У нашей знакомой тети Белы есть племянник - Абраша. Очень любознательный и активный молодой человек. Следующая история как раз про него. А может быть речь пойдет совсем о другом Абраше. Но это и не важно. Важно то, что однажды Абраше было открыто. А дело было так.
Так уж повелось, что у каждого народа в мире есть праздники. А как без них? Ну, нельзя же все время работать, нужно же когда-то и отдохнуть, погулять, побезумствовать, в общем, оторваться на полную катушку.
Какой такой праздник есть у нас, в России? Десять человек из десяти ответят - это Новый Год. Есть ли еще праздник равный ему? Никакой политики, никакого официоза, настоящий народный праздник. Веселый и озорной. Дед Мороз, Снегурочка, елка, подарки, много шампанского и еще больше веселья.
Новый год в Израиле называется Рош а-Шана ("голова года"). И наступает он, естественно, всегда в один и тот же день - в первый день седьмого месяца Тишри (1). Но так как религиозные евреи пользуются своим солнечно-лунным календарем, а, например, у нас, в России мы живем по солнечному календарю, в котором начало месяца не совпадает с появлением Луны на небе, происходит ежегодное колебание начала фиксированных еврейских месяцев относительно нашего Григорианского календаря. Месяц Тишри бывает обычно осенью. Например, в этом году первый день месяца, и, следовательно, праздник Рош а-Шана, начался вечером 2 октября.
Абраша уже слышал, что еврейский Новый год ничем не напоминает тот праздник, который под этим именем известен во всем мире. Это какой-то особый праздник. Можно сказать и не праздник совсем. Потому что никто не веселится, а даже наоборот. На праздник Нового года у евреев, слышал Абраша, наступают какие-то страшные дни.
И вот когда Абраша первый раз услышал, что Новый год, оказывается, не зимой, в мороз, а поздним летом, в жару, его это рассмешило.
- А что они в жару собрались страшно и грозно отмечать?
А, как мы уже сказали, Абраша был молодой человек весьма любознательный, он отправился послушать о странном празднике одного очень известного лектора.
- Друзья, готовьтесь, - вещал лектор. - Скоро всех ждет День суда, надвигается Рош а-Шана. В этот день Творец открывает "Книгу жизни" и начинает туда всех записывать (2): кому жить, кому умереть, кому от воды, кому от огня, кому от голода, кому от жажды. Более того в этот день устанавливается как жить: кому покой, кому скитания, кому бедность, кому богатство, кто возвысится, а кто унижен будет.
- Суд идет! - прозвучало последним словом лекции.
Абраша слушал, слушал, а в конце лекции встал и спросил:
- Скажите, вот вы тут говорили, что скоро будут судить, а кого вы имели в виду?
- Как кого? - удивился усталый лектор. - Тебя!
- Меня? - чуть не свалился на стул Абраша. - Но я нормальный. Хороший. Никому ничего плохого не делаю. Я ничего не украл, не убиваю, у меня доброе сердце. Недавно отдал долг Арончику.... Часть долга.... То есть я собирался отдать.... Он мне не звонит, не напоминает.... За что же меня судить?
- Что за суд? Что вы нас пугаете? Я ничего не чувствую, - закончил свою речь Абраша и покинул аудиторию.
(1) В этот день был сотворен первый человек.
(2) Касается не только евреев, но и каждого человека на земле, вне зависимости от вероисповедания.