Бойко-Назарова Татьяна Александровна: другие произведения.

Камелия

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 15, последний от 31/01/2008.
  • © Copyright Бойко-Назарова Татьяна Александровна (tanazarova@mail.ru)
  • Обновлено: 23/11/2024. 30k. Статистика.
  • Эссе: Юж.Корея
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Цветы, Дама с камелиями и Травиата


  • Т.А. Бойко-Назарова


    Камелия

      
      
       Алый цвет, цвет молодой крови, нежность и жесткость, вкрадчивость и неприступность, настороженность и гордая уверенность в своей красоте. Это камелия. Но, можно сказать и Камелия. Ведь эти же слова можно отнести не только к цветку, но и к женщине.


    Бутон красной камелии.

      

      
       Лепестки камелии, в отличие от нежной розы, очень твердые и внешне напоминают пластмассу или другие современные материалы. Но это только внешне. Внутри камелии таится источник жизни, музыки и танцев.   Жизнь начинается с любви и кончается смертью. В Юго-Восточной Азии красный цвет - это цвет любви и счастья, а белый - символ смерти.


    На одном дереве камелии могут одновременно рапуститься красные и белые цветы.


    Красное и белое может переплетаться и в одном цветке, как переплетаются радости и печали в нашей жизни.
     


    Но есть и чисто розовая камелия, она нежна и сильна как молодость. В Корее эти цветы называют "донг бэк".


    Особенно много этих чистых розовых камелий в нашем университете GIST.


    А рядом прячутся в тени белые камелии с тонкими, как воспоминания о прошлом, розовыми полосами.

       

      
       Поверьте, что все мои снимки сделаны не в оранжерее и не в ботаническом саду, а рядом со студенческим общежитием.
      
       Но пора мне стать серьезней и напомнить вам, что камелия не просто цветок, а вечнозеленое дерево высотой до 5 м, листья которого дали, и по сей день дают нам, знаменитый китайский чай. Сортов китайского чая не счесть, так же как и не счесть число сортов камелии. Вообще, родиной камелии считается Китай, Япония, а также полуостров Корея, но распространен этот вид во всех в тропических и субтропических районах Восточной и Юго-Восточной Азии. Род назван в честь моравского священника и натуралиста Георга Йозефа Камелиуса (1661-1706), впервые привезшего камелию в Европу с Филиппин.

      
      Есть у камелии и другая история. Камелия вскружила голову парижанам в 1848 году, когда Александр Дюма-сын опубликовал свой роман "Дама с камелиями". Эта была не выдуманная история, а интимная трагедия, сочащаяся живой кровью. Прообразом Дамы с камелиями была самая знаменитая из куртизанок 19 века Мари Дюплесси. "Она была одной из последних представительниц той редкой породы куртизанок, которые обладали сердцем" - сказал о Мари сам Дюма. В 1844 году, когда Дюма сын с ней познакомился, Мари Дюплесси считалась самой элегантной женщиной Парижа, в ее библиотеке были Рабле, Сервантес, Мольер, Вальтер Скотт, Дюма отец, Гюго, Ламартин и Мюссе. Она превосходно знала произведения этих авторов, любила поэзию, с чувством играла на пианино баркаролы и вальсы. Все испытывали к ней восхищение, смешанное с уважением и жалостью, потому что она была явно выше своей постыдной профессии. Почему она ею занималась? Во-первых, потому, что привыкла тратить сто тысяч франков золотом в год, а во-вторых, потому, что, больная, лихорадочно возбужденная, вечно недовольная собой, она могла забыться лишь в наслаждении. Но суммы, потраченной на один вечер с Мари - билеты в театр, камелии, конфеты, ужин, всевозможные прихоти, было достаточно, чтобы разорить молодого Александра. В романе "Дама с камелиями" Мари Дюплесси представлена как Маргарита Готье.

    Если вы, современный читатель, этот роман не читали, то, встречались с ним неоднократно в опере, театре и кино. Либретто оперы Дж. Верди "Травиата" было написано по роману "Дама с камелиями". Правда, в опере у Мари Дюплесси уже другое имя - Виолетта Валери. Еще один известный вариант "Дамы с камелиями" получил две награды Американской киноакадемии в 2001 году - это фильм-мюзикл "Мулен Руж" с Николь Кидман в главной роли. В этом мюзикле Мари Дюплесси опять получила новое имя - Сатин. А "Мулен Руж", т.е. упрощенный вариант "Дамы с камелиями", приобрел славу "уникального сплава китча современной поп-культуры и изысканности классических оперных постановок". Режиссер Бэз Лурманн использовал для сценария своего мюзкла французский роман, написанный полтора века назад. Известный фильм "Красотка" 1990 г. с Джулией Робертс и Ричадом Гиром тоже создан по мотивам романа Дюма-сына, но только совсем уж в американском стиле: с happy end на фоне арий из оперы Дж. Верди "Травиата".

    Но экранизация "Дамы с камелиями" началась еще в эпоху немого кино: сначала в Дании в 1907 году; затем в 1911 г. во Франции со знаменитой Сарой Бернар в главной роли; далее везде. Классикой мирового кино стал американский фильм 1936 г. "Cаmille" с шведской актрисой Гретой Гарбо в роли Маргариты Готье. Гарбо создавала на экране новый тип роковой женщины - одинокой, гордой героини, связавшей весь смысл своего бытия с единственной и неповторимой любовью, которая не приносит счастья ни ей, ни любимому.


    Дама с камелиями - Грета Гарбо, одна из величайших звёзд прошлых лет. В 1954 актрису наградили почетной премией "Оскар"- за "незабываемые экранные выступления".

    Сейчас фильм "Cаmille" 1936 г. входит в список 100 самых лучших американских фильмов. Он поражает глубиной и неподдельным аристократизмом, когда вся гамма чувств выражается глазами, а не телами. Фильм наполнен музыкой Верди, белыми шелками, черными фраками, красными и белыми камелиями. "Это история об одном из тех прелестных созданий, что жили в среди зыбучих песков популярности - Маргарите Готье, которая придавала блеск своему остроумию шампанским, а своим глазам иногда слезами" - этими словами начинается фильм "Саmille" .

    Но самой яркой и музыкальной экранизацией "Дамы с камелиями" стал фильм-опера "Травиата" (1982 г.) в постановке Франко Дзеффирелли.
      


    Портрет Дамы с камелиями в фильме "Травиата" (1982). Цветы белой камелии украшают грудь дамы, "сраженную невидимым злом, которое влекло ее к могиле".

    В двадцать лет Мари ненадолго сошлась с Александром Дюма-сыном, которому было ровно столько же, а в двадцать три она умела от туберкулеза, но осталась вечно живой благодаря влюбленному автору.


    Взгляд на Даму с камелиями молодого человека в фильме "Травиата" (1982). Режиссер и сценарист Франко Дзеффирелли, всемирно известный режиссер фильма "Ромео и Джульетта" (1968), завоевавшего две премии "Оскар".

      
       Следующей возлюбленной Дюма-сына была известная русская аристократка, носившая жемчуга на лебединой шее и просившая написать для нее роман "Дама с жемчугами". Но "Дама с камелиями" была бессмертна, как первая любовь. Пора объяснить, причем тут камелии. Из-за туберкулеза сильные запахи были невыносимы для знаменитой куртизанки, аромат роз или гиацинтов вызывал у нее головокружение. Поэтому Мари Дюплесси любила камелии - цветы, которые, подобно деньгам, не пахнут. Отсюда и название романа. А "Травиата" это "оперное" прозвище знаменитой куртизанки, означающее в переводе "Блудница" или "Падшая". Но в театральных програмках знаменитой оперы вы увидите другое имя героини - Виолетта Валери.


    Виолетта Валери, прозванная в свете, как к "Дама с камелиями".
    В фильме "Травиата" (1982) роль Виолетты исполняет Тереза Стратас - известная канадская оперная певица греческого происхождения. В 1987 году она была номинирована на премию Тони Эвардс, как лучшая актриса музыкального кино.

      
      
      
       Благодаря талантливости Дюма-сына падшие женщины, туберкулез и бледная немочь вошли в моду и, по-моему, до сих пор из нее не вышли. Если вы помните, в романе Тургенева "Дворянское гнездо" Варвара Павловна "нашла свой идеал в драматических произведениях г-на Дюма-сына и.... не желает для своей дочери лучшей участи. Ада из румяного пухлого ребенка превратилась в слабогрудую, бледненькую девочку, нервы ее уже расшатаны". В те далекие тургеневские времена почтенные русские помещики всех женщин не очень строго поведения называли просто "Камелиями".


    Сцена с дамами полусвета "Камелиями" на фоне белых камелий в фильме "Травиата" (1982).


    А живые красные камелии напоминают светских дам, хотя софотографировны они в корейском дворе.

      
       А в Европе 19 века "Камелиями" стали называть женщин полусвета, которые вместе с золотом и картами сначала просочились, а потом хлынули в ночную жизнь Франции, а затем и всей Европы. Дорогие Камелии разоряли и сводили с ума русских дворян, французских баронов, английских графов и, в особенности, их молодых отпрысков. Тургенев, Бальзак, Дюма-сын описали их с блеском.
     
    Цветы камелии стали лейтмотивом фильма Франко Дзеффирелли "Травиата" (1982). Самая яркая, жизнерадостная и трагичная из его сцен - это вторая сцена из второго акта оперы. Это блеск и роскошь Парижа 19 века. Для его живого волощения Дзеффирелли пригласил балет Большого Театра. Ведь для ярких эмоций нужны испанские костюмы, русский балет и сильный характер. Тот характер, когда любовь, измеряется не купюрами, а риском для жизни. Раньше таким измерением служили рыцарские турниры, потом им на смену пришла коррида. Эта была любовь молодая, яркая, сильная, как красные камелии.


    Ножки цыганки в Париже 19 века. Но эти ножки Франко Дзеффирелли, вопреки Пушкину, нашел в России. (Начало второй сцены второго акта фильма-оперы "Травиата").

      
       Ноги балерины - это умные ноги, за ними стоят годы учебы и ежедневного труда. И росчерк пуантов, как острый карандаш, создает яркий образ.


    Франко Дзеффирелли нашел красивые и умные ноги в балете Большого Театра.

    В фильме "Травиата" Испанка с ее тонкой ножкой похожа на красную камелию.


    Испанка - Екатерина Максимова, Народная артистка СССР, лауреат Государственных премии СССР, РСФСР и РФ, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор МГУ, автор книги "Мадам Нет" в фильме "Травиата" (1982).

    В фильме "Травиата" в прическе Испанки горят две красные камелии.


    В реальной жизни цветы камелии часто растут вместе, хотя каждый из них сморит в противоположную сторону. Но такой "дуэт" еще красивее и еще сильнее. К тому же такие цветы, как настоящие артисты, никогда "не поворачиваются спиной к людям".

      
      Но в человеческом обществе красного куда меньше, чем черного и белого. В фильме Франко Дзеффирелли красные тона корриды, испанских танцев и красных камелий, оттенены холодным светом денег, белых камелий и белых одежд в первом и в последнем актах.
      


    Сцена из конца второго акта.
    Розовые камелии остались на заднем плане, впереди только мертвые белые меха.

     

      И в романе, и в опере Дама с камелиями умирает, когда за окном кружится снег.


    Так получилось, что этой зимой в Новогоднюю ночь на Южную Корею обрушились снегопады. Но красная камелия, как настоящая любовь, осталась жива.


    Нежные цветы живут благодаря защите сильных и острых листьев.

     


    В белом безмолвии не угасает огонь жизни, это красная камелия - символ любви и счастья.


    Белая камелия тоже не умирает от холода. Может потому, что рядом с ней горят бутоны красной?


    Взгляните на прощание на живую белую камелию, ту что в фильме, опере и романе украшала Даму с камелиями. Можно сказать, что живая камелия сама похожа на Даму в шелках и бриллиантах.

    И как хорошо, что она жива!

  • Комментарии: 15, последний от 31/01/2008.
  • © Copyright Бойко-Назарова Татьяна Александровна (tanazarova@mail.ru)
  • Обновлено: 23/11/2024. 30k. Статистика.
  • Эссе: Юж.Корея
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка