Вы помните заветную мечту Остапа Бендера - поехать в Рио-де-Жанейро? Город солнца, белых штанов и карнавалов! Нет, я не была в Рио-де-Жанейро. Зато я была в Венеции, где проходит тот самый знаменитый КАРНАВАЛ, отец (или мать?) всех в мире карнавалов, в том числе и риодежанейрского.
Итак, вперёд! За мной, мой читатель! Я попробую показать вам хотя бы кусочек этого восхитительного и незабываемого празднества!
До Венеции от Неаполя путь неблизкий. Однако, когда ранним сереньким февральским утром автобус уже стоял на стоянке, мы оказались всё ещё не в Венеции, а в городе Местре, огромном современном промышленном городе - материковом продолжении Венеции. До Венеции всех туристов переправлял через лагуну водный трамвай. К моему великому изумлению город оказался не так романтичен, как мне ожидалось. Пронзительный холодный ветер с лагуны, сырые заплесневелые стены домов, грязная вода каналов. А цены! Чашечка кофе здесь стоит в три-четыре раза больше среднеитальянской.
Про Венецию можно рассказывать бесконечно - про Собор Святого Марка, про венецианские стеклодувные мастерские, про регулярные наводнения, про помпезный и воздушный одновременно Дворец Дожей, про каналы и гондолы....Да ещё многое, что можно рассказать про Венецию. Но я предлагаю не разбрасываться, а сосредоточиться сегодня сугубо на карнавале.
Рассвело окончательно, и Венеция решила вернуть себе наше расположение. Солнце выглянуло из-за туч, ветер стих, туман рассеялся. А когда мы вышли на площадь Св. Марка и попали в толпу масок - тут я совсем потеряла дар речи! От множества ярких костюмов, от громкой музыки, от маслянистых бликов на лениво колышущейся воде. Да...наверное, нимало пришлось потрудиться средневековым апологетам христианской морали, чтоб искоренить эту пагубную плебейскую привычку - веселиться. Но тщетно!
Конечно же, я читала и слышала не раз о Венецианском карнавале. Но одно дело читать, а совсем другое - вдруг оказаться в центре этого искрящегося разноцветного круговорота костюмов и масок. Вокруг нас важно разгуливают в одиночку, попарно и группами дожи, принцы, короли, принцессы, великосветские дамы, мушкетёры, римские воины. Замечаю, что все костюмы изготовлены не просто бутафорски аляповато, а очень реалистично, с соблюдением исторических деталей. Такое впечатление, что находишься не на карнавале, а среди декораций и актёров на съёмках исторического фильма. Костюмы пошиты из настоящего бархата, парчи, тафты, страусиных перьев. А какие украшения! А головные уборы! Огромные шляпы из перьев, высокие шелковые тюрбаны, бархатные береты, целые сооружения из всех мыслимых и немыслимых материалов. Платья расшиты бусинами, стеклярусом, золотыми и серебряными нитями.
Просто дух захватывает от всего этого великолепия, пышности и блеска! Во мне ещё теплится сомнение: возможно, у меня, не Бог весть какого знатока исторических и национальных реалий, просто создаётся иллюзия роскоши, а на самом деле всё это - ловкая подделка из крахмальной марли, картона и креповой бумаги. Сразу приходит на ум наши школьные маскарады под новогодней ёлочкой. Экскурсовод разметает в прах мои ничтожные сомнения. Костюмы шьются, действительно, дорогие, не на один год. Принимать участие в Венецианском карнавале очень престижно, поэтому сюда съезжаются богатые люди из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Приезжают на несколько дней, а то и на весь период карнавала, как правило, семьями или большими компаниями, привозят с собой костюмы для всех.
Да... удовольствие, надо думать, не из дешёвых!
Из любопытства пристаём к одной из масок, сколько же стоит соорудить такой шедевр? Маска, помявшись, доверительно сообщает, что этот костюм ему достался от отца, а тот купил его несколько лет назад все то (!) за 800 евро.
Без комментариев!
Но Венецианский карнавал хорош тем, что здесь комфортно себя чувствует любой. Кто не в состоянии купить дорогой исторический костюм - вполне неплохо можно выглядеть в чём ни будь попроще. Вокруг немало дракул, мистеров Икс, монстров из новомодных американских блокбастеров, пиратов, военных разных времён и народов, микки маусов, белоснежек и гномов. Внимание привлекает живописная группа в кандалах, в полосатых костюмах и шапочках, с тюремными номерами на кармане. У одного из них на спине большими буквами написано: "Освободите меня от моей жены!"
А вот и упомянутая уже ранее компания: дородная мужеподобная Белоснежка в весьма фривольном одеянии с кнутом в руках тянет за собой верёвку, которой связаны семь худосочных нечастных гномиков.
Да уж, юмор, так сказать...
Маски с удовольствием позируют, с ними можно сфотографироваться. Я уже выщелкала вторую плёнку, а новые шедевры карнавального искусства снова и снова появляются в поле моего зрения.
Можно просто ходить и любоваться этим буйством красок и человеческой фантазии, а можно активно присоединяться. Тем более что всё к тому располагает. Вокруг предлагается несметное количество разноцветных масок на любой вкус и карман. А можно украсить себя оригинальным головным убором с перьями, лентами и бубенчиками. Прямо на площади расположились художники, которые по желанию нарисуют маску непосредственно на вашем лице - изящную из цветов, или "ужастика" с рублеными ранами. Это как на какой вкус. Из-под руки мастера выходят такие шедевры реализма - просто мороз по коже!
А вот эту группу я никак не ожидала увидеть в Венеции на карнавале! Перед нами несколько девушек в украинских национальных костюмах, в веночках, с ленточками, в вышитых сорочках. Но в настоящий ступор я впала, когда увидела следующий персонаж: на стульчике, слегка возвышаясь над толпой, стоял... Ленин! Да, да, сам Владимир Ульянов, который живее всех живых, собственной персоной, со своей фирменной бородкой, в белой рубашке и чёрном костюме, стоял и зорко всматривался в легкомысленную венецианскую публику. Углядев нас, ошалело открывших рты, лукаво прищурившись, Ильич, протянув в нашу сторону руку с зажатой в ней кепкой, громко прокартавил: "Товарищи! Революция, о необходимости которой так долго говорили большевики, совершилась! Уррра-а-а-а!!!"
Любопытно, что "рука Москвы" встречалась не единожды в тот день в Венеции. В витрине ресторанов можно было увидеть меню на русском языке, на лотке, где продавались традиционные местные карнавальные сладости и горячее вино - то же самое.
Именно в момент поглощения карнавальных угощений мне в голову приходит любопытное сравнение: не кажется ли вам, что есть много общего у итальянского карнавала с нашей православной масленицей. То же прощальное обжорство жирной едой - горячий сбитень, блины, ряженые, скоморохи, веселье. Память услужливо подсовывает известные ещё со школьных времён произведения Толстого, Куприна, Лермонтова, из которых становится ясно, что мода на карнавалы быстро прижилась при всех европейских дворах. И уж, конечно, в России, холодной и снежной, но падкой до всего романтичного и "европейского".
А потом мы катались на гондоле по каналам. Я всё пыталась определить, в каком из отелей останавливалась героиня Инны Чуриковой из фильма "Плащ Казановы"? Колоритный "гондольеро", с помощью одного весла ловко управлял гондолой, попутно давая пояснения, кто из мировых знаменитостей в каком доме жил. Кстати, для тех, кто не любит романтики: как вы думаете, сколько стоит сорокаминутная прогулка по венецианским каналам? Всего-навсего 100 (сто!) евро. А если заказать с музыкальным сопровождением в виде гондольеро, поющего и играющего на старинном инструменте, то потянет и на все двести. Мы с плохо скрываемой классовой неприязнью рассматриваем редкие гондолы с японцами, совершающими романтическую прогулку вдвоём. Но в большинстве этих эксклюзивных плавсредств романтику предпочитают вкушать одновременно по восемь - десять туристов. Делим нужную цифру на десять - и жизнь становится веселее!
Я задираю голову, разглядываю проплывающие надо мной выгнутые мостики, стены домов, с привязанными у входов лодочками, людей в карнавальных костюмах, машущих нам руками, - и не могу окончательно поверить, неужели это действительно не сон, Я В ВЕНЕЦИИ НА КАРНАВАЛЕ!!!
Мы уже нафотографировались, со всеми масками, с которыми успели, забрались на колокольню собора Св. Марка и полюбовались на Венецию с самой высокой точки, посмотрели парад масок, выпили горячего вина и знаменитого венецианского кофе, купили по маске. А некоторые из нас гордо ходят с нарисованными на лице произведениями масочной живописи.
Как всё-таки, здорово, что этот праздник дожил до наших времён! И мы теперь можем воочию убедиться в романтичности и искромётности венецианского празднества. Думаю, замшелому восемнадцатому веку и не снился размах, с которым проводится карнавал сейчас.
Вечереет. Над Венецианской лагуной взмывают в небо снопы фейерверков, отражаясь в тёмной воде. В глазах рябит от огней и от бесконечного хоровода Арлекино, Коломбин, Пьеро, Панталоне, восточных принцесс, индийских раджей, загадочных дам и кавалеров в полумасках. Мы все засыпаны разноцветным конфетти и серпантином. Жаль, конечно, что не успели попасть на закрытые балы, которые устраивают в старинных венецианских дворцах. Да ещё не хватило времени для того, чтоб увидеть все уличные представления и концерты.
Ну, ничего! Чай не последний год карнавал в Венеции!