Известен физический закон о силе действия, которая неизменно равна силе противодействия. Не уверен, но почему-то кажется, что тот же закон можно наблюдать и в психологии, и в социологии, и в общественной жизни. Правда, трудновато определить, как протекает взаимодействие двух проходящих одновременно процессов, да и никто не в состоянии оценить силу прямой и обратной связи.
Скажем, ни для кого не секрет сила воздействия учителя на класс, но редко кто замечает обратный процесс: влияние учеников на учителя. Трудно отрицать давление полиции на преступный мир, но где-то подспудно ощущается мощная сила противодействия.
Менее понятно такое явление в социальной жизни. Скажем, нельзя отрицать влияние Израиля на прибывших в страну эмигрантов, но менее заметно обратное действие - изменения в израильской жизни под влиянием эмигрантов.
Примеры можно множить...
Но есть в этом законе один нюанс, который никак не может проявиться в физике, зато хорошо виден в социологии. А именно: позитивное или негативное отношение к партнеру, к противоположной стороне в той или другой форме обязательно отзовется и вызовет ответную реакцию с другой стороны.
Предположим, некто разрывает себе грудь, вынимает пламенное сердце, чтобы осветить им кромешную тьму и спасти заплутавших в лесной чаще человеков. В ответ такой мученик ожидает от людей благодарной памяти (во всяком случае можно надеяться на это).
Естественно спросить: куда, собственно, клонит автор и сколько еще примеров он будет приводить?
Давайте взглянем на социологические опросы, проведенные недавно в Израиле, а уж потом сделаем выводы.
Что показывают результаты опросов?
Если проследить за результами опросов общественного мнения, проведенными в Израиле в последние годы, то увидим результаты, которые не могут не повергнуть в панику.
В опросе, проведенном недавно на сайте ISRAland, приняли участие более 5 тыс. человек. То есть выборка серьезная. Читателям был задан вопрос: "Как вы оцениваете отношение израильского общества к репатриантам из стран СНГ". - "очень хорошо" - ответили лишь 1,55% .
- "хорошо" - 12,57% из опрошенных
- "нейтрально" - 33,36% респондентов
- "плохо" - 52,5%, то есть абсолютное большинство опрошенных.
А теперь не нужно быть ученым, чтобы предсказать, что ответная реакция коренных израильтян по отношению к новым репатриантам даст если не сходные, то близкие к полученным результаты.
Ну, здесь комментарии излишни. Читателю и без специальных опросов известно отношение израильского общества к репатриантам, давайте лучше посмотрим, как складывается отношения между израильтянами и арабами, а также внутри самого общества: между поселенцами и другими общественными секторами.
Опрос, проведенный Институтом социологических исследований "Дахав" показал такие результаты:
- 59% опрошенных считают, что Израилю необходимо в одностороннем порядке отделиться от палестинцев;
- 55% респондентов - поселенцев заявили, "в случае новых эвакуаций поселений уровень насилия и острота столкновений поселенцев с полицией и армией существенно возрастут"
- 18% не исключают вероятности применения огнестрельного оружия;
- 42% заявили, что в Израиле может начаться гражданская война.
Опять же не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, куда ведет выбранная дорожка, о чем свидетельствует такой опрос.
И последний опрос, проведенный хайфскими исследователями, который так и назван "Коэффициент ненависти израильтян".
- самый высокий коэффициэнт ненависти к себе вызывают в обществе арабы (37% опрошенных);
- следом идут поселенцы (26%), именно столько израильтян считают их правыми экстремистами и признались в нетерпимом отношении ;
- 14,3% жителей страны ненавидят светских
- 13% опрошенных от души ненавидят ортодоксов;
- 9% - последняя точка ненависти поставлена по отношению к сторонникам левых взглядов.
Думается, что такой накал напряженности, взаимных обид и нетерпимости если и не приведет к мгновенному взрыву, к бесповоротным решениям, к гибели страны, то неминуемо доведет до кризиса отношений, до настоящей гражданской войны.
Мы видим, как с каждым днем усиливается напряжение в обществе, вырастает стена непонимания, нарастают противоречия между различными группами населения. Если раньше такой процесс еще можно было охарактеризовать как недовольство друг другом, то затем оно переросло в отчуждение, потом стало вызывать разражение. Сейчас же исследователи впервые применили страшный термин "ненависть".
Детские обиды
Как вы думаете: от чего зависит восприятие чужой страны? Что чаще всего влияет на судьбоносное решение: остаться в Израиле или побыстрее улизнуть?
Такими вопросами я задаюсь всегда, когда впервые вхожу в класс, приехавший по программе НААЛЕ (ученики приезжают без родителей).
Вначале Израиль открывается любопытному детскому взору как нечто пестрое, экзотическое, завораживающее, но бесконечно чужое.
Первые годы притирки, изучения иврита, привыкания к месту и климату, погружения в странный израильский мир, преодоления различных барьеров чаще всего приводит к яростному внутреннему отторжению. Всегда есть процент детей, покинувших программу, не выдержавших тяжелых взрослых испытаний, сбежавших в прежнюю жизнь.
Собственно говоря, зачем я все это рассказываю? Ради чего плету словесную паутину и какую муху хочу в нее хочу поймать?
Небезынтересно, думается мне, проследить: кто же остается в программе, несмотря на очевидные трудности и недостатки, а кто покидает ее, проклиная тот день, когда решился на эту авантюру? Почему при сходных исходных данных на входе: одинаковых внешних условиях, порой равных учебных достижениях,- мы получаем столь разные результаты на выходе? Почему на одной и той же почве вызревают столь разные плоды?
Вначале весь класс с одинаковым чувством превосходства и чуть ли не презрения смотрит сверху и свысока на окружающих и делит всех на "они", то есть местные аборигены, лишенные культурных традиций и высоких помыслов, и "мы", то есть воспитанники русской школы, знающие, что такое настоящая культура.
Но чем дольше живет здесь новичок, чем пристальнее вглядывается в окружающую его действительность, чем больше свыкается со школой, чем лучше, наконец, понимает иврит, тем шире распахиваются глазенки, тем чаще он задумывается, тем большие сомнения вкрадываются в душу. Вот с этого момента неуверенности, равноудаленности между Россией и Израилем, баланса между прошлым и настоящим, сравнения и поиска истины и начинается расхождение во взглядах.
Одни начинают прозревать и понимать - эта жизнь может мне подойти, я смогу влиться в нее, она мне интересна.
Другие не менее убежденно решают: как здесь все мерзко и противно, какие убогие и глупые нравы, как ненавижу я страну и готов бежать отсюда в любую сторону.
С одной стороны барьера выстраиваются те, кто сумел пристально оглядеться вокруг, попытался уяснить себе еврейский взгляд на мир и принять нелегкое решение - разделить свою судьбу с Израилем.
С другой же стороны группируются те, кому здесь плохо, неуютно и неудобно. Может быть, здесь играет роль детская обида, может плохо усвоенный язык, может сыграли свою роль неудачно сложившиеся отношения с сабрами, может беспокоят непростые отношения с нашими воинственными соседями, бесчисленные теракты и постоянная опасность, но итог один - неприятие и отторжение.
Таким образом, не существует в сознании детей единый и цельный Израиль, а есть лишь образ страны, напрямую связанный с выбором позиции, зависящий от точки зрения, от того, раскрылось ли в душе чувство понимания или, наоборот, завяло и скукожилось.
Что ты сознательно выбираешь в израильском пейзаже. Или любуешься его красотой: морским пейзажем, старинной улочкой в Яффо, Стеной Плача, - или жалуешься на адскую жару, религиозное засилье и загаженную пустыню. Ведь Израиль дает нам обе возможности.
Каким представляется будущее: или хорошие перспективы в учебе, работе, карьере, или - тусклые будни в съемной квартире без малейшей возможности подъема, унылая работа, чужая страна.
Взрослые претензии
Интересно, что и у взрослых процесс протекает так же, как у детей, только еще более резко выражен и от безысходности - окрашен нотками трагическими.
Сначала вновь прибывшие ошарашены экзотикой, солнцем и пальмами. Особенно это сильно действует на туристов. Такое чувство, будто бы попал в курортный город, где беззаботные люди весело отдыхают.
Помнится, как на заре нашего прибытия в страну один из знакомых в ульпане сказал незабываемую фразу: "У меня такое чувство здесь в Израиле, как будто бы я бесконечном отпуске".
Потом подкрадывается ностальгия и начинает преследовать ощущение пустоты и бессмысленности. Непонятно, что тебя душит: не то хочется крепкого морозца, горячей баньки с веничком, не то вспоминается лесная полянка с хороводом березок.
Ностальгия сменяется отчаянной усталостью. Все тело ломит, голова пуста, в ушах звон, состояние отвратительное. Ты тупо выполняешь будничную программу, все более и более поглужаясь в депрессию.
И в конце концов наши дружные ряды распадаются на две неравные части: меньшая часть принимает здешнюю жизнь такой, какой она сложилась на этой земле. Потихоньку учат язык, справляют Рош-ха-Шана и Пурим, вливаются в ее ритмы и с удовольствием смотрят Дуду Топаза.
Большая же часть все сильнее и сильнее ругает страну, поливая ее грязью, не принимают ни традиций ни обычаев. Демонстративно справляют Новый год и украшают елку, поздравляют женщин восьмого марта, а мужчин 22 февраля, отмечают Первое мая и не меньшим удовольствием смотрят по телевизору Долину, Диму Билана, Киркорова и Пугачеву.
И нет тогда ничего слаще, чем поиск все новых доказательств несовершенств и даже глупостей израильтян.
Израиль тогда не назовут оплотом демократии на Ближнем Востоке, свободной и независимой страной, а обязательно - банановой республикой, хай-тек и передовые технологии израильские безусловно липовые - ну уж никак не американская Силиконовая долина; армия - дерьмовая, правительство - коррумпированное, бездарное и продажное; образование - исключительно бездарное, погоды - мерзкие, цены на квартиры и машины - непомерные, дети - невоспитанные, культура - скромно умолчим о том, чего и в помине не существует, потому что о ней ничего не знаем и знать не хотим, история - убогая, демократия - не то дерьмократия, не то автократия, не то "демократия по-израильски", наука - "назовите мне такую область, которой израильтяне могут гордиться, ни в какое сравнение с русской", города ее - место возле огромных свалок, море - просто помойка, архитектура - сплошное уродство. Да и вообще, можно было бы от евреев ожидать чего-то большего.
Плевок издалека
Особенно же поучительно и наглядно отношение к стране заметно среди тех, кто благополучно вылетел из Израиля и удачно приземлился в других краях.
Поговорим о "йордим", то есть спустившихся в на другую землю: богатую Америку или бескрайнюю Канаду. Вспомним о тех, кто вернулся снова туда, откуда все мы толпой бежали. Поговорим о тех, кто исчез, испарился, слинял из страны, сжегши за собой мосты, с обидой и злостью в душе.
И здесь мнения о покинутом израильском "рае" разделяются.
Одни с ужасом и содроганием, с омерзением и болью вспоминают "золотые деньки", проведенные в краю "непуганных идиотов". "Тахана мерказит" для таких - вечный символ Израиля, временная работа - потерянное время, бесцеремонные сабры - дикари и неучи.
Другие же без устали повторяют, как они любят Израиль, как прекрасно они были устроены, какие милые люди их окружали, что они "сегодняшний день" вернулись бы назад, но...
Но все стереотипы о прелестях или несовершенстве Израиля и у той и другой группы одинаковы. Да и причины, побудившие покинуть страну, тоже лежат на поверхности: подарком-гражданством, что достался тебе по праву рождения, очень легко пренебречь, выбросить из головы и забыть, хотя подлинного рая на новом месте проживания почему-то так никто и не находит.
Но там не здесь, на новообретенной Земле Обетованной никто не решается так открыто и яростно выплескивать накопившееся раздражение на надоевшее правительство, несовершенное образование, глупых аборигенов, отсутствие культуры, глупые моды и распущенную молодежь. Там принято уважать законы и следовать строгим гражданским нормам.
В конце концов приходишь к печальному заключению: жаль, очень жалко, что не действует в нашем обществе чистый, простой и честный физический закон о силе действия и противодействия. А всегда включается пристрастный, искривленный, человеческий фактор, который и диктует свои законы.