Сафир Алекс: другие произведения.

Лучшее в Праге

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 11, последний от 28/04/2013.
  • © Copyright Сафир Алекс (safir_a@msn.com)
  • Обновлено: 12/04/2012. 84k. Статистика.
  • Путеводитель: Чехия
  • Иллюстрации: 31 штук.
  • Аннотация:
    Прага действительно достойна посещения и заслуживает написания романа, где собственно город и есть главный герой. В поездке важно, чтобы приятно удивившее тебя превосходило неприятно озадачившее. Из этой математической разницы и складывается общее впечатление либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Я прямо сейчас, прямо здесь заявляю, что в Праге на много больше впечатляющего, нежели неприемлемого. Итак, вперед, за впечатлениями!


  •    Лучшее в Праге
      
       "Откуда ты?" - спросил меня в салоне самолёта человек.
       "В Америке живу уж лет пятнадцать" - отвечаю. -
       "А сам-то кто?". Он гордо так: " Я - чех!"
       "Ну, будь здоров!" - я искренне ему желаю.
      
      
      
       Aмериканские коллеги, встречая меня после очередной поездки, неизменно задают один и тот же вопрос: почему много путешествуешь? Не легко односложно oтветить - им будет не понятно, если я скажу, что ищу новые впечатления или желаю приобщиться к культуре зарубежных стран, а также их истории. Для американцев должно быть "for reason", иными словами, во всем необходимо следовать конкретной цели, скажем, посетить в чужой стране родственников, друзей или на худой конец, одноклассников. А еще лучше отправиться за границу по бизнесу.
       Однако, я - американец только по паспорту. В душе же - стопроцентный европеец, острое сознание чего позволяет сохранить эту самую душу. Впрочем, не все эмигранты так считают. Многие в корне переделываются, настраиваясь на шаблонный американский стереотип. Результаты, как правило, плачевные. До американского менталитета не дотягивают, зато европейские корни теряют навсегда. Фигурально выражаясь, тонут где-то посередине, между новым светом и старым в мутной безнадеге Атлантического океана. Бренное тело достигло берегов Америки, но душа не застряла в Европе, либо по дороге почила в навеки бездонной пучине Бермудского треугольника. А то псевдо-плотское, что выбралось на берег, только кажется подобием человека. Тем более в представлении местных янки, они представляются странными половинчатыми существами, ну что-то вроде кентавров с телом лошади и головой человека. Впрочем, у кентавров душа была, некоторые из них даже на арфах играли...
       К счастью или к печали, но за этой самой душой, вернее для восстановления утраченного европейского духа, стоит отправиться в Прагу, отрешившись от повседневной практичной действительности. Ведь совсем не много мест сохранилось на планете, где легко, как-то по-особому дышится, где нечто необъяснимое, сказочное парит в воздухе, где хочется замереть на мгновенье, искупаться в застывшем времени, плескаться в нем еще и еще...
       Впрочем, оставим возвышенные чувства на потом. Прага - действительно достойна посещения и заслуживает написания романа, где собственно город и есть главный герой. Но мои заметки о другом. При встрече с незнакомым городом, впечатление путешественника складывается из многих приятных или, скажем, не совсем приятных мелочей.... Впрочем, оговорился: для кого это могут быть вовсе не мелочи, а очень даже существенные вещи. Выскажусь иначе, немного перефразируя: в поездке важно, чтобы приятно удивившее тебя превосходило неприятно озадачившее. Из этой математической разницы и складывается общее впечатление либо в положительную, либо в отрицательную сторону.
       Предвижу спонтанно возникшее желание моих читателей немедленно заглянуть на последнюю страницу, чтобы найти окончательный вывод... Дорогой друг! Не делайте этого. Я прямо сейчас, прямо здесь заявляю, что в Праге на много больше впечатляющего, нежели неприемлемого. Итак, вперед, за впечатлениями!
      
       Я люблю своих читателей, и не стану испытывать их любознательность, раскрывая преимущества Праги постепенно. Действительно, почему прямо сейчас не перечислить их все, а затем рассказать подробнее?
      
       Итак, лучшее в Праге:
      
        -- ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, которые непременно нужно видеть -
      
       а) В Пражском Граде: Старый Королевский Дворец, Кафедрал святого Вита, базилика св. Георгия
       б) В Градчанах: Шварценбергский дворец, Лорета
       в) Малая Страна: Карлов мост, церковь св. Николая, Вальдштейнский сад, Библиотека Страховского монастыря
       г) Старый Город: Староместная площадь, Церковь Богоматери перед Тыном, памятник Яну Гусу, памятник св. Вацлаву, церковь св. Петра и Павла
       д) Еврейский квартал: Памятник Кафке, Испанская синагога, Старое еврейское кладбище, Муниципальный Дом, Пороховая Башня
       е) Новый Город: Танцующий дом, Национальный театр
      
        -- МУЗЕИ, которые стоит посетить -
      
       Выставка богемского искусства 19-го века, Музей средневекового искусства, Музей пыток.
      
        -- СУВЕНИРЫ и ПОКУПКИ -
      
       Изделия из богемского стекла, ювелирные украшения из граната, керамические или порцелановые статуэтки.
      
        -- НАПИТКИ -
      
       Старопраменское пиво (светлое лагер, либо черное), абсент
      
        -- ЕДА -
      
       Мясные или рыбные основные блюда, приготовленные по чешским или немецким рецептам.
      
        -- ПРОЧЕЕ, о котором я скажу в самом конце.
      
      
       Оказавшись в Чехии, вы никогда не ощутите неловкость или неудобства, по обыкновению сопряженные с поездкой в незнакомую страну. Как бы Чехия не тянулась к Германии, все же славянский дух здесь по-прежнему доминирует. Многие чехи понимают русский язык. Они не станут дурака валять, как например, прибалты, притворившись, будто отродясь не слышали ни единого русского слова. Ваше владение английским языком не всегда помогает. Так водители такси и официанты в ресторанах по-английски "гутарят" редко. А вот в гостиницах, больших магазинах, аэропортах у обслуживающего персонала с английским проблем нет. Окрестности Праги также не похожи на западную Европу, скорее на аналогичные районы классических городов России и Украины.
       Несмотря на то, что общественный транспорт хорошо развит, Прага - прекрасное место для прогулок пешком, даже в ненастную погоду. Взглянув на карту города, может показаться, что сеть улиц слишком запутана. Однако, это не совсем так. Вряд ли заблудитесь, если заранее проделаете домашнюю работу. А для этого нужно обратить внимание, что важные достопримечательности расположены как на левом, так и на правом берегу. Чтобы четче определиться со схемой Праги, стоит мысленно представить две концентрические окружности, разделенные строго по вертикали рекой Влтава. Центр схемы и ее короткая горизонтальная ось - это Карлов мост. Внутренний правый полукруг - Старый Город, а обрамляющее снаружи восточное полукольцо - Новый Город. Отсеченная рекой правая часть внутреннего круга - Малая Страна, а охватывающий его наружный северо-западный сектор - Пражский Град и район Градчан. Уяснив расположение основных частей города, распечатайте на принтере в увеличенном масштабе их карты. Обладая такими детальными схемами главных районов, невозможно потеряться и легко добраться во все запланированные точки.
     []
       * * *
      
       Начнем путешествие с Пражского Града. Иногда его называют Кремлем. Но я бы не стал сравнивать с московским, так как нет столь грандиозных стен, и внутренней территорией он поменьше будет. Все-таки, это и есть главная историческая часть, городской центр и резиденция правительства. Здесь куется политика страны. Но уйдем от тревожного настоящего и окунемся в выдающееся прошлое Чехии. Главный памятник ему, несомненно, Старый Королевский Дворец. Согласно книге рекордов Гинеса, этот древний замок - крупнейший в мире. Верхняя и нижняя части сооружения имеют раздельные входы. Случается, что одна из них закрыта, в то время как в другую вход разрешен. Если подобное случится, я бы советовал прийти еще раз, чтобы все-таки посетить обе части. Ваш билет будет действительным и на следующий день.
       Дворец начал строиться еще в 12-м веке, как резиденция богемских князей. Он много раз перестраивался и расширялся. Потому различные его части символизируют множественность архитектурных стилей - от романского до ренессанса. Зал общего собрания знати необычайно просторен и хорошо освещен. Именно здесь в 1400-х годах был избран первый король страны. А много позже в 1990-х - приведен к присяге первый президент независимой Чехии. В конце помещения - вход в тронный зал, где экспонируются драгоценные королевские регалии. Справа находятся две небольшие комнаты, т.н. "Чешские офисы", оформленные в стиле Ренессанса. Они примечательны тем, что в 1618 году разъяренные протестанты вломились туда и выбросили из окон всю мебель... вместе с восседавшими на ней губернаторами-католиками. Занятно, что проявление этакого явного экстремизма толпы вовсе не считалось преступлением по тем временам. Древний закон позволял подобные народные акции в отношении нерадивых политиканов. Вот где была поистине ответственность власть предержащих перед избирателями! Уверен, будь подобный закон до сей поры в силе, нынешние правители призадумались, стоит ли злоупотреблять, и не посмели обворовывать собственный народ. Сброшенные (в прямом смысле слова) в 17-м веке пражские "отцы города" еще легко отделались: не только испугом, а всего лишь синяками и ссадинами. Поговаривают, впрочем, что один из них сломал руку. Не смотря на легкость увечий, сей законный(!) всплеск эмоций чешского народа имел весьма тяжелые последствия, ибо послужил поводом и началом общеевропейской Тридцатилетней войны, длительной, кровопролитной и жестокой.
     []
       На нижнем этаже дворца представлены различные экспонаты древности, в том числе средневековые миниатюры, некоторые "весьма фривольные", вопреки распространенному мнения о неком добродетельном ханжестве тех времен, как раз свидетельствующие об обратном.
      
       * * *
      
       Принято считать Кафедрал св. Вита основной примечательностью Пражского Града. С этим трудно не согласиться. Величием, готическим стилем и размерами храм просто поражает, как снаружи, так и изнутри. Интересно, что кафедрал начали строить в 1344-м году, а завершили почти через 600 лет - аж в 1929-м. Строительство множество раз прерывалось из-за войн и повальных эпидемий. Но затянувшийся процесс того стоил - церковь возвели с величием и во славу. Если обойти кафедрал с тыла, можно полюбоваться мозаикой Страшного Суда, выполненной в 14-м веке в итальянском стиле. Примечательно, что архитектура и оформление пражского кафедрала напоминает многие выдающиеся сооружения Европы - Лондонский собор св. Павла, Парижской св. Богоматери и кафедрал в Венеции. Если обойти церковь вокруг, складывается впечатление, будто любовался четырьмя разными сооружениями, и мысленно сводишь все воедино. Внутри собора находятся гробницы королей, из которых особенно хорошо сохранились усыпальницы первых Габсбургов. Но более всего поражают оконные витражи кафедрала. Даже при пасмурной погоде они прекрасно пропускают свет, как бы оживляя евангельские сюжеты и наполняя внутреннее пространство собора неповторимой игрой красок.
       Вход в часовню Вацлава почему-то открыт лишь для группового посещения. Тем не менее, перегнувшись через заградительный барьер, я заглянул внутрь: часовня оказалась богато оформленной колоритными фресками и драпировками с драгоценными и полудрагоценными камнями (возможно, потому вход и ограничен?). Настенные росписи изображают сцены из жизни князя Вацлава, правителя, столь широко почитаемого в Чехии. Здесь же, у символического княжеского гроба, укрытого красной тканью, по многовековой традиции короновали чешских монархов.
     []
      
       * * *
      
      
       Особое удовольствие доставило посещение в Пражском Граде базилики св. Георгия. Хотя и не поражает архитектурной грандиозностью, как собор св. Вита, тем не менее, будучи одной из древнейших христианских церквей, в своей простоте несет непосредственное, не торжественное и незамутненное восприятие истории и религии, пробуждая невольный трепет и почтительное благоговение. Ну что тут говорить, коли построена она аж в 920-м году нашей эры?! Нынешний вид приобрела после ремонта в 12-м веке и с тех пор прекрасно сохранилась, будучи примечательным образцом романского архитектурного стиля. Девять столетий назад техника строительства еще находилась на низком уровне, поэтому церковь возводилась из известняка, широко распространенной, легко обрабатываемой каменной породы. Княгиня Людмила, приходящаяся бабушкой знаменитому князю Вацлаву, именно здесь основала самый первый в Чехии монастырь, и после смерти была погребена тут же. Ее лик запечатлен на стенной готической фреске справа от алтаря.
     []
      
       * * *
      
       Непременно стоит обратить внимание на Шварценбергский дворец, и обязательно зайти во внутренний его дворик. Архитектуру сооружения определяют как стиль ренессанс. Но моему непросвещенному взгляду почему-то открылось нечто кубистское, особенно в оформлении стен. Совершенная, особая техника резьбы по каменным стенам производит фантастический эффект. Каждый блок эффектно выгравирован, и в общем сочетании придает дворцу некий феерический вид.
     []
      
       * * *
      
       Лорета - комплекс религиозных сооружений, объединенных единой легендой. Причем предание это итальянское, а не местное. Господь, внемля настойчивым молитвам благоверных христиан из итальянского городка Лорето, чудесным образом перенес к ним из Святой земли хижину, в которой когда-то родился Христос. Каким образом эта внушительная посылка была доставлена, легенда не уточняет. Зато известно, кто это оплатил. Естественно, истинно верующие своими молитвами и возведением вокруг святилища множества культовых заведений для прихожан и паломников. Собственно, итальянский поселок ЛоретО являлся портом, через который пилигримы грузились на корабли, отплывающие в Святую землю. Пражский комплекс ЛоретА - одна из мировых копий итальянского варианта. Сооружение ее датируется 17-м веком. Ничего удивительного в том нет: распространены же по всему миру имитации горы Голгофы, места страданий и смерти Христа.
       Пражская Лорета оформлена в виде прямоугольника замыкающих стен с внутренним двором, в центре которого - импровизированный Дом Святого Семейства, выполненный из белого камня и целиком украшенный орнаментами. По периметру сооружения расположились ухоженные церквушки с прекрасно выполненными статуями Иисуса, мадонны и святых. Особо примечательными являются статуя черной мадонны и ... деревянная балка, но не простая - она считается подлинной частью хижины, где родился Господь. За домиком святого семейства расположена одна из красивейших церквей Праги. Внутри нее - множество статуй ангелочков-младенцев, а сам интерьер кажется выполненным из белоснежного мрамора, щедро украшенного золотом. Я крайне удивился, когда случайно узнал, что все это лишь искусная имитация и благородного металла, и даже мрамора.
       Тем не менее, пражская Лорета - одно из известнейших мест паломничества, и считается особо важным, почитаемым у богомольцев со всего света.
     []
      
       * * *
      
       Если вам скажут, что главная достопримечательность Праги - Карлов Мост, не спешите сомневаться. Такое мнение вовсе не безосновательно. Этот каменный путь через реку Влтаву, длиной в пол километра, соединяющий Старый город с Пражским градом, особенно впечатляюще смотрится с набережной рано утром или на закате. А если хоть раз прогуляться по нему, будьте уверены, воспоминания останутся с вами надолго. Секрет прост - это не обычный мост, и не заурядный памятник древности, а значительное произведение искусства, устоявшее, сохранившееся веками. Главная его красота - не в конструкции, а в тех памятниках, башенках и монументах, которыми он украшен по всему пролету, от начала до самого конца. Здесь - и величественный памятник королю Карлу IV, воздвигшему этот мост в 1357 году, и две сторожевые башни с обоих концов, и многочисленные статуи и барельефы. Как правило, они религиозного значения, либо памятники посвящены знаменательным событиям чешской истории.
     []
       И все-таки одно из них, на мой взгляд, наиболее важное, почему-то обойдено вниманием, и никак не отражено. Да и в истории отмечено мало, хотя несомненно имеет выдающееся значение. В 1648 году в город ворвались шведские войска. Они захватили весь левый берег, разграбили Пражский град. Регулярная армия Австрийской империи, в состав которой входила Чехия, была полностью деморализована, и не в состоянии прийти на помощь. Шведы попытались пройти через Карлов мост в центральную часть города. Но местные жители проявили неслыханный героизм, приняв неравное сражение. На Карловом мосту разыгралась настоящая битва. Причем, в чешском ополчении сражались плечом к плечу студенты и преподаватели Пражского университета, нищие и богатые, мастеровые и купцы, монахи-иезуиты и евреи. Общая беда сплотила всех. Переправа противника через реку означала бы полное опустошение великого города. Пострадали бы монастыри и храмы. Еврейский квартал расположен поблизости, и ярость захватчиков не минула бы его. Но не смотря на прекрасную выучку шведских солдат, поддержанных к тому же артиллерией, пражане, вооруженные лишь шпагами и пистолетами, все-таки победили в неравном сражении, разгромив казалось бы неудержимого противника.
      
       Среди туристов наиболее популярен барельеф Яна Непомуцкого на Карловом мосту, мученика, сброшенного с этого самого места в реку за отказ нарушить тайну исповеди королевы. Сей проступок не простил ему коронованный муженек и столь нехитрым способом расправился с непослушным монахом. Видать, было что скрывать и королеве, и монаху. Ревнивый король не спроста подозревал супругу в неверности. Стоит лишь догадываться, что роилось в голове у исповедника. Впрочем, был ли у него выбор? Раскрыв тайну, несомненно обрел бы врага в лице королевы. А король в любом случае не оценил бы его поступок, будь-то раскрытие тайны исповеди, либо неподчинение приказу монарха. Два коронованных врага - двойная жестокая казнь, в чем местные правители тех времен еще как преуспели! Вместо бурных вод Влтавы, могли предать честного монаха изощреннейшим пыткам. Из двух зол преподобный Янек избрал меньшее. Притом остался чист перед церковью и даже возведен в ранг мученика.
       Меня только удивляет необычное прозвище - Непомуцкий (в чешском произношении - Непомук). Официальная версия, мол по происхождению он из маленького одноименного городка Помук. Но тогда он должен быть Помуцким, то есть без префикса "не". А может быть, разгадка в ином? Когда король допытывался о сердечных тайнах королевы, хитрый монах мямлил что-то несуразное, типа: "Не помню" или "Не понимаю", не в силах отказать монарху, но и не желая предать королеву...
       Фигурка сего монаха на барельефе Карлова моста начищена до блеска. Прикоснуться к святому изображению норовят почти все туристы. Говорят, это приносит счастье. Хотя какое счастье может доставить соприкосновение с летящим через поручни обреченным человеком? Наверно, что-то здесь другое. Быть может, у каждого есть сердечная тайна, которую не раскроет даже под страхом смерти? Ну как же иначе? Вот и отполирован бедный утопленник до золотого блеска.
     []
      
       * * *
      
       Настоятельно рекомендую посетить церковь св. Николая - настоящий шедевр стиля барокко, с восхитительной архитектурой и грациозно, изогнутыми украшениями интерьера. Многочисленные позолоченные статуи святых и алтарь смотрятся весьма эффектно. А поднявшись на галерею, можно с близкого расстояния разглядывать прекрасные фрески свода и стен, а также картины на религиозную тематику. Причем наблюдается необычный эффект - свет, проникающий через окна, выгодно подсвечивает детали изображений, изначально кажущиеся темными. Создается впечатление будто рассматриваешь их через подзорную трубу по частям. Краски на иконах, отражая лучи, будто играют - раскрывая попеременно сумрак и свет, взрываются сиянием и погружают в тень, как бы подтверждая философско-религиозную концепцию эпохи барокко о том, что мир изначально покоится во тьме, и только истинная вера ведет к жизни и просветлению. Плавный переход художественных, земных тем на стенных изображениях к небесным сценам на потолке церкви, будто утверждает связь происходящего на земле с божественной волей.
     []
      
       * * *
      
       Вальдштейнский сад обустроен итальянским архитектором в стиле ренессанса. Он напоминает амфитеатр с гротами, создающими иллюзию сталактитовых пещер с окаменевшими гоблинами, лягушками и змеями. Не знаю, что имел в виду садовник-устроитель, но вся эта нечисть мне почему-то кажется символом предательства и вероотступничества. Собственно, исконный владелец замка Альбрехт Вальдштейн таким и был. Его жизнь - яркий пример преуспевания, достигнутого изощренными интригами и полнейшей беспринципностью. Удивительно, но многие чехи считают его чуть ли не героем. Представьте на минуточку, еще немного и отпетый проныра мог бы сделаться королем Богемии, значительной и важнейшей части Чехии. Принцип Вальдштейна прост: всегда принимать сторону сильного, урывать побольше, не забывая поделиться с покровителем. Пройдоха необычайно в том преуспел, втерся в доверие к Габсбургам, предварительно пожертвовав им кругленькую сумму (незадолго до того украденную из чешского банка). На поле боя "геройствовал", возглавив регулярную австрийскую армию в борьбе с плохо вооруженными повстанцами-крестьянами. В результате сих великих "побед" был осыпан королевскими милостями, высокими званиями, должностями и богатством. Не понятно, как ему удалось "втереть очки" монарху, представив столь незначительные победы как нечто выдающееся? Небось, император Габсбург не далек был умом, любую ерунду, которую Вальдштейн ему втемяшивал, за чистую монету принимал, и чтил новоявленного заурядного воеводу словно великого, одаренного полководца. Но бог шельму метит, жизнь вскоре все расставила по местам: вторгшемуся шведскому воинству, настоящему противнику, Вальдштейн противостоять не сумел. Верный собственным, до сих пор не дававшим сбоя беспринципным принципам, поддался шведам, определив в них будущих покровителей, попытался заключить с ними тайную сделку. Тут наконец, легковерный Габсбург протер замыленные глаза, и распорядился умертвить генерала за государственную измену.
       Некоторые историки связывают неслыханный карьерный взлет Вальдштейна с его мистическим увлечением гороскопами и следствием резонных предсказаний личного астролога. Оказавшись между двух жерновов - Габсбургами и шведами, и не будучи уверен, чью сторону принять, наш "герой" призвал предсказателя. Увы, астролог по какой-то причине задержался. Он вошел в комнату к своему господину, когда тот уже лежал мертвым в луже крови, пронзенный алебардами собственной охраны. Чему тут удивляться? Предавал Вальдштейн, предали и его.
      
       * * *
      
       Библиотека Страхова монастыря впечатляет старинными книгами, коих великое множество, включая манускрипты Коперника и Яна Гуса. Но заполучить их для чтения простому туристу мудрено. Впрочем отчаиваться не стоит - есть чему подивиться и кроме того, к примеру, потрясающей отделкой и незаурядной внутренней архитектурой двух главных залов - философского и теологического. Посетив любой из них, не отделаешься от чувства, будто очутился в истинном храме науки. Не даром их строительство и художественное оформление пришлось на эпоху Возрождения. Строить библиотеки допускалось лишь при храмах божьих - и знания, и философию, и собственно науку в те времена патронировали монастыри. Просматривается некая аллегория: оба прекрасных зала - жемчужины новизны, каким-то чудом явились на свет среди сумрака религиозного мракобесия. Коридоры библиотеки заполнены необычными экспонатами: здесь и засушенный хобот слона, и чучело крошечной птички додо, вымершей еще в 17-м веке, и китовый пенис (кстати, это не мышца, как у людей, а кость).
       Совершенно аутентичное, неожиданное для тех времен убранство залов, великое множество бесценных книг и уникальность любопытных коллекций, несомненно, стимулировали в 18-м веке прорыв в области науки и просвещения.
     []
      
       * * *
      
       Если все дороги в Италии ведут в Рим, то все пражские улицы тянутся к Староместной Площади. Ее невозможно минуть даже при желании. Так и я, не планируя посещение в первый день, тем не менее каким-то чудом там оказался. Она мистически притягивает, причем ежедневные, ставшие привычными прогулки через площадь не надоедают. Хочется смотреть и озираться вновь и вновь, находя иные детали, не отмеченные ранее, а в уже виденном раскрывая нечто новое.
    Вид из окна ратушной башни []
       Можно долго рассматривать великолепные ратушные астрономические часы с вращающимися дисками. Они показывают время своим способом: богемское - наружными циферблатами с готическими цифрами, а мировое время - романскими. Кроме того отображают час заката и рассвета, моделируют движение небесных сфер. Пятьсот лет назад даже видные ученые искренне верили, что солнце и планеты кружатся вокруг Земли. Притом вращение самой Земли чехи никогда не отрицали, с единственной только оговоркой, чтобы она вся целиком вращалась вокруг Праги...
       Увы, дикие были времена! Уникальный механизм отражал "научный" взгляд эпохи 15-го века. Он будучи, мягко говоря, слегка ошибочным, не больно укладывался в рамки математических расчетов, и потому не легко приходилась мастерам создавать конструкцию необходимой точности. Приходилось непрестанно совершенствовать ее, усложняя механизм. И все-таки городской хронометр такой навороченной и замысловатой системы конструкции на протяжении долгих лет не желал правильно функционировать. Десятилетиями часы налаживались, мастера вносили изменения, и наконец-то довели "до ума". Не сразу запустился хоровод апостолов, и даже несложные фигурки-скульптурки Мавра и Смерти тоже долго не желали заводиться. Лишь по прошествии долгих лет наступил момент торжества. С тех пор и поныне часы функционируют исправно, ежечасным боем радуя восхищенных туристов.
     []
       Не станем глумиться над незадачливыми чешскими мастерами. Тем более, зачастую они и не были чехами. Нанимали немцев и итальянцев, а в целом астрономическую науку поднимать пригласили датчанина Тихо Браге, почтенного ученого с мировым именем. Он не совершил каких-то кардинальных астрономических открытий. Скорее наоборот: был приверженцем консервативной геоцентрической теории, - ну никак не желал признать, что земля вокруг солнца вертится, отчаянно с Коперником спорил, и препятствовал последнему в исследованиях. Тихо Браге первым из землян наблюдал вспышку сверхновой звезды, однако правильно объяснить событие не сумел. И все же, отдадим ему должное: Браге уж очень сильно увлекался астрономией, помимо отмеренных монархами средств на исследования, он целиком пожертвовал и собственным весьма значительным состоянием, дабы изготовить специальные, новейшие по тем временам приборы для особо точных наблюдений и проведения научных измерений, благодаря чему накопилась громадная база бесценных данных о движении небесных тел. Именно это и явилось основой дальнейших научных открытий.
       Понятно, что для осуществления столь широкого проекта, требовалась помощь сильных мира сего. Что же получается, просвещенными короли были, эти императоры Священной Римской империи, коль столь щедро жертвовали на научные исследования? Отнюдь. Не будем обольщаться. Чем интересовались монархи прежде всего - это составление гороскопов для себя любимых. Иначе, какое им дело до далеких звезд? На астрологических предсказаниях короли выстраивали собственные планы, причем все абсолютно - от обыденных дел до высокой государственной политики, к примеру, какую шляпу для прогулки по саду надеть, и начинать ли очередную кровопролитную войну против соседей. Парадоксально, но важные исторические решения принимались на основании гороскопических гаданий. Поэтому придворный астролог был весьма влиятельным лицом. От его предсказаний зависело многое. Увы, провидец, подобно саперу, ошибается единожды. Потому гадатели долго при дворе не задерживались.
       Хорошо, если их за "ошибки" просто изгоняли, лишив должности и зарплаты. Бывало и похуже. Загадочна, к примеру, смерть Тихо Браге, главного астролога императора. Умер он во время пира. Официальная версия - разрыв мочевого пузыря. Будто бы астроном не посмел нарушить этикет и выйти из-за пиршественного стола прежде короля. Медики почему-то оспаривают возможность такого странного варианта смерти. Рассматриваются и иные причины - ученый мог быть отравлен по приказу короля, либо собственными завистливыми коллегами. Взять хотя бы более талантливого, но менее успешного Кеплера. Если это так, то возникает некая историческая прелюдия варианта Моцарт-Сальери. Но вопреки классике, в данном случае, Моцарт убил Сальери, ибо ученый Кеплер был более одаренным, нежели Тихо Браге, если чему и завидовал, так только материальной обеспеченности наставника, но как профессиональный астроном и ученый уже давно превзошел учителя.
      
       Занятно глядеть на Прагу с высоты птичьего полета, взобравшись на вершину Ратушной башни. Возвышенных мест для обзора много, но это - наилучшее из всех, прежде всего тем, что находится в самом сердце столицы. Виды Праги с высоты уж точно не оставят никого равнодушным - город раскрывается в полном великолепии. И прежде всего неповторимой пестротой разновысоких крыш домов, случайно или намеренно, но очень гармонично составленных в единый колорит. Восхитительно выглядит с высоты даже мостовая площади, подобно расчерченному полю некой таинственной, старинной игры. Невозможно это увидеть, находясь внизу!
     []
      
       * * *
      
       Самая впечатляющая картина, открывающаяся взору - на доминирующую над Староместной площадью Церковь Богоматери перед Тыном. Этот вильчатый храм сразу обращает на себя внимание, и туристы, впервые очутившиеся на площади, первым делом фотографируют именно это сооружение. Отмечу, что "вилка" контура - двузубая, каждое острие являет собой башню. Оригинальность в том, что обе они - разные, хотя и равновысокие, но не одинаковой ширины. Преднамеренная асимметрия придает храму странное изящество, и не обременяет взгляд. Меньшую башню называют Евой, а большую, соответственно, Адамом. В том усматривается некая символика: скажем, на первый взгляд, негармоничный союз различных по очертаниям фигур мужчины и женщины, однако, создает вполне сбалансированную структуру, к примеру, брачный союз, как единую сущность, основанную на сочетании телесно разных составляющих.
       К сожалению, внутрь церкви не пробраться. Она ныне закрыта то ли на реконструкцию, то ли по иной причине. Остается единственная возможность - затесаться в очередь особо любознательных туристов, чтобы заглянуть внутрь через небольшое дверное окошко. И всего-то. А жаль - очень бы хотелось рассмотреть близко изнутри прекрасный интерьер и красивый иконостас, чтобы мысленно окунуться в мир преданий и легенд, коими сей храм щедро одарила история.
     []
      
       * * *
      
       Памятнику национальному герою Чехии Яну Гусу отведена значительная часть площади. Это выглядит несколько странно - столько места отдано под пепелище! Дело в том, что архитектурная композиция изображает символический догоревший костер, на котором Гус был безжалостно сожжен. Но не страждущим, не обожженным изображен национальный герой, наоборот, он по-прежнему жив, стоит прямо и гордо, как будто не затронут беспощадным пламенем, спалившем все живое вокруг. В стороне от пепелища - скульптурные изображения сторонников Гуса и его последователей. Они подавлены случившимся, не могут прийти на помощь, но их сила неумолимо растет. Искренне поддержав идеи свободы, они восстанут, одолеют врага и вознесут гордость чешской нации.
     []
       Избегая лишней патетики, давайте разберемся с произошедшим - за что национальный герой отдал собственную жизнь? Чехия и Германия в 15-м веке входили в единое государство и подчинялись императору Священной Римской империи. Причем столицей страны зачастую провозглашали именно чешскую Прагу, а не какой иной немецкий город. Вот однажды очередной монарх, по происхождению на половину чех, на половину - немец, решил приумножить славу и богатство собственного государства. Вполне естественное намерение, не так ли? А чтобы добиться цели, принял здравое экономическое решение: там, где ресурсы, туда и направлять рабочую силу. Чехия богата полезными ископаемыми, в том числе благородными металлами, а незадействованные трудовые ресурсы могли предоставить германские земли. Вот и призвал монарх голодных, но трудолюбивых немцев к освоению чешских горных приисков. Жить переселенцам где-то надо было, и одеваться во что-то, да и кормиться тоже. Потому вслед за рудокопами из немецких земель потянулись и мастеровые - столяры, швеи, плотники, кузнецы. А за ними - купцы и негоцианты. Добыча полезных ископаемых приносила гигантские доходы. Одна лишь разработка серебряных копий быстро принесла стране процветание. Спрос на благородный металл был необычайно велик - каждое мало-мальское княжество чеканило собственную монету, а Чехия притом главный поставщик серебра. Как водится, работники высокоприбыльных отраслей быстро богатеют. Так и расцвела германская община в Чехии; обладая средствами, принялась активно скупать чешские земли и поместья. Поначалу местные не реагировали - сказывалось природная толерантность, долготерпение и незлобивость славянского народа. Ободренная успехами, иностранная община закусила удила. Немецкие предприниматели становились главным работодателями для чехов, но увы, не больно честными - эксплуатировали до седьмого пота. Росла дороговизна., труд обесценивался. Традиционное сельское хозяйство, в котором была занята основная масса чешского населения, в следствие изменившейся экономической ситуации становилось убыточным, чехи-земледельцы разорялись, их земли скупались за гроши. Причем покупателями являлись исключительно этнические германцы, либо католические монастыри. Как исстари водится, кто богаче, тот и у власти: постепенно правление в Праге и других чешских городах захватили зажиточные немцы, решительно вытеснив оттуда хотя и некогда знатных, но ныне обедневших чехов. Новоявленные господа проводили политику неосмотрительно, и лишь в собственных интересах, что в последствии привело их же к печальному результату.
       Наступил момент, крайне опасный в любом государстве, когда грабить и воровать становится выгоднее, нежели зарабатывать честным трудом. Что тут говорить о богатых? В природе у сильных мира сего наживаться за счет других, весьма мало отличающееся от банального грабежа, наглого воровства с той же целью присвоения чужого. Правда средства иные: не нож, не топор, а хитрость, обман, ложь - все же оружие не менее опасное. Увы, эти легитимные грабители повсеместно законом (им же писаным) признаются порядочными людьми. К тому мы привычные. Хуже, когда тому неписанному правилу следует простой люд. К словесным трюком не приученный, тем более не привычный ни к выгодной демагогии, ни к доходному очковтирательству, он решает вопрос напрямую - берется за оружие. Когда это приобретает массовый характер - стране грозят серьезные потрясения. Итак, все поменялись местами - обедневшие чехи ушли в разбойнички, а разбогатевшие немцы стали их жертвами. Изначальный смысл всей заварушки был не в национальных различиях, а скорее в социальном факторе. Тем не менее, второе пробудило первое. Усугубила положение явная очевидность: немец - то как правило, стяжатель, а чех - непременно, обиженный и обделенный.
       Кульминация наступила неожиданно. Связана она с незаурядной личностью, выдающимся философом - Яном Гусом. Умный и трезво мыслящий, свободный от религиозных рутин и мракобесия, он близко к сердцу воспринял проблемы чешского народа, открыто выявил их причины - засилье разбогатевшей немецкой общины и алчность католической церкви. Но мощный пожар гражданской войны зажгли не его пламенные речи, а горящий факел, поднесенный к костру папской инквизицией, для казни Яна Гуса как еретика на костре! Жестокий, грубый, неосмотрительный, но типичный случай, когда устраняя зачинщика, этим и ограничиваются, не решая главную проблему. Потому незамедлительно и полыхнуло в ответ всенародное восстание против иностранных стяжателей и алчного католичества. Король и церковь недальновидно предпочли силовое решение проблемы, объявив крестовый поход против гуситов, в последствии с треском провалившийся.
       По сей день остается загадкой, как полуголые, полубосые, пешие чешские крестьяне, в главном вооружении которых числились цепи и косы, столь решительно победили закованную в броню отборную рыцарскую конницу. Впрочем, объяснение имеется и достаточно несложное: здравый ум поборол слепую силу. Любая, на первый взгляд, несокрушимая мощь, все-таки уязвима. К счастью, у гуситов нашлись толковые полководцы, которые выявили недостатки вражеского воинства, и нашли верные методы для искусного преодоления мощи неприятеля. Сила конного немецкого рыцаря заключалась в неудержимом напоре, разгоне на открытой местности и мощном прямом ударе. Лучший противник ему - вражеский кавалерист, либо статичные тяжеловооруженные пешие ратники. Однако, рыцарь не сокрушит стену, а конь его не больно поворотлив под тяжелой сбруей, тем более, в лесу или на холмистой местности. Не настигнет ему верткого легковооруженного пехотинца в открытом поле. А если босоногих ополченцев тьма вокруг, аж в глазах рябит, и вовсю наседают, колотят со всех сторон? У рыцаря прорези в закрытом шлеме узкие, затрудняющие обзор? Где тут сориентироваться? Ну, а коль смельчак какой крюком броненосного витязя с коня стащит - тут вовсе беда! Попробуй-ка, вскочи на ноги, коли железа на тебе надето не менее 60 кг! Самое время молиться о пощаде - вмиг враги шлем откинут и горло, как барану, перережут - охнуть не успеешь. Выходит, рыцарям лучше всего наносить удар по скоплениям врагов, пока те в поле и не защищены никакими стенами. Одна надежда: выждать момент - не сможет же противник постоянно врассыпную сражаться. Рано или поздно соберутся повстанцы вместе, в любой битве наступит момент, когда соратники плечом к плечу станут. Мысль верная, но увы, и тут папскому воинству противодействие сыскалось. Мудрые гуситские начальники выдумку явили - научились даже в открытом поле быстро возводить укрепления. Из чего бы вы думали? Из простых повозок, цепями скрепленных. Лишь час работы - и прочная крепость из фургонов, составленных в кольцо, построена. Ни один рыцарь не мог прорвать сей заслон, а для обороняющих что может быть лучше: стрелок на телеге вровень с вражеским конником стоит, самая радость верный прицел держать.
       А еще у чехов опыт достойный был. За полутораста лет до того татарскую конницу совсем порешили. Ту непобедимую, что из монгольских степей целиком Азию и пол Европы прошла неудержимо, все под себя подгребла. Да вот, Чехия не по зубам кочевникам пришлась. Богемские и моравские крестьяне остановили дикие полчища, в центральную Европу не пустили. Татарская конница в гористой местности неэффективна: каждая расщелина - прекрасная засада: стрелу из укрытия пустить, сбросить камни на головы противников, устроить искусственный горный обвал - проще простого, еще - неожиданно приблизиться к ничего не подозревающему врагу, незаметно выскочить из-за крутого поворота и колоть, рубить зазевавшегося противника. Легко испугать одну усталую лошадь на крутой горной тропе, гляди - и остальные взбудоражатся, скинут всадников, сумятицу внесут. Задача вовсе упростится - легко разить врага, когда он в панике. Подобную тактику чехи и против немцев применили, причем с еще большим успехом, нежели против татар. Тяжелой, закованной в броню коннице труднее двигаться по крутым склонам, нежели легкой татарской, и развернуться много сложнее. Потому рыцарю не просто вовремя обнаружить тихонько подкравшегося с тыла вражеского пехотинца. А тот смельчак легко всадника с коня крюком стащит, а затем добьет поверженного молотильной цепью. Как видите, чтобы победить, смекалистому чешскому крестьянину вовсе не требовалось какое-то особое оружие, достаточно привычных сельскохозяйственных инструментов... Увы, сия проверенная в боях древности лихая тактика дала сбой во время "Пражской весны", когда чехи с дробовиками не сумели противостоять русским танкам....
       Но вернемся назад, в 15-й век, к нашим... гуситам. Они придерживались оборонительной тактики. А защитники, как известно, всегда в более выгодном положении, чем нападающие, и потому меньшие несут потери. Прибавим сюда, весьма надежную подвижную систему круговой обороны в виде скованных воедино фургонов, ту, что ни один вражеский рыцарь так и не преодолел. Но и это не все. Чехи одни из первых в Европе применили в бою... артиллерию. Да-да, самые настоящие пушки! Примитивные, допотопные, стреляющие каменными ядрами, и все-таки, грозное по тем временам оружие. А еще использовали такую тактику - поджигали фургоны и сбрасывали их с холмов на наступающего противника.
       Крестовый поход против Чехии захлебнулся. Немецкие феодалы и католическая церковь навсегда потеряли свои владения в Чехии. А местная знать их обратно прибрала к рукам. Гуситы из простонародья, как следовало ожидать, остались при бубновом интересе, а потому не успокоились, на привычные сельско-хозяйственные работы не вернулись. То ли отвыкли от крестьянского труда, то ли пристрастились воевать, ибо тут же принялись осуществлять набеги на немецкие и польские территории. Их глубокие, вплоть до Балтийского моря, рейды были неудержимы, теперь горела уже не чешская, а немецкая земля, и римский папа от безнадеги пошел на сговор с князьями-чехами, признав их вечное право на отобранные у немцев поместья, с одним лишь условием - обуздать гуситов. То и было с легкостью осуществлено: увы, самый опасный враг - не иноземный завоеватель, а собственный товарищ по оружию, продавший и предавший соотечественников. Разгром и роспуск гуситского войска чешскими князьями - еще не самая печальная картина. Худшее началось потом: по всей Чехии запылали костры - казнили крестьянских лидеров, честных проповедников и последователей Яна Гуса. Казнили на этот раз не немцы, не католики. Их жгли теперь сами чехи!
      
       * * *
      
       Ну что, мои любознательные читатели, вкусили немного от чешской истории? Если хотите еще в нее прогуляться, то непременно ступайте к памятнику св. Вацлаву. Величественный монумент конного князя, в окружении статуй христианских святых - несомненное свидетельство значительности заслуг правителя, равно как и почтение к нему потомков. Напрашивается некое сравнение с киевским князем Владимиром. И не спроста. Чешский Вацлав был главным поборником христианства в Чехии. Он первым объединил страну и крестил чехов. Причем аж за сто лет до установления религии Христа на Руси. Ничто новое безболезненно не проходит. Так и князь поплатился за сей почин жизнью - был жестоко убит во время охоты.
     []
      
       * * *
      
       Посетив старинную церковь 11-го века св. Петра и Павла, без сомнения обретешь чувство возвышенности духа и вместе с тем, необычайного умиротворения, ибо здесь похоронены такие известные деятели искусства, как Неруда, Чапек, Сметана, Дворжак. Впечатляет надпись - "Хотя они и умерли, но все еще говорят". Ни добавить, ни убавить.
      
       * * *
      
       Еврейский квартал (Иосифов) в Праге - неотменная часть истории города. В отличие от городов России и Украины, здесь она не замалчивается. Чехи не потупят взгляд и не отвернутся, если им задать вопрос об еврейском наследии. Тем более, никто не рассматривает евреев, как "не своих". Вдумайтесь: в Праге иудаистская община существует с 10-го века (к слову, в Киеве с того самого времени, о чем тамошние местные историки скромно умалчивают). А вот пражане и по сей день понимают, что процветание их города, значительный подъем торговли и ремесел в большой степени связан с еврейскими поселенцами. Первые проблемы у евреев возникли из-за религиозных разногласий с коренным населением. В 12-м веке во время крестовых походов сильно поднялась христианская нетерпимость к иноверцам. По распоряжению римского папы, евреям отводилась строго обособленная, обнесенная высокой стеной территория в черте города (т.н. гетто). Жителей гетто пометили, обязав носить на одежде желтую матерчатую звезду, дабы отличать их от местного населения. Здесь напрашивается неожиданный вопрос: выходит, евреи не сильно внешне выделялись среди христиан? Значит, этнически они были схожи? Есть версия, будто пражские евреи - не кто иные, как те же чехи или немцы по происхождению, которые еще в языческую эпоху, задолго до христианства, приняли иудаизм.
       Религиозная нетерпимость в средневековье принимала разные формы - от высокомерного презрения и оскорблений до жестоких погромов. Порой императоры Священной Римской империи применяли жестокие репрессии, к примеру, издавались официальные декреты об изгнании евреев и даже поощряющие их убийства. Существует занятная легенда, будто бы известный религиозный священник, рабби Лёв, для защиты еврейского населения вылепил из глины, собранной на пражских берегах реки Влтавы, большого искусственного человека, оживил его старинным магическим заклинанием, написав у него на лбу слово "emet" (истина), и нарек гиганта именем "Голем". Этот грандиозный истукан внушал неподдельный страх и защищал гетто от погромщиков. Голем рос в размерах и становился все более жестоким, что всерьез пугало христианское население и беспокоило императора. Он был вынужден отменить жестокий декрет. Когда реальная угроза евреям миновала, рабби Лёв ликвидировал Голем, стерев первую букву слова, написанного у него на лбу. Получилось - "met", что означает "смерть". Останки великана были похоронены в Старо-Новой пражской синагоге, где хранятся и по сей день. По приданию, Голем может быть пробужден к жизни, если появится в нем необходимость.
       Как видим, идея легенды о Франкенштейне родилась на свет именно здесь, в Праге. А может, Голем - это первый в истории рукотворный робот? Тогда древний Иосифов квартал - родина роботостроения? Впрочем, не доказано, действительно ли истукан двигался, скорее всего, был просто статичным , устрашающего вида идолом, возведенным у ворот гетто. А уж как он выглядел, явно секретом не является: в сувенирных киосках по всей Праге во множестве продаются большие и маленькие статуэтки-големы. Они похожи на полуобезьяну-полуробота, причем неизменно зеленого цвета, без шеи, однако с внушительным гористым рельефом мышц. Мне они неизменно напоминают фантастического супергероя Халка из одноименного американского фильма.
       Возникает вопрос, почему будучи столь религиозно нетерпимой, папская церковь все-таки смирилась с присутствием евреев в Праге? Все просто: потому что обойтись без них никак не могли. 11 тысяч исключительно активного, предприимчивого и работоспособного населения вносило значительную лепту в развитие города и большой доход в казну. Кроме того, евреи имели право заниматься той деятельностью, которая по религиозным соображениям запрещалась христианам - ростовщичеством и денежными ссудами. И сейчас, и тогда невозможно представить мало-мальский торговый или коммерческий проект без начального финансирования, иными словами, без заемных денег. Даже в средневековье строительство большого дома, либо дворца, а также проведение городских работ, например оборудование водостока или возведение церквей и ратуши, неизбежно требовало капиталовложений. А деньги, разве что не у евреев, занять было негде. Должники, впрочем подолгу оставались должниками, честностью не отличались, и как издревле ведется не спешили расплачиваться, зачастую избивали рантье, грабили их, а порой даже убивали. Что может быть лучше бесправного кредитора?
       Лишь в конце 18-го века император Иосиф II, воодушевленный скорее экономическими причинами, нежели филантропией, облегчил положение евреев, и почти избавил их от дискриминации. А в 1848 году стены гетто были вовсе снесены. Именем императора-освободителя и был назван впоследствии пражский еврейский квартал.
      
       * * *
      
       По традиции, еврейские храмы во всем мире выглядят весьма скромно, как внутри, так и снаружи. Исключение - Испанская синагога в Праге. Величественный фасад почему-то выполнен в мавританском стиле. Для точности, скажем "псевдо-мавританском", так как возведено здание аж в 19-м веке. Не вполне понятно, почему ее построили именно так. Возможно, иначе и строить не могли. Либо так, либо по-христиански. Но католических церквей в Праге много, а синагога должна отличаться. Зато внутри храм поистине потрясающий. Опущу описание, приведу лишь картинку.
     []
      
       * * *
      
       Старое Еврейское Кладбище - памятник вековой грусти народа. Здесь свыше двенадцати тысяч могил. Причем старейшая из них датирована 1439-м годом! В средневековье это было единственным местом во всей Праге, где разрешалось хоронить евреев. Памятники покосились и склонились друг к другу. Это случилось в следствие ограниченности территории кладбища, а также естественного сдвига пластов земли из-за многочисленности захоронений и высокого давления каменных надгробий на грунт. Согласно еврейской религиозной традиции, не допускается перенос могил, потому работы по упорядочению никогда не производилось. Таким до сей поры сохранилось это кладбище с покосившимися, беспорядочными монументами, словно естественный символ еврейского средневекового гетто. Чтобы обозреть эту необычайную картину скорби, не обязательно покупать дорогой входной билет. Вполне и кстати подойдет окошко в стене, через которое хорошо, почти целиком просматривается кладбище.
     []
      
       * * *
      
       Памятник выдающемуся писателю Кафке - пожалуй, самый необычный в Праге. Творчество этого незаурядного человека, на первый взгляд, не очень-то увязывается с Чехией - писал он исключительно по-немецки. К какой культуре себя относил - не понятно. Скорее всего, был космополитичен, то есть гражданином мира, и рассматривал человеческую сущность вне зависимости от этнической принадлежности. Но что особенно важно: местом проживания его - Прага, равно как и образование он получил в местном университете... Признаться, композиция памятника меня удивила. Будь я ваятелем, то несомненно, передал творчество Кафки иными символами. Но не стану критиковать скульптора: видение искусства у каждого свое.
     []
      
       * * *
       Муниципальный Дом не зря называют "жемчужиной чешского модернизма". Он построен сто лет назад, как большущий концертный зал. Снаружи здание смотрится великолепно, сочетая несколько различных архитектурных стилей, в том числе необарокко и модернизм. Фасад украшен скульптурами. Кроме зала для выступлений в здании функционируют несколько ресторанов с прекрасными расписанными интерьерами.
    Муниципальный дом []
      
       * * *
       А вот Пороховая Башня - иной архитектурный шедевр, причем древний, возведенный еще в 15-м веке, выполненный в готическом стиле, с красивой лепкой. Башня служила восточными воротами города, и в соответствии с названием, кроме того, складом пороха. Судя по расположению, пражане больше опасались набегов с востока, нежели с иных направлений. Если враг появится неожиданно, надо вовремя дать отпор, а подвозить боеприпасы из другого конца города - долго и хлопотно, враг сумеет быстро к крепости подойти, лестницы приставить, на стены взобраться. А в ближнем бою сабли да пики скорее требуются, нежели пушки и мушкеты. Кому тогда порох понадобится? Однако, не станем обольщаться: не русского грозного воинства с востока боялись чехи. Смею предположить, что опасались турецких нашествий.
     []
      
       * * *
      
       Опыт Праги в становлении и развитии мирового искусства воистину бесценен. Танцующий Дом из-за своей необычной архитектуры вполне может стать в будущем символом столицы. Двубашенное здание с кривыми формами напоминает немного архитектурный стиль Гауди в испанской Барселоне. Так же, как там, мистическая конфигурация строения сильно привлекает внимание. Я бы назвал это попыткой слияния скульптуры с архитектурой. Кто знает, возможно, за тем будущее. Кому бы не хотелось жить в подобном доме? Не в серой коробке, а скажем, в статуе, пускай даже такого пост-модернистского толка? Я бы не отказался. Ведь изнутри украшаем жилище, развешивая картины и уставляя полки статуэтками, превращая наше обиталище в подобие музея. Так почему и снаружи дом не должен выглядеть соответствующим?
       Американцы и многие западные европейцы называют этот необычный дом иначе - в честь всемирно известной балетной пары Джинджер и Фред. Действительно, "склоненная" башня напоминает вальсирующих: танцор гордо, осанисто выступает вперед, балерина - в грациозном движении прильнула к партнеру....
       Но похоже, сами чехи видят в этом символе нечто другое, более чешское и несомненно, патриотическое. Слышал версию, будто здание символизирует двух обнявшихся патриотов перед их расстрелом. Может быть, и так. Никто не станет возражать. Уроки истории не забываются. Тем не менее, нынешнее чешское молодое поколение, не взирая на экономический кризис, с оптимизмом смотрит в будущее. Потому название эксцентричного здания "Джинджер и Фред" скорее всего, приживется навеки.
     []
      
      
       * * *
      
       Национальный Театр в Праге еще называют "колыбелью чешской культуры". Он был построен в 1883 году для исполнения опер на чешском языке. А потому стал для коренного населения важным культурным центром. За сто лет до того Прага являлась исключительно немецко-язычным городом. Чехи преимущественно жили в провинции. Но индустриальная революция привлекла многих в город. И уже ко времени основания театра, в Праге целиком доминировал чешский язык. Правительство с самого начала и до сих пор вкладываются значительные средства в развитие центра культуры. Ныне - это превосходное место для выступлений оперных и балетных трупп, а также певцов мирового класса.
     []
      
       * * *
      
       Выставка богемского искусства 19-го века - поистине драгоценный фонд Праги. Она хороша тем, что отражает уникальность чешского пути в изобразительном искусстве, знакомит с характерными художественными стилями, их различиями и особенностями в пределах красочной мозаики европейской культуры той эпохи. Каждая секция включает характерные работы и образцы отдельных артистических тенденций. Цель выставки - представить искусство 19-го века в новом свете, в новых понятиях и развитии. И потому мы можем воспринимать позапрошлое столетие иначе, чем ранее. Картины и скульптуры, архитектурные модели, прекрасные предметы декоративного искусства, а также эскизы для памятников охватывают период между 1790 и 1910 г.г., в своем стиле отражают культурный климат в Богемии, социальные и культурные сцены жизни. Выставка включает коллекции стекла, фарфора, серебра, мебели и одежды, все это дает представление о вкусах и образе жизни общества 19-го столетия, утверждая эстетические ценности и идеи, понятия и принципы. Демонстрирующиеся картины, скульптурные работы и предметы декоративного искусства красноречиво свидетельствуют о том периоде и социальном климате эпохи.
      
       * * *
      
       Остался в полнейшем восторге, посетив Музей средневекового искусства. Хотя подобных экспозиций, как в Америке, так и в Европе, повидал не мало, но именно этот музей произвел самое наилучшее впечатление. Здесь представлены экспонаты 13 - 16-х веков. Это был "золотой век" для Праги, эпоха материального благоденствия и расцвета культуры, искусств, богатых народных традиций. Чем собственно хорош музей? Прежде всего тем, что древние экспонаты находятся в прекрасном состоянии, либо качественно отреставрированы. В результате мы видим скульптуры и иконы такими, как их созерцали в оригинале в Средние века. До посещения этого музея, у меня складывалось впечатление, будто искусство средневековья несколько обеднено. Действительно, что зачастую приходилось наблюдать? Иконы с облупившейся краской, надтреснутые деревянные статуи святых с отбитыми носами. Здесь ничего такого нет. Все экспонаты в превосходном виде. Можно долго стоять и наслаждаться мастерством древних художников и скульпторов, рассматривая все представленное на выставке в великолепном, обновленном качестве. Будто живые люди из зазеркалья, с икон взирают лики святых, а деревянные скульптуры выражают даже больше экспрессии, нежели современные изваяния. Ну кто отныне осмелится назвать средневековье эпохой упадка?
     []
      
       * * *
      
       Многие туристы не решаются посетить Музей Пыток. И очень напрасно. Никто их там пытать не станет. А вот кругозор неизменно расширится, ну и естественно, пощекочет нервы. Не станем же мы закрывать глаза на непреложный факт, что пытки действительно имели место в истории. Хотя прошлое время в слове "имели" вряд ли уместно. И до сих пор во многих государствах мира их широко применяют, не остаются исключением даже т.н. "цивилизованные страны". Читая историческую литературу, мы часто встречаем упоминания о пытках, не понимая, как они собственно производились...
      
       Дорогой читатель! Если эта тема вызывает неприятные ощущения, тогда пропустите этот раздел. Но я бы советовал прочесть до конца...
      
       Для более смелых или отважившихся продолжу. Каждый, конечно, наслышан, что особо провинившихся преступников или заклятых врагов сажали на кол. А вот все ли знают, как практически человека на сей шест воздвигали? И сколько вариантов такой казни существовало? Или скажем, много раз в художественной литературе упоминается колесование. Но что это собственно, очень мало кто понимает.
       Менее того представляют, что значит "железная дева" из Нюрнберга. А ведь это весьма распространенное средневековое орудие пытки - нечто вроде котла, снаружи по форме похожее на женщину, а изнутри с металлическими шипами. Емкость раскрывалась дверцами на шарнирах. Два острых стержня устанавливались на уровне глаз жертвы. Внутрь усаживался преступник и двери медленно закрывались... Кровь подвергнутого сему наказанию вытекала по стоку через отверстие в днище камеры.
       Для меня было полным откровением узнать, что гильотина - вовсе не изобретение доктора Гийотена. И существовала она задолго до Великой французской революции. Мое внимание привлекло изображение странного приспособления. Причем орудием палача был... молот! Судя по картинке, приговоренному отсекалась голова. Но как же это производилось с помощью молота? Оказывается, очень просто - "дореволюционная" гильотина состояла всего лишь из подставки для шеи и плоской ножевой пластины, которую приподнимали по направляющим вверх, а после того, как подвергаемый казни клал на положенное место свою буйную головушку, лезвие подводилось сверху к затылку, и палач колотил тяжелым молотом по верхней части ножа... Скажите, жестокая казнь? Отнюдь. Если голову рубить мечом или топором, нужно иметь соответствующую сноровку, дабы удар нанести правильно, под необходимым углом, с нужной силой. Иначе не срубить голову - лишь позвонки бедняге переломаешь, приговоренный после неверного удара живым останется, что не есть хорошо, ибо страдать будет немерено. А ведь усекновение головы - казнь почетная. К ней приговаривали даже королей. Потому легкой смерть должна быть. Но казнь под рукой неумелого палача хуже всякой пытки. Не даром же уважительно в старину называли - "заплечных дел мастер". И никакой иронии в том прозвище не было. Скорее, уважение, мол, умелец, знаток своего дела.
       Применяя средневековую гильотину, особой квалификации не требовалось. Орудие для нанесения удара - самое примитивное. Любой такую казнь свершить может, даже необученый. Все что требуется - лишь крепко треснуть молотом, либо обычной дубиной по тыльной стороне ножевой пластины. Вмиг и наверняка башку срежет. И палачу забот меньше, и казненный избежит страданий. Смерть мгновенная, один удар - и всего-то дел!
       Иной интересный вид пыточных средств представлен в музее. Я поначалу даже удивился, почему это здесь. Но поразмыслив, понял что не зря. Подобные предметы доставляют невыносимые страдания. Я имею в виду пресловутые "пояса верности". Уезжая в поход, рыцарь или вельможа надевал своей супруге металлическую амуницию на причинное место и замыкал на замочек. Видать, не уверены были в верности. Странно только, почему лишь на это самое место? Не знаю, как в древние времена, но сексуальные традиции нашей эпохи предполагают многие части тела для эротических забав. У женщины, как известно, половые органы хаотически разбросаны по всему туловищу. Почему же замочки не вешались повсюду? Я полагаю, основная идея таких поясов - в предотвращении деторождения. Супруг должен быть уверен, что появившиеся на свет чада - его плоть, а не заезжего трубадура. Именно им, истинным биологическим потомкам достанется фамильное наследство - сокровища, титулы, замки, дворцы.
       Догадываюсь: мои читатели-мужчины призадумались - вот бы сейчас такую надежную штучку заиметь! Скажем, если в командировку срочно нужно отправляться, очень кстати сгодится. Спешу расстроить (бог с ней, с мужской солидарностью!): существовали и мужские "пояса верности". Один такой представлен в музее. Признаюсь - меня аж в дрожь бросило. Мужское достоинство облачалось металлическими кольцами и притягивалось железным хомутом к цилиндру, охватывающему мошонку... Вот тебе и такое изощренное орудие пытки!
      
       * * *
      
       Ладно, оставим страсти и перейдем к приятным вещам. В прямом смысле этого слова. Поговорим о том, что следует приобрести в Праге, привезти домой, поставить на видное место, похвастаться перед друзьями, а может, от всего сердца им это же презентовать. Прежде всего, ваше внимание справедливо привлекут изделия богемского стекла и хрусталя. Не просто так - они действительно уникальны, выполнены с высоким художественным вкусом и весьма мастерски. К тому же, затейливо раскрашены и богато позолочены, а роспись весьма тонкая и выполнена великолепно. Стоят, впрочем, немало. Но посетив несколько магазинов и присмотревшись, вполне можно сделать достойный выбор.
      
       * * *
      
       Ювелирные украшения с применением камня гранат - специфика Праги. Красный цвет придает изящество и изысканность украшениям. Недаром, он так популярен в геральдике. Собственно, для многих этот колер кажется наиболее красивым в спектре. Не даром слова "красный" и "красота" единого корня. Выбор гранатовых ювелирных изделий в магазинах по всему городу необычайно велик.
       Представляют интерес и обычные сувениры, например, многочисленные фигурки Швейка или Голема. Хороши различные настенные, декоративные имитации знаменитых пражских астрономических часов. Турист несомненно заметит на прилавках много стеклянных поделок, почему-то весьма дорогих по цене.
       Для покупок сувениров и богемского стекла я бы рекомендовал магазины на улице Селетна, которая тянется от Пороховой башни до Староместной площади. Еще один неплохой вариант - открытый базар неподалеку от той же площади. Ювелирные изделия из граната в изобилии продаются на левом берегу Влтавы за Карловым мостом. А вот любителям более дорогих украшений следует отправиться на Парижскую улицу в Старом городе.
      
      
       * * *
      
       Лучший чешский напиток - конечно, пиво. Оно популярно еще со средневековья из-за своего прекрасного качества. Если Чехию ассоциировать с наиболее именитым вырабатываемым там продуктом, это несомненно, пиво и будет. Можно уверенно заявить, что чешский брэнд задает стандарт всему миру. В чем же секрет? Он представьте, прост. А именно - в качестве исходного продукта, хмеля, который выращивается на севере Богемии еще с 9-го века. Конечно, важна особенность добавляемой воды и сама технология приготовления. Благодаря тысячелетнему опыту, Чехия добилась высокого мастерства пивоварения. Как по вкусу, так по запаху и насыщенности местный продукт - вероятно, наилучший в мире. Мне больше всего понравилась марка Старопрамен. Причем пиво этого сорта бывает в нескольких вариантах. Лучше всего, на мой взгляд, темное. Собственно, этот вид наиболее близок к классическому средневековому рецепту. Правда, в те времена напиток еще более насыщался ароматическими травами, пряностями и специями. На втором месте - светлое пиво ("лагер") этого же сорта. Еще есть "карамельное", но оно наверняка уступает предыдущим.
      Приготовление качественного пива в Чехии - национальная традиция. Его в народе называют 'жидкий хлеб', и это говорит о многом. Существует в Праге музей пива. Если вы желаете испробовать всевозможные сорта чешского национального напитка, то туда прямой путь. Купите билет, и вам вмиг выкатят аж 30 кружек каждого сорта. Причем бесплатно! Не сомневайтесь, именно так и будет. Единственное условие - вы обязаны опорожнить их все за полтора часа. Отважились? Значит, время пошло....
    Хотя кружки небольшие, где-то с неполный стакан, но их ведь много. Так что, придется вобрать в себя этак литров пять. Мало кому удастся за полтора часа. Не даром говорят: пиво - не водка, много не выпьешь.
    Eжели не осилите в указанный срок - не страшно. Лишь заплатите около двадцати долларов, и будете наслаждаться дальше, растягивая удовольствие, либо попросту оставите недопитое на прилавке. Впрочем, можно избежать всех этих страстей, если вперед раскошелиться на указанную сумму, не подвергая собственный организм непомерной, ненужной нагрузке.
    Для любителей пить много, настоящих пивных рекордсменов, имеется еще одно непредвиденное обстоятельство - туалета для посетителей в здании нет. Он находится напротив, через дорогу. Ежели количество потребленного несносно давит на мочевой пузырь, вам непременно придется покинуть музей. И не расчитывайте, что со старым билетом вас пустят обратно. Будете покупать его снова.
    Вот такое оно, бесплатное пиво в пражском музее.
     
       * * *
      
       Говоря о Праге, не могу не упомянуть такой знаменитый алкогольный напиток, как абсент. В начале 20-го века он был необычайно популярен в Европе. Затем много стран приняли законы, запрещающие его употребление. Что же это за загадочный напиток такой? Давайте вспомним картину Пикассо "Любительница абсента": стройная дама с причудливо перекрученными руками, поддерживающими подбородок, явно наслаждается неведомыми видениями. На первый взгляд, картина говорит мало о чем. Дама как дама, хотя так странно сложила руки.... Тот, кто не пробовал абсент, точно не поймет. Вот и я, заприметив на полке пражского магазина этот достаточно редкий в иных странах продукт, возжелал разгадать его загадку. Опорожнив необъемную бутылочку с зеленоватой жидкостью, на первый взгляд, не крепче водки, ничего особенного не заметил, и спокойно продолжил прогулку по городу. Состояние измененной реальности не возникло. Тем не менее, через некоторое время ощутил необычную растерянность в прямом и переносном смысле слова: мысли летели в никуда, правда голова не туманилась. И я, повседневно достаточно собранный человек, был сам не свой, умудрившись потерять только что купленную телефонную карточку. Для звонка домой пришлось раскошелиться на новую.
       Лишь затем я стал понимать, в чем загадка абсента: опьянение проходит без хмельного синдрома и без сопутствующих обычному алкоголю неприятных ощущений. Абсент может быть и 70, и даже 85 градусов, т.е. вдвое крепче водки, но добавленный в его состав экстракт горькой полыни напрочь блокирует тормозящие системы организма, ослабляет эффект опьянения. При том возбуждает мозговые рецепторы - тело не хмелеет, хотя мозг по сути уже одурманен. Потребив изрядное количество абсента, и будучи глубоко не трезвым, физически это не ощутишь - ноги не заплетаются вовсе, не нарушается речь. И все же, мозг напрочь и неосознанно охмелел. Если принять "на грудь" много абсента, то могут возникнуть галлюцинации, и как следствие - собственное непредсказуемое поведение. Так в начале ХХ века в Европе случались даже жестокие убийства под влиянием абсента. Известный художник Ван Гог, злоупотребив сим пойлом, не сумел справиться с сопутствующими видениями, и в помешательстве отрезал себе ухо.
       Каждый непременно слышал выражение "пристрастие к зеленому змею", что как правило, подразумевает водочно-алкогольную зависимость. Здесь много непонятного - водка же иного цвета, точнее, прозрачная. И причем здесь змей, да еще зеленый? Откуда он берется? Правильно, наша водка к тому никакого отношение не имеет, руки прочь от неё, родимой! А вот абсент как раз имеет. Во-первых, жидкость зеленая, или как утверждают ее ярые приверженцы - бриллиантовая. Во-вторых, злоупотребив таким драгоценным зельем, непременно галлюцинация в виде змея-горыныча рано или поздно явится.
       Несмотря на повсеместный запрет в Европе и Америке абсента, в Чехии наступает период возрождения всемирно гонимого напитка. При том содержание галлюциногенных добавок в абсенте строго лимитируется.
      
       * * *
      
       В отношении чешской еды, проявлю оригинальность, если честно скажу, что далеко не все блюда, рекомендуемое путеводителями, мне понравилось. К примеру, традиционный чесночный и луковый супы вовсе не произвели впечатление, равно как и гарниры. Особенность и девиз чешской кухни - "хлеб везде!". Сухарики всегда наличествуют в тарелке с супом, "крендлики" в виде гарнира - также не что иное как кусочки булки, да и мясо неизменно обжаривается с хлебными крошками. В Америке я постепенно отвык есть хлеб в ресторанах, ибо считаю, что он нейтрализует вкус пищи. Поэтому, обильная прибавка мучных изделий ко всему, чему только возможно, мне показалось некоторой нелепицей. Исконно "не чешские" кушанья, типа венгерского гуляша или русского беф-строганова также, мягко говоря, вкусом "не блещут". Но зато мясные или рыбные основные блюда, приготовленные по чешским или немецким рецептам, - совсем другое дело! Я просто восхитился шницелем, в другой раз - говяжьим медальоном, а еще - рыбой палтусом, пусть по традиции запеченными в сухарях, тем не менее, совершенно изумительными на вкус.
    Вывеска ресторана []
       И еще один совет. Где бы я до сих пор не путешествовал, всегда замечал, что лучшие предлагаемые блюда записаны первыми в меню. В Праге не так! Если хотите насладиться вкусным обедом, начинайте читать список с конца.
    Вывеска ресторана []
      
       * * *
      
       А вот теперь хочу рассказать, что мне понравилось в Праге помимо достопримечательностей, еды и сувениров.
      
       Прежде всего, это чешская история. Хотя страна и не вошла в престижный реестр великих государств, тем не менее, ее прошлое необычайно увлекательно и представляет несомненный интерес для исследований. История многократно переписана, события и их трактовки переиначены. Но как для специалиста, так и для любителя весьма занятно раскопать истину, раскрыть старинный фолиант событий, развернуть прошлое, как клубок золоченых ниток распутать факты и сплести их воедино в первозданный и великий гобелен чешской истории...
       Ну вот, к примеру: коренными жителями страны конечно же считаются чехи. Так ли это на самом деле? Если копнуть вглубь событий, то обнаружим, что наиболее ранним населением этих мест были кельты, которых еще в I-м веке до нашей эры потеснили римляне, затем германцы захватили территории, и лишь в VI-м веке н.э. всех победили славянские племена, самыми могущественными из которых являлись наши чехи. Они назывались по имени вождя, их предводителя. Выходит, немцы жили на этих землях много раньше нынешних чехов. Не отсюда ли извечной оправдание германской экспансии на восток? Я ни в коем случае не оспариваю право народов на территорию проживания. Хочу лишь заметить: подобные вопросы слишком сложны, чтобы их однозначно решать в чью-либо пользу.
       Наверно, правда посередине. И подход должен быть соответствующим. Взять хотя бы великого короля Карла IV. Он был немец по отцу и чех по матери, то есть "свой" для всех слоев населения. Притом отлично образован - обучался при французском королевском дворе и в Парижском университете. Да и женат был на французской принцессе. Умница, настоящий интеллигентам своего времени, прекрасно подготовленный, компетентный политик, Карл сумел объединить множество немецких, чешских и польских земель под своим правлением. Его время - это бурное строительство крепостей, мостов, церквей, кафедрала, и что самое главное - пражского университета. Конституционные реформы, экономическое и культурное развитие, превратили Прагу в одну из самых передовых столиц того времени.
      
       Я наверно поспешил слишком опрометчиво заявить, мол, указал все главные достопримечательности Праги. Одну я все же упустил. Представьте себе, что это - ... местные девушки! Нет, поймите меня правильно: в сугубо эстетическом смысле. Редко, когда в какой-либо стране встретишь так много привлекательных женщин - и сложены они хорошо, и лица у них весьма симпатичные, элегантны и походка грациозная. Мужчины не дотягивают: кажутся простоватыми и одетыми неприхотливо. Еще - женщины весьма приветливы, обязательно улыбнутся вам и подскажут дорогу, если о том, естественно, их спросите.
     []
       Хочу отметить весьма приветливый сервис в магазинах. Продавцы неизменно вежливы, в большинстве владеют английским, а многие понимают и по-русски. Если нет, то из кожи вон лезут, чтобы вас понять. Скажете, действуют в интересах бизнеса? Возможно. Но вот в ресторанах совсем иная картина. Представить улыбку на лице пражского официанта - это нечто невероятное. В лучшем случае окинут вас холодным, безразличным взглядом при заказе и с тем же видом плюхнут на стол тарелку. Некая полугримаса радости озарит их чело, если вы закажете дорогой коктейль. Но вряд ли поблагодарят, если даже оставите им чаевые. Впрочем, вознаграждение официантам в Праге не полагается - такова местная традиция. Скорее всего, чаевые входят в стоимость заказа, и отдельной строкой в счете не указываются. Удобство для клиента, да и официанты не избалованы. Собственно, по той же причине последние и улыбаться не приучены.
      
       Еще мне нравятся пражские таксисты. В отличие от их коллег в прочих странах, эти ведут себя честно. Я бы сказал более того - оставят вам свою визитную карточку, на случай если вы захотите еще воспользоваться их услугами. Причем в следующий раз вам гарантирована 20%-ная скидка!
      
       Приобретая в магазине товар на сумму 2.500 чешских ($150) и более, вы можете рассчитывать на так называемый VAT - налоговый возврат, который доходит до ощутимых 19% общей суммы. Вроде бы выгодно покупать с такой скидкой. Тем не менее, будьте осторожны. В аэропорту у вас потребуют предъявить не только ваш билет и паспорт, но и купленные по предоставленным квитанциям товары. А если вы их упаковали и уложили вглубь чемодана, будет весьма хлопотно распаковывать и доставать обратно. Коль умудрились уже сдать купленные вами вещи в багаж - квитанцию из магазина скорее всего не примут. Но даже предусмотрев все это, вовсе не означает, что вам все-таки выплатят деньги. В последний момент может выявится следующее - магазин, в котором вы купили, не заключил формальный договор с таможенным обменным бюро (!). При этом, не моргнув глазом и с каменным лицом, таможенник посоветуют вам вернуться из аэропорта обратно в Прагу, дабы "повлиять" на работников магазина, заставив их оформить соответствующие документы. Он сверкнет глуповато-добродушным выражением лица, притворяясь, будто не понимает, что самолет вылетает через час, и не в ваших ближайших планах сюда возвращаться.
      
       А вот менять деньги на местную валюту в Праге - дело простое и выгодное. Зачастую, тариф прямой - нет никаких скрытых налогов. Обменный курс на много лучше, чем меняли в американском банке перед отъездом (хотя путеводители почему-то убеждают в обратном). Тем не менее, прошу не ловить меня на слове. Перед обменом непременно поинтересуйтесь, сколько конкретно чешских крон вы получите за ваши деньги. И тогда прикиньте, выгодно ли. Я по крайней мере, ни разу не разочаровался.
      
       И последнее: не то, чтобы радовало, но по меньшей крайней мере, вызывало неизменную улыбку - это великий и могучий чешский язык. Он - славянской группы, близок к польскому, словацкому, и даже немного напоминает украинский. Занятно, что вслушиваясь в чешскую речь, иногда понимаешь все дословно, а иногда совершенно ничего. Зато по-чешски трудно читать, так как больше звуков, чем в западных языках. Они использует латиницу, а не кириллицу, и недостающие звуки составляются из имеющегося буквенного символа с дополнением апострофа над ним. Это не знак ударения, а совершенно иной звук, не входящий в классическую латиницу. Замечу, что в чешском, как и в английском, ударным является первый слог.
       Уникальность чешского языка в том, что гласные зачастую произносятся отрывисто и кратко. Иногда вообще в беглой речи пропускаются. Иностранцы шутят, мол, чехам достаточно обходиться одними лишь согласными, а прочими не стоит собственный словарь обременять. Как вам, например, такое понравится: "стрч прст скрз крк"? Нет, это не подражание звуку плохо смазанной дверной петли, а вполне реальная в чешском языке фраза: "сунь палец в горло". Наверно, расхожая фраза у чрезмерных любителей местного пива.
       Как-то прогуливаясь по Праге, заприметил заведение со странным названием - "Херна-бар". Скорее из любопытства решил заглянуть. И напрасно - ни напитки, ни еда не понравились. "Херна" - она и в Чехии "херна".
    Вывеска бара []
      
       Самые распространенные выражения запоминать не сложно. Знаете как сказать "Добрый день" по-чешски? Точно так же. А "Добрый вечер"? Именно так! Ну, а если вы подружились с местными и решили отметить встречу, при первом тосте скажите "За здоровье!", и вас дословно поймут, ибо по-чешски означает то же самое. Если решили расплатиться с таксистом или с официантом в ресторане, смело произносите цифры по-русски, он уразумеет, ибо по-чешски звучат сходно. Ну а если познакомились с обворожительной местной красавицей, назначайте свидание на любой день недели, она вас поймет, даже если никогда не учила русский.
       Впрочем, с комплиментами будьте поосторожней. Скажем, желая похвалить запах ее духов, не вздумайте сказать, что мол, пахнет хорошо, ибо по-чешски "пахнуть" переводится как "вонять", а слово "вонять" - как раз означает "пахнуть". Она может и не обидеться, понимая, что вы - иностранец. И чтобы сгладить впечатление, провоцируя вас на комплимент, спросит, как вам нравится ее "черствый" цвет лица? Не спешите убеждать в обратном, тем более не высказывайте сочувствие, ибо "черствый" в Чехии значит "свежий"... Еще одна несуразица может возникнуть, коль при переходе улицы ваша новая знакомая, местная красавица крикнет вам в сердцах: "позор, падло!". Но это вовсе не в укор, мол, откуда ты ублюдок приехал? С правилами перехода улицы не знаком, что ли? Нет, это всего лишь окрик - "осторожно, парень!". И наверно вовсе вас смутит, если она предложит посетить в ресторан, чтобы отведать "поганки" или какую иную "рыхлую очерственную потравину". Не бойтесь, вас отравить в ее намерениях не входит, ибо первое означает - "гречка", а второе - "свежие продукты". Если она попросит купить "овоци", не спешите раскошелиться на морковку и капусту, ибо "овоци" - это по-чешски: "фрукты".
       В любом случае, если что непонятным вам кажется, просто с весельем в голосе скажите ей: "Ахой, перделка! Доконала тварь!", что значит "Привет, подружка! Ты - совершенство!". И ей приятно, и вам смешно.
    Мусорный бак []
      
      
       * * *
      
       Посетив какой город мира и возвращаясь домой, я всегда задаю себе один и тот же вопрос - а мог бы я жить здесь, приехать сюда на совсем? Обычно, отвечаю отрицательно. Но Прага - совсем иной случай.
      
       Прага-Нью-Йорк,
       2010-2011
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    15

      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 11, последний от 28/04/2013.
  • © Copyright Сафир Алекс (safir_a@msn.com)
  • Обновлено: 12/04/2012. 84k. Статистика.
  • Путеводитель: Чехия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка