Скажите, чем лекарство отличается от отравы? Только дозой.
А сумасшедший от нормального? Лишь степенью отклонения от нормы.
Ну и последнее. Какие менталитетные особенности разделяют людей разных национальностей? Только порядок предпочтений.
Вот, скажем, поймали бы вдруг за хвостик золотую рыбку счастья герои разных национальностей и задумались: о чем же просить ее? Какое самое страстное желание утолить? Сюжет хоть и сказочный, зато чисто символический. Кажется, что каждый из них свою версию счастья изберет. Но это лишь кажется.
Начнем с русского Иванушки. Как выглядит его список счастья?
В книге "Женщина-султан" известного автрийского писателя Леопольда Захер-Мазоха описана сценка, которую можно назвать показательной с данной точки зрения. Не подумайте, что начну пересказывать брутальную сценку-клубничку, написанную творцом мазохизма. Хотя автор и дал полное основание к тому, чтобы увековечить свое имя таким образом, но мы не об этом. Интересно здесь, как раскрывается секрет счастья по-русски, особенности русского духа.
Молодой актер Волков становится фаворитом империатрицы Елизаветы. Как-то раз пред ним возникает посланница небожительницы и предлагает молодцу загадать три заветных желания, которые немедленно будут исполнены.
Первая его просьба вполне предсказуема: устроить роскошный пир, каким лишь султаны наслаждаются, испробовать изысканные блюда, о каких только гурманы мечтать смеют, облечься в великолепные одежды, какие только цари носят.
Второе желание фаворита тоже понятно: найти обидчиков, которых за жизнь множество накопилось, и наказать их примерно. Отомстить обидчикам, отдубасить как следует, чтобы долго помнили, чтобы кровью своей умылися, чтобы омыть душеньку слезами супротивников.
Третье желание не вызывает никакого сомнения: усладить тело женскими прелестями, упиться любовью роскошной дамы.
Если говорить о той мечте в терминах сегодняшних, то выливается она в три заветных желания: нажраться до упаду да напиться до усрачки; набить морду от души и поиметь пышную телку, желательно царицу.
В фильме "Основной инстинкт" прочитывается голливудский вариант исполнения желаний стандартного Джонни: роскошная жизнь, необузданный секс и немотивированное убийство. Согласимся, что такие желания могут быть очень далеки от подлинных желаний простого американца, однако как американская модель может быть принят.
То есть все те же три желания, но предъявленных волшебнице-рыбке в другом порядке: наполнить жизнь роскошью, заняться сексом и выплеснуть подавленную агрессию.
Сходный литературный или экранный сюжет для следующего героя у нас не припасен, однако политические события рисуют его портрет. Мы говорим об арабском юноше, скажем палестинце Ахмете.
Никто не сомневается, что те же страсти бушуют в его сердце, те же грезы удачи греют душеньку. Меняется только порядок приоритетов. Без всякого сомнения любители смерти, ухватив чудо-рыбку, попросили бы вот о чем:
- Дай мне возможность, золотая рыбка, отомстить евреям. И не просто какое-нибудь мысленное проклятье, а страшную месть для многих неверных. Взорваться хочу, но захватив с собой сотни ненавистных душ. А уж там, на небесах, наслаждаться любовными играми с 77-ью юными девственницами".
То есть получается, что главный мотив его жизни - месть. Любовь же к женскому телу, поистине не знающая границ, все же оттеснена и идет вторым номером. Не всем же улыбается счастье взорвать себя и наслаждаться в потустороннем мире девственницами. Оставшимся остаются радости поскромнее. Тешить себя в гареме маленьком.
А уж третье желание палестинского мечтателя - достичь благополучия. Чтобы дом был - выше соседского, чтобы подарки женам делались - самые роскошные, чтобы машины в гараже стояли сплошь позолоченные.
Понятно, что последним, кто поймает рыбку счастья, окажется еврей Мойше. И он ничего нового не придумает: все те же три страсти и ему голову кружат.
Первым номером в его списке заветных желаний числятся деньги. Это они для бедного Мойше - эквивалент счастья, это они - воплощение и изысканных нарядов и редких блюд, и предмет зависти окружающих. Потом не забудем и женщину, которая и мед, и услада, и утеха, и наслаждение. И в конце списка удовольствий, уготовленных волшебной рыбкой, числится ... нет, не месть, не война, не отмщение. Каждый скажет, что греет душу, к чему стремится еврей: к всепрощению. К миру, заключенному со злейшими врагами, миру на любых условиях, миру, который для него всегда предпочтительнее войны.