сарай детей, значит, она наказана Господом. А раз она наказана, то, значит, есть за что. Поэтому за что же ее уважать? "Видно не такая уж она и праведница, за какую себя выдает" - гордилась Гагар.
Сарай за обиду свою вину возложила на Аврама. И тут она, в обиде своей и, возможно, в приступе ревности, сказала очень опрометчивую фразу: "Да рассудит Бог между мной и тобой". За эту пустячную фразу, сказанную под влиянием минутной эмоции, с которой Сарай не удалось совладать, она лишилась сорока восьми лет жизни. Ей предназначалось прожить столько же сколько и Аврааму - сто семьдесят пять лет. А прожила она всего сто двадцать семь лет. Потому что, всякого кто, подобно Сарай, требует от Господа суровой справедливости по отношению к другим людям, ожидает точно такой же строгий суд (2).
Почему так получилось? Как Сарай могла так ошибиться? Десять лет Гагар живет в семье Аврама. И хотя с ней обращались как с членом семьи, все же она оставалась рабыней и служанкой. Десять лет безупречной службы, и никаких нареканий. Просто пай-девочка. Но недаром сказал царь Соломон: не выносит земля служанку, когда она занимает место госпожи своей. Как только Гагар получила новый статус, тут же проявились все её подлинные черты дочери Мицраима: высокомерие и надменность, неблагодарность и наглость.
Тут Сарай спохватилась и решила вернуть Гагар в исходное положение рабыни. Написано: "и угнетала ("ваттэаннега") её Сарай". Не просто "угнетала", но, как следует из значения корня ענה, - "смиряла и укрощала". Вот только Гагар, побывав в роли госпожи, и не думала смиряться. Она бежит из дома Авраама, намереваясь вернуться в Египет. Но в пустыне её перехватывает Посланец Бога - малъах (ангел). Точнее: комментаторы насчитали одновременно представших перед Гагар четверых ангелов. Один спросил её: "Гагар, служанка Сарай, откуда пришла ты и куда идешь?".
Акварель Джеймса Тиссо
Посланец Всевышнего подчеркивает статус Гагар, называя её "служанкой Сарай". Ему все известно, откуда она и куда идет, но этим вопросом он пытается остудить Гагар, понуждает её задуматься о своем положении и своей жизни. "Вернись к госпоже твоей, смирись и терпи, - приказывает другой Ангел. Третий говорит: А за это твое смирение, Господь очень умножит потомство твое так, что неисчислимо будет оно от множества". "У тебя родится сын, - продолжает четвертый Посланец, - назовешь его Ишмаэль, потому что услышал ("шама") Адонай страдание ("они") твое". "И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на него".
Дикарь-человек - "пере адам" в Писании. "Пере" (פֶּרֶא) - дикий осел. По правилам древнееврейского языка определение всегда стоит за определяемым словом. "Пере" - определяемое слово, а "адам" - определение. Поэтому "пере адам" - это дикий осел в человеческом облике. И вот когда он вырос, то поселился он в пустыне и стал там грабителем и разбойником. И продолжается все это вплоть до наших дней. Есть замечательная книжка "Эпоха праотцев: Авраам", написанная Ицхаком Гольденбергом, в которой я нашел слова, всеобъемлюще отвечающие на вопрос: кто же он такой этот "пере адам".
"Следует понять, раз и навсегда, что пере адам - это суть и сущность любого и каждого ишмаэли, араба, что суть явления всегда неизменна и потому не имеет никакого сущностного значения, кто данный араб - козопас или профессор в Оксфорде. Ведь хорошо известно, что в арабском, мусульманском мире именно интеллигенция настроена наиболее кровожадно и непримиримо не только к евреям, но и ко всему немусульманскому миру. И нечего принимать во внимание внешний лоск и ученые звания: западное образование не смягчает и не очеловечивает араба, ибо ничто в мире не может изменить сути явления - меняются лишь внешние признаки".
Почему у Гагар от человека исключительных нравственных качеств родился такой ужасный сын? Рамбан объяснил, что для того Бог через Гагар дал миру "пере адам", чтобы мучить потомство Авраама и Сары всеми видами мучений (3). Обиженная Сарай обращается к мужу своему и просит у него защиты и справедливого разрешения сложившейся ситуации. Но Аврам устраняется от роли главы семьи. "Я не считаю Гагар своей женой. Твоя рабыня и делай с ней, что хочешь", - отмахивается от конфликта в семье Аврам. И Сарай начинает вести себя не очень благородно. Используя свое положение и свою власть, она издевается над Гагар. Существует масса красочных описаний все новых и новых мучений, придумываемых Сарай. Гагар испытывает нешуточные страдания, и продолжается это не один день. Существует мидраш, где сказано, что у Гагар от притеснений (4) Сарай случился выкидыш, а Ишмаэль появился на свет в результате второй беременности. Наконец, чаша терпения ее переполняется, и она просто убегает. Но что же Аврам? Он и слова не произнес в защиту Гагар.
Защитники Сарай скажут, что, мол, Гагар начала первая. Это так. Но Господь справедлив, и каждый получает "мера за меру". Если сказано, что услышал Господь страдание Гагар, то надо понимать, что и впрямь они уже были чрезмерны, а Сарай недопустимо "перегнула палку". Потом, Гагар не простая малограмотная чернокожая рабыня. Гагар - женщина исключительная. Исключительных качеств духовных. Иначе и быть не может. Поэтому и история её оказалась в зоне внимания Священного Писания.
А почему же провидица Сарай сама предложившая Гагар Авраму, вдруг стала так себя непотребно вести? Не только из-за ревности и обиды. Она увидела, что планам её не суждено исполниться, что ребенок, которого носит Гагар, никогда не станет её сыном, как она надеялась ("улай ибанэ мимэнна"). Увидела, что сын Гагар станет продолжением Гагар. Авраму же и Сарай нужно было их собственное продолжение. Возможно, Сарай поняла тогда, что они с Аврамом ошиблись. Они на свое усмотрение решили претворить в жизнь обещание Бога. И проиграли. Проиграли с далеко идущими последствиями.
(1) Мудрецы искали ответ на вопрос: почему праматери еврейского народа были бесплодны? Вот один из ответов. Рабби Гунна, рабби Ирмея от имени рабби Хии бар Абы говорят: Чтобы провели они большинство лет без порабощения. Рабби Гунна, рабби Иди, рабби Авин от имени рабби Меира: Чтобы мужья их наслаждались ими, ибо каждый раз, когда женщина зачинает плод, она дурнеет и сторонятся ее. А все те девяносто лет, когда Сара не рожала, была она подобно невесте под свадебным балдахином. Берешит раба, 45:4.
(2) Рабби Танхума от имени рабби Хии Великого, рабби Берехья от имени рабби Эльазара: Тот, кто пробуждает меру суда, не уйдет целым от руки его.
(3) Царь Невухаднецар, разрушивший Иерусалим и Первый Храм, был потомок Ишмаэля.
(4) В мидраше Берешит раба сказано, что Сара сглазила Гагар.