Бейко Виктор: другие произведения.

Протвинский Коллайдер

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 09/11/2013.
  • © Copyright Бейко Виктор (v.bejko@mail.ru)
  • Обновлено: 12/09/2008. 6k. Статистика.
  • Статья: Германия
  • Оценка: 4.20*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Коллайдер в московской области, аналогичный запущенному ныне в Женеве, мог быть запущен более 10 лет назад

  •    Протвинский коллайдер
      
      
      
      
      
      Все средства массовой информации уже давно объявили, что 10 сентября 2008 года состоится запуск Большого Адронного Коллайдера (БАК), построенного почти в центре Европы. Вовсю муссируются слухи о непредсказуемых последствиях, которые могут возникнуть в результате его работы. Здесь и "чёрная дыра", в которую может быть втянута наша Земля и многие другие явления, рождённые неуёмной фантазией авторов этих заявлений. Что ж, лишняя реклама никогда не повредит даже такому уникальному объекту, этому чуду строительной, инженерной и научной мысли.
      
      Я не преувеличиваю. Как ещё назвать гигантский, фантастически гигантский, тоннель -кольцо, около 30 километров в окружности, под землёй, на глубине 100 метров, в прямом смысле слова, напичканный обрудованием, изготовленном с использованием последних достижений науки науки и техники? Уникальнейшим оборудованием, не имеющим, подчас, аналогов в мире.
      
      Когда я читаю сообщения в прессе об этом коллайдере, я испытываю двойное чувство.
      
      Первое - это вполне естественная радость и гордость за людей создавщих этот уникальнейший объект. Второе - это чувство горечи и обиды. За себя. За своих коллег.
      
      За нашу с вами Россию, наконец !
      
      Точно такие же сообщения о запуске уникальнейшего объекта должны были появиться в прессе минимум лет 10 назад. Именно в то время должен быть сдан в эксплуатацию аналогичный объект в городе Протвино, Московской области. В России !
      
       Почему же это не произошло ?
      
      ... В начале 80 - х годов прошлого столетия, мы и слова такого "коллайдер" не знали, а город Протвино был просто посёлком, Серпуховского района, Московской области.
      
      Тогда же, на уровне ЦК КПСС было принято решение о строительстве на базе Серпуховского(позже Протвинского) синхрофазотрона, для расширения научно - технической базы расположенного там Института Физики Высоких Энергий (ИФВЭ)
      
      Ускорительно Накопительного Комплекса - УНК, такого же, как и БАК тоннеля -кольца, окружностью около 30 километров, расположенного на глубине около 60 метров под землёй.
      
      Как и в большинстве маленьких городов и посёлков СССР в Протвино было два основных предприятия : уже упомянутый ИФВЭ и Управление строительства 620
      
      (УС-620). Можно смело сказать, что последующие 10 - 15 лет эти предприятия жили мечтами и чаяниями строительства УНК. Но поскольку УС - 620 не занималось строительсвом подземных сооружений , в Протвино вначале было переведено одно из подразделений "Харьковметростроя", а в 1984 году с БАМа был передислоцирован Тоннельный отряд Љ16. К этому времени УС - 620 успело подготовить площадки для начала подземных работ. К началу 1985 года подземные работы велись уже на нескольких площадках . Расширение работ требовало координации действий. Вначале было создано Управление Строительства УС - 17, позже переименованное в УС ПротонТоннельСтрой (УС ПТС), объединившее в себя все подразделения, занятые на подземных работах. За быстрыми темпами подземных работ не поспевали проектировщики, было решено создать своё проектное бюро, обновлённое название
      
      Проектно Строительное Объединение ПротонТоннельСтрой ( ПСО ПТС ) осталось по сей день.
      
      К 1993 году были практически закончены подземные работы для первой очереди запуска УНК . В общей сложности было пройдено около 50 километров горных выработок различного диаметра, построено около 30 стволов, в готовых подземных выработках начался монтаж коммуникаций и оборудования УНК. Одновременно силами УС - 620 на поверхности было капитально оборудовано более 20 промышленных площадок с многоэтажными производственными зданиями, к которым были проложены трассы водоснабжения, отопления, сжатого воздуха, высоковольтные линии электропередач, начало поступать заказанное ранее изготовленное уникальное обрудование...
      
      Происходящие тогда демократические преобразования в СССР безусловно сыграли положительную роль в строительстве УНК. Разрушение "железного занавеса" дало возможность закупать за рубежом современное горно - проходческое оборудование, а нашим специалистам обучаться там работать на нём . При строительстве стволов применялась технология, используемая при строительстве шахтных стволов для ракет, что раньше было абсолютно секретным. Но последующий развал СССР начал, а затем переход России на рыночную экономику "завершил" строительство УНК. Финансировать строительство стало просто некому. В те времена глобальных перемен было не до науки...
      
      В настоящее время наземные сооружения почти все разрушены, финансирование производится только на поддержание и охрану подземных выработок - разрушение их может привести к экологической катастрофе.
      
      У какого то народа есть самое страшное ругательство - пожелание " Что б тебе жить во время перемен ! ". Что поделаешь, если судьба приподнесла нам такой "подарок" ?
      
      Ещё живы свидетели разрушения Храма Христа Спасителя, а мы уже успели на его месте построить новый и, наверное, ещё лучший Храм. Кто знает, может я или помоложе свидетели строительства УНК доживут до того времени, когда на том же месте в Протвино, всё же будет достроен и запущен в эксплуатацию объект, а как он будет называться УНК, БАК или ещё как нибудь не имеет значения. Главное, что бы он работал ! Это будет самый лучший подарок не только всем физикам, но и нескольким десяткам тысяч строителей, которые в течении 15 лет работали на строительстве УНК, не жалея ни сил, ни здоровья, а иногда даже и жизней.
      
      Я не могу назвать всех их , но думаю они простят меня, если я назову имена только трёх человек, которых нет сейчас с нами:
      
      1. Прокудин Алексей Александрович - первый начальник УС - 17, УС ПТС,
      
       ПСО ПТС,
      
      2. Мартынов Виктор Иванович - начальник Тоннельного отряда Љ 40
      
      
      3. Махнутин Юрий Александрович - заместитель главного инженера ПСО ПТС.
  • Комментарии: 1, последний от 09/11/2013.
  • © Copyright Бейко Виктор (v.bejko@mail.ru)
  • Обновлено: 12/09/2008. 6k. Статистика.
  • Статья: Германия
  • Оценка: 4.20*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка