Аврааму не сидится на месте. Он оставляет Хеврон и, перемещаясь к югу, оказывается, таким образом, в городе филистимлян Граре (Гераре), местоположение которого сегодня определено очень предположительно. Филистимляне, или на языке первоисточника плиштим - "вторгшиеся", ведут свое происхождение от потомка Хама Каслухима. Они появились из-за моря, возможно, с острова Крит, и обосновались вдоль побережья Средиземного моря, отвоевав у Кенаана города Ашкелон, Ашдод, Гат и Газу, а также построив и свои города. Филистимляне были идолопоклонниками и практиковали человеческие жертвоприношения. В каждом городе Филистии был обычно свой управитель - серен, называемый иногда царем. В Граре времен Авраама таким управителем оказался Авимелех.
Прибыв на территорию, управляемую Авимелехом, Авраам повел себя очень странно, но нам уже знакомо. Он опять объявил жену свою Сару сестрой, и она, естественно, тут же оказалась в царском дворце Авимелеха. В первую же ночь весь царский двор поразил неизвестный и мучительный недуг, проявлением которого была задержка мочи. С полным мочевым пузырем Авимелеху как-то удалось задремать, и во сне ему явился Бог и сказал: "Ты умираешь за женщину, которую ты взял, ибо она замужем.... Теперь же возврати жену этого человека..., а он помолится за тебя и будешь жить, если же не вернешь, то знай, что и ты умрешь и умрут все твои".
Из общения Авимелеха с Творцом и последовавшего затем объяснения с Авраамом становится ясно, что Авимелех во всей этой истории оказался в некотором роде в роли жертвы. А Авраам? Его поведение в высшей степени загадочно. Все попытки мудрецов и комментаторов Торы объяснить и оправдать действия Авраама малоубедительны. Зачем вообще Авраам снялся с насиженного места и отправился в страну идолопоклонников филистимлян? Разве Авраам получил такое повеление от Бога? Никакого вразумительного ответа (1). А в результате повторилась ситуация, случившаяся с Авраамом много лет назад в Египте. Но только в еще более неприглядном и недостойном праведника виде. Авраам отдает Сару в гарем Авимелеха, когда до рождения обещанного ему Творцом наследника остается меньше года. Об этом ему однозначно и определенно сообщил Творец всего несколько дней назад. Авраам не верит Богу или, может быть, он бежит от Бога? И ему не нужны, на самом деле, ни Сара, ни обещанный сын Ицхак? Или он так боится за свою жизнь? Но зачем ему жизнь, если миссия его не будет выполнена? И откуда этот возникший страх у отважного воина, одолевшего чуть не в одиночку отборные войска Кедорлаомера и врага своего заклятого Нимрода. Кто такой Авимелех по сравнению с ними? И кто собирался лишать его жизни?
Авраам решил, что "нет вовсе страха перед Всесильным (Элогим) в этом месте". Но не сказано в Писании, что намеревался Авимелех покончить с Авраамом. Именно поэтому на утро он упрекает Авраама: "Что ты сделал с нами, и чем провинился я против тебя, что ты навел на меня и на царство мое грех великий?". Авимелех говорит Аврааму, что не имел дурных намерений. То же самое он говорит явившемуся ему во сне Богу. Ощущение такое, что Авимелех оказался в роли простака, как выражаются сегодня - лоха, которого просто развели на деньги. И деньги не малые, нужно сказать. И этому есть подтверждения в дальнейших событиях. Можно оправдывать Авраама тем, что Авимелех идолопоклонник, практикующий человеческие жертвоприношения, и потому не заслуживает хорошего отношения. Но считал ли так Творец?
Авраам, спасаясь от голода, оказывается в Египте, где отрекается от Сары. А в результате является миру Ишмаэль, человек-дикарь и наказание потомкам Авраама. Свободной жизни в Кенаане Авраам по неизвестной причине предпочитает жизнь в качестве эмигранта и чужака в Филистии, где он вновь отказывается от жены своей. Одобряет ли его поведение Господь? Очевидно - нет. И, как мы скоро узнаем, эти действия Авраама обернутся большой бедой для народа Израиля.
Господь пытается исправить ситуацию, расчищая последствия неразумных действий избранника Своего, чтобы спасти Свой план. Поэтому он вступает в контакт с идолопоклонником. Но есть еще одно последствие странных поступков Авраама, для исправления которого без вмешательства Создателя никак не обойтись. Сару взяли в дом Авимелеха в качестве жены, и вскоре у нее рождается сын. Что подумает любой человек, кому расскажут эту историю? С Авраамом жила много лет, и не было детей. Но стоило лишь на день оказаться в доме другого мужчины, и сразу родила ребенка. Что может сделать Творец, чтобы ни у кого и никогда не было никаких сомнений? На одной чаше весов - загадочная, мифическая болезнь, в результате которой никто, по слухам, не мог прикоснуться к Саре, а на другой - вполне реальный и осязаемый, родившийся в положенное время ребенок. И какая чаша перевесит? Чему скорее поверят окружающие?
В общем, с какой стороны ни посмотри, вся эта история никак не украшает праотца Авраама (2). Он не только отдал свою жену Авимелеху, солгав, что она его сестра, но и пытается неуклюже выгораживать себя, когда обман его раскрывается. Он вдруг решает всю ответственность за поступки свои переложить на Бога. "А вот, когда Всесильный увел меня из дома отца моего, я сказал ей (Саре): вот милость, которую окажешь мне, - во всяком месте, в которое придем, скажи обо мне: он мой брат". Оказывается, это Бог виноват, что Авраам вынужден скитаться (3) среди чужих народов и лгать, выдавая жену свою за сестру. Но самое ужасное, что совершил Авраам: он заключил с Авимелехом, как мы узнаем из следующей главы, безумный и ничем не оправданный договор, по которому филистимляне получили на многие века право на владение землей, которая по плану Творца должна была принадлежать потомкам Авраама. Авраам разбазаривает земли, которые ему не принадлежат.
Авимелех же, наоборот, проявил в высшей степени благородное отношение к Аврааму. Заглаживая возникшее недоразумение, он щедро одаривает Авраама и предлагает ему на выбор любое место жительства в своей стране. Фараон же, как вы помните, выставил Авраама за пределы Египта. Однако, принося извинения Саре, Авимелех сказал, что за все страдания, которые она ему причинила, не открыв своего замужества, сын, который родится у нее, ослепнет (4). Все так и случилось по слову Авимелеха. Ицхак действительно однажды ослеп, и это обстоятельство имело далеко идущие последствия.
(1) В Берешит раба, 52 несколько попыток объяснить уход Авраама. Он удаляется от места пребывания Лота, потому что не хочет, чтобы его потомство смешивалось с потомством Лота, явившегося от преступной связи. Однако, как покажет история, этим надеждам Авраама не суждено было сбыться. Сказано: "И жил Израиль в Шиттиме, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава" (Числа, 25:1). Другое объяснение: "когда разрушена была область Сдома, перевелись прохожие и странники, а закрома его (Авраама) не испытывали ни в чем недостатка, и потому сказал: "Неужели прекратится милостыня в доме моем?" Пошел он и раскинул свой шатер в Граре".
(2) А что же Сара? И она ведет себя не лучшим образом. Чего больше всего боялся Авраам? Чтобы его не убили, узнав, что Сара жена его. И у фараона и у Авимелеха именно Сара признается, что она жена Авраама, тем самым дважды предав его и фактически пожертвовав его жизнью.
(3) 13 стих 20 главы в оригинале начинается словами: "вайги каашер гитэу (הִתְעוּ) оти Элогим мибэйт ави" - дословно "Когда заставили скитаться меня Элогим из дома отца моего". הִתְעָה - "заставлять скитаться, сбивать с пути, ввести в заблуждение".
(4) "Сказал он (Авимелех) им: Вы скрыли нечто (что они женаты) от глаз моих; так и у сына, которого вы произведете, будут прикрыты глаза". Берешит раба, 52:12.