Задонский Яков: другие произведения.

4. Зараза дилетантизма.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 06/06/2016. 11k. Статистика.
  • Эссе: США
  • Иллюстрации: 3 штук.
  •  Ваша оценка:

       []
      
      
      Как вы понимаете это далеко не полный перечень выдающихся престидижитаторов от науки. Популярность, известность и, конечно же, успешность этих экстраординарных экземпляров человеческой породы и широкое распространение самого явления, которое мы называем иронической наукой заставляет задуматься о причинах происходящего. Заслуживающее внимания объяснение предложил Олег Акимов (19):
      
      "Известно, что реальные исследования окружающего нас мира нуждаются в огромных деньгах. В связи с этим управленцам научной сферы крайне необходимо "раскручивать" поп-звезды, как это делается в шоу-бизнесе. Тогда дюжина странных "теоретиков" сможет привлечь в бюджет науки миллиарды долларов, которые покроют расходы на дорогостоящие космические аппараты и ускорители. Между тем наукообразные фантазии Хокинга и Пенроуза ровным счетом ничего не стоят - ни в прямом, ни в переносном смысле.
      
       []
      
      Таким образом, народная наука(20) снабжает профессиональную науку не какими-то оригинальными идеями, а в основном финансовыми средствами, которые истинные исследователи никогда бы сами не получили.
      
      В связи с этим, я думаю, можно слегка потратиться и на поиск чёрных дыр и темной материи, притворяясь, будто эти экзотические объекты неуёмной фантазии народных ученых действительно существуют. Можно даже слегка приврать, говоря, будто открыто нечто, очень похожее на черную дыру и темную материю. Этот небольшой выброс сенсационной информации позволит заметно стимулировать интерес к науке, без которого всё пришло бы в кладбищенский упадок.
      
      Такие процессы, по-видимому, протекают бесхитростно сами собой. Я думаю, что в среде профессионалов всегда найдется влиятельное лобби, которое ставит своей задачей подтвердить истинность народной науки. Люди, контролирующие большие денежные потоки, наверняка, связаны толстой пуповиной с народом. Пусть ученый совет из высококлассных специалистов решит потратиться на какую-то реальную программу исследований, все равно лобби народной науки отрежет для своих иллюзорных целей ломоть денежного пирога".
      
      Но это, так сказать, только одна грань проблемы. К сожалению экономически всех явлений жизни не объяснить, чтобы там себе не воображал Карл Маркс и его коммунистические последователи. Выдающиеся престидижитаторы создают своей активностью некое псевдонаучное, но живое и деятельное пространство, имеющее в том числе значительную экономическую составляющую. Но деньги - еще не все. Уверен, многие из них читают популярные лекции практически бесплатно или готовы читать бесплатно. Важнее известность, публичность, успешность и власть. Они занимают различные почетные должности в академических институтах, руководят прожектами, не имеющими ни хозяйственного ни научного значения, председательствуют на многочисленных конференциях, симпозиумах и совещаниях по всяким надуманным поводам и проблемам, являются обладателями престижных наград и премий и сами влияют на их распределение, готовят себе приемников и последователей, им же дают аттестацию, распоряжаются материальными и людскими ресурсами, влияют на выработку общей политики в отношении образования и научно-исследовательской работы. А также заняты многими другими важными и полезными, с их точки зрения, делами. Они очень ревнивы: зорко блюдут, чтобы не пущать и пресекать на корню, любые ростки альтернативного видения любых проблем, компетентность в которых узурпирована ими навечно.
      
      Почему так происходит и как с этим бороться? Я попытаюсь изложить свою точку зрения далее. А сейчас я чувствую необходимость разъяснить одно получившее широкое распространение представление: отсутствие экспериментальной проверки превращает науку в религию. Джон Хорган тоже убежден, "что искания объединительной теории напоминает скорее религиозный поиск, чем научный".
      
      К сожалению, приходится напоминать элементарные вещи. Наука, будь она истинной, псевдонаукой или иронической, изучает внешний мир и вырабатывает систему представлений, истинных или ложных, об окружающем мире. Наука по существу своему находится вне морали и нравственности. Религия обращена, прежде всего, к личности, и помогает ответить на глубоко личные и интимные вопросы о смысле жизни, жизненных ценностях, добре и зле и т.п. Наука есть следствие врожденной способности и потребности к познанию, а религия есть следствие врожденного религиозного чувства. Как такое религиозное чувство осознается, чем наполняется и как выражается, такова и религия. Религия - система верований, связывающая (потому и называется - религия) личность с внешним миром, объясняющая иллюзорное или истинное место личности в мире. Религия, в моем расширительном понимании, не предполагает веру в Бога, но базируется на достаточно разветвленной или не очень системе верований. Атеист Ричард Докинз, о котором мы говорили, очень религиозен. Мало того, он - религиозный фанатик. Его религия, как он сам себя определяет, - атеизм. На самом деле, он обыкновенный идолопоклонник. Его священное писание - эволюционное учение, объект его поклонения, его идол - естественный отбор, пророк - Чарльз Дарвин.
      
      Если система верований человека, наработанная им опытом своей жизни - ложна, то и религия такого человека оказывается ложной. И тут я вынужден сказать непопулярную вещь: только вера в личного Бога - творца неба и земли - лежит в основе истинной религии. Иные другие верования ведут к религии ложной.
      
      Так вот, человек, обретя веру в личного Бога и исповедующий такую веру, получает массу доказательств истинности своей религии, и совсем почти не остается для него того, что приходится принимать только на веру, без доказательств. Невоцерковленному и неверующему в Бога человеку в это трудно поверить. Ему, как и Докинзу, все время кажется, что никаких доказательств нет и быть не может.
      
