Пятнадцатого нисана 2048 года (1712 год до нашей эры) от сотворения мира Сара таки родила младенца мужского пола. И хотя, как говорит нам предание, Сара значительно помолодела, и у нее исчезли седые волосы, злые языки твердили, что здесь дело нечисто. Одни рассказывали, что ребенка на самом деле родила Агарь, а Сара выдает его за своего. Другие говорили, что родила Сара, но только Авраам здесь ни при чем, ребенок от Авимелеха. А третьи говорили, что это вообще посторонний ребенок - подкидыш, которого старики Авраам и Сара нашли на рынке.
Но все, кто приходили и видели воочию ребенка, вынуждены был признать, что это сын Авраама, потому что Творец, дабы прекратить пересуды, сделал чудо: новорожденный был точной копией Авраама. А кроме того Сара продемонстрировала всем желающим, что груди ее полны молока.
На восьмой день, как заповедал Бог, Авраам обрезал своего сына и дал ему имя Ицхак. Когда Ицхаку исполнилось два года, настало время отлучить его от груди. По этому поводу Авраам устроил большой пир, на который были приглашены все выдающиеся люди того времени. Из Харана приехали отец Авраама Терах и его брат Нахор. Прибыли Шем и Эвер и тридцать один царь земли Кенаан. А также филистимский царь Авимелех и великан Ог.
И только Ишмаэлю было не до веселья. С тех пор как родился Ицхак, его называли не иначе как "сын Агари". Кое-кто нашептывал ему, что он не получит двойной доли наследства как первородный сын, потому что теперь, с момента появления Ицхака первородство переходит к сыну Сары.
- Безумцы! - досадовал Ишмаэль. - Я - первенец, и мне причитается двойная доля наследства.
У Ишмаэля была страсть: он любил стрелять из лука. Он никогда с ним не расставался, лук и стрелы стали неотъемлемой частью и визитной карточкой Ишмаэля. Некоторые даже утверждали, что он родился с луком в руках. Раздосадованный всеми этими разговорами о наследстве, Ишмаэль однажды прицелился из лука в Ицкаха или даже, возможно, выпустил в сторону Ицхака несколько стрел, делая вид, что, на самом деле, охотится на птиц. Случайно свидетельницей этой сцены стала Сара. Она пришла к Аврааму и в ультимативной форме заявила: "прогони рабыню эту и сына ее, ибо не наследует сын этой рабыни с сыном моим, с Ицхаком".
Письменная Тора говорит: "Увидела Сара, что сын Гагар-египтянки, которого та родила Аврааму, насмехается". Между мудрецами-комментаторами Торы развернулась дискуссия о характере этих насмешек. Рабби Акива (1) объяснял, что насмешка - это идолопоклонство. Сара увидела, как Ишмаэль строит жертвенные возвышения, ловит саранчу и приносит ее в жертву идолам. Рабби Элиэзер (2), сын рабби Йоси Аглили, говорил, что насмешка - это разврат. Сара видела, как Ишмаэль насилует женщин. На истории про лук и стрелы настаивал рабби Ишмаэль (3), который говорил, что насмешка означает кровопролитие. Но рабби Шимон (4) бен Элазар возражал им. "Боже упаси, - говорил он, - чтобы в доме праведника было такое". Насмешка, объяснял он, о которой говорится в этом стихе, связана исключительно с борьбой за наследство.
Почему вдруг Сара стала настаивать на изгнании Ишмаэля? Испугалась ли она, что он, как и мать его, становится идолопоклонник или как египтяне - равратник? Возможно. Но тлетворное влияние Ишмаэля, если таковое и было, представляло не очень большую опасность при разумной организации взаимоотношений в семье Авраама. Да и духовный уровень Ицхака, как принято считать, был гораздо выше уровня Ишмаэля. Сара, скорее всего, поняла, что для жизни Ицхака возникла реальная опасность. Ишмаэль был действительно раздосадован появлением на свет Ицхака, потому что увидел в этом факте угрозу для себя лично. Причина досады Ишмаэля та же самая, что и причина досады Каина. И как Каин убил брата своего, так и Ишмаэль мог убить Ицхака.
Авраам разумом не понял и не увидел то, что было ясно видно сердцу Сары. Ишмаэль был его родной сын. Как это так, он должен выгнать родного сына? Но Сара настаивала, и было это прискорбно Аврааму. Возникла тупиковая ситуация, и потребовалось вмешательство Творца для ее разрешения. "Все, что Сара тебе скажет, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется тебе род", - повелел Господь и, чтобы успокоить и утешить Авраама, добавил: "И также от сына рабыни - народ произведу Я из него, потому что он семя твое".
Ну что ж? Авраам привык, не рассуждая, исполнять то, что велит ему Творец. Но то, как исполняет Авраам повеление Творца, вызывает немалое удивление. Авраам богат. И если уж возникла необходимость в отделении Гагар, которая, не забываем, была ему фактически законной женой, и родного своего сына, что стоило ему организовать караван верблюдов, нагруженных всем необходимым, и дать сопровождающих людей и прислугу? А как, на самом деле, поступает Авраам? Он дает ей кусок хлеба и небольшой запас воды и фактически взваливает на нее неожиданно приболевшего Ишмаэля. Откуда и почему такая чрезмерная жестокость? Загадка.
Ответ попытался дать рабейну Бахья (5). Авраам увидел в пророческом видении, объяcнял он, что в будущем сыновья его попадут в зависимость от потомков Ишмаэля, которые будут их ненавидеть и притеснять. Поэтому дал только хлеб и воду. Но уважаемый рав ставит телегу впереди лошади. Если действительно увидел Авраам ненависть потомков Ишмаэля к его потомкам, он должен был, наоборот, оказать всяческие милости Ишмаэлю, чтобы далекие его потомки не смогли найти оправдание для своей ненависти. В результате Гагар и Ишмаэль жестоко страдали в пустыне от жажды. Прошло много лет. И вот Невухаднецар захватил Иерушалаим, разрушил Храм и погнал евреев в плен. Сильная жажда мучила их в пути. Проходя земли, где обитали ишмаэлиты, евреи взмолились, взывая к братским чувствам потомков Ишмаэля. Они охотно откликнулись на братский призыв. Принесли крепко посоленные мясо и рыбу, и полные бурдюки с водой. Основательно подкрепившись, евреи потянулись к бурдюкам с водой, но когда они пытались из них напиться, оказалось, что они раздуты накачанным в них воздухом. Такая вот мера за меру.
Факты таковы: Авраам отправил сына своего и его мать на смерть. И если бы не вмешательство Бога, так бы обязательно и случилось. Но зачем Творец спас Ишмаэля? Ему же достоверно было известно, что спустя много веков потомки Ишмаэля будут убивать и теснить евреев с их земли, да и другие народы от них много пострадают? Такова воля и замысел Бога. И изгнание Ишмаэля - важнейший элемент этого плана. Оно необходимо было для того, чтобы в суровых и жестких условиях пустыни вдали от родного дома вырастить безжалостный народ, который станет проблемой для всех других народов и для потомков Ицхака особенно. И тогда теснимый и преследуемый потомками Ишмаэля еврейский народ будет стенать и молиться так, чтобы услышал Бог. И Бог обязательно услышит и ответит им, потому что назван сын Агари и Авраама именем Ишмаэль.
Георге Таттареску. Агарь и ангел.
После серии злоключений и с Божьей помощью Гагар и Ишмаэль пришли в пустыню Паран (6), где и обосновались на постоянное жительство. Вначале Ишмаэль добывал пропитание стрельбой из лука, а затем занялся грабежом путников. Вскоре он женился на женщине моавитянке по имени Иса.
Однажды Авраам решил навестить Ишмаэля, но не застал его, а встретил его жену моавитянку. "Принеси мне немного хлеба и дай воды, потому что устал я очень", - попросил Авраам. Но женщина ответила: "Нет в доме ни воды, ни хлеба". "Когда вернётся Ишмаэль, передай ему, что приходил старик из страны Кенаан и увидел, что косяк дома плох", - сказал вместо прощания Авраам.
Когда моавитянка рассказала Ишмаэлю со всеми подробностями эту историю про забавного старика, он тут же выгнал ее из дома.
Через некоторое время Агарь привела ему новую жену, на этот раз из своего народа - египтянку по имени Птума. Прошло несколько лет, и Авраам решил снова навестить своего сына. Но, как и в первый раз, дома его не застал. Встретила его новая жена Ишмаэля. Авраам опять попросил воды и хлеба и на этот раз тут же получил и то и другое. Тогда помолился Авраам за Ишмаэля и наполнился его дом всяким добром и благословениями. Когда же вернулся Ишмаэль и узнал о случившемся в его отсутствие, то понял, что всё ещё любит отец его.
Царь Авимелех был весьма напуган инцидентом с женой Авраама Сарой. Он делает вывод, что Аврааму Бог покровительствует всегда и во всем, даже тогда, когда он поступает несправедливо. Авимелех берет с собой своего воеводу Пихоля и предстает перед Авраамом с предложением: "Поклянись мне здесь Всесильным, что не изменишь ни мне, ни сыну моему, ни внуку моему". Почему Авимелех не пришел один, а привел с собой военноначальника? Очевидно для того, чтобы оказать давление на Авраама, заставить его заключить договор. Авимелех боится не столько Авраама, сколько его небесного покровителя. Он требует, чтобы Авраам принес ему клятву. И Авраам клянется. Но никаких ответных клятв со стороны Авимелеха не последовало. Что конкретно требует Авимелех? Ему стало известно, что земля Кенаан в том числе и та, на которой он живет, обещана потомкам Авраама. Откуда он об этом узнал? Единственный возможный ответ: об этом рассказали ему либо сам Авраам, либо его жена Сара. Но зачем? - Загадка. Авимелех добивается от Авраама обещания, что его потомки не будут изгнаны со своей земли потомками Авраама, после того как Эрец Исраэль будет ими завоевана.
Поклявшись, Авраам на многие века узаконил владение землей филистимлянами, захваченной ими и отторгнутой от Кенаана. Филистимляне засели также и в Иерусалиме. И когда пришел Иегошуа бин Нун, чтобы завладеть Иерусалимом, филистимляне показали ему изображение "семи овец клятвы", которое они повесили над воротами города. Показали, чтобы напомнить ему о договоре заключенном с Авраамом, и достигли своей цели: Иегошуа отступил. И только лишь царь Давид с большим трудом изгнал их из Иерусалима.
Единственным условием заключения этого договора со стороны Авраама было возвращение ему колодца, который силой захватили люди Авимелеха. Аврааму пришлось доказывать, что колодец принадлежит именно ему. Он воспользовался для этой цели семью овцами. Мидраш рассказывает, что когда овцы Авраама подошли к колодцу, вода в колодце поднялась навстречу им. Когда же такой фокус попытались проделать пастухи Авимелеха, ничего подобного не случилось. Таким образом, спор был разрешен и доказательства найдены. А Авимелеху Авраам сказал: "Вот эти семь овец возьми себе, и пусть они будут свидетельством и напоминанием тебе, что колодец этот выкопал я". Поэтому это место, где был расположен колодец, получило название Беэр-Шева, что означает "колодец семи" овец или "колодец клятвы" (7). После заключения договора Авимелех и военноначальник Пихоль вернулись в Грар, а Авраам остался и поселился в Беэр-Шеве.
И этот колодец, и эта клятва, и эти семь овец надолго запомнятся народу Израиля. За семь овец на семь поколений (8) отложил Господь завоевание народом Израиля земли Кенаан. А еще филистимляне захватят Ковчег Завета и продержат его у себя семь месяцев.
А Авимелех запомнится, как человек сумевший извлечь максимальную выгоду для своих потомков из общения с праотцем Авраамом, из его странного вранья и проявленной слабости.
"И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие" (Быт. 21:34).
Точнее жил в Беэр Шеве на границе земли Филистимской в течение 26 лет. Авраам вышел из Харрана и пришел в Хеврон в возрасте 75 лет. В 99 лет, после разрушения городов Иорданской долины, Авраам покинул Хеврон и пришел в Филистию, в Грар, где у него родился Ицхак. В Беэр Шеве Авраам прожил 26 лет, затем вернулся назад в Хеврон. Ицхаку к этому времени исполнилось 25 лет. В Хевроне Авраам, Ицхак и Сара провели 12 лет, и случилось событие, о котором мы узнаем в следующий раз.
(1) Акива бен Йосеф - выдающийся танна третьего поколения, один из величайших законоучителей и основоположников раввинистического иудаизма, систематизатор Галахи. Дата рождения неизвестна, казнен императором Адрианом после подавления восстания Бар-Кохбы.
(2) Элизер бен Йоси га-Глили - танна четвертого поколения, ученик рабби Акивы, автор тридцати дух правил толкования Торы, в частности правил гематрии, нотарикона, замены атбаш.
(3) Ишмаэль бен Элиша - танна третьего поколения, один из ведущих законоучителей иешивы в Явне, постоянный оппонент рабби Акивы. Разработал тринадцать правил толкования Торы. Жил в Эрец Исраэль во второй половине 1 в. - первой трети 2 в. н. э.
(5) Бахия бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагосы (Испания), автор одной из наиболее популярных и очень любимых книг еврейской средневековой литературы. Написанная на арабском языке и переведенная на иврит, под названием "Ховот галевавот" (Обязанности сердец), эта книга - первое систематическое изложение еврейской этики.
(6) Пустыня на юге Эрец Исраэль, часть пустыни Негев. Почти все сорок лет своих странствий по выходе из Египта евреи провели в этой пустыне.