Аннотация: История создания "биогенетического закона".
Думаю, Эрнст Геккель обиделся бы на меня, если бы я не рассказал еще об одной стороне его насыщенной научной жизни.
Геккель не верил в Бога. В того Бога, о котором свидетельствовало Священное Писание. Но Геккель был не просто атеист, его воинственно антирелигиозная позиция не поддается рациональному объяснению. Однажды в своей жизни он начал борьбу с христианством и до конца жизни не прекращал ее ни на минуту, только наращивая ее интенсивность с годами.
Указать точный период жизни, когда это началось довольно сложно. Современные защитники Геккеля настаивают, что его антирелигиозная позиция была инспирирована личной трагедией. После возвращения из Италии Геккель женится на своей родственнице по материнской линии Анне Сетэ (Anna Sethe), как он сам говорил, по большой любви. Этот год был очень удачным для него. Он становится профессором зоологии в Йене. Издает монографию о радиоляриях.
Однако счастье продолжалось недолго. В 1964 году его молодая жена неожиданно заболевает и умирает.
"Мне казалось, что я не перенесу этого тяжелого удара; я считал свою жизнь оконченной и решил объединить все новые мысли, на которые меня натолкнуло расцветающее тогда учение Дарвина, в одной большой работе. Это работой была "Главная морфология". Она была написана менее чем в годичный срок. Я жил в то время абсолютным пустынником, предоставлял сну три-четыре часа ежедневно и работал целые дни и половину ночи. При этом я вел такой аскетической образ жизни, что я, в сущности, должен удивляться самому себе, что вы видите меня нынче цветущим и здоровым перед вами" - вспоминал Геккель.
В 1867 году Геккель женится второй раз на Агнес Гушке (Agnes Huschke), дочери заслуженного анатома Йенского университета.
Скоропостижная смерть его любимой Анны так потрясла его, по мнению некоторых исследователей, что он разуверился в Боге и занял антихристианскую позицию.
Возможно, но вряд ли. Тут нужно иметь в виду, что человек науки или обычный обыватель не живут в безвоздушном пространстве. Они живут в определенной стране, в которой в тот или иной исторический отрезок происходят определенные социальные явления.
В 1848 году по Европе прокатилась волна революций буржуазного характера. В марте волнения начались в Германии, в результате которых немцы ненадолго обрели некоторые свободы, парламент и новую конституцию.
В это мутное время на исторической сцене явился некий Вильгельм Марр крещенный еврей-полукровка. Говорят, что именно он придумал и пустил в обиход слово "антисемитизм".
Он выступал против еврейской эмансипации, объясняя свою враждебность к евреям тем, что они являются носителями идей либерализма, губительных для Германии.... Евреи только и думают, как захватить власть и завладеть общественными богатствами. "Евреи любую революцию используют в своих собственных целях" - проповедовал Марр.
Справедливости ради нужно отметить, что, например, негров и индейцев он также считал недочеловеками.
Марр зарабатывал на жизнь журналистикой, работая в редакциях различных немецких газет.
В 1879 году увидел свет "главный труд" его жизни - "Победа еврейства над германством". Книга была объемом менее полусотни страниц, но надела много шума и шла нарасхват. Только в первый год вышло 12 ее переизданий.
"Большая часть книги посвящена "теории заговора", получившей широкое распространение после знаменитой фальшивки - "Протоколов сионских мудрецов". Марр убежден, что странам Европы угрожает "мировое еврейство", целью которого является захват власти и разрушение традиционных европейских ценностей. Конкуренты Германии в Европе - Франция и Англия - уже давно управляются евреями. Теперь "семиты" хотят подчинить себе Германию.
Евреи у Марра - паразитическая раса, успешно эксплуатирующая "германские народы", прежде всего, немцев. А наивные и неопытные в политике коренные жители Германии только облегчают захватчикам их работу. Открыв революцией двери либерализму и капитализму, немцы подписали себе смертный приговор: "Мы, немцы, совершили в 1848 году самоотречение в пользу евреев", - пишет Марр, и заканчивает книгу на откровенно пессимистической ноте: "евреям принадлежит будущее, германство обречено на вымирание. Finis Germaniae!"" (Евгений Беркович)
Бороться с засилием евреем необходимо организационно. Нужна партия. И такая партия была создана Марром в 1879 году в Берлине - международная Лига антисемитов (Antisemitenliga). А какая партия без собственного печатного органа? Марр сам редактировал и издавал ·Новый немецкий часовой?.
К слову на тот момент Марр считал, что только одна страна еще не побеждена еврейством, а продолжает борьбу. Это Россия. Но продолжаться это долго не будет. Против нее бросят все силы. И судьба ее будет плачевна.
Но, естественно, не только некий Марр придерживался подобных взглядов. Нужно понимать, что это было широкое общественное явление (и не только в Германии). И блистали в нем звезды первой величины: Иоганн Фихте, Рихард Вагнер, Евгений Дюринг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах, Пауль Лагард и многие, многие другие.
Каких общественно-политических взглядов мог придерживаться Геккель в подобных условиях? Он никогда не отличался блеском философской мысли.
И потому неудивителен его антисемитизм и антихристианизм. Но, если бы Геккель был просто последовательным атеистом. Однако он вначале проповедовал, а затем и пытался провести в жизнь суррогатную религию собственного производства.
Существовали некоторые идеи, циркулировавшие и активно дискутировавшиеся в те годы в немецком обществе, которые ему лично импонировали. Он брал их и пытался доказать с позиции биологической науки. Вот так появился его фальшивый биогенетический закон и высосанное из пальца, позорное учение о расах низших и высших.
Геккель, например, делил людей на две категории - "курчавых" и "прямоволосых". Первые, по его мнению, были "неспособны на настоящую внутреннюю культуру и высшее интеллектуальное развитие". А "симметрию всех частей тела и то гармоничное развитие, которое мы считаем неотъемлемым от совершенной человеческой красоты", по мнению Геккеля, можно было найти только среди арийцев.
Он пошел значительно дальше Дарвина: "... такие низшие расы, как веды или австралийские негры, психологически ближе к млекопитающим, - приматам и собакам - чем к цивилизованным европейцам. Поэтому мы должны наделять их жизнь совершенно иной ценностью... единственные их интересы - еда и размножение... многие высокоразвитые животные, в особенности моногамные млекопитающие и птицы, поднялись на более высокую ступень развития, чем низшие дикари".
Геккель был убежден, что для торжества эволюционного учения необходимо разрушить христианские церкви, уничтожить и искоренить веру в Бога. А с гарантией это можно сделать, только заменив официальную религию псевдорелигиозным культом.
Новую религию Геккель назвал "Монизм". Только не путать с монотеизмом.
Он писал, что монистическая философия космоса "учит нас, что во вселенной безраздельно царят вечные, железные, могучие законы. Она сводит с пьедестала три главных центральных догмы прежней дуалистической философии: личного бога, бессмертие души и свободу воли... Рушится старое идеалистическое мировоззрение. Но на развалинах восходит солнце нашего монизма и освещает нам прекрасное царство природы. Культ "правды, добра и красоты" - главное ядро нашей новой монистической религии".
В 1906 г. в Мюнхене Геккель организовал "Лигу монистов" (Monistebund), основной задачей которого было "искоренение религиозных предрассудков и распространение научных знаний". В 1911 г. в Гамбурге состоялся первый международный конгресс "Лиги монистов".
30 июня 1908 года Геккель открыл в Йене первое здание, воздвигнутое в честь нового божества. Он выступил с пространной речью, в которой заявил, что "филетический музей будет храмом для религии чистого разума".
Геккель внес свой и весьма весомый вклад в становление будущей идеологии нацизма. Фактически Гитлеру и его сподручным ничего придумывать не нужно было. Это доказанный исторический факт.
"На самом деле, изобретать национал-социализму осталось очень мало. Фундамент для биополитики этноцентризма, расизма и ксенофобского национализма уже был заложен в немецкой жизни и культуре многими ведущими учеными Германии задолго до первой мировой войны. ... Это попросту исторически верно, что немецкие преподаватели и ученые фактически способствовали развитию и успеху национал-социализма, как прямо - научными трудами, - так и косвенно - популяризацией или вульгаризацией своих научных работ" (Дж.Штайн).
Американский историк науки Даниэл Гасман назвал Геккеля "одним из крупнейших идеологов расизма, национализма и империализма".
Геккель, например, утверждал, что новорожденные рождаются глухими и лишены сознания, т.е. при рождении человек не имеет ни души, ни духа. Поэтому новорожденных с патологией или увечьями можно и должно спокойно уничтожать.
Он называл это "актом милосердия" - как и умерщвление любого неизлечимо больного или неполноценного человека.
"Современное общество искусственно поддерживает жизнь сотен тысяч неизлечимых людей - сумасшедших, прокажённых, больных раком и так далее, - писал он в книге "Причудливые формы природы". - Их страдания старательно продлеваются, не принося пользы ни им, ни обществу в целом... При общей численности населения Европы в триста девяносто миллионов человек как минимум два миллиона - это психически больные люди, из которых более двухсот тысяч неизлечимы. Сколько страданий для самих больных, сколько невзгод и горя для их близких, сколько личных и общественных расходов! От скольких же мучений и трат можно было бы избавиться, если бы люди наконец приняли решение всего лишь одной дозой морфия освободить неизлечимо больных от неописуемых пыток!"
Эрнст Геккель прожил долгую и плодотворную жизнь. Он умер в 1919 году в Йене в почете и уважении в возрасте 85 лет.