      Поэтому сравнивать поиск единой теории всего с религиозным поиском, или науку, которую мы договорились называть иронической, не корректно, не верно и кощунственно.
      
      А теперь попытаемся понять: почему так расцвела ироническая наука. Как я уже говорил, отвернувшись от Бога, человек ищет, чем заполнить образовавшуюся душевную пустоту. И хорошо, если приходится беспокоиться о хлебе насущном. Работа отнимает львиную долю времени. И все же его остается немало для всяческих полезных дел. Кто-то прожигает жизнь в тусовках по клубам и другим злачным местам, если есть такая возможность. У кого возможности нет, зачисляют себя в интеллектуалы: ходят в театры и на концерты заезжих и заезженных "звезд". Некоторые вдруг решают духовно развиваться. Они читают очень умные книжки вроде "Кода да Винчи" Дэна Брауна, у них обязательно стоят на полке аккуратненькие томики Паоло Коэльо. Самые продвинутые и беспокоящиеся о своей душе шляются по лекториям и семинариям, практически беспрерывно устраиваемыми всякого рода проповедниками, экстрасенсами, контактерами, охотниками за НЛО, привидениями и прочими мохнатыми и рогатыми или не очень зелеными человечками. Вот эти тронутые по голове всякими тайнами и мистикой, жаждущие узнать тайну Бермудского треугольника, египетских и мексиканских пирамид, Марианской впадины, а также тайну Большого взрыва, черных дыр, эффекта Доплера, червоточин с загогулинами и прочей разной чертовщины, есть самая благоприятная публика для престидижитаторов от науки. Мечутся они туда-сюда в душевном смятении, убивая время, и только те, кому исключительно повезло, вдруг останавливаются и разражаются олимпийским хохотом, обнаружив пустоту и бессмысленность своего коловращения.
      
      Отчасти виной всему наш стремительный век. Уродливая система образования порождает образовательных уродов, воображающих себя способными во всем без труда разобраться. А стоит такому образованцу получить престижную премию, не дай Бог, Нобелевскую, за работу в какой-нибудь узкой области научного знания, он уже может важно надувать щеки, отвечая на вопросы вездесущей прессы (21), высказывая свое авторитетное и единственно верное мнение по любому поводу. А всем остается только разевать рот, внимая каждому его слову.
      
      И чем меньше человек образован, тем больше у него спеси и самомнения. Им, этим образованцам, естественно претит называть себя невеждами и неучами. Слово такое себе красивое придумали, называть себя которым, в крайнем случае, соглашаются, - дилетантизм, от латинского delectare, что значит "услаждать, развлекать". Получение знаний - больше не кропотливая работа "до седьмого пота", это услаждение себя любимого и легкое развлечение от скуки обывательской. В результате дилетантизм стал чем-то вроде заразы нашего времени, а дилетанты не только бродят по городам и весям, но и позасели в учреждениях важных на ответственных местах, инструкции разные с циркулярами выдают "на гора". И раз уж речь ведем мы об образовании, то в результате инструкций и циркуляров этих образовательных, могут получиться только точно такие же уродливые недоучки и невежды, из скромности зовущиеся дилетантами.
      
      Дилетант очень удобен для всякого рода проходимцев и дельцов, в том числе и от науки. Дилетанту можно втюхивать что угодно. Например, масло без холестерина, крем для лица с содержанием неизвестно кому принадлежащего ДНК и с какой целью напиханного в крем. Дилетанта можно напугать "озоновой дырой", заставив выкинуть еще совсем новый холодильник опасной для озонового слоя конструкции, и заменить на "безопасный", изготовленный с использованием последних достижений нанотехнологий. Или напугать новой "дырой", на этот раз черной, которая выпрыгнет из коллайдера и проглотит Землю. Дилетантам можно на лекциях "рисовать" красочные миражи, какие Остап Бендер рисовал обалдевшим от плодотворных идей заезжего гроссмейстера васюкинцам.
      
      Разрешения сложившейся ситуации не видно. По-настоящему глубокие знания никого больше не интересуют. Они не интересуют даже тех, кто претендует на владение ими и зовется гордым именем Ученый. Все желают услаждаться и развлекаться. Поэтому всегда найдутся те, кто такую возможность предоставит. Самые смышленые из Ученых это уже поняли и не хотят пребывать в стороне. А на классическую теоретическую науку давно уже наплевали, как никого больше не интересующую. Это ли не конец науки?
      
      Конец науки действительно уже наступил и то, что в массовом сознании ассоциируется с "наукой", на самом деле ею не является. У "науки" появилась новая важная роль, она трансформировалась в еще один инструмент манипуляции массовым сознанием, в узду для удержания в нужном русле и предании нужного направления.
      
      Дилетантизм ставит предел человеку. Френсис Бэкон заметил: "Лишь поверхностное знание уводит от Бога, глубокое познание, напротив, опять к Нему возвращает". Круг замкнулся. Секуляризация порождает дилетантизм, дилетантизм ведет к секуляризации. Это ли не конец человека?
      
       []
      
       (19) Олег Евгеньевич Акимов - кандидат физико-математических наук, преподаватель. Автор сайта "Sceptic-Ratio".
      
       (20) Акимов ироническую науку называет народной, что, думаю, несправедливо. Дж.Хорган предложил более удачное название.
      
       (21) См. например, публикацию Кота Базилио "Мышиный король" на Проза.ру (2012).
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 06/06/2016. 11k. Статистика.
  • Эссе: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка