Журавлёв Владимир Николаевич: другие произведения.

Этапы развития головного мозга ребёнка и их проявления

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Журавлёв Владимир Николаевич (biorezonans@mail.ru)
  • Обновлено: 30/03/2012. 35k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Оценка: 6.43*15  Ваша оценка:

      Этапы развития головного мозга ребёнка и их проявления []
      
      Учеными установлено, что лишь 30 % черт характера человека можно причис-лить к наследственности, а остальные 70 % - за счет социальной среды, то есть обстановки в семье и нашей с вами повседневной реакции на те или иные поступки малыша. Так что, если у нашего ребёнка, существует равновесие мозгового кровообращения, что в наше время редкость, то большую часть характера мы формируем сами и, в основном, неосознанно. И вся эта часть будет связана с окружающим ребёнка миром.
      Первый период - знакомства, восприятия и познания окружающего мира с вы-работкой отношения к нему с всеобщим доверием или недоверием. Оно зависит от состояния мозгового кровообращения ребёнка и продолжается от рождения до 2 лет. У новорожденного еще нет никаких представлений ни о себе, ни о том мире, в котором он оказался. Зато у него есть определенный набор основных потребностей, без удовлетворения которых он не выживет: еда, тепло, присутствие мамы, общение. Если все это малыш получает по первому требованию, то у него формируется стойкое ощущение, что мир, в котором он оказался - хорошее место, которому можно доверять.
      Это наиважнейшее для него чувство, или можно сказать - ощущение, без кото-рого просто невозможно дальнейшее развитие личности. В этот период весь окружающий мир малыша сосредоточен в одном ёмком понятии - мама. И если он находится с ней в одном резонансе, то есть они созвучны, то чувствует, что маме можно доверять. Потому, что она накормит, успокоит, всегда будет рядом, не оставит его, маленького и беспомощного надолго одного, то в дальнейшем, подрас-тая, ребенок перенесет это чувство доверия и на остальных людей, на остальной мир.
       Так закладываются первые основы не только самооценки человека, но и его отношения к окружающему миру. Если же, у малыша имеется родовая травма шейного отдела позвоночника, то всё меняется. Это может также произойти при любой травме связанной с падением, когда его оставляют подолгу плакать в кроватке. А так же если его не носят на руках, чтобы не избаловать, мало обнимают и целуют - то у ребенка может возникнуть не только эмоциональный, но и физический дискомфорт.
      То есть, не сформируется одно из важнейших ощущение надежности и незыб-лемости внешнего мира, мало того, из-за отсутствия чувства безопасности, мир этот начинает ощущаться, как нечто враждебное, от чего надо учиться защищаться. Именно это качество и ложится первым кирпичиком в фундамент личности будущего человека. Надо ли описывать, какое здание выстроится на подобном фундаменте? Итак, главное приобретение, которое ваш ребенок должен вынести из первого периода - базовое доверие к миру.
      Второй период называют периодом автономии с 2 до 4 лет. Это знаменитая "фаза упрямства", фаза "я сам", так хорошо знакомая родителям трехлеток. Но не надо думать, что это только лишь упрямство, малыш примеряет себя к миру взрос-лых, осваивает новые умения и навыки, так необходимые ему. Чем больше багаж этих навыков, тем чаще его охватывает первое чувство сомнения "А хорошо ли я делаю?".
      Считается, что именно в этом возрасте возникает первое чувство стыда. К двум годам малыш обычно уже научился пользоваться горшком и это означает не только сокращение объема стирки для мамы, это и первый опыт владения собой, что намного важнее. Ваш малыш, по сути, впервые предъявляет к себе некие требования и испытывает законную гордость оттого, что справился сам.
      Если в этот период родители стыдят и ругают малыша за испачканные штанишки, за разбитую чашку или за испачканную мордашку при попытке есть самому (поводов, за что именно ругать в этом возрасте, согласитесь, предоста-точно!), то сильно тем самым раскачивают уверенность маленького человечка в том, что он что-то может сделать САМ.
      К такому же результату приводят и чрезмерные требования к "правильности" поведения, которыми так грешат многие родители. Чувство стыда и ощущение собственной неумелости прочно ложатся в основу личности, характера и начинают пускать свои корни во всю дальнейшую жизнь. Хорошая, крепкая, или как говорят адекватная, самооценка с такими установками вряд ли уже разовьется. За этот нелегкий период ребенок должен научиться адекватно, проявлять и контролировать свои чувства и поступки.
      Ваш двухлетний ребенок будет иногда проявлять непослушание - это факт. Де-ло в том, что ваш ребенок находится на той стадии, когда человек заявляет о своей независимости от родителей, а это, в частности, предполагает, что вам как законодателю, формулирующему правила, будет бросаться вызов. Иногда двух-летний ребенок станет нарушать правила, которые вы четко объяснили ему. Время от времени обычный двухлетний ребенок попробует нарушать правила, с улыбочкой глядя на вас, словно осведомляясь: "Разве я себя веду не так?" Иногда он будет поступать вопреки общепринятым правилам, и смотреть на вас с вызовом: "По-твоему, ты можешь меня остановить?" Такого бунтарства следует ожидать, оно естественный атрибут данной стадии развития. Успех вашего управления подобным поведением зависит от вашей реакции.
      Третий период - инициативы длится от 4 до 6 лет. Это очень важный период самоутверждения личности. Малыши в этом возрасте крайне деятельны. И игра в этот период не просто игра - а важная школа взрослой жизни, создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок этого возраста очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Благодаря теплому эмоциональному отклику, поддержке он убеждается, что может достигнуть поставленной перед собой цели и на многое способен. Малыш примеряет на себя такое важное для всей дальнейшей жизни понятие "Могу - не могу".
      Если в качестве оценки своей деятельности ребенок получает лишь критику и замечания, то бурная активность сменяется пассивностью - зачем стараться, все равно все будет не так - и покоряется. Но пусть эта покорность не радует родителей - ведь качество пасовать перед трудностями и важными целями ваш малыш теперь может пронести через всю жизнь.
      Людей, которых в пятилетнем возрасте не поддерживали в их начинаниях и устремлениях, вы всегда можете узнать по тому, что у них "опускаются руки" при любой новой, трудной задачей. Такие люди вовсе не ленивы, просто они не научились, поэтому боятся проявлять инициативу, поскольку твердо уверены (благодаря не приобретенному навыку в период "инициативы"), что ничего не могут делать хорошо. А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок или вы сами в детстве слышали от своих родителей: "Ты ничего не умеешь!", "Тебя ни о чем нельзя попросить", "Ты занимаешься какой-то ерундой!".
      Такие высказывания, сделанные даже из лучших побуждений, развивают у ре-бенка чувство вины за свою несостоятельность, убежденность в том, что они ничего не способны сделать путного. Главное приобретение этого периода, при условии благополучного его прохождения, - инициативность, уверенность в своих силах и умение добиваться цели.
      Следующий - четвёртый, период активности, охватывает период от 6 до 11 лет. Ребенок уже - школьник и это уже по-настоящему вводит его в социум. В этом возрасте ваш ребенок начинает сознательно работать "на результат", учится объективно, сравнивая с другими, оценивать себя и плоды своих трудов. В случае положительной оценки он начинает получать истинное удовольствие от удачно завершенного дела. Поддержка и поощрение взрослого в этот период важны для ребёнка особенно, причем это уже поддержка не только родителей, но и других взрослых, учителей, например.
      Уровень умственных способностей ребёнка прямо связан не столько с размером собственно головного мозга, сколько с качеством мозгового кровообращения и происходящего от этого дальнейшего развития, по мере своего взросления. Поэтому в раннем возрасте, у многих детей со скрытыми родовыми травмами шейного отдела позвоночника и соответственно, изменённого, мозгового кровообращения кора головного мозга несколько тоньше, чем у их сверстников.
      То есть у них процессы утолщения коры происходят значительно медленнее или не так интенсивно, достигая своего пика лишь к 11-12 годам или старше. Фактически, в начале, кора головного мозга у таких детей, из-за своей плотности, изначально обладает большей электрической проводимостью, но с возрастом её толщина медленно увеличивается, постепенно достигая своего максимума.
      Здесь, показатели информационной медицины, характеризующие человека как личность, и его адапционные и психологические возможности несколько смещены от нормы. То есть норма собственного резонанса должна быть 1, а находится в пределах около 3 Герц, и, к тому же голографическая проекция развёрнута на 45 градусов, что несколько смещает сознание и видение ребёнка в астральный мир.
      Из статистики известно, что количество родовых травм при родах, порой дохо-дит до 78%. То есть картина совершенно не утешительная, но на неё никто не реагирует. И тому есть причина. При нарушении мозгового кровообращения, сначала, из-за плотности коры, электрическая проводимость управляющих импуль-сов становится лучше и поэтому мозг работает заметно быстрее, а у детей проявля-ются разнообразные способности. Тревоги за будущее, казалось бы, нет.
      Но последующее развитие объема коры головного мозга у вундеркиндов - травмированных детей протекает медленнее, чем здоровых. Связанные с разжижением клеток мозга и более низкой проводимость нервных импульсов, способности ребёнка постепенно сходят, на нет или совсем теряются, но время упущено.
      Способными, те или иные, дети становятся не только потому, что у них больше серого вещества в том или ином возрасте, а из-за его проводимости, плотности и особой динамики развития коры головного мозга. Ускоренные процессы изменения коры головного мозга у детей-вундеркиндов связаны с более интенсивными по началу, чем у обычных детей, процессами формирования центров, регулирующих интеллектуальную активность.
      Именно на этой стадии развития мы сталкиваемся с наиболее распростра-ненной ошибкой взрослых, которые стремятся чрезмерно нагрузить свое чадо, мол, от этого будет только польза. Факультативы, кружки и секции, школы с уг-лубленным изучением чего-то там и пр. и пр. При такой нагрузке ребенок просто не может быть успешен во всех сферах, в которые его толкают родители. Отсюда - потеря удовольствия от успешно выполненного дела, вместо чувства радости и успешности - чувство неполноценности и собственной неспособности, особенно, если тебя все время с кем-то, более успешным сравнивают.
      Секрет успешного прохождения этого периода - правильно рассчитанные на-грузки вашего ребенка, дающие ему возможность получать удовольствие от своей деятельности и не участвовать в повседневной гонке "на выживание". Понятно, что совсем маленькими нагрузки тоже не должны быть, важно, чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя состоятельным. Основное приобретение этого периода - умение получать радость от хорошо выполненной работы, умение доводить начатое до конца.
      Как вы теперь понимаете, если "искажения" начались уже на первом или втором этапе периодизации Эриксона, то и прохождение всех оставшихся будет идти не столь "классически", как описано выше. Но, по крайней мере, теперь обладая соответствующей информацией, вы сможете отследить и пока не поздно исправить какие-то свои ошибки, допущенные ранее.
      В качестве дополнительной помощи для ориентации в воспитании своих детей могу предложить вам ещё четыре подспудных причины серьезных нарушений их поведения:
      Первая - борьба за внимание к себе. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить в виде непослушания. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше уж такое, чем ни какого.
      Вторая - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямст-вом, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела и показать, что он личность. Не важно, что его решение подчас не очень удачное или ошибочное. Зато оно свое, а это главное!
      Третья причина - желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. По-водов к этому много. К примеру: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся... Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!"
      Четвёртая - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него развивается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой", "и буду плохой". Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным.
      Родителю необходимо обратить внимание на собственные чувства. Если ребе-нок борется за внимание, у него появляется раздражение. Если подоплека стойкого непослушания - противостояние воле родителя, то у него возникает гнев. Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у родителя - обида. При глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния. Что же делать дальше? Общий ответ на вопрос - не реагировать привычным образом, т.к. образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели. И он возобновляет их с новой энергией. Взрослому нужно уяснить, что именно он чувствует и перейти к позиции помощи.
      Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки. Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка.
      Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь-те же мне жить своим умом". Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, ее надо исправить.
      Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя или разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать "полагающегося поведения", "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, ведь сам выйти из тупика он не сможет. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.
      Затем, постепенно, у взрослеющих и травмированных детей, проходит истончение коры головного мозга и упрощение ее структуры, в ходе которого отбраковываются лишние клетки, а связи между ними значительно ослабевают - это понижает эффективность работы мозга в целом. И, казалось бы, очень способный и талантливый ребёнок со своим взрослением становится обычным или даже посредственным. Его собственный резонанс повышается до 7 Герц, а голография разворачивается уже на 180 градусов. После этого человек спит только в позе с разворотом на живот, а вся его жизнь становится проблемой окружающих его людей и собственной борьбой за выживание в нашем мире.
      Но это только в патологии, а если рассматривать норму, то нужно отметить, что есть заметная разница в темпах физического развития мальчиков и девочек вообще. Этот момент, очень интересен и иногда даже впечатляет, потому что абсолютно по-разному развивается их мозг. А это значит, что важнейшие этапы умственного развития и приобретения знаний и навыков, в умении сосредотачиваться или управлять собственными эмоциями, а также логически и абстрактно мыслить у мальчиков и девочек преодолевается по-разному и в разное время.
      Работа мозга, до сих пор, полностью ещё не изучена, так недавно были подвергнуты сомнению фундаментальные представления о работе мозга. Американские ученые обнаружили, что аксоны нервных клеток могут проводить возбуждение не только к синапсам, но и в обратном направлении, сообщает PhysOrg.
      Каждый нейрон имеет два вида отростков: один аксон и несколько дендритов. Ранее считалось, что возбуждение распространяется от тела нервной клетки или дендритов по аксону к синапсу, соединяющему ее с другим нейроном или клеткой иннервируемого органа. Но в ходе экспериментов на грызунах группа учёных обнаружила, что нейроны могут генерировать импульсы в отсутствие электрической стимуляции тела клетки или дендритов.
      Так в течение двух минут ученые каждые 10 секунд раздражали нейроны, после чего регистрировали процесс распространения возбуждения по клетке и выяснили, что нейроны продолжали генерировать импульсы в течение минуты после прекращения их стимуляции. По словам исследователей, им впервые удалось показать, что аксоны могут накапливать и объединять несколько стимулов и передавать возбуждение соседним клеткам спустя некоторое время. Они также обнаружили, что отсроченные импульсы возникают не в месте раздражения нейрона, а в конце аксона, удаленном от тела клетки.
      Исследовав несколько нейронов в области гиппокампа и новой коры мозга мы-шей, ученые выяснили, что аксоны разных клеток могут передавать друг другу информацию о возбуждении, не проводя его по нервным волокнам. После стимуля-ции одной из нервных клеток исследователи зафиксировали отсроченные импульсы в аксоне соседнего нейрона. Всё это подтверждает существование информационной составляющей голографической проекции человека, передающей информацию совсем по другим, пока, неизвестным учёным связям.
      У мальчиков быстрее созревает правое полушарие, а у девчонок - левое. Поэтому девочки до 13 лет лучше решают логические задачи и излагают свои мысли. Но в период полового созревания мальчики не только догоняют девочек по уровню развития логики, но и перегоняют.
      В целом же, у мальчишек гораздо сильнее заметна асимметрия в работе полу-шарий мозга. Почему так получается? А дело в том, что мозолистое тело - соеди-няющий два полушария, через который они обмениваются информацией, - у мальчиков меньше и тоньше, чем у девочек.
      Если у девчонок примерно до 13 лет бывает достаточно сложно определить, какое полушарие доминирует, то о мальчишках уже к 7 годам можно сказать, кто они - право - или лево полушарные дети. Из этого можно сделать практический вывод: у мальчиков раньше выявляется направление их способностей, а с определением истинных склонностей девочек лучше подождать до подросткового возраста.
      Два полушария головного мозга обрабатывают информацию принципиально по-разному. Левое полушарие ответственно за логическое мышление: разбирает информацию на детали, анализирует и классифицирует ее. Оно же ответственно за речь, абстрактное и логическое мышление. Правое полушарие воспринимает целостную картину, отвечает за образное мышление и эмоции.
      Нынешняя система образования и воспитания основана на материалистическом мышлении и поэтому больше развивает левое полушарие, поэтому детям с лево полушарным мышлением легче учиться в школе. Но они чаще мыслят стереотипно, оперируя уже существующими знаниями и правилами. А вот настоящим творческим прорывам, блестящим интуитивным озарениям - всему этому мы обязаны правому полушарию мозга.
      Значит ли это, что девочки находятся в невыгодном положении? Как раз наоборот: девчонкам намного легче учиться - по крайней мере, в младших и средних классах, где они биологически старше своих ровесников на год-два. Мозг у детей разного пола устроен по-разному, но вся школьная система как раз и ориентирована на девичий тип мышления и поведения, где аккуратность, добросовестность, методичность и умение сосредоточиться на задании, с четким изложением своих мыслей является основными достоинствами, востребованными в младшей школе.
      Отсюда мальчикам труднее придерживаться установленных правил не потому, что они хуже, а потому что просто устроены по-другому. А проблемы с поведением у мальчишек бывают чаще не из-за плохого воспитания, а из-за того, что им чисто физиологически тяжелее переносить неподвижность и длительную статическую нагрузку. Поэтому они больше бегают и шумят. Чем ужасно порой выводят из себя учителей-женщин.
      Но к 6-7 классу положение меняется: усложняется программа, появляется много новых предметов, где залогом успешной учебы становится уже не столько прилежность, сколько умение быстро соображать и находить нестандартные решения. И тут девочки начинают отставать.
      Учителя, так хвалившие их в детстве за усидчивость и аккуратность, на самом деле оказали этим медвежью услугу. К тому же, именно в это время у девчонок начинается период полового созревания - а это дополнительная серьезная физиче-ская и психологическая нагрузка. Теперь уже проблемы с учебой и поведением начинаются именно у них - переживающих кризис подросткового возраста раньше мальчишек и теперь пока "зреющие" девочки заняты собственным взрослением, "недозрелые" мальчики с удовольствием налегают на учебу.
      Но на пути к гармоничному существованию семьи иногда могут возникнуть некоторые дополнительные проблемы, вызывающие непослушание ребёнка. Вот возможные методы ответа на такое непослушание. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
      Трудно, найти родителя, который никогда не кричит. Если ребенок привык к определенному тембру и громкости голоса, то он, наверное, обратит внимание, когда вы повышаете голос. Если время от времени давать ребенку команду или отчитывать его энергичным, резким тоном, ребенок, вероятно, будет понимать, что вы говорите серьезно. Однако, если у вас при этом взволнованный и очень сердитый вид, этот прием может оказаться менее действенным, особенно если применять его часто. В два года человек иногда просто пытается посмотреть, что случится, если вас подзадорить, и если вы тут же начнете кричать, у него создастся впечатление, что это он управляет вашим поведением, а не наоборот. Через некоторое время обнаружится, что вы кричите все чаще, однако крик производит на ребенка все меньшее впечатление. Если вы собираетесь накричать на ребенка, постарайтесь, чтобы голос звучал твердо и властно, а не взволнованно и раздраженно. По наблюдениям некоторых родителей, правильно повысить голос им помогают несколько глубоких вдохов, cдeланных предварительно, или счет до десяти (про себя).
      Некоторые дети перестают озорничать, когда родитель твердым голосом напо-минает им, что случится: "Если кубик еще раз полетит на пол, я его отберу", "Если ты не будешь держаться за мою руку, то уйдешь из магазина". Однако многие двухлетние дети не обращают внимания на предостережения и угрозы, так как знают, что за ними не следует никаких действий, обещанных родителем. Если вы имеете привычку делать предостережения озорничающему ребенку, последите за собой в следующий раз, когда будете реагировать таким образом. Может обнару-житься, что ваши слова - лишь маневр, чтобы отсрочить конкретные действия. Может даже оказаться, что чем больше вы грозите ребенку, тем меньше он вас слушается. Он словно подначивает: "Перестань болтать и сделай что-нибудь. Ты же главный!" Если вы заметили, что ребенок изменяет поведение после первого предостережения, этот прием у вас получается. Но если одного предупреждения редко бывает достаточно, пора испробовать что-нибудь другое.
      Подействует ли на ребенка, если вы его нашлепаете? По мнению некоторых родителей, подействует. Разумеется, когда ребенку больно, он прервет то, что делал и расплачется. Некоторые дети прекратят озорничать, получив легкий шлепок по руке или по попе. Другие не обратят внимания на шлепок, но среагируют на более сильную затрещину. Родители, которые бьют детей, делают это потому, что в детстве их тоже били родители и этот прием, по их убеждению, приносит пользу. К сожалению, многие родители остаются сторонниками такой меры борьбы с непослушанием. Однако она сопряжена с проблемами, которые родителям необходимо иметь ввиду.
      Когда родитель бьет ребенка, тот испытывает неоднозначное воздействие. Он узнает, что родитель больше и сильнее его и может причинить ему боль в случае непослушания. Поэтому многие дети прекращают вести себя плохо, после того как их побили. Однако когда ребенка бьют, ему преподаются и другие уроки, на которые родители не рассчитывали: "Если вам не нравится, когда человек что-либо делает, его можно ударить", "Когда сердишься, можно не объяснять словами, чего ты хочешь, а просто ударить", "Можно бить тех, кто меньше и слабее". Когда ребенок получает дома такие уроки, он становится готов понести их в мир. Дети, которых бьют дома, бывают, склонны бить товарищей в школе или на игровой площадке. Они также более склонны бить своих братьев и сестер, а когда вырастут - собственных детей. Иногда родители рассказывают мне, как их в детстве били. А если я спрашиваю, когда взрослые перестали так наказывать, обычно следует ответ: "Когда я стал давать сдачи".
      Если вы бьете ребенка, чтобы пресечь плохое поведение, следите за тем, чтобы не причинить ему физический ущерб. Если наносите удар, держите ладонь открытой, никогда не бейте кулаком. Никогда не бейте ребенка по лицу или по голове и не трясите его, так как это может вызвать серьезную травму, опасную для умственного развития. Никогда не бейте проводом, ремнем, щеткой, деревянной ложкой или другими предметами, так как можно ударить значительно сильнее, чем вы намеревались. Если на коже ребенка остается след от удара, значит, вы ударили слишком сильно - в большинстве случаев это означает, что вы перешли грань, отделяющую наказание за непослушание от жестокого обращения с детьми. Если вы замечаете, что бьете ребенка слишком часто или слишком сильно, либо в состоянии гнева теряете контроль над собой, обратитесь к психиатру или пси-хологу.
      К сожалению, наши дети ведут себя не всегда так, как бы нам хотелось. А ино-гда нам кажется, что они, вообще, ничего не понимают и не слышат. Что мы им говорим. Вот, например, одна из жалоб мамы на своего сына: "Моему ребенку 6 лет, он никогда не отличался спокойным поведением, но в последнее время я замечаю, что он стал особенно непослушным. Мне иногда даже кажется, что он делает это назло. Я пытаюсь сдерживать себя и не наказывать его, но мне с трудом это удается. Более того, иногда он настолько меня раздражает и выводит из себя, что я теряю всякое терпение, срываюсь, кричу на него, шлепаю. Вот, например, вчера мы пошли с ним в магазин. Там он вел себя так, что я готова была провалиться сквозь землю, - он хватал с прилавков все подряд, громко кричал, требуя купить ему-то одно, то другое. Когда я отказалась выполнить его просьбу, он начал грубить мне и даже ударил меня. Я не знаю, что делать, я не понимаю своего сына и со страхом смотрю в будущее. Если уже сейчас я не могу справиться с ним, то, что же будет дальше?"
      Эта ситуация довольно типична. Поэтому родителям всегда предлагаю посмот-реть, прежде всего, на себя в зеркало. Если хоть одно плечо по краю ниже другого займитесь своим позвоночником и осанкой. А уже потом когда всё станет нормаль-но, займитесь ребёнком. Здесь, в этой вашей реальности, нервная система реализует только вспомогательные функции, стереотипные поведенческие акты. Психика же человека при этом структурируется его ментальным телом, находящимся в Тонком Мире, и далеко вне физического тела. Смещение по времени здесь может быть вперёд или назад. Соответственно собственный резонанс около 6 Герц. А поэтому смотрите выше по тексту.
      Такой мозг-компьютер такого человека ни когда не может само программиро-ваться от информационного поля Вселенной, решать какие-либо сложные задачи, разработать стратегию поведения человека, и одновременно не видит конфликта, так как сам находится внутри программы.
      Поэтому такие родители не могут справиться с собой, со своими детьми и, дей-ствительно, не понимают их. Кроме всего этого причин плохого поведения ребенка может быть очень много: плохое самочувствие, трудности в отношениях со сверст-никами в детском саду, неосознаваемые им обиды и страхи и др. Но чаще всего причиной такого поведения детей является недостаток родительского внимания. А детям такое внимание жизненно необходимо. Не получая внимания родителей, дети чувствуют себя потерянными, несчастными, отвергнутыми. Детям настолько плохо, когда им не уделяют внимания, что они ищут любую возможность его получить. Если они обнаруживают, что какое-то их поведение заставляет родителей бросить все и заняться ими, они будут повторять его снова и снова.
      Детям важен сам факт родительского внимания, даже если это внимание нега-тивное, что бывает, когда родители выражают свое недовольство поведением детей - сердятся, ругают, наказывают. К сожалению, дети очень рано понимают, что негативное внимание родителей гораздо легче привлечь. Так уж у нас сложилось, - на неправильное поведение детей принято обязательно реагировать. Считается, что если дети себя ведут хорошо, то так и должно быть, и хвалить детей здесь вроде бы не за что. Вот и оказывается, и дети это чувствуют, что часто привлечь к себе внимание родителей можно лишь плохими поступками. Таким образом, родители невольно сами поощряют плохое поведение детей.
      Можно выделить несколько степеней негативного внимания к детям - от упрека до грубого физического наказания, - когда внимание родителей полностью приковано к детям. Все это очень плохо влияет на обстановку в семье, на отношения между родителями и детьми и отрицательно сказывается на форми-ровании личности детей. Кроме того, как показывают исследования английских ученых (а система воспитания в Англии, как известно, долгое время использовала физические наказания), физическое наказание не дает абсолютно никакого воспитательного эффекта, а, наоборот, может привести к крайне нежелательным для воспитателя последствиям.
      Но не только по этой причине надо избегать проявления агрессивности по от-ношению к детям. Надо помнить, что поведение родителей служит образцом, моделью допустимого поведения для детей. Дети постоянно наблюдают, как другие люди, и, прежде всего, их родители, выходят из критических ситуаций, умеют разрешать конфликты, реагируют на неприятности, обиды со стороны окружающих. Поэтому, прежде чем требовать от ребенка правильного поведения, родителям нужно оглянуться на себя.
      Конечно, надо стараться пресекать любые проявления агрессивного поведения детей по отношению к родителям или к другим людям, но при этом родители должны избегать негативного внимания. Детей следует учить выражать свои эмоции в приемлемых формах. И учить этому лучше в нормальной обстановке: доброжелательно общаясь, играя с детьми, не забывая хвалить и поощрять детей за хорошие поступки.
      Совершенно естественно, что дети, как и взрослые, иногда сердятся, раздража-ются, выражают свое недовольство чем-то. Как реагировать на это? Маленького ребенка лучше просто отвлечь, переключить его внимание на что-то другое. Но в любом случае свои позиции сдавать нельзя. Если ребенок не успокаивается, продолжает раздражаться, не надо читать ему нотации, наказывать или упрекать, в данную минуту это бесполезно. Лучше оставить его наедине с этим раздражением, пока не успокоится. Если ему удалось справиться со своим раздражением, очень важно отметить это и похвалить его.
      Во многих ситуациях хорошо использовать метод предупреждения. Например, ребенок неаккуратно листает книжку: мнет и даже рвет страницы. Не надо долго повторять: "Не рви книжку!", лучше предупредить, сказав: "Если ты будешь плохо обращаться с книгой, я отберу ее у тебя". В этом случае ребенок получает возмож-ность подумать и принять решение. Если он изменит свое поведение, его похвалят, и книга останется у него, если будет продолжать, - книгу отберут. Такой метод позволяет избежать излишних назиданий, пререканий и разговоров. Но важно помнить, что предупреждение должно быть непременно выполнено, чтобы ребенок не счел его пустой угрозой.
      Можно также использовать метод "обещания награды за хорошее поведение" Если вы собираетесь взять детей с собой, например, в гости или в магазин, и знаете, что дети, отнюдь, не собираются поразить вас ангельским поведением, пообещайте им награду, если они будут вести себя хорошо. Обычно этот метод себя оправдывает, когда в качестве награды выступает что-нибудь, что действительно очень нужно ребенку.
      Если вы будете спокойны, сдержанны, ребенок поймет, что другого внимания от вас не получит и будет учиться контролировать свои эмоции. Общим правилом в воспитании детей должно быть следующее: лучший способ избежать плохого поведения это уделять внимания хорошему поведению, чаще хвалить детей и поощрять. Самыми лучшими отношениями между всеми членами семьи являются партнерские отношения, когда хорошее поведение всегда поощряется, а плохое - наказывается, но без усиленного негативного внимания.
      Иногда плохое поведение детей может быть следствием стресса, который по разным причинам переживают дети или их родители. В таких ситуациях часто необходима помощь специалиста, так как родителям самим не справиться. Бывает и так - дети не выполняют правила, когда они в гостях, или когда они с бабушками, которые обычно позволяют детям больше, чем родители. Лучше спокойно к этому относиться, так как между бабушками, дедушками и внуками всегда складываются особые отношения. Пусть бабушки немного побалуют детей, когда они без родите-лей, но дома все прежние правила сохраняются.
      Конечно, запрещающих правил должно быть не очень много. У детей должна быть очевидная им свобода поступков, свобода выбора, возможность учиться самостоятельно, принимать решения и делать выбор, не спрашивая постоянно у родителей: "Это правильно? А это неправильно?" В противном случае дети могут вырасти инфантильными, несамостоятельными, нерешительными, или, наоборот, будут отрицать любые правила. Ведь правил так много, - не то, что выполнить, и запомнить-то все невозможно, зачем же зря стараться!
      Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрица-тельные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Что важно знать в начале: при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет периодически проверять их.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Журавлёв Владимир Николаевич (biorezonans@mail.ru)
  • Обновлено: 30/03/2012. 35k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Оценка: 6.43*15  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка