Задонский Яков: другие произведения.

8. Содом.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 13/06/2016. 13k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  • Иллюстрации: 4 штук.
  •  Ваша оценка:

      
      Архангел Михаэль вернулся к своим небесным обязанностям (1), а двое других, Гавриэль и Рафаэль, оставаясь в человеческом облике, спустились в долину Иордана и к вечеру того же дня подошли к городу Сдом (Содом). У городских ворот их встретил Лот, проживавший в Сдоме. Расставшись с Авраамом, Лот добился почета и уважения, говоря современным языком "сделал карьеру". Он стал судьей. Правда, среди нечестивцев Сдома. Но останься Лот с Авраамом, что ждало его? Он так бы и остался тенью своего великого родственника.
        
      Увидев двух путников, Лот приглашает их к себе в дом, хотя любое гостеприимство запрещено в Сдоме под страхом смерти. И что же? Лот такой смелый? Почему он идет на такой риск?
      
      Обычное объяснение - Лот воспитан примером Авраама, и гостеприимство у него такое же естественное качество, как и у Авраама. Настолько естественное и так прочно укорененное в нем, что преодолевает инстинкт собственного самосохранения? Но есть факты, которые заставляют задуматься об истинных причинах смелости Лота.
      
      Прежде всего, этот акт гостеприимства Лота никогда ему в заслугу не ставился. Лот не разделил участь всех остальных жителей Сдома только лишь за заслуги Авраама. Об этом определенно говорится в этой главе (19:29): "И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот".
      
      А разве собственных заслуг у Лота вообще не было? Были, конечно. Двадцать четыре года назад в Египте, когда он, Аврам и Сарай спасались там от голода в Кенаане. Аврам, как вы помните, получил много всякого добра за Сарай, когда ее забрали в дом фараона. Потому что он объявил себя ее братом. Но, на самом деле братом Сарай был Лот. И стоило ему сообщить фараону всю правду, все блага получил бы он, а Аврам просто перестал бы существовать. Это был величайший соблазн. А Лот очень любит богатство. Каких душевных усилий и мук стоило Лоту, чтобы не донести на Авраама? Поистине, это большая заслуга.
      
      Так что же, все-таки, придало смелости Лоту? Что-то в облике путников, встреченных Лотом у ворот Сдома, указывало ему, что это не совсем обычные люди. Предыдущая 18 глава рассказывала, как Авраам принимал трех ангелов, явившихся ему под видом обычных людей. На протяжении всей главы гости Авраама ни разу не названы ангелами. А тут, в этой главе, сразу сказано: "И пришли два ангела в Сдом вечером, когда Лот сидел у ворот Сдома; и увидел Лот, и встал навстречу, и поклонился обоим до земли". Кого увидел Лот? Обычных людей или ангелов? Если Лот не подозревает, кто перед ним, то почему сказано "малахим" - ангелы, но не сказано "анашим" - люди? А не надежда ли на защиту со стороны ангелов добавила смелости Лоту.
      
      Но если предположить, что Лот не догадывался, кого он реально встретил, то получается, что заслуги Лота больше заслуг Авраама. В самом деле, Лот, как и Авраам, оказывает гостеприимство прохожим. Но только Авраам ничем не рискует, Лот же, оказывая гостеприимство, нарушает закон и рискует собственной жизнью. Тем более что у него уже есть печальный опыт столкновения с законом. Существует мидраш, в котором рассказывается, как одна из дочерей Лота лишилась жизни, оказывая помощь бедняку. Лот, оказывая гостеприимство, должен все время принимать меры, чтобы эта его черта не стала достоянием гласности. Ему надо все делать тайно, в ночное время, за счет своего отдыха и сна.
      
      Поэтому чтобы Лот не выглядел совсем уж героем, комментаторы стараются приуменьшить заслугу Лота. Рассказывают, что Лот, на самом деле, очень боялся. Просил гостей своих идти к его дому кружным путем и в дом входить незаметно, ноги, на всякий случай, не мыть и т.п. Но, если допустить, что Лот догадывался, кто на самом деле пришел под видом путников, все становится на свои места, и никаких дополнительных ухищрений в объяснении поведения Лота не требуется.
      
      Как бы там не было, ангелы Рафаэль и Гавриэль оказываются в доме у Лота. Если Лот что-то и замечал необычного в гостях, его жена, уроженка города Сдома, ангелов в них явно не распознала. Она была очень недовольна, что Лот привел неизвестно кого в дом, подвергая опасности не только себя, но и всю свою семью. Поэтому она ставит условие, чтобы на ее половине дома никаких чужеземцев не было.
      
      Лот собственноручно устраивает для своих гостей целое пиршество и выпекает свежую мацу. Но оказывается, что в доме нет соли. Жена Лота отправляется к соседям и просит их одолжить немного соли, потому что, видите ли, гости неожиданно пожаловали. Естественно, что уже очень скоро эту новость знал весь город. А еще через некоторое время и стар и млад окружили дом Лота и стали тарабанить в дверь, требуя выдать им чужеземцев.
      
      Интересно, что собравшиеся жители Сдома не проявляют намерения расправиться с Лотом и его домочадцами, чего все опасались, напротив, они пришли поглумиться над гостями Лота. Пришли со всех концов города, не только молодые отморозки и зрелые прожженные негодяи, самое удивительное, пришли старики. И все в единодушном стремлении "познать" тех двоих, что остановились на ночь у Лота. Однако, как отметил рав Гирш, в нормальной ситуации, в нормальном обществе, все не могли быть заодно. Юные обычно склонны к распутству, но их сердце еще не загрубело и противится жестокости. Иначе у стариков. Хотя их и ожесточили житейские невзгоды, но пыл юности иссяк. Они уже свое отгуляли, и теперь настроены против бесчинств юности. То, что в Сдоме наблюдается полное единодушие, является верным признаком окончательного падения.
     
     []
    Николай Петрович Ломтев. Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре.
     
      И как же пытается разрешить напряженную ситуацию Лот? Он предлагает собравшейся толпе своих дочерей взамен требуемых ими гостей. "Вот у меня две дочери, которые не познали мужа, их я выведу к вам, и делайте с ними, как угодно в глазах ваших".
      
      Никакими законами гостеприимства невозможно оправдать то, что предложил Лот. Благо, что гости его были ангелами. Они не допустили этого, ослепив собравшуюся толпу.
      
      Считается, что у Лота были еще две замужние дочери, жившие своими семьями отдельно. Ангелы повелели Лоту собрать абсолютно всех своих родственников и уходить из Сдома, не оглядываясь, потому что Господь принял решение уничтожить Сдом. Образ жизни Сдома не угоден Богу, поэтому Лот должен оставить Сдом, оставить жизнь, которой он жил в Сдоме. Он не должен ничего брать с собой из прежней жизни и поэтому, естественно, не оглядываться. Лот отправился к своим зятьям сообщить о предстоящих событиях, но его подняли на смех. Всю ночь ходил он из дома в дом, но так ничего и не добился, никого не озаботил и даже не заинтересовал. "Глупец ты - самый большой в мире! - говорили ему во след. - Арфы, лютни и свирели звучат в городе, - а ты говоришь, что Всевышний уничтожает Сдом".
      
       []
    Питер Пауль Рубенс. Лот с семьей, покидающие Содом.
      
      В итоге после долгих проволочек и колебаний в нерешительности, Лот, его жена и две незамужние дочери были насильно выведены из Сдома. Ушли в чем были, не собрав никакого имущества. И как это часто бывает среди женщин, жена Лота, урожденная содомитянка, все сожалела о прошлой жизни, о брошенном имуществе, оставленном доме. Она забыла о предостережении, и, уходя, обернулась. Не потому что ее замучило любопытство и не потому, что она надеялась, что ее замужние дочери одумались и идут за ними следом, но главным образом потому, что она так до конца и не верила, что что-то действительно случится. Она хотела убедиться во всем сама. А если все не так страшно, то вернуться назад в ту жизнь, которая ее вполне устраивала. И мгновенно обратилась в соляной столб, из той самой соли, которую она ходила просить к соседям, стараясь, на самом деле, навредить неожиданно пожаловавшим в ее дом гостям. Она хотела соли и получила ее сполна.
      
      - Спасайся на гору, - повелел ангел Лоту, - чтобы тебе не погибнуть.
      
      Но Лот вдруг начинает протестовать. Он не может спасаться на гору, потому что там он может умереть. Что за чудеса? Почему так опасны для Лота горы? Тем более что чуть дальше мы узнаем, как он селится в одной из пещер и именно в горах. Отвечает Раши: на самом деле ангел велит Лоту бежать к его дяде Аврааму. Гора часто символизирует праведника. Но что Лоту делать рядом с Авраамом, в его тени? Рядом с Авраамом Лот - никто и ничто. Лот не случайно выбрал для жительства Сдом. На фоне местных жителей Лот чувствовал свою значительность и величие, был вполне удовлетворен и доволен собой. И, возможно, он считал, что именно в Сдоме он будет полезен Творцу. Поэтому Лот взмолился: "Не могу бежать я к горе (к Аврааму). Это равносильно для меня смерти".
      
      В конце концов, Лот и две его дочери, напуганные обрушившейся на их привычный мир катастрофой, оказываются в какой-то пещере в горах. И тут сообразительные дочери Лотовы решили, что на земле кроме них больше никого не осталось. И теперь на них лежит важная миссия: восстановить племя людское. А никакого мужчины, кроме отца их, в округе не наблюдалось. Поэтому старшая предложила младшей, что, мол, пока отец их еще жив и не умер, необходимо с ним переспать по очереди и зачать от него для возобновления рода человеческого. Отца решили в благочестивые планы свои не посвящать. Зачем смущать и волновать старика? Они просто напоили его до бесчувствия вином, благо в пещере припрятано его было кем-то предостаточно.
      
       []
    Хендрик Гольциус. Лот и дочери.
      
      Благие намерения и вольный взгляд на отношения между полами, усвоенный в Сдоме, дали желаемый результат: обе родили сыновей. Старшая назвала своего Моав, потому что, сказала она без стеснения, от отца ("меав") своего родила я. Младшая же оказалась более целомудренной и сына своего назвала скромно - Бен-Ами, что означает "сын моего народа" или, по другому толкованию, "сын (бен) того, кто был со мной (ими)".
      
      Все так и произошло, как задумывали дочери Лота. От сына старшей Моава произошел народ моавитяне, а сын младшей Бен-Ами оказался родоначальником аммонитян.
      
      Прямо скажем так себе история: грязненькая какая-то. Почему нужно было увековечивать ее в Писании Священном? На вопрос отвечает Устная Тора. Написано: "Нашел Я Давида, слугу Своего..." (Пс. 88:21). Где Творец нашел его? В Сдоме (мидраш Ялкут Шимони (2)).
      
      Давайте разбираться, о чем тут идет речь. На утро после ночных событий ангелы торопят Лота: "Встань, бери жену твою и двух дочерей твоих, находящихся здесь, чтобы ты не погиб за грех города" (19:15). Текст Торы обычно очень компактен и каждое, кажущееся нам избыточным, слово имеет важный дополнительный смысл. Зачем о двух дочерях Лотовых сказано "находящихся здесь"? Из предыдущего текста и так ясно, что они находились вместе с Лотом. В оригинале слова "здесь" нет совсем. Словами "находящихся здесь" переведено слово "ганнимцаот", которое следует понимать как "обнаружившихся" или "нашедшихся". Здесь еврейские мудрецы увидели намек на двух великих женщин из Библии: на моавитянку Рут (Руфь), история которой описана в одноименной книге Библии, и аммонитянку Нааму (3).
      
       []
    Гравюра Густава Доре. Рут на поле Боаза.
      
      Рут присоединилась к еврейскому народу и, став женою Боаза, родила ему сына Оведа, у которого, в свою очередь, родился сын Ишай, будущий отец Давида. Таким образом, моавитянка Рут, ведущая свое происхождение от старшей дочери Лота, была прабабушкой царя Давида.
      
      Вот так и получилось, что в результате событий в Сдоме "нашелся" Давид, ставший не только родоначальником царской династии, но и рода Машиаха, т.е. Мессии-Спасителя.
      
      Но в целом судьба моавитян и аммонитян, народов происшедших от дочерей Лота, оказалась не столь радужной и удачной. Эти народы были идолопоклонниками и отличились в истории особой жестокостью, бесстыдством и развращенностью нравов. А моавитяне еще и исключительной ненавистью к народу Израиля. Желая уничтожить евреев, царь Моава и дедушка Рут Балак нанял колдуна Бильама, чтобы он проклял еврейский народ. Поэтому сказано о них: "да не войдут аммонитяне и моавитяне в собрание Бога... вовеки" (Втор. 23:4).
      
      
      (1) Учили таннаи: один ангел не исполняет два назначения, и два ангела не исполняют одно назначение... Михаэль произнес свою весть (о рождении у Аврагама и Сары сына) и отошел, Гавриэль же был послан разрушить Сдом, а Рафаэль - спасти Лота.... Берешит раба, 50:2.
      
      (2) Ялкут Шимони - сборник мидрашей, охватывающих всю Библию, предположительно составлен Шимоном га-Даршаном (проповедником), жившем во Франкфурте в XIII веке. Идентично в Берешит раба, 50:10: "Сказал рабби Ицхак: "Нашел Я Давида, раба Моего" - где нашел его? В Сдоме".
      
      (3) Амонитянка Наама стала женой царя Шломо (Соломона) и матерью царя Иудеи Рехавама (Ровоам).
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 13/06/2016. 13k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка