Бендерский Яков Михайлович: другие произведения.

Обнаженное тело как символ свободы

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бендерский Яков Михайлович (Yakov_be@mail.ru)
  • Обновлено: 25/03/2009. 5k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

      
      "Обнаженное тело - это символ, и в первую очередь, символ свободы и свободного выражения личности, неиссякаемого источника созидания".
       Хью Хефнер - основатель журнала "Playboy"
      
      Меняются не только времена, что от нас, увы, не зависит, но меняются и сами понятия.
      
      К примеру: всякое непристойное действо на публике сегодня обязательно назовут "акцией освобождения". Скажем, продефелировали по подиуму обнаженные красотки или показали на театральной сцене гомосексуальные