Амусья Мирон: другие произведения.

Так нужны ли нам кумиры?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 19, последний от 09/02/2007.
  • © Copyright Амусья Мирон (amusia@012.net.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 18k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анти-израилизм имел и идеологическое обоснование, достигаемое, к примеру, установлением якобы существующей глубокой аналогии между еврейским сионизмом и нацизмом, что воплотилось в термин ћиудеонацизмЋ профессора химии Лейбовица. От этой аналогии камня на камне не оставил в дискуссии с последним крупнейший физик Ю. Нееман. Идеология отрицания реального государства особо печально проявилась в изменнической деятельности группы Уди Авива, арестованных в 1972 за шпионаж в пользу Сирии. Всё это шло, и идёт, однако, от людей с левого края политического спектра. Неприятно обнаружить, что и с его ћправого флангаЋ, в принципе, патриотов-государственников, тоже есть интерес и желание ћразоблачить ужасное прошлоеЋ основателей Израиля, что несправедливо по существу и вредно для государства.


  •    14.01.07

    М. Я. Амусья и М. Е. Перельман,

       профессора физики

    Так нужны ли нам кумиры?

    (Заключительные замечания к односторонней дискуссии)

      
       В канун 2000 года в Еврейском университете Иерусалима состоялась конференция, посвящённая началу третьего тысячелетия. Наряду с научными работниками, там выступал и писатель А. Б. Иегошуа, который призывал человечество в целом и еврейский народ в первую очередь избавляться от кумиров и легенд. От "мэтра" досталось и руководителю анти-римского восстания Бар-Кохбе, который, сиди он тихо, сохранил бы народ и себя, а так - всего то делов- вошёл навечно в историю, но зато скольких погубил. Досталось от него и защитникам Массады, собственно, по схожим причинам. Нам, сидящим в зале, был плохо понятен пафос именитого оратора - ведь все народы мира живут со своими легендами и уважительной, пусть в чём-то и критической, памятью об основателях своих государств и борцах за его сохранение.
       Эти положения всегда казались нам аксиомами, т. е. чем-то самоочевидным, применимым к истории практически любой страны. Тем более Израиля, воссозданного героическими усилиями народа и его руководства через почти 2000 лет после уничтожения. Именно поэтому любые осуждения в адрес отцов-основателей государства, при том обычно вырванные из исторического контекста, как это делал с древними героями современный отнюдь негерой А. Б. Иегошуа, вызывают у нас категорическое неприятие.
       Мы знали, разумеется, о том, что процесс воссоздания государста, с момента его возрождения в 1948, стал объектом деятельности "дегероизаторов", к примеру, "новых историков" во главе с Б. Морицем, принижавшим трудности противостояния армии Израиля шести арабским странам, и искажавшим картину взаимоотношения этой армии с местным арабским населением. Чего только не писалось - и арабы были разобщены, и их армии были вовсе не настоящие армии. Даже трансиорданский "Арабский легион", созданный, экипированный и обученный англичанами, был не в счёт. И мирное арабское население в основном покинуло, согласно "разоблачителям", свои дома не по призыву шедших с войной против Израиля арабских стран, а было изгнано еврейской армией. Неважно, что о добровольном массовом уходе в надежде на скорое возвращение с правом на добычу после "скорой победы" известно даже из газет того времени.
       Анти-израилизм имел и идеологическое обоснование, достигаемое, к примеру, установлением якобы существующей глубокой аналогии между еврейским сионизмом и нацизмом, что воплотилось в термин "иудеонацизм" профессора химии Лейбовица. От этой аналогии камня на камне не оставил в дискуссии с последним крупнейший физик Ю. Нееман. Идеология отрицания реального государства особо печально проявилась в изменнической деятельности группы Уди Авива, арестованных в 1972 за шпионаж в пользу Сирии. Всё это шло, и идёт, однако, от людей с левого края политического спектра.
       Неприятно обнаружить, что и с его "правого фланга", в принципе, патриотов-государственников, тоже есть интерес и желание "разоблачить ужасное прошлое" основателей Израиля, что несправедливо по существу и вредно для государства.
       По сути именно этой теме - отношения к памяти прошлого, и была посвящена наша заметка "На войне как на войне...", появившаяся в электронных и бумажных СМИ, к примеру, на Седьмом канале, http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=220042.
       Скажем честно: мы не читаем, плохо это или хорошо, отзывы на наши заметки, за исключением тех редких случаев, когда ответить на вопрос просит редактор сайта или газеты. И дело здесь не в неуважении мнения хулителя или хвалителя, а в признании права каждого иметь своё. Но судьба упомянутой выше нашей заметки, положения которой представляются нам очевидно верными, оказалась в этом отношении необычной и заставила отойти от общего правила.
       Повторим, что она была посвящена общей проблеме уважения к памяти сионистов - основателей государства Израиль, важной ещё и потому, что, как говорил Мартин Лютер Кинг: "Когда люди критикуют сионистов, они имеют в виду евреев". И это тоже мы хотели напомнить читателям. И хотя точки зрения, высказанные в заметке, прояснились давно, она была написана под влиянием последней "капли": большой, в 4 частях статьи Нехамы-Сары Шварц "Опьянение властью" о сионистских вождях и их кознях. Статья эта повторяется на многих сайтах, включая http://7kanal.com/article.php3?id=208795/.
       К нашему некоторому удивлению, наша заметка вызвала, как оказалось, столь дружный, вежливо говоря, ряд откликов, что читавший их приятель рекомендовал и нам посмотреть и откликнуться. Иначе, мол, неприлично по отношению к публике. Да и вправду, за полсотни число отзывов перевалило, притом в основном каких и чьих!
       Мы, как бывшие молодые люди, привыкли не отказывать не только дамам, но и джентльменам, и уже собрались было отвечать. Однако выяснилось, что за нас это фактически сделал Анатолий Рубинов в статье "Научно подкованный антисемит", приведенной 05.01.07 на 7ом канале http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=220131/. В ней говорится о защите Абу Мазеном ещё в 1982г. в Москве диссертации на тему о сотрудничестве сионизма с нацизмом. Разумеется, тема эта не может обойтись без обсуждения взаимоотношения истины и антисемитских домыслов по этому вопросу.
       Рубинов публиковал свои материалы задолго до изысканий г-жи Нехамы-Сары Шварц. Приведём его слова о труде Абу Мазена и о ходе защиты этой диссертации: "Задача, - объясняет соискатель, - исследование связи между сионизмом и нацизмом в период третьего рейха". И дальше: "Специфика отношений между сионизмом и нацистской Германией прежде всего в том, что сионистские деятели установили контакты с режимом, который провозгласил антисемитизм своей официальной государственной политикой".
       Ученый совет не вызвал на защиту диссертации людей в белых халатах, а с серьезным видом продолжал внимательно слушать докладчика. ... Можно только удивляться тому, как много скандальных нелогичных, просто безумных выводов поместилось в маленькой книжечке реферата".
       Мы, увы, в ходе обсуждения нашей заметки, столкнулись с почти схожей ситуацией: в белом халате, разумеется в фигуральном смысле этого слова, оказался лишь один, да и он - профессор Ротенберг, больше озабоченный описанием наших психологических проблем (точнее, почему-то только одного из авторов - М.А.). Включая и его, ситуация почти без исключений подпадала под описанное Рубиновым заседание печальной памяти Учёного совета. Разница была лишь в небольшой детали - степени использования "членами совета" сионистского государства для своего существования. Здесь нам проще опять обратиться к цитированию, на этот раз из И. А. Крылова, имя и творчество которого, несомненно, знакомо всем "отзывантам". Итак, он писал:
       Свинья под Дубом вековым
       Наелась желудей досыта, до отвала;
       Наевшись, выспалась под ним;
       Потом, глаза продравши, встала
       И рылом подрывать у Дуба корни стала.
       "Ведь это дереву вредит",
       Ей с Дубу ворон говорит:
       "Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
       "Пусть сохнет", говорит Свинья:
       "Ничуть меня то не тревожит;
       В нем проку мало вижу я."
       Мы уверены, что этот ответ, хотя и не наш, а Крылова, не останется безответным. Распределение ролей в басне и установление соответствий галантно предоставим читателям. Заверяем, что, упоминая "свинью", мы ни в малейшей степени не имеем намерения задеть чьи либо религиозные чувства.
       Позволим себе предположить, однако, что Нехама-Сара Шварц ответит статьёй типа "Долгих лет Владимиру Войновичу", отметив рост интереса к его творчеству в России. Яков Сегал из партии "Правый Израиль", у которого, как он пишет, "к убийцам типа Абу Мазена претензий нет", найдёт что-то даже более впечатляющее, чем "трясущий ему двумя руками длань и при этом умиленно заглядывающий ему в глазки Щаранский". Новые размышления и факты, столь же содержательные и правдивые, добавит про психологические трудности одного, по крайней мере, из нас Вадим Ротенберг. Мы ждём от него много нового и интересного, не известного не только общественности, но и лично нам - про нашу семейную жизнь или смутное прошлое.
       Элеонора Шифрин, борясь, как и ранее, за свободу слова, сотрёт c сайта не одно сообщение от бедного "Реб Ида", поскольку, "судя по контексту" это будет отнесено ею к анонимному сочинению "одного из авторов, а именно, М. Перельмана", а потому подлежит устранению. Мы, в отличие от г-жи Шифрин, не пытаемся, как это делалось в эпоху "безродных космополитов", раскрывать псевдонимы. Вот один отзывант подписывается "Олух". Пусть так и будет - ему виднее.
       Кстати, не худо запомнить и следующее из "борца за свободу слова" Шифрин: "Считаю нужным также отметить, что я весьма сожалею о публикации этой статьи, свидетельствующей о глубоко укоренившейся совковой психологии авторов, заменяющих знание и глубокое обдумывание вопроса оскорблениями в адрес оппонента, в чисто ленинском стиле". Мы уверены, что она ещё многому и многих научит по методологии науки - с кем не бывает.
       Сразу спешим успокоить некоего Руву, тоже отзыванта, что все приведенное выше, исключая цитаты, написано нами, и заверяем его: он будет неправ, если предположит, что эта наша новая заметка - розыгрыш, где "суконным языком райкомовского лектора рисуется портрет ненавистника".
       Боимся, что едва ли когда-нибудь перейдём к тому ритму чтения Торы, который, как спасение от заблуждений, предложил нам, сам пока не достигший этого совершенства, Аврум Тарантул, которому, однако, не грех бы знать мишну 2:8 из "Пиркей Авот": "Если ты много занимешься Торой, не считай это своей заслугой, ибо для того ты создан". На основе своего ежегодного чтения, он, в статье "О кумиротворчестве", объяснил нам, что именно поношение лидеров своей страны есть главная заповедь Торы. Будто бы это малопочтенное занятие прямо следует из его, тарантулова, понимания Второй заповеди: "Не сотвори себе кумира".
       Отметим, однако, что в ТАНАХе под кумиром всюду понимается нечто неодушевленное, кумир как человек - это понятие христианское и идёт от "Посланий" апостола Савла-Павла. Полезно знать, что основной этический трактат Талмуда построен именно как система ссылок на авторитеты, на "кумиров". Приведем, для просвещения Тарантула и иже с ним, еще одну цитату из "Пиркей Авот": "Рабби Ханина, заместитель первосвященника, говорит: "Молись о благополучии верховной власти: ведь если бы не страх перед нею, люди бы живьем проглатывали друг друга"." (Мишна 3:2; Р. Ханана жил в конце периода Второго Храма и видел его разрушение из-за беспричинной ненависти и братоубийственной войны.)
       Думаем, что Тору хорошо знал и понимал А. С. Пушкин. Напомним, что говорит его Пимен:
       Да ведают потомки православных
       Земли родной минувшую судьбу,
       Своих царей великих поминают
       За их труды, за славу, за добро,
       А за грехи, за темные деянья
       Спасителя смиренно умоляют.
       Заметим, что сказанное относится отнюдь не только к православным...
       Так что посоветуем Авруму значительно больше работать над своим образованием. Как говорится, ещё долго и много есть куда. Или, используя столь осуждаемый нынче "общественностью" ленинский стиль, надо "Учиться, учиться и ещё раз учиться. Учиться упорно, терпеливо".
       Могут возразить, что в приведенном выше нет конкретного разбора каждого положения хулителей и очернителей вождей сионизма. В этом, однако, столько же проку, сколько в разборе очередного ляпа "нового" создателя "вечного двигателя" или утверждений неграмотного противника теории относительности. В мире массового производства информационной продукции всегда найдётся желаемая книжка или статья, которая оправдает любую ложь. Примером тому служит поток трудов, с расчётами и графиками, опровергателей Холокоста. Не опровергать же сообщения о сотрудничестве Эйнштейна с КГБ или о 28 (?) томах сообщений - доносов Е. Боннер той же организации. Тем более, что для столь многих оплевать гораздо проще, чем уважать - уравниваешься без дополнительных усилий.
       Чтобы справиться с подобным "информационным" потоком, нужно ясное понимание места каждого факта или "фактика" в общей картине, а ещё лучше и проще - понимание некоторых фундаментальных принципов и здоровое чувство брезгливости. Последнего, как показала дискуссия по нашей заметке, многим не хватает. Очень жаль.
      
       P.S. Есть старинный моральный императив: aut bene, aut nihil, т.е. (о покойном) или хорошо, или ничего. Он, однако, не всем писан: едва успели похоронить Тедди Коллека, как все та же г-жа Шварц, раздраженная оказанными почестями, разразилась опусом под названием "Не все то золото, что блестит" с поношениями одного из крупнейших деятелей нашей страны. Вспомнены все прегрешения покойного мэра Иерусалима: переговоры с Эйхманом в Вене, результатом коих стал выезд, фактически спасение трех тысяч юношей и девушек, некие послабления арабам, жителям Иерусалима и т.д. И как венец приводится ссылка на рассекреченные документы английской службы безопасности. В указанном документе http://www.mi5.gov.uk/output/Page453.html есть только такая фраза: "Teddy Kollek, the future mayor of Jerusalem, was in contact with the Defence Security Officer in Palestine". Означает он лишь то, что Коллек был в контакте со службой безопасности, - а что, собственно, в этом упоминании криминальное? Что он должен был делать без контактов с действующими властями? Как не вспомнить ещё недавние времена, когда в первый отдел хаживали даже специалисты, к примеру, по стандартам, не говоря о журналистах. А об этом писались отчёты, так что будьте готовы к новым ролям, господа "обвинители".
       Не стоит звать всех из безопасного американского далёка на исторические баррикады в Израиле. Полезно и уместно чтить память Разиэля и Яира Штерна, и при этом ясно понимать, что к созданию Израиля привели не столько их несомненно героические действия, сколько впечатляющие усилия Бен Гуриона и Вейцмана.
      
       Иерусалим
      
        /До написания этой заметки, один из нас (М.П.) прочтя первую часть эссе г-жи Шварц отправил возмущенное письмо трем более иль менее знакомым людям, публично эту часть хвалившим, с вопросом о том, как они могли так положительно к этому эссе отнестись. И хотя в письме указывалось, что оно сугубо личное, что статью мы напишем позже, его передали Н.-С.Шварц, а она поместила его и свои ответы на сайты в статье Памяти Александра Зиновьева. На цитируемом сайте письмо, учтя бестактность ситуации, быстро сняли, а на портале "Заграница" оно осталось. Но не будем морализировать: у разных людей разные понятия о порядочности.
      
        /она должна быть известна пишущим на обсуждаемую тему, и читающим, так как публиковалась и ранее: есть более ста ссылок в Интернете, включая http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer11/Gorelik1.htm
      

    2

      
  • Комментарии: 19, последний от 09/02/2007.
  • © Copyright Амусья Мирон (amusia@012.net.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 18k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка