Этот день выдался исключительно жарким. Сказано, что в этот день Господь "вынул солнце из футляра", чтобы ни один здравомыслящий человек не отважился по такому пеклу собраться в дорогу, а путь его по стечению обстоятельств не пролег бы мимо шатра Авраама. Авраам славился на всю округу своим гостеприимством, и никто, по случайности проходивший мимо, никогда не был обделен его вниманием и заботой. Рассказывают, что обычно он устраивал в своем шатре четыре входа на все стороны света, чтобы откуда бы ни шел путник, мог прямиком попасть к нему в шатер. И кто бы ни был этот путник, он всегда находил у Авраама для себя кров и обильное угощение. Плату с постояльцев Авраам не брал, поэтому от желающих отдохнуть у него не было отбоя. Точнее вместо платы Авраам предлагал своему гостю произнести вместе с ним благословение Властелину Вселенной. Естественно, что нежелающих произносить такое благословение никогда не находилось (1).
Но в этот день Авраам себя неважно чувствовал, потому что он третий день как, исполнив повеление Всевышнего, обрезал себя. И Господь решил избавить его от непрошенных гостей.
Изнемогая от жары и чувствуя себя не вполне здоровым, Авраам сидел, укрывшись в тени шатра своего, и смотрел на дорогу. Смотрел в надежде, что кто-нибудь все же появится, и он сможет оказать ему достойный прием. Но не было ни души, и, говорит мидраш, Авраам от этого очень страдал.
И тогда Господь решает навестить его сам. Говорит Тора: "И показал ему себя Господь в Элоней Мамрэ". Как может человек, воспринимающий мир в категориях пространства-времени, увидеть Того, кто находится вне их, трудно себе представить. Обычным зрением увидеть Творца человек не может. Поэтому, какого рода событие скрывается за словами Торы "вайера Адонай" мы достоверно не знаем. Скорее всего, Авраам увидел Творца внутренним, духовным зрением, но только не по своему желанию, а потому что Творец "явил себя Аврааму". Здесь у Дубравы Мамрэ, что в Хевроне, случилось такое "явление" уже в третий раз. Первый раз Господь показал себя Аврааму у Дубравы Морэ, что возле Шхема (Быт. 12:7). Творец явился Аврааму и пообещал, что потомству его он отдаст всю землю Кенаана. Второй раз Господь явился ("вайера Адонай") Аврааму (Быт. 17:1), когда ему исполнилось 99 лет, чтобы заключить союз с ним. В знак этого союза Авраам и сделал обрезание. И вот теперь в третий раз Господь предстает перед Авраамом. Но с какой целью? Вроде бы, как следует из текста, и повода особого нет. Бог показал себя Аврааму с единственной целью: облегчить его болезнь и страдание. Творец на личном примере показал нам, как важно навещать больного в его болезни. Посещение больных одно из проявлений любви к ближнему, но также и любви к Творцу этого мира, потому что Он сам установил такой порядок. Каждый, кто навещает больного, забирает от него часть его болезни (2).
Акварель Джеймса Тиссо
Но лишь только собрался Господь произнести слова подходящие подобному случаю, как Авраам Его остановил. Он неожиданно увидел, что трое путников направляются в его сторону. И Авраам совершает безумную, невозможную вещь. Он "оставляет" Творца и спешит оказать гостеприимство каким-то проходимцам. Это только потом станет ясно, что под видом странников скрывались на самом деле ангелы высокого чина. И, тем не менее, кто есть ангелы, а кто Творец. Как же мог Авраам так поступить? Он только и успел сказать на ходу, уже убегая, что мол "извини меня, но у меня гости, я должен принять их, а потом вернусь к Тебе. Так что уж подожди". Комментаторы считают, что слова Авраама: "Адонай им-на мацáти хен бээйнéха аль-на таавор меаль авдэ́ха" - "Господин мой! Если нашел я милость в глазах Твоих, не пройди мимо раба твоего" - сказаны были им именно Творцу. Это неслыханно!
Только представьте. Вас решил навестить Президент страны. А вы ему заявляете "раз уж ты все равно пришел, так подожди, пока я не сделаю все дела свои".
И Господь не покинул Авраама навсегда и не испепелил его на месте. Он покорно остался ждать, потому что обязан человек сначала принять гостей, а уже потом разговаривать с Богом! Только давая, человек уподобляется Творцу. Давать - главное качество Творца. Если бы Авраам поручил заботу о путниках кому-либо из своих домашних, а сам остался с Творцом, не было бы это лучшим решением в сложившейся ситуации? Авраам решил, что нет. И реакция Творца говорит нам, что Авраам принял правильное решение.
Общаясь с Творцом, Авраам, естественно, получил бы для себя что-то важное и нужное. Но ничего не смог бы дать взамен Творцу. Но оказав гостеприимство путникам, Авраам уподобился Творцу. Давая свою заботу путникам, Авраам, на самом деле, отдавал заботу свою Творцу.
Каждый человек несет на себе образ Творца. Если человек держит куда-то долгий путь, то в силу этого он на время пути становится нуждающимся в крове и пище, да и вообще испытывает различные лишения. Магараль (3) из Праги говорил, что такой человек становится на время как бы "хилуль га-Шем" - оскверняющим Имя Всевышнего, потому что страдающий путник - все равно, что страдающий Творец, нуждающийся в крове и пище. Следовательно, оказывающий страннику гостеприимство, все равно, что дающий кров и пищу Творцу.
Таким образом, Авраам предлагает путникам омыть ноги, расположиться на отдых в тени деревьев у его шатра и обещает им кусок хлеба. А сам стремглав несется в шатер и просит Сару испечь лепешек, да не поскупиться, и взять для лепешек самой лучшей муки, не "кемах" - грубого помола, а "солет" - тончайшей муки наивысшего качества. Затем мчится на скотный двор и выбирает самого лучшего теленка и просит Ишмаэля приготовить его. Когда все готово, все что есть самого лучшего, подается на стол. Сам Авраам не садится вместе с гостями, а стоит над ними, прислуживая им за столом.
Felix Fossey Авраам и три ангела
Нужно сказать, что гости Авраама ничем не отличались от обычных людей. Они с аппетитом ели и пили, и, как считают, Авраам нисколько не догадывался, кто они были на самом деле. Пока один из них не спросил: "А где Сара, жена твоя?".
На слух современного европейского человека, ничего особенного в вопросе таком нет. Естественно, что гости спрашивают, где же хозяйка этого чудесного и хлебосольного дома? Почему ее нет с нами за столом? Но речь идет о Востоке. Задать подобный вопрос для постороннего мужчины есть глупость, бестактность и неосмотрительность. Можно и на грубость нарваться. Тебе, собственно, какое дело? А гости Авраама не просто задают шокирующий вопрос: "где жена?", но и, проявляя необычайную осведомленность, называют ее по имени. И вот тут-то Авраам понял, что это не простые путники. Откуда мог знать обычный человек, что жену его зовут Сара? Об этом не знала еще ни одна душа, о том, что Бог изменил ее имя. И когда один из них сказал: "Я возвращусь к тебе в это же время, и у Сары, твоей жены, будет сын", сомнения исчезли: перед ним "малахим" - ангелы, посланцы Бога.
Это и в самом деле были ангелы, точнее трое из семи высших ангелов или архангелов, принявшие человеческое обличье. Традиция говорит, что это были Михаэль, Рафаэль и Гавриэль. Имя Михаэль (מִיכָאֵל) означает "кто, как Бог". Этот архангел является покровителем и защитником еврейского народа. Он всегда невидимо присутствует в любой переломный момент истории евреев. Именно он не дал сгореть Авраму в печи, когда его туда приказал бросить Нимрод. Вот и сейчас пришел он, чтобы сообщить Саре, что у нее будет сын. Имя Гавриэль (גַּבְרִיאֵל) означает "Бог - моя сила". Гавриэль по могуществу и значению равен Михаэлю. У престола Всевышнего Гавриэль находится слева, а Михаэль - справа. Гавриэль - повелитель огня, а Михаэль управляет водной стихией. Гавриэля обычно посылает Всевышний для иполнения на земле Его предначертаний. Поэтому сейчас Гавриэль зашел к Аврааму перед тем, как уничтожить города долины Иордана. Имя Рафаэль (רְפָאֵל) означает "Бог - целитель". Он пришел, чтобы облегчить болезненное состояние Авраама после обрезания.
Сара, сгорая от любопытства, стояла у двери шатра, за которой расположились Авраам и странные гости, и внимательно вслушивалась, о чем там между ними идет речь. И, конечно же, она услышала о том, что у нее будет сын. И она засмеялась. Язвительным смехом скепсиса и горечи. "После того, как состарилась я, помолодею?" - сказала она про себя. Ни один мускул не дрогнул на лице Сары, и ни один звук не вырвался от нее. Но может ли что-то укрыться от Господа?
"От чего это смеется Сара? - спрашивает Бог у Авраама, раскрывая тем самым свое присутствие Саре, - Есть ли что-либо недостижимое для Бога?". Сара очень испугана, что мысли ее были услышаны, и она не находит ничего умнее как начать отнекиваться. Почему же Сара не поверила доброй вести, а смеялась? Возможно, потому, что Авраам скрыл от нее свой смех. А так как даже самая праведная из женщин Сара, испугавшись, отрицала правду, то в еврейском законодательстве установили, что женщина не может быть свидетелем в суде.
Тем временем гости откланялись, заявив, что им уже пора, "устремили взор свой на Сдом". Как только путники удалились, Бог решил рассказать Аврааму, что, на самом деле, происходит. Он решил "сойти" и лично убедиться, что скрывается за теми жалобами и воплем, которые доходят до Него из Сдома и Аморы. И если все так ужасно, как Ему говорят, Он положит всему этому конец. А почему Он решил рассказать обо всем Аврааму? Творец решает преподать ему урок, потому что "Авраам должен стать великим и могучим народом, и.... ради того, чтобы он повелел своим сынам и своему дому после себя соблюдать путь Творца, творя добро и правосудие...".
Прошу обратить внимание: письменная Тора передает материал до крайней степени в сжатом и в конспективном виде. И буквально каждое предложение требует серьезных раздумий и анализа, нуждается в тщательном подробном обсуждении с различных сторон и точек зрения. Написано, что Творец решил рассказать о своих намерениях Аврааму, не столько для него, сколько для нас, для тех, кто когда-либо возьмет в руки Священное Писание и будет его изучать. Рассказ о Сдоме не принадлежит прошлому. Это не просто красивая легенда, до которой нам нет никакого дела. Это скорее рассказ о будущем. Именно о том будущем, в котором мы живем с вами. Порядки и образ жизни, которые были установлены в Сдоме, не исчезли вместе с этим городом. И люди, которые населяли Сдом, продолжают жить, только уже в нашем мире. Все те качества характера и нравы, которые культивировались и особенно ценились в уничтоженных городах долины Иордана, и сегодня весьма ценятся и продолжают культивироваться среди людей. И сегодня культура и образ жизни человечества имеет ярко выраженные содомские черты.
Авраам и его физические, а главное духовные наследники, являются спасителями мира во все и на все времена. Это видно из оригинала следующего стиха. Сказал Бог: "Утаю ли Я от Авраама, что делаю? "Вэаврагам гайо (был) игъйэ (будет) легой гадоль" и могучим, и благословятся им все народы земли" (Б. 18:17-18). Т.е. Авраам был, есть и будет народом великим, навсегда, пока существует мир. Среди его потомков находится тот самый остаток праведников, ради которых Бог не уничтожает мир и терпит все творимые в нем безобразия.
Но что же, все-таки, совершили жители городов Иорданской долины, что вызвало гнев на них Бога? В мидрашах есть множество рассказов о порядках и нравах царивших в Сдоме. То, что среди жителей Сдома процветала однополая любовь (содомский грех) и все возможные другие сексуальные пристрастия, это еще не так ужасно. Жители этих городов (Сдома, Аморы, Адмы, Цвоима и Цоара) установили определенные порядки, которым все должны были следовать и добровольно следовали. Земля долины, где были расположены эти города, была необычайно плодородна и насыщена ископаемыми - золотом, серебром и драгоценными камнями. Естественно, что жители были очень богаты. А в других землях люди нередко голодали и пытались раздобыть себе пропитание у более зажиточных соседей. Ситуация требовала решения. И оно оказалось очень простым. Как-то посовещавшись, жители городов плодородной долины решили, что полезно будет для сохранения их богатства никому из чужаков ничего не давать, не оказывать никакой материальной помощи и поддержки, никакого гостеприимства. Под страхом смерти запрещено было продавать, а тем более давать, пищу и воду любому проходившему через их земли страннику. Наоборот, всячески поощрялись грабеж, издевательство и глумление над всяким чужеземцем. Избивший, например, человека до крови по приговору сдомского суда получал компенсацию от избитого за кровопускание полезное в лечебных целях. Нельзя сказать, что все эти законы и постановления были плохи с точки зрения коренных жителей (4). В конце концов, они защищали их интересы.
Вот типичная история из жизни Сдома. Некий путник шел мимо Сдома, и случилось остановиться ему на ночлег. А пожитков было у него всего дорогой цветной ковер, привязанный веревкой на спине осла. Содомит по имени Эдор пригласил его к себе на ночь, пообещав приютить и накормить ужином. Путник с радостью согласился. В доме у Эдора гость передал ему на хранение ковер и, поужинав, отправился спать. На другой день Эдор уговорил чужеземца погостить у него еще немного. Наконец настало время гостю продолжить свой путь. Он рассыпался в благодарностях и попросил Эдора вернуть ему ковер и веревку. Увидев недоумение Эдора, путник подробно напомнил ему, как он появился у него в доме.
- У меня был осел, когда я пришел, - стал объяснять гость. - А на спине осла был привязан веревкой красивый цветной ковер, который я и передал тебе на хранение.
- Твой странный сон означает вот что: веревка говорит мне, что жить ты будешь долго, а ковер указывает на фруктовый сад, владельцем которого ты скоро станешь, - ответил ему Эдор.
- Верни мне ковер! - закричал гость.
- Зачем ты шумишь? - стал успокаивать его Эдор. - Разве я не дал тебе благоприятное толкование? Хотя обычно за толкование снов я беру четыре золотые монеты, но с тебя, как с дорогого гостя, возьму только три.
Разгневанный путник потребовал пойти к судье. Сдомский судья внимательно выслушал обе стороны и постановил: "Всем известно, что Эдор лучший толкователь снов в этом городе, поэтому путник обязан заплатить ему четыре золотые монеты и полную стоимость пребывания в его доме". А так как путник не соглашался и протестовал, судья приказал выдворить его за ворота города.
И сказал Бог: "Вопль на Сдом и Амору стал велик, и греховность их очень тяжела. Сойду же и увижу: если по мере дошедшего до меня вопля поступали они - тогда конец! Если же нет - узнаю".
Акварель Джеймса Тиссо
Авраам все понял. Понял, что участь городов долины решена. И ангел Гавриэль с определенной миссией уже направился туда. И Авраам предпринимает попытку спасти города. Он полный дерзкой решимости "приближается" к Богу и молит его о судьбе жителей Сдома и остальных городов. Главный аргумент Авраама - не может Господь быть источником несправедливости. А погубить праведника из-за нечестия грешника и есть такая несправедливость. Авраам осмеливается критиковать намерения и действия Творца. "Не подобает Тебе делать подобное", - говорит Авраам. В оригинале слова Авраама переданы через очень сильное выражение - "халила леха", - имеющее большую смысловую нагрузку и которое можно понимать и как "не достойно тебя", и как "преступно для тебя", или даже как "хула для тебя".
Авраам протестует против коллективной ответственности за преступления общества. Наказывать должно только тех, кто этого заслуживает. И если в среде грешников находятся праведники, то они не должны разделить общую участь. А, кроме того, общество еще сохраняет надежду на исправление, если в нем человек, ведущий праведную жизнь, является лишь объектом насмешек. По словам рава Гирша (5), пока к праведнику терпимо относятся хотя бы власть и закон, пока над ним только издеваются, представляя его дураком, но не считая преступником, общество заслуживает снисхождения. Если же праведный образ жизни становится уголовно наказуемым, тогда ждать больше нечего и надежды на спасение нет. Хотя вопрос этот довольно сложный и неоднозначный.
Однако Господь соглашается с Авраамом. Он устанавливает тот минимум ведущих праведную жизнь, ради которых не будут уничтожены грешники. Наименьшее число таких праведников Господь определяет в десять человек.
Почему именно десять? Десять - число полноты и совершенства. Десять это первое число, которое одновременно является и единицей и множеством. Из слов Творца, зафиксированных в книге Числа 14:27 (6), следует, что минимальное количество евреев в общине - 10 человек. Десять взрослых евреев, собравшихся вместе для молитвы, называют словом "миньян" (מִנְיָן).
Когда Авраам говорит о 50 праведниках, он имеет в виду, что в каждом из 5 городов есть необходимый минимум в 10 человек. А когда, например, о 20 праведниках, то Авраам пытается хотя бы два города спасти от уничтожения. Но поскольку и десяти праведников не нашлось, Авраам прекратил молитву. И с этого момента участь городов была окончательно решена.
(1) Впрочем, если иной гость решал явить Аврааму свой норов и отказывался произносить благословение, Авраам выставлял ему такой счет за гостеприимство, что спесь гостя моментально куда-то девалась.
(2) По свидетельству Талмуда (трактат Недарим, лист 39б) одну шестидесятую часть болезни.
(3) Иегудá Лúва (Лев, Леб) бен Бецалель (МАГАРАЛЬ из Праги ) - раввин, талмудист, мыслитель и ученый. С 1597 г. до смерти в 1609 г. - главный раввин Праги.
(4) Например, хорошо знакомый нам: "кто не работает, тот не ест".