Бендерский Яков Михайлович: другие произведения.

Еврейский суперэтнос

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бендерский Яков Михайлович (Yakov_be@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:


    Еврейский суперэтнос

       "Мне очень понравилась израильская свобода и раскованность,
       израильтяне очень самоуверенны. В них нет еврейского комплекса
       неполноценности, который есть у нас".
      
       Перебирая недавно старые работы, попались на глаза сочинения моих учеников, писанные много лет назад. Какие противоречивые чувства они всколыхнули, какие неожиданные ракурсы отметили. Если тогда мы больше на несовместимость напирали, то сейчас больше об общем думаем. Если раньше резкое отличие еврея от израильтянина в глаза бросалось, то сейчас вдруг другое поразило - как много у нас оказалось сходного.
       Главное - раздирает наши души раздвоенность.
       С одной стороны, глубинная неудержимая тяга к перемене мест. Не то влечет культурная Европа, не то неудержимо манит богатая Америка, не то черт дернет попробовать экзотическую Аргентину, а то вдруг по случаю занесет в захолустную Австралию или Новую Зеландию.
       Но с другой - нет привязанности к стране исхода более глубокой, нет ностальгии к покинутому более сильной, нет сожаления более невыносимого, чем чувство бедняги, покинувшего приютившую его страну.
       Не забудьте для полноты картины указать на раздвоенность сознания: не то европейца, не то левантийца, не то коренного русака, не то урожденного марокканца, не то любителя барбекю, не то пожирателя шавармы, завернутой в лафу и приправленной хумусом, не то вечного скитальца, не то постоянного участника гей-парадов.
       До сих пор мы не знаем, что предпочесть: то ли играть первую скрипку, оставаясь принципиальными и независимыми, любящими порисоваться, выпятиться и блеснуть; то ли, наоборот, показать себя людьми гибкими и умеющими вписаться в чужое общество, сторонниками компромисса, теми, кто затушевывает противоречия, не любит высовываться, прячет голову в песок, чтобы только не видеть правды.
      
       То же самое можно сказать о стране, созданной теми же странными евреями и населенными не менее странными израильтянами. И если приснопамятный еврей был всегда чужим на радостном пиру народов, диалектов, этносов и наций, если тот же израильтянин всегда отличался особой ментальностью, то и Израиль стоит наособицу среди прочих государств.
       Причины же, которые вылепили его (и еврея, и Израиль) такими, объяснить сложно, хотя и не мешает набросать несколько правдоподобных версий.
      

    "Танахический" вариант

    "Ибо народ святой ты у Господа, Бога Твоего..."

       Одна из самых почтенных и сложившихся версий - "танахическая".
       Можно сослаться на святые книги Торы, где народ Израиля на протяжение всей книги постоянно именуется то "любимым", то "святым", то "избранным", то есть отличным от других, выделяющимся, не похожим на соседние народы, выпадающим из общего ряда.
       Но давайте посмотрим, откуда взялась такая любовь, чем заслужена такая милость: "... тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы быть Ему народом, дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли. Не по многочисленности вашей из всех народов возжелал вас Господь избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов. Но из любви Господа к вам и ради соблюдения Им клятвы..." (Тора глава "Дварим")
       Прошу извинения у читателя, что мои познания Торы не дают возможности выявить самые впечатляющие слова, привести самые убедительные аргументы, но даже этот случайный отрывок многое проясняет.
       Во-первых. Любимым, дорогим и святым народ Израиля будет тогда и только в том случае, если выполнит наказы Творца, если закрепит в сердце своем заповеди Его, начертанные на каменных скрижалях; если будет неукоснительно соблюдать законы и не уклоняться от их исполнения никогда и ни при каких обстоятельствах.
       Во-вторых. Выделение народа Израиля из общего круга - это осознанный акт воли Творца, который выбрал и выделил народ, способный понять Его волю и восславить Его деяния. Посмотрите на слова "...быть Ему народом". То есть народом исключительно ради Него. Здесь Тора подчеркивает ради чего Он соглашается сохранить и защитить малочисленный и слабый народ.
       Вот тебе и избранность?
       Не знаю, можно ли рассматривать богохульную версию, при которой народ Израиля почему-то не принял бы предложение Творца? Скажем, глупый народ, не понимая выгод такого союза, не принимает условий договора, не заключает союз с Творцом, не принимает от него щедрого подарка? Ведь уже тогда было понятно, что "избранность" не дает право народу ни на особые милости, ни на какие-то привилегии, тем более отметаются почести или вознаграждения. А, наоборот, "избранность" накладывает неизгладимую печать отверженности, взваливает непосильную ношу исполнения заветов, пригибает к земле грузом ответственности.
       Чем, в действительности, стал сей "подарок" на протяжение всей еврейской истории мы знаем. А вот как обернулась великая "избранность" в наши дни?
       Почему-то и сегодня великий дар не несет сам по себе приятных ассоциаций ни с Израилем, ни с евреями, зато явился причиной настороженного внимания всего мира к стране. Необычайный интерес вызывают как скромные достижения, так и глубокие провалы; как смертельные теракты, так и точечные ликвидации; как строительство поселений, так и передачи своих территорий.
       По данной версии евреи выступают как желанные дети Творца, "наследные принцы" голубой крови, рожденные с золотой ложечкой во рту.
      

    Исторические предпосылки

       Вторая не менее почтенная и бородатая версия - историческая.
       По этой версии уже никто не скажет, будто бы народ Израиля "любимый" у Господа. Скорее здесь применим термин "особый" народ.
       Так вот и жил сам по себе долгие годы средневековья особый народ. Народ, лишенный своей территории, живущий изгоем среди враждебных ему других народов, народ-скиталец, вынужденный постоянно искать себе убежище, носить специальную одежду, отмеченный звездой Давида. И не просто жить, но гордо являть всему миру знаки отмеченности и богоизбранности, дарованные ему.
       Рассеянные по всему миру евреи, не желающие почему-то растворяться среди других народов, были за то примерно наказаны. Веницианское изобретение гетто пришлось как нельзя кстати. Прочие цивилизованные народы быстро подхватили начинание, и вся Европа в течение столетия покрывается сетью маленьких гетто, где сконцентрировано основное еврейское население. Позднее по тому же принципу создавались еврейские местечки в Восточной Европе, на Украине, в России. Еврейский вопрос на какое-то время был решен.
       Как ни странно, желание властей отделить евреев от других, выделить их среди других народов, загнать их в тесные рамки гетто, оказалось обоюдным. То есть, сами евреи готовы были уйти в замкнутые, отгороженные от мира гетто, хотя жизнь в них, естественно, была менее удобной, чем в открытом мире. Об этом пишет известный историк Том Джонсон в книге "Популярная история евреев":
       "Гетто предлагало безопасность и даже своего рода комфорт. Оно во многих отношениях облегчало соблюдение закона, концентрируя и изолируя евреев".
       В последующие столетия "еврейским вопросом" обеспокоились многие ведущие державы. В одном случае это привело к Холокосту, в другом - к подготовке огромного гетто в еврейском Биробиджане.
       Наконец Новая эпоха решением ООН как будто закрыла злополучный "еврейский вопрос" - разрешено, наконец, было создание государства Израиль. Но опять же. Снова это был лишь благородный жест, акт доброй воли других, разрешивший создание государства при определенных условиях, в строго отмеренных границах, под бдительным надзором ООН. Вновь никакой альтернативы выборы у народа Израиля не было.
       По этой версии евреи - "проклятые дети", козлы отпущения для правильных народов, несчастные жертвы вековой травли, Вечные жиды истории.
      

    "Пассионарное" объяснение

       "Для пассионариев же характерно посвящение себя той или иной цели,
       преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Это дает возможность
       характеризовать ту или иную эпоху в аспекте пассионарности".
       (Лев Гумилев)

       Очередная версия - "пассионарная", почерпнутая из книг Льва Гумилева. Обратимся к теории русского историка, сына Анны Ахматовой, Льву Гумилеву, который ввел в науку термин "пассионарных" этносов.
       По версии Гумилева, Израиль, наряду с ведущими мировыми этносами, должен быть включен в число основных суперэтносов мировой истории. Почему же вдруг Гумилев, кстати, нигде не замеченный в особой любви к евреям, так озаботился и ввел маленький народ в избранную семью суперэтносов?
       Даже вопреки своей глубокой антипатии к маленькому народу, а лишь следуя своей теорией "пассионарности", автор приходит к неутешительному выводу. Нацеленность еврейского народа на общие цели, способность вести свою игру в большой мировой политике и выделяют сию несимпатичную нацию среди других более достойных. Ученый в Гумилеве побеждает русского националиста.
       "Есть Еврейский суперэтнос, то есть сочетание разных этносов, объединенных элементами сходства. Он существует и в Палестине и распространился также по всей Ойкумене, выделив из себя несколько этносов: сефардов, ашкинази, фаллашей и др", - пишет Гумилев.
       Это ж надо. Среди многих более крупных и значимых народов, не удостоенных носить громкое имя "суперэтноса", Гумилев почему-то выделяет крошечный Израиль, занимающий незаконное место среди таких гигантских образований-этносов, как Евразийский, Угрофинский, Балканский, Западно-Европейский, Китайский, Индийский, Японский, Латино-Американский, Мусульманский. Он выделяет евреейский суперэтнос в отдельную группу.
       То есть, исходя из версии Гумилева, взрыв интереса к Израилю во всем мире объясняется не иначе, как "пассионарностью", то есть выделением из общего ряда, осознанием Израиля как болевой точкой планеты. Именно на нем сошлись линии напряжения, именно так легли карты, что евреи сегодня вновь оказались в центре внимания мира. А от Израиля исходит особое свечение, потому что на него направлено око Бога, а потому именно его жителям предстоит совершить ныне великие свершения.
       По данной версии целостность евреев как нации, как этноса можно объяснить единой идеей, пронизывающей ее национальную душу.
      

    Глобалистская картинка

       Если взглянуть теперь на экономические показатели, если сравнить все опубликованные рейтинги, если, наконец, оценить положение Израиля в системе мировой эконимики, то поймешь, что ничего особенного крошечный Израиль показать не может. Однако, пристальное внимание почему-то не ослабевает.
       Обратимся же к другим любопытным версиям современных политологов, решившимся объяснить такой парадокс.
       Среди многих выделяется версия Сергея Кургиняна. Кстати, интереснейшая личность, о которой не могу не сказать пару слов. Политолог, президент международного фонда "Экспериментальный творческий центр", главный режиссер театра "На досках", главный редактор журнала "Россия - 21", автор многих книг и статей.
       Так вот, Сергей Кургинян многократно обращается к израильской теме и часто выступает в самом Израиле со своими докладами. Он особенно выделяет нашу страну, отводя ей роль лакомого кусочка как для историков, как для политологов, так и для исламского мира.
       "Здесь следует обратить внимание на два обстоятельства. Первое: ни Европа, ни умеренный ислам не бросают прямого вызова США. Вся энергия сосредоточена на другой, отвлекающей цели: на Израиле. Второе: накал страстей в этом направлении обладает почти гипнотической способностью снимать противоречия, которые в отсутствие такого накала помешали бы исламо-европейскому синтезу. Суммировав эти два обстоятельства, мы отмечаем нарастающее сближение Европы и ислама на позициях антиизраильских, антисемитских, скрыто-антиамериканских".
       С его точки зрения, Израиль выделяет целенаправленный поток ненависти, представление о нем, как о дьявольской "стране зла". Потому-то страна и находится как бы под прицелом винтовки, пойманная в перекрестье враждебно настроенных взглядов снайперов, готовых в любой момент спустить курок.
       По этой версии, Израилю отведена роль мальчика для битья в большой игре интересов, позиция назойливого наблюдателя, а может быть громоотвода.
       Если послушать пророчества американской "пифии" Збигнева Бжезинского, то его версия в чем-то пересекается со взглядом Кургиняна, но и открывает нам тайну американского прагматического взгляда на Израиль.
       Бжезинский в своей знаменитой книге "Великая шахматная доска" аккуратно расставляет главные политические фигуры на огромной арене мира. Рассматривает разные варианты развития событий и за белых (Америка и ее союзники), и за черных (противники). Анализирует возможные ходы и королей, и офицеров, и коней. И вдруг, как бы между прочим, бросает замечание и о маленькой пешечке, влияние которой все-таки не мешает учесть: "Израиль - еще один вроде бы явный кандидат на статус наиболее подходящего регионального союзника. Это демократическое государство, близкое Америке в культурном плане"
      
      

    Заключение

       Короче говоря, какую версию ни возьми, все сводится к тому, что точка на карте мира на просто лишний отросток-аппендицит на теле мира, а воспаленный нерв, сигнализирующий об очередной проблеме, способной повлиять на судьбы других стран.
       Все сказанное подталкивают нас к выводу: между евреем и израильтяниным, между еврейством и Израилем существует некая магическая, неразрывная, нетленная связь, разорвать которую очень сложно. Как будто бы судьба каждого еврея вмещает в себя судьбу народа. И наоборот: народ Израиля проецирует на себя судьбу маленького еврея. Причем, как коренной сабра, уроженец Израиля сохраняет где-то в подсознании черты галутного еврея, так и Израиль никак не может избавиться от еврейского комплекса "Вечного жида".
       Когда внимательно присмотришься ко всем версиям, послушаешь все комментарии, приходишь к неутешительному выводу.
       Изначально повелось, затем через всю историю прошло и до сих пор тянется "особенность" что еврея, что его страны. Евреи как народ были допущены в мир не как данность, не обычными историческими путями, по которым разрозненные племена становятся народом, а на определенных, строго оговоренных условиях.
       Если вначале то был добровольный договор между Творцом и народом, то в средние века рассеянным по миру евреям разрешено было отгородиться в гетто. В 1947 году великие народы в лице ООН милостиво соизволили дать разрешение на создание государства. В наше время Израиль остается разменной картой в крупной политической игре, при которой ему позволено оставаться в тех рамках, которые удобны другим государствам.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бендерский Яков Михайлович (Yakov_be@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка