Традиционная наука не признает существование паранормальных явлений (ПНЯ). И дело тут не в том, что не хватает фактического материала, подтверждающего их наличие, - его более чем достаточно, - а в том, что ПНЯ, как правило, не имеют обоснованного научного объяснения. Большинство толкований ПНЯ вступают в противоречие с основными научными постулатами, подтвержденными огромным числом легко повторяемых опытов. Иногда опровержение этих теорий считается доказательством невозможности существования ПНЯ. Следует, конечно, учитывать, что уровень современной науки не позволяет достаточно полно обосновать наблюдаемые феномены. Однако не нужно игнорировать ее достижения.
Такие паранормальные явления, как ясновидение, реинкарнация ("переселение душ"), "общение с умершими", "контакт" с непонятными сущностями, отражающими мифологические, религиозные или фантастические представления, позволяют сделать вывод о существовании в пространстве "информационного поля", "высшего разума", субстанций, соответствующих представлениям о "бессмертных душах", разумного начала в неодушевленных объектах. В основе подобных теорий часто лежат эзотерические представления ученых Древнего Востока или античных философов. Мы не станем отрицать правомерность подобного подхода, а попытаемся определить истоки "мудрости древних".
Мы считаем, что методология формирования научных концепций в древности не отличалась от современной: на базе известных опытных данных по определенной схеме осуществляется построение теории.
Так как речь идет об объяснении ПНЯ, необходимо уточнить термины "объяснить" или "обосновать", тем более, что их часто подменяют голословными утверждениями, особенно в рассматриваемой области, а также в популярной или учебной литературе, цель которой заставить поверить.
Процессы, явления, свойства мы считаем понятными, ясными, если они являются логическим следствием явлений, свойств, категорий или материальных образований (иногда представленных в виде физических законов), которые определяются известными на данный момент опытными данными и которые являются исходными в логических построениях, поэтому их бессмысленно обосновывать. Назовем подобные исходные явления, свойства основополагающими (или основополагающими факторами). В наше время к ним относятся, например, свойства таких категорий как пространство и время. Отметим также, что основополагающее представление о структуре материи бурно эволюционирует.
Формирование научной теории - алгоритм этого процесса, по крайней мере, в рассматриваемой и смежных областях, схематически можно представить следующим образом.
Если наблюдаемое явление логически не следует из основополагающих законов или понятных явлений, то выдвигается гипотеза, согласно которой исследуемое явление представляется моделью другого явления, а их отдельные свойства или элементы являются идентичными. Если гипотеза верна, то идентичными представляются и степень ясности или обоснованности этих элементов и соответственно явлений.
Есть наиболее простой, достаточно распространенный путь: в качестве гипотезы принимается, что данное явление вообще не нуждается в обосновании, т.е., по нашему определению, оно - основополагающее. Поэтому нет необходимости в получении новых опытных данных или в построении модели на базе известных данных. Рассматриваемому явлению сопутствуют элементы с определенными свойствами, которые не согласуются с данным явлением, а так как других элементов не найдено, то следует вывод (или, если он не однозначен, выдвигаются дополнительные гипотезы), что при определенных условиях известные элементы приобретают другие свойства.
На практике форма изложения теорий часто другая: выражение "выдвигается гипотеза" заменяется, например, на "открывается закон". Это подавляет элемент сомнения и создает иллюзию полноты и законченности наших знаний (на этом фоне понятно неприятие необъясняемых ПНЯ). Если признать, что существование "закона" или "принципа" - гипотеза, то возникает не только вопрос, верна ли гипотеза, но и каким образом реализуется содержание гипотезы в том случае, если она верна.
Очевидно,- если результаты эксперимента соответствуют какой-либо теории, то это делает более вероятным правильность теории, но не является ее доказательством, поскольку результаты опыта, как правило, могут обосновываться различными теориями.
Так как объем известных опытных данных в древности несопоставим с настоящим уровнем, то принимаемые мировоззрения древних ученых нуждаются в их осмыслении.
Представления о душе, астральных двойниках "объясняют" большое число ПНЯ. Моделью для этих всепроникающих и, как правило, невоспринимаемых образований являлся человек, а идентичными элементами - способности человека наблюдать, слышать, думать, запоминать, переживать. Древние ученые считали, что такие возможности человека были основополагающими, а следовательно, наличие их у такого образования как душа - понятным. Сейчас мы знаем, что для выполнения данных функций необходимы структуры, функционально соответствующие оптическим, акустическим устройствам и вычислительным системам. Наличие подобных структур в душе или астральном теле, естественно, несовместимо с представлением об их свойствах.
Авторам гипотез о наличии "информационного поля" и "сознания" планеты, электрона, физического вакуума и т.п. следует учесть, что в этом случае в пространстве или веществе должны существовать структуры, выполняющие функции элементов вычислительной техники: ячейки памяти, блоки, осуществляющие прием, передачу, кодирование, запись и считывание информации, блоки управления и т.д., притом необходимым образом "смонтированные" и "запрограммированные".
Указанные проблемы отпадают, если принять гипотезу, согласно которой феномены ПНЯ вызываются функционированием биологических структур. Известно, что в живых организмах имеются структуры, осуществляющие хранение, переработку и передачу информации. Если допустить, что между организмами существует телепатическая связь (что можно считать установленным, хотя природа этой связи неясна), то это может означать, что образуется коллективный разум (КР), соответствующий "информационному пространству" и "высшему разуму" [1,2].
Гипотеза о существовании КР (или коллективного подсознания) неоднократно рассматривалась, однако функции КР ограничивались, как правило, управлением поведения сообществ людей и животных [3 - 7], психологическими аспектами, коллективными галлюцинациями [8]; ответственность же за основную массу трудно объяснимых феноменов приписывалась "информационному полю" [9], "разумной Вселенной" [3].
Приведенные возможности КР определяют его структуру и свойства.
КР человеческих сообществ включает подсознание (или его специфическую часть) и образует КР различных уровней - КР, объединяющие индивидуумы по родственным связям, по территориальной принадлежности, по принадлежности к той или иной религии. Образуется своеобразный сверхмощный вычислительный комплекс, обладающий огромными возможностями.
Со смертью индивидуума и уничтожением компонента КР информация (возможно частично) переходит к живущим, в основном, в свободное подсознание младенца - "душа покидает тело" (естественно, что при мгновенном уничтожении человека это невозможно). Таким образом, получает объяснение одно из наиболее парадоксальных явлений - реинкарнация.
Между сознанием и подсознанием существует барьер, его нарушение и определяет экстрасенсорные способности. Барьер преодолевается при естественных отклонениях у отдельных личностей от нормы в результате заболеваний, сопутствующих разрушению этого барьера, при тренировках типа йоговских, как раз и нацеленных на снижение барьера.
С развитием цивилизации наблюдается уменьшение экстрасенсорных способностей человека. Однако нельзя согласиться, что цивилизованное общество в них не нуждается. Эти способности проявляются, в частности, в экстремальных ситуациях, количество которых не уменьшается. Уменьшение этих способностей может быть связано с возможностью эгоистически настроенных личностей навредить сообществу. Это объясняет то, например, что одним из элементов йоги является изменение мировоззрения, направленное на повышение гуманности и миролюбия. С этим же может быть связана позитивная роль и распространенность религий, утверждающих нравственные принципы.
Коллективному разуму людских сообществ свойственны и черты характера человека, проявляющиеся, в частности, в спиритических сеансах, в феноменах, сопутствующих полтергейсту и контактам с "высшим разумом".
В процессе развития и жизни отдельного организма появляется информация от КР, которую, по нашему мнению, ошибочно относят к наследственной. Изменяется само определение наследственной информации: если животное приобретает определенные навыки, не проходя обучения, то это еще не означает, что информация является наследственной. В настоящее время получила признание гипотеза, согласно которой информация, поступающая в организм от различных органов чувств, фиксируется путем изменения структуры ДНК, по крайней мере, в случае так называемой долговременной памяти [10, II]. Механизм фиксации информации, поступающей от КР, представляется идентичным механизму фиксации приобретенной информации. Это дает основание предположить, что телепатический сигнал КР, воздействуя на ДНК, создавая эффект обучения, может воздействовать и на участки ДНК, ответственные за развитие органов. Сделаем допущение, что приобретенная в процессе эмбрионального развития с помощью КР информация не только повышает те знания, которые могли бы появиться в процессе обучения и опыта, но и определяет развитие и программу функционирования отдельных органов человека или животного в процессе их формирования. Тем самым, находит объяснение огромный объем информации во взрослом организме, которую относят к наследственной, значительно превосходящий возможности ДНК зародышевой клетки [12], а также такие феномены как внешнее сходство постоянно контактирующих людей. Объясняется тот факт, что дети, похищенные в младенческом возрасте животными, не становятся полноценными людьми, да и живут меньше [13, 14].
Предлагаемая концепция КР позволяет объяснить характерные особенности ПНЯ, а также ряд явлений, вступающих в противоречие с принятыми положениями в традиционной науке.
Используя концепцию КР, можно объяснить уникальные способности "счетчиков" - людей, умеющих считать с феноменальной скоростью. Человек, обладающий этим феноменом и демонстрирующий его, естественно, сознательно не в состоянии произвести сложнейшие вычисления. Он "задает" вопрос мощнейшей вычислительной машине -КР-и получает ответ "на своем внутреннем экране".
Телепатию - один из феноменов ПНЯ - считают наиболее просто объяснимой; ее часто сводят к проблеме поиска материального носителя, рассматривая в качестве модели передачи информации - радиосвязь. Между тем, самым поразительным является избирательность восприятия информации и помехоустойчивость. Если учесть, что передача информации практически не зависит от расстояния и экранировки сигнала, то в этом случае одновременно действуют равнозначащие сигналы миллионов передатчиков. Практика показывает, что настройка осуществляется путем мысленного представления внешности партнера, его голоса, а возможно и других признаков, свойственных данному партнеру [15]. Следовательно, перципиент "предъявляет" КР эти признаки индуктора, КР осуществляет соответствующий поиск и выдает ответ в виде зрительного, осязательного или слухового образа [16]. Решение может выражаться в виде желания дать нужный ответ. Естественно, что в процессе тренировки повторная настройка, в которой ограничивается поле поиска в КР, проходит быстрей и легче.
К телепатии можно отнести мысленное внушение. Для его реализации внушаемый должен обладать экстрасенсорными способностями. Ориентиром в данном случае является личность прорицателя, гипнотизера и т.п., его поведение, манеры, содержание заявлений и т.д. Воспринимаемая информация при внушении может определять функционирование органов внушаемого.
В большинстве случаев "видение" экстрасенсами настоящего и прошлого также можно свести к съему информации в КР, в процессе которого используются определенные ориентиры. Ориентирами могут быть вещи, с которыми контактировал тот или иной человек, его фотографии, фамилия и т.д. Эти ориентиры оказываются достаточными, чтобы найти адрес нужной информации в КР, так как в сознании или подсознании индивидуумов, входящих в сферу КР, они связаны с вопросом, интересующим экстрасенса.
Сложнее представляется предвидение будущего. Можно предположить три варианта:
- экстрасенс считывает программу поведения индивидуума, включенного в его сознание или подсознание;
- КР получает "запрос" и путем анализа, используя большой объем информации, заключенный в КР, делает прогноз;
- имеет место не предвидение, а программирование будущего, осуществляющееся, например, внушением.
К ясновидению следует отнести экстрасенсорную диагностику и целительство. В процессе диагностики используется информация о болезни, заключенная в подсознании больного и окружающих его лиц. При этом опасным может быть внушение заболевания, которого в действительности нет.
Одним из возможных видов целительства является внушение, при котором больной воспринимает программу на оздоровление. Для того, чтобы задать такую программу больному самостоятельно, требуются особые данные и подготовка из-за наличия барьера между сознанием и подсознанием. Со стороны внушение проходит легче. Особо показательными являются телевизионные сеансы Кашпировского и Чумака, которые передаются в перезаписи. Телевизионная передача является ориентиром, позволяющим больным, обладающим способностями к ясновидению, воспринять установку (программу), заключенную в подсознании целителя. Однако эта программа не всегда осознанна, что и объясняет, например, телодвижения участвующих в сеансах, проводимых Кашпировским, что было неожиданным и для самого психотерапевта,
Даром внушения обладает не только Кашпировский. Такими способностями могут обладать эстрадные артисты, лекторы и др., и неизвестно, какая программа, помимо их воли, заложена в их подсознании.
Предлагаемая гипотеза КР объясняет общение в спиритических сеансах с умершими, перевоплощение личности в гипнотических сеансах. Возможны три варианта:
- умерший передал содержание своей памяти, характер своей личности в КР;
- в КР сохраняются представления о данной личности у общавшихся с ним людей;
- в КР включено современное представление живых людей, входящих в сферу этого разума, о личности умершего человека.
Во втором и третьем вариантах ошибочные восприятия более вероятны.
Концепция КР также объясняет функционирование различных магических формул, изображений, заклинаний, ритуальных действий. Шаман, "колдун", религиозный проповедник и др. "запрограммировали" свое подсознание или КР на выполнение определенной программы, например, на излечивание, снятие отрицательного внушения, или, наоборот, введение отрицательного внушения и т.п. Вполне возможно, что экстрасенсы такие, как Ури Геллер [17] или Золотев и Игнатенко (Россия) [18], могут воздействовать и на природные явления. Магическая формула, заклинание и т.д. являются кодовым символом, запускающим эту программу, которая может сохраниться в КР и после смерти ее создателя. Естественно, что те, кто воспроизводят данную программу, должны обладать экстрасенсорными способностями: нужно произвести в КР поиск по идентификации символа в огромном объеме подсознания личностей, образующих КР. Этим и объясняется возможная неповторяемость функционирования магических символов.
Аналогичным образом можно объяснить неповторяемость ряда экспериментов. Результат связан с подсознательным экстрасенсорным воздействием автора новой теории, а не с погрешностью измерений или обработки результатов [19].
В последнее время появился ряд публикаций и сообщений о генераторах биополя. Учитывая разнообразие и примитивность конструкций генераторов, можно предположить, что механизм их функционирования идентичен механизму действий магических формул. "Пользователь" генераторов биополя также подсознательно запускает определенную программу, ориентируясь на форму генератора, его материал, строение внутренней начинки или на излучение.
Мы не исключаем, что в принципе для реализации ПНЯ можно заменить биологический объект, но в этом случае необходимо знать природу процессов, сопровождаемых ПНЯ, и, самое главное, - механизм запуска этих процессов [20].
Функционирование генераторов биополя определяется экстрасенсорными способностями тех, кто их эксплуатирует, что и объясняет неповторяемость конструкций этих генераторов. Одним из поразительных генераторов такого рода является установка доктора Цзяна, которая целенаправленно изменяет наследственный стереотип зародышевой клетки развивающихся животных. Действие данной установки четко зафиксировано, но повторить ее другим исследователям не удается, хотя автор не делает из нее секрета [21].
Как уже указывалось, КР может вносить изменения в генетическую информацию. В настоящее время широко проводится дискуссия о причинах изменчивости живых организмов в процессе их эволюции. Сторонники классической теории сводят процесс эволюции к случайным мутациям и естественному отбору (подобную концепцию часто называют "дарвинизмом", хотя Ч. Дарвин отрицал роль случайной изменчивости в процессе эволюции [22]). Однако часть биологов и генетиков считают, что промежуточные стадии в процессе изменчивости не дают преимуществ, которые определили бы изменение организмов в процессе естественного отбора. Анализ вероятности изменений в структуре ДНК позволяет сомневаться, что при ее случайных повреждениях может возникнуть объект для естественного отбора [23 - 26]. Фактор, определяющий изменчивость, относят к "внешней" или "внутренней силе", вводятся постулаты о "целесообразности" изменчивости. Можно допустить, что "конструктором" разновидностей животных и растений является КР, а естественный отбор и "борьба за существование" происходят на уровне КР, образованных конкурирующими видами.
Феномен полтергейста свидетельствует о проявлении некоего разума. Этим разумом может быть КР или его "компоненты", содержащиеся в подсознании отдельных личностей. Проявление полтергейста часто связывают с личностью ребенка. Как указывалось выше, свободное подсознание ребенка в первую очередь заполняется информацией умирающих (а возможно и живущих), включаясь в сферу КР.
Если считать, что феномен полтергейста определяется функционированием КР, то это означает, что КР может поступать немотивированно, разыгрывать, дезинформировать, "шалить". Тот факт, что КР может не только перерабатывать информацию, но и совершать активные действия, связанные с преобразованиями энергии, объясняет возможности отдельных личностей осуществлять телекинез, при котором достигаются энергетические преобразования, - например, повышение температуры, перемещение предметов.
Информацию, воспринимаемую "контактерами с внеземными цивилизациями" (если исключить психические заболевания), в отдельных случаях также можно рассматривать как розыгрыш и дезинформацию, поступающую от КР.
Мы недостаточно знаем о возможностях отдельных личностей и, соответственно, КР [27] изменять структуру веществ и их химический состав, а также о возможности телепортации предметов. В этих случаях данные о достижениях медиумов и экстрасенсов требуют уточнения. При углублении знаний о физической природе феноменов ПНЯ, по всей вероятности, расширится и область ПНЯ, которые можно связать с КР.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. М. Бернштейн, "Аномальные явления как результат деятельности коллективного разума", Материалы III Томской междунар. междисциплинарной научно-технической школы-семинара "Непериодические быстропротекающие явления", ч. 1, Томск (1992), с. 9-18.
2. В. М. Бернштейн, "Концепция функционирования коллективного разума живых организмов", Парапсихология и психофизика, Љ 4, 21-31 (1995).
3. А. А. Горбовский, "Разум Вселенной", В круге вечного возвращения. Знание, Москва (1989), с. 4-17.
4. К. Г. Юнг, Проблема души нашего времени, Универс, Москва (1993).
5. Л. Н. Гумилев, Этногенез и биосфера Земли, Гидрометиздат, Ленинград (1990).
6. Ю. П. Карпенко, "О средствах описания непреднамеренного влияния состояния коллективного сознания на окружающую среду", /// Междунар. конф. "Особые состояния сознания человека. Экспериментальные и теоретические исследования в парапсихологии", Москва (1997), с. 85 -
89.
7. В. А. Жернов, "К вопросу о нетрадиционных технологиях управления общественным сознанием", III Междунар. конф. "Особые состояния сознания человека. Экспериментальные и теоретические исследования в парапсихологии", Москва (1997), с. 91-93.
8. К. Г. Юнг, Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. Наука, Москва (1993).
9. Ю. А. Фомин, Анатомия чудес (телепатия, парапсихология, спиритизм, НЛО и другие аномальные явления), Прометей, Москва (1990).
10. P. М. Грановский, Восприятие и модели памяти, Наука, Москва (1974).
11. Г. А. Вартанян, А, А. Пирогов, Механизмы патяти центральной нервной системы, Ленинград (1988).
12. X. Равен, Оогенез, Мир, Москва (1964).
13. Д. P. Мичелл, Феномены книги чудес. Изд. полит. лит., Москва (1990).
14. В. М. Бернштейн, "Программирование здоровья и долголетие человека". Междунар. конф. "Биоэкстрасенсорика и научные основы культуры здоровья на рубеже веков", Москва (1996), с. 116-117.
15. В. М. Бернштейн, "Бесприборное определение механизма телепатической передачи". Парапсихология в СССР, Љ2,21-24 (1992).
16, В, М. Бернштейн, "Гипотезы о природе телепатии и ясновидения в свете современных представлений в области информатики", /// Междунар. конф. "Особые состояния сознания человека. Экспериментальные и теоретические исследования в парапсихологии", Москва (1997), с. 50-52,
17. У. Геллер, Г. Плэйфайр, Эффект Геллера, Соваминко, Москва (1991).
18. А. Константинов, С. Ямот, "Человек разгоняет тучи". Феномен, Мир, Москва (1989), с. 12-18.
19. В. М. Бернштейн "Феномен неповторяемости ряда научных экспериментов", Междунар. научн. конф. "Новые идеи в естествознании", Санкт-Петербург (1996), с. 3.
20. В. М. Бернштейн, "О возможности создания искусственного генератора биополя". Научи, конф. "Сверхслабые взаимодействия в технике, природе и обществе", Москва (1993), с. 36 - 37.
21. А. Евсеев, "Удивительные эксперименты доктора Цзяна", Спутник. Дайджест сов. прессы, Љ 12 (1989).
22. Ч. Дарвинъ, Сочинения, т. 1, ч. II, Санктъ-Петербургъ (1896).
23. P. Левонтин, Генетические основы эволюции, Мир, Москва (1978).
24. С. В. Мейен, "Проблема направленности эволюции", Итоги науки и техники. Зоология позвоночных, т. 7, Изд. ВИНИТИ, Москва (1977), с. 66-117.
25. В. Грант, Эволюционный процесс. Мир, Москва (1991).
26. А. П. Акифьев, И. Я. Беляев, А. К. Гриманин и др., "Аберрации хромосом, диминуция хроматина и их значение", Радиационная биология и радиоэкология, 36(6), 789 - 794 (1996).
27. А. В. Московский, И. В. Мирзалис, "Эффект коллективного сознания", Terminator, Љ 1 (1995), с. 47.
Бернштейн Владшир Моисеевич, кандидат технических наук, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва