Задонский Яков: другие произведения.

5. Пол Фейерабенд.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 06/06/2016. 5k. Статистика.
  • Эссе: США
  • Иллюстрации: 9 штук.
  •  Ваша оценка:

       []  []  []
      
      Основная причина, почему так вольготно чувствуют себя и процветают престидижитаторы и упоминаемые Акимовым дельцы от науки в том, что произошло слияние науки и государства. Кажется, что никто и не замечает этого факта, потому что для того чтобы стали очевидными каждому последствия такого слияния прошло не достаточно, по человеческим меркам, времени. Все просто уверены, подогреваемые заинтересованной в таком слиянии наукой, что этот процесс положительный и прогрессивный. Но настоящее зло тем и опасней, что оно не так очевидно и удачно маскируется под добро. Кажется, что первым это понял и осознал Пол Фейерабенд уже более тридцати лет назад и изложил свои революционные мысли в книге "Против метода" (Feyerabend Paul. Against Method), недавно наконец-то официально изданной у нас издательством АСТ в серии "Philosophy" (22).
      
      Так как в самом начале нашего повествования я упоминал, что Пауль Фейерабенд, как его более правильно величать из-за немецкого происхождения, мой любимый современный философ, не могу немного не рассказать, кто он и откуда.
      
       []
      
      Пауль Карл Фейерабенд родился в Вене в обычной семье 13 января 1924 года. В средней школе (Realgymnasium) проявил себя неординарным учеником. Любил математику, физику, астрономию. У него обнаружился очень хороший голос, которым он очень гордился. В своей автобиографии, названной оригинально Killing Time (Убивая время) он говорит, что удовольствие, которое он получал от наличия и использования хорошо-обучаемого певчего голоса, превосходило любое интеллектуальное удовольствие. Он даже поступил в академию, с намерением стать оперным певцом.
      
      "Курс моей жизни был ясным ...: теоретическая астрономия в течение дня, предпочтительно в области теории возмущения; затем репетиции, тренировки, вокальные упражнения, опера вечером ...; и астрономические наблюдения ночью ... Оставалось единственное препятствие - война" - вспоминал в автобиографии Фейерабенд.
      
      Попав под влияние обаяния Адольфа Гитлера, в 1942 году добровольцем поступает в офицерскую школу и очень скоро оказывается на Восточном фронте. Пуля, попавшая в позвоночник, едва на всю оставшуюся жизнь не усадила его в инвалидную коляску.
      
       []
      
      "Мне было не встать, - вспоминал Фейерабенд, - и я до сих пор помню, что тогда думал: "Значит, буду ездить вдоль книжных стеллажей на инвалидной коляске". Я был счастлив"(23).
      
       []  []  []
    Карл Поппер....................................Имре Лакатос...............................Людвиг Виттгенштейн
      
      После войны в Венском университете Фейерабенд начинает изучать историю и социологию, но разочаровавшись, обращается к теоретической физике. В это же время его по-настоящему увлекает философия. Он знакомится с уже довольно известным Карлом Поппером, который оказывает на него большое влияние. Фейерабенд был "... восхищен свободой манер (Карла Поппера), его дерзостью, его непочтительным отношением к немецким философам, труды которых не воздействовали ни на одно из его чувств, кроме чувства юмора ... [и] его способностью выражать сложные проблемы на простом, журналистском языке. Это был свободный ум, весело предлагающий свои идеи, не заботясь о реакции "профессионалов".
      
      А также с Людвигом Виттгенштейном, у которого планировал учиться в Кембридже. Но судьба распорядилась иначе: Виттгенштейн неожиданно умер, и Фейерабенд в 1952 году начал обучение в Лондонской школе экономики у Карла Поппера. Здесь он знакомится с Имре Лакатосом, который становится ему другом и соратником и кому он посвятил главный свой труд.
      
      В 1958 году Фейерабенд принял гражданство США и переехал в Калифорнию в Беркли. Фейерабенд читал лекции по общей философии, философии науки и даже по церковной догме. "Почему церковная догма? Потому что развитие церковной догмы имеет много общего с развитием научной мысли". Фейерабенд никогда долго не оставался на одном месте. География его преподавательской деятельности весьма обширна. С уходом на пенсию в 1991 году он поселяется в Цюрихе, где проживает до самой своей смерти в 1994 году.
      
      Рассказывает Джон Хорган:
      
      "Повернувшись к Боррине (последняя жена Фейерабенда), я напомнил о фотографии ее мужа рядом с горой немытой посуды и его приписку о том, что выполнение этой обязанности теперь является самым важным делом его жизни.
      
      Боррини хмыкнула.
      
      - Раз в сто лет, - заметила она.
      
      - Что ты хочешь этим сказать? Какое "раз в сто лет"? - закричал Фейерабенд. - Я каждый день мою посуду!".
      
       []
      
       (22) На сегодняшний день в том же издательстве вышли "Наука в свободном обществе" и "Прощай, разум" (прим. 2012 года).
      
       (23) Дж. Хорган. Конец науки.
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (zadonsky2019@outlook.com)
  • Обновлено: 06/06/2016. 5k. Статистика.
  • Эссе: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка