Задонский Яков: другие произведения.

6. Завет

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 12/06/2016. 14k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  •  Ваша оценка:

      2047 год от сотворения мира. Авраму уже 99 лет. Сарай на десять лет меньше. Сын Аврама и Гагар Ишмаэль достиг брачного возраста: ему исполнилось тринадцать лет. Но никаких существенных и заметных изменений в жизни семьи Аврама не происходит.
      
      И тут вдруг является Авраму Бог и говорит: "Я - Эль Шаддáй. Ходи предо Мною и будь непорочен". Бог называет Себя "Эль Шаддай", именем, которое в этом месте впервые встречается в Торе. По-русски этому имени больше всего соответствует имя "Бог Всемогущий", хотя происхождение имени Шаддай не совсем ясно. Возможно, это имя происходит от слова "шад" (שַׁד) - "женская грудь". Тогда Шаддай означает "кормящий, питающий" своих созданных Им детей. Другие считают, что Шаддай происходит от слова "дай" (דַּי) - "достаточно, хватит", т.е. Тот, кто самодостаточен, или Тот, кто сказал водам в процессе творения: "Достаточно! Хватит!". Так это или нет, но букву "шин" ש, символизирующую имя Бога Шаддай, можно встретить на коробочках тфиллин или на мезузе, прикрепленной к дверному косяку в домах евреев. Интересно, что при помощи гематрии букву "шин" можно связать с Тетраграмматоном. Если 22 буквы алфавита записать в две колонки по 11 букв таким образом, что в одной колонке буквы от Алеф до Каф сверху вниз, а в другой от Ламед до Тав снизу вверх, то напротив буквы Алеф окажется буква Тав, напротив Бет - буква Шин и т.д. Получилась табличка, которую используют при кодировке слов по системе "АТБаШ". Буквам непроизносимого имени "йуд-ге-вав-ге" в системе Атбаш соответствуют буквы "мем-цади-пе-цади". Сумма числовых значений этих букв равна 300 (40+90+80+90), т.е. числовому значению "шин".
      
       []
      
      Слово Шаддай состоит из трех букв: шин, далет и йуд. Шин - символизирует огонь, а еще красоту и гармонию света, а еще .... Далет - это дверь, а при помощи йуд Господь сотворил будущий мир. Получается Шаддай можно прочесть как "красота и гармония открывают дверь в мир грядущий" или "за пламенем огня скрыта дверь в будущий мир или к постижению Творца под Его личным непроизносимым Именем". Имя Шаддай можно рассматривать также как аббревиатуру слов "Шомер длатот Исраэль" - "Страж дверей Израиля".
      
      Должно быть, вы помните, что Бог забрал Ханоха живым на небо и сделал его начальником над ангелами Метатроном. Гематрия имени Метатрон (מטטרון) равна 314, т.е. гематрии имени Шаддай.
      
      Внимательно посмотрите на оригинальный текст 17 главы. Говорится, что Адонай (непроизносимое четырехбуквенное Имя) явился Авраму и назвал себя Эль Шаддай. И дальше на протяжении всего текста этой главы и впервые перед Аврамом Бог проявляет себя под именем Элогим. Когда в первой главе речь шла о творении мира, Бог назывался в Торе именем Элогим. Т.е. имя Элогим связано с процессами преобразования и творения чего-то нового. В этой главе появляется Элогим, потому что будут Им внесены коррективы в Творение. Произойдет изменение влияния мазалот. С точки зрения человека произойдет чудо.
      
      Но прежде чем наступят эти изменения, Бог ставит Авраму условие: "Ходи предо Мною и будь непорочен". О Ноахе говорилось, что с Богом ходил Ноах. Бог как бы водил Ноаха за ручку. От Аврама же Бог хочет, чтобы он ходил пред Ним. Это совершенно иной духовный уровень. Аврам должен идти первым, а Бог уже следом за ним. Хотя Бог дарует избрание Авраму по своей свободной воле, Он знает, что Аврам способен принять этот дар. Но необходима некоторая доработка и в плане физическом и в плане духовном. После этих доработок Аврам уже точно сможет выполнить повеление Бога "ходи предо Мною и будь непорочен".
      
      Во-первых, говорит Всевышний, твое имя не будет больше Аврам, "но Аврагам будет имя твое, потому что Я сделаю тебя отцом множества народов ("ав-гамон гойим")". Что делает Господь? Он добавляет к имени Аврам (אברם) одну букву "гей" ה, и имя становится Аврагам (אברהם).
      
      Только не нужно думать, что все так просто: надоело мне сегодня имя Андрей, пойду завтра в районный ЗАГС и перепишу-ка его на имя Андрон. На самом деле произошло событие космического масштаба. Изменилось не просто имя, изменились судьба, мазаль, изменились ДНК, структура физического тела и качества души. Авраам не просто новый, подремонтированный Аврам, это совсем другой человек. Имя Авраам не просто имя Аврам плюс буква "гей", но совершенно новое имя. Имя Аврам дал новорожденному мальчику Терах, находясь под сильными эмоциями от своей стремительной и блестящей карьеры. Имя же Авраам дает Авраму Бог. Это разные имена, хотя графическая запись их имеет различие в одну букву.
      
      А почему именно букву "гей" добавил Бог к имени Аврам? Потому что эта буква Его Имени, потому что этой буквой был создан мир, потому что эта буква есть символ нашего мира и много других потому. Гематрия имени Аврагам - 248. Творец дал 613 мицвот для исполнения народу Израиля. 365 - по количеству дней в году - запрещающих (не делай). И 248 - по числу членов в теле человека - предписывающих (делай).
      
      Во-вторых, Авраам должен обрезать крайнюю плоть ("орла") свою и всех кто есть в доме его мужского пола. И только после этого процесс изменения Авраама будет завершен. Причем, обратите внимание, имя Аврааму Бог изменяет сам, и изменение это остается навечно и не может быть пересмотрено или еще как-то изменено. Но обрезание Авраам должен сделать сам. Он мог бы и отказаться. В устных преданиях так и говорится, что некоторые ученики и сподвижники Авраама убеждали его отказаться от этой процедуры, так как он стар, и обрезание может быть опасно для жизни Авраама. Тут возникает естественный вопрос: к чему такие сложности? Хотел Бог, чтобы не было у человека крайней плоти, ну так и творил бы его без нее. Зачем, вообще, нужна эта орла?
      
      Один римский аристократ испытывал рабби Акиву:
      
      - Чьи дела более совершенны, Бога или человека?
      
      - Деяния человека совершеннее, - ошеломил римлянина рабби Акива.
      
      - Как так? - вскричал римлянин. - Разве может человек создать небо и землю?
      
      - Не может, - смиренно согласился рабби Акива и указал римлянину на пшеничные зерна и хлеб. - Смотри, эти зерна сделаны Богом, а батон произведен человеком. Какой продукт совершеннее?
      
      Вместо ответа римлянин спросил напрямик:
      - Если Бог хочет, чтобы у нас не было крайней плоти, почему ребенок рождается необрезанным?
      
       - Тогда скажи мне, почему он рождается с пуповиной, и нам приходится отрезать ее? - в свою очередь задал вопрос рабби Акива и, не дожидаясь ответа, закончил разговор:
      
      - Что касается твоего вопроса о необрезанном ребенке, знай же, что обрезание - одна из заповедей, которые Бог дал сынам Израиля, чтобы духовно очистить и возвысить их.
      
      В этом мидраше явлен один из парадоксальнейших принципов еврейского миропонимания: о совершенстве мира свидетельствует его незавершенность. Как такое может быть? Как может быть совершенным здание, в котором не достроены два или три этажа?
      
      В завершенном, достроенном, законченном мире человеку нет места. Ему там нечего делать. В законченном мире нет места свободе, нет места творчеству, нет человека, там может быть только марионетка, робот, пусть даже с заложенной в него виртуознейшей и хитроумнейшей программой. В таком мире может быть все, но жизни в нем не будет. В незавершенном мире и человек рождается незавершенным, с недоделками. И его основная работа в этом мире не землю пахать, не быть мужем, воином, управителем и т.п., но совершенствовать себя, шлифовать, доводить до кондиции, доделывать до тех пор, пока свет Творца мира этого не засияет через него в полную силу.
      
      Обрезание, которое повелел делать Бог, и есть символ-знак этой задачи и этого предназначения человека. Почему не кольцо в нос или ухо? Или красивое, цветное тату на всю спину? Орла находится в месте скрытом, не выставляемом на показ. Знак завета дело достаточно интимное, касается только человека и Бога. Это не "звезда" Героя Советского Союза, которой принято гордиться и щеголять. И кроме орлы нет другого органа или части тела, которыми можно было бы добровольно пожертвовать без ущерба для здоровья и телесным функциям. Кольцо может надоесть, его можно снять и забыть о нем. С татуировкой сложнее, но при сильном желании и от нее можно избавиться. Обрезанная крайняя плоть вновь вырасти не может. А союз, как наказывал Господь, должен быть вечным. А как же женщина? Женщина должна быть "эзэр кенегдо" - опорой и помощником мужчине, нравится такая миссия современной эмансипированной женщине, или нет.
      
      Авраам в точности и без всяких сомнений исполнил повеление Творца. "В тот самый день обрезаны были Авраам, и сын его, Ишмаэль, и все домашние люди: и те, кто родился в доме, и те, кто был куплен за деньги из другого народа".
      
      Очевидно, этот дом Авраамов был довольно многочисленным, потому как из обрезанной крайней плоти, сваленной в кучу, образовалась таки заметная горка. Вскоре под ярким солнышком в кучке завелись черви, и начала она испускать соответствующие запахи. Если читателю моему, наделенному богатством воображения, от представления этого сделалось нехорошо, спешу сообщить ему, что представление его в корне ошибочно. Потому что, по словам рабби Эйво, "запах их пред Святым, благословен Он, как курение благовонное. Сказал Святой, благословен Он: когда дети Мои дойдут до дурных деяний, вспомню Я им этот запах и исполнюсь к ним милосердия" (1).
      
      Не только Авраам должен был подвергнут изменениям, но и Сарай. Сказал Элогим Аврааму: "Сарай жену твою не называй её именем Сарай, потому что Сара имя её". Имя Сарай своей жене придумал Аврам. Слово "сар" означает "начальник, правитель, князь", слово мужского рода. "Сарай" дословно значит - "мои правители". Творец букву "йуд" в слове "Сарай" заменяет на букву "гей", на которую обычно оканчиваются слова женского рода. Слово "сарá" означает "правительница, начальница, княгиня, высокопоставленная особа".
      
      Как только Творец убрал букву "йуд" из имени Сарай, она была весьма раздосадована и обижена. Явилась буква йуд перед Творцом и стала жаловаться: "Разве справедливо убрать меня из имени праведницы? Почему самых маленьких все наровят обидеть?". - "Не печалься, - стал утешать её Творец. - Тобою заканчивалось женское имя, но придет время, и Я поставлю тебя в начало имени мужского. И произойдет это тогда, когда Моше даст своему ученику Гошеа новое имя Йегошуа (2)".
      
      Естественно, не только имя изменилось у Сары, но произошли изменения во всем ее существе. Она была уже в том возрасте, когда "перестало быть у Сары обычное у женщин". Теперь же произошло полное обновление её организма, и она получила возможность рожать. Но Авраам пока еще об этом не знает и потому ему становится смешно, когда Творец говорит ему: "Сына дам тебе от нее". Авраам, падая ниц, закрывает лицо свое, но смеха сдержать не может. "Неужели у столетнего может родиться?" - думает в сомнении он, а вслух произносит: "О, лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою!".
      
      Авторитетные комментаторы как один утверждают, что Авраам в праведности своей не мог усомниться в словах Бога. И смех его - это смех радости. Возможно, все так и есть. Но давайте посмотрим на ситуацию прямо так как она описана.
      
      Семьдесят пять лет у Авраама и Сары нет детей. Четверть века с тех пор как Господь пообещал, что будет у него потомство. И действительно, у него родился сын Ишмаэль, правда не от Сары. А Сара уже вошла в тот возраст, когда месячные у женщины прекращаются. Мог ли Авраам не поверить Господу? Вряд ли. Почему же он засмеялся? А не был ли это смех горечи? Даже если и случится чудо и родится сын, но не слишком ли поздно, ведь жизнь уже прожита. Да и обещание свое Господь говорит уже в четвертый раз, а наследника нет. Вот потому и сказал Авраам "лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою", подразумевая "неважно уже теперь будет ли общий наследник у него и Сары, Ишмаэля вполне достаточно".
      
      Что на это говорит Творец? Если бы возможно было подобные категории употреблять в отношении Создателя нашего, то можно было бы сказать, что Всевышний проявил недовольство позицией и словами Авраама. "Однако же Сара, жена твоя, родит тебе сына", - почти в раздражении настаивает Господь. А за то, что Авраам смеялся имя ему будет, приказывает Бог, Ицхак. Имя "Ицхак" дословно означает "он будет смеяться", 3 лицо будущего времени от корня צחק - "смеяться, насмехаться". Чтобы все оставшиеся дни своей жизни Авраам, глядя на Ицхака, не забыл о том своем смехе. И чтобы все последующие поколения, поминая праотца Ицхака, вспоминали, как рассмеялся Авраам.
      
      Но и желание Авраама в отношении Ишмаэля Бог услышал. Бог обещает очень размножить потомков Ишмаэля. И не потому ли современные евреи, потомки Ицхака, так много страдают от мусульман, потомков Ишмаэля, что тогда Авраам в ответ на обещание ему сына от Сары, решил удовольствоваться одним Ишмаэлем.
      
      "Союз же Мой заключу Я с Ицхаком", - подвел итог Бог и не захотел больше разговаривать с Авраамом.
      
      (1) Берешит раба, 47:7.
      
      (2) Имеется в виду Иисус Навин. В Книге Числа 13:16 говорится: "И назвал Моше Гошеа (הושע), сына Нуна, - Йегошуа (יהושע)".
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 12/06/2016. 14k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка