Заславская Елена Борисовна: другие произведения.

Uss Saratoga museum Неожиданная встреча с инженерным прошлым

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Заславская Елена Борисовна (yz103b@gmail.com)
  • Обновлено: 05/05/2009. 15k. Статистика.
  • Рассказ: США
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Музей в Провиденсе - символ мирного сосуществования России и США.Экспонаты - списанные авианосец США и подводная лодка России.Участие в реализации проекта оказывают разработчики радиоэлектронного комплекса для лодки.


  •    Е. Заславская

    "USS Saratoga museum"

      

    НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА С ИНЖЕНЕРНЫМ ПРОШЛЫМ

      
       История эта началась в середине апреля 2002-го года. Русский еженедельник, издающийся в Нью-Йорке, опубликовал заметку под игривым названием "Россия Америке подарила пароход". В заметке сообщалось, что на днях в порт Провиденс была доставлена буксиром советская дизельная подводная лодка-ракетоносец проекта 651 (или "Жюльета - 484" по классификации НАТО). Эта лодка, снятая с вооружения в 1994 году, была продана Финляндии, потом её перекупили канадцы, а затем - американцы. Здесь её вначале использовал Голливуд для съёмок художественного фильма с устрашающим названием: "The Widowmaker" - "Делающий вдовами". (Фильм основан на реальных событиях, происшедших в разгар холодной войны в северной Атлантике. Советская подводная лодка, вооружённая баллистическими ракетами, попала в беду из-за отказа атомного реактора).
       Теперь в Провиденсе "Жюльетте" готовят судьбу экспоната в местном Военно-морском музее, который, по замыслу основателей, должен символизировать возможность мирного сосуществования США и России, противостоявших друг другу в недалёком прошлом. Посетителям музея здесь предстоит "нырнуть в историю" - увидеть двух стоящих бок о бок недавних противников, ветеранов "холодной войны". Оба экспоната - американский авианосец "Саратога" и подводная лодка проекта 651 - носитель противокорабельных ракет, были сняты с вооружения в 1994-м году. Теперь они будут символизировать мирное сосуществование двух могущественных в военном отношении стран. Что может быть нагляднее и убедительней? Авианосец "Саратога" предполагается пришвартовать недалеко от центра города Провиденс в живописном парке "Collies Point Park"; рядом - подводную лодку. Здесь, расположится новый Военно-морской музей, названный по имени авианосца.
       После такой преамбулы следует объяснить, как далеко не молодые американские граждане - эмигранты из России, оказались в Провиденсе на подводной лодке и приобщились к задачам, решавшимся создателями музея. Произошло это благодаря удивительному стечению обстоятельств. Так случилось, что мой друг, И. Г. прочёл в местном русском еженедельнике эту заметку о прибытии в Провиденс бывшей российской подводной лодки. Много лет назад он и я работали в советском Научно-исследовательском институте, в котором разрабатывался комплекс радиоэлектронных средств, размещённых на лодках этого типа. И. Г. был заместителем главного конструктора разработки. Естественно, он хорошо знал характер и методы решения тактических задач, а также взаимодействие всех элементов сложной аппаратуры. (В своё время он закладывал основные принципы построения системы).
       Связавшись через Интернет с руководителем работ по созданию музея, Фрэнком Ленноном, И. Г. предложил свою помощь при подготовке будущих экскурсоводов для создаваемого музея. Леннона очень заинтересовала возможность получения консультации непосредственно у разработчика. И мы были приглашены в Провиденс, чтобы помочь на месте разобраться в радиоэлектронном оборудовании и бумагах.
       Фрэнк оплатил эту поездку для нас обоих. (И. Г. рассказал ему о том, что я участвовала в расчётах системы и разработала одно из устройств этого комплекса). Вскоре пришло подтверждение оплаты авиабилетов в оба конца.
       В аэропорту Бостона (около 100 км. от Провиденса) нас встретили и доставили в отель "Мариотт" в центре города, а оттуда - в итальянский ресторан. Потом отвезли к месту стоянки лодки. Здесь буквально через час после прибытия в Провиденс мы встретились с Фрэнком Ленноном (и с лодкой). Фрэнк произвёл впечатление человека целеустремлённого, нагруженного множеством текущих задач, но при этом доброжелательного и очень внимательного. Он обнаружил тонкое понимание всех нюансов, как в плане деловом, так и в сфере человеческих отношений.
       Фрэнк Леннон был автором идеи создания музея под девизом "Здесь мирно покоятся рядом когда-то непримиримые и охотившиеся друг за другом американский и советский ветераны холодной войны". Он был не только душой проекта, но и идеологом начинания; он координировал выполнение многообразных работ по проекту, затем стал президентом музея. Кстати, в своё время Фрэнк служил в "зелёных беретах", что на мой взгляд, свидетельствует о мужественном характере этого человека. Он собрал группу энтузиастов, увлёкшихся его затеей. Для её реализации были необходимы деньги. Первоначальные затраты взял на себя мэр города, поддержавший начинание Леннона. Возместить начальные капиталовложения предполагается за счёт будущих посетителей, которым будет интересно побывать на советской подводной лодке. Большинство энтузиастов привлечённых Ленноном, безвозмездно выполняли трудоёмкую и грязную работу по восстановлению подводной лодки. В работах принимали участие более 10 добровольцев - волонтёров. Из всей "команды" только два человека получали зарплату! На большее не было денег...
       Более полутора часов мы путешествовали вместе с Фрэнком по отсекам подводной лодки, буквально напичканным всевозможной аппаратурой. Отсеки разделены водонепроницаемыми переборками. Чтобы проникнуть из отсека в отсек, необходимо протиснуться сквозь люк - метровое круглое отверстие в переборке. Во время этой экскурсии я невольно подумала, как тяжко служить на подводном флоте. Крошечные помещения, узкие проходы и бесчисленные приборы действуют на психику угнетающе. В таких условиях моряки вынуждены существовать месяцами! Даже капитанская каюта "нaфарширована" приборами. Известно, что для психологической разгрузки членов экипажа в более новых подводных лодках предполагается предусмотреть небольшое помещение, в котором стены будут обклеены большими фотографиями берёзовых рощиц.
       За истекшие годы и оборудование, и корпус лодки были повреждены. Перед тем, как начать демонстрировать её посетителям, было необходимо проделать огромную восстановительную работу, включая очистку от ржавчины, окраску и разборку завалов мусора, среди которого обнаружились также и документы.
       Мы были на лодке в начале мая. Глядя на царивший здесь хаос, трудно было вообразить, что менее чем через три месяца состоится открытие музея. В действительности, открытие произощло намного позднее, несмотря на хорошо организованную и самоотверженную работу команды Фрэнка.
       Ряда приборов из состава аппаратуры, разработанной нашим институтом, на лодке не оказалось. Но самая крупная и наиболее узнаваемая часть аппаратуры - два антенных поста - была опознана сразу. И. Г. охватило настоящее волнение, когда он сначала увидел, а потом даже погладил обе антенны. Ему вспомнились проводившиеся некогда сложные работы по созданию их и трудным полевым измерениям.
       Среди бумаг, найденных на лодке, были технические описания, отдельные схемы, отчёты о тактических упражнениях, тезисы лекций по боевой подготовке личного состава, групповой снимок экипажа и... даже ведомости расхода спирта(!).
       В кипе полуистлевших бумаг обнаружили потрёпанную матросскую книжку. Там были данные какого-то парня, год рождения и тому подобное, а дальше - его показатели подготовке, теоретической и практической. Раздел первый - политическая подготовка; раздел 2-й, то есть менее важный, - специальная подготовка. Как знакома эта расстановка приоритетов!
       Ничего существенно важного мы не обнаружили. Вид документации, выполненной более сорока лет назад, производил удручающее впечатление. В частности, документы и чертежи, скопированные на синьке, напомнили мне времена, когда я была ещё молодым специалистом. Среди находок обнаружили упакованное в пакет белоснежное полотнище с полосами синего и красного цветов (цвета ВМФ СССР). Трудно было понять, почему знамя и бумаги были оставалены на лодке перед её продажей.
       Времени у нас было в обрез. Поэтому пришлось ограничиться кратким переводом документации, чтобы у "команды" сложилось хотя бы самое общее представление о содержании многочисленных бумаг.
       В первой половине следующего дня один из наших гостеприимных хозяев устроил для нас экскурсию по городу на своей машине; Провиденс один из старейших городов Новой Англии и столица самого малого американского штата Род Айленд. Население штата составляет примерно 900 000 человек, около половины проживает в Провиденсе и его окрестностях. Примечательные обстоятельства возникновения этого города наложили отпечаток на его дальнейшее развитие.
       Первое поселение на этом месте было основано английским священником Вильямсом ещё в ХVII веке. Он возглавлял группу единомышленников, которых по религиозным соображениям изгнали из колонии переселенцев, располагавшейся на берегу Массачузетского залива. На месте поселения возник позднее город, назанный Провиденсом в честь провидения Божьего. Хартией короля Англии им была дарована свобода религии и разрешено самоуправление. Это привлекло сюда представителей многих сект. Со времён колониальных и доныне население города отличает независимость. Символ независимости - статуя свободного человека установлена на беломраморном здании State House - Доме Штата, очень похожем на Капитолий - здание американского Конгресса. Город богат историческими и культурными центрами, в их числе один из старейших в Америке знаменитый Университет Брауна. Парадная центральная часть города с высокими зданиями опоясана ухоженным каналом, по которому в выходные дни и по вечерам скользят гондолы (копии венецианских), управляемые местными "гондольерами" в соответствующих одеяниях. Это затея мэра города - потомка итальянских иммигрантов.
       Берега и острова залива Наррагансет изобилуют удобными гаванями. Возможно, сочетание "морского духа" Провиденса и присущей его жителям независимости (что способствует творческим начинаниям), явилось предпосылкой создания в городе уникального музея.
       Одной из наиболее трудных проблем, которую предстояло решить перед открытием музея, была подготовка будущих экскурсоводов. Им необходимо было понять принципы взаимодействия радиоэлектронного оборудования с вооружением, размещённым на лодке. Лекция об использования лодки (как это представлялялось в период разработки) состоялась в кают-компании. В этом, самом просторном помещении лодки, за столом с трудом разместились семь человек, двое стояли. Лишь один из присутствовавших оказался бывшим инженер-капитаном, так что лекция была рассчитана на слушателей с общим средним образованием. Между делом, неназойливо И. Г. дал понять слушателям, что система сугубо морская, поражение населённых пунктов и наземных объектов не предусматривалось. (Вопросы о том, не предназначалась ли система для стрельбы по Нью-Йорку, почему-то возникали). Лекция вместе с ответами на вопросы продолжалась немного больше часа, её записали на магнитофон. Слушали очень заинтересованно. На этом завершилась деловая часть посещения Провиденса. Участники проекта получили уникальную помощь. Квалифицированно и в доходчивой форме И. Г. сообщил им абсолютно необходимые для их дальнейшей работы сведения. Фрэнк и его команда высоко оценили это.
       Побывать на авианосце "Саратога" нам не довелось, нехватило времени; пришлось удовольствоваться тем, что в последний вечер Фрэнк отвёз нас в Ньюпорт, здесь, в тихой гавани были в то время пришвартованы два отслуживших авианосца "Саратога" и "Форрестол". Огромные грозные корабли казались присмиревшими, как бы обезвреженными. Эти корабли были знакомы мне по классическому справочнику военных кораблей Джейна. Представить себе ранее, что мне когда-нибудь доведётся увидеть их, было абсолютно невозможно.
       Торжественным завершением всего мероприятия был немноголюдный приём, который состоялся в ресторане, из окон которого открывался вид на канал, по которому скользили гондолы. На приёме за столом на 12 человек присутствовали, вместе с супругами, спонсоры, отдельные волонтёры и "нужные люди", включая мэра Провиденса. Фрэнк Леннон, семья которого состоит из престарелой мамы и любимой кошки, был один. Гости, каждый по-своему, оказались интересными. Этот неофициальный приём был устроен в честь будущей музейной экспозиции и четырёх "русских" гостей. (Кроме нас, на приём были приглашены сын Н.С. Хрущёва, Сергей с женой. С.Н. Хрущёв в своё время работал в подмосковном КБ. Здесь создавались системы управления противокорабельными баллистическими ракетами, устанавливаемыми на подводные лодки этого типа. Он уже несколько лет как американский гражданин, профессор политологии в "Брауновском Институте международной политики", подобных институтов в США, вероятно много). С небольшим опозданием появился мэр города с очаровательной супругой. Кстати мэр находится на этом посту 20 лет, что свидетельствует о высоком уровне его популярности.
       Приём происходил 10-го мая, и очень уместно прозвучал тост, произнесённый Сергеем Хрущёвым: "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне!" Он добавил, что И. Г. участник этой войны. Было приятно, в частности, и потому, что тост содержал напоминание о вкладе Советского Союза в разгром гитлеровской Германии. К сожалению, значительная часть населения Америки, в особенности среднего и молодого возраста, об этом не знает.
       Атмосфера приёма была непринуждённой, обстановка - вполне демократичной, несмотря на очевидную принадлежность участников встречи к различным социальным слоям. Видимо, в этом и проявляется надлежащее воспитание.
       Всё, что довелось увидеть и узнать в этой очень насыщенной поездке, было поистине подарком судьбы. Впечатления были разнообразными. Знаменательным было приобщение к благородной затее и посещение лодки, что в прежней жизни было бы для меня абсолютно нереально. Приятным и естественным было общение с интересными людьми. Любопытно было получить некоторое представление о характере взаимоотношений в их среде. В очередной раз удивили здешние масштабы волонтёрства. Чётко организованы были не только деловая часть визита, но и сопутствующие мероприятия, включая встречу в аэропорту, размещение в фешенебельном отеле "Мариотт", а также знакомство с достопримечательностями прекрасного города Провиденс.
       И. Г. очень радовало, что сумел доходчиво рассказать по-английски достаточно сложные вещи. Приятно было принести какую-то пользу организаторам выставки. Наконец, получили удовольствие от интересной экскурсии. Прощаясь, Фрэнк Леннон пригласил нас посетить предстоящее открытие музея.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       5
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Заславская Елена Борисовна (yz103b@gmail.com)
  • Обновлено: 05/05/2009. 15k. Статистика.
  • Рассказ: США
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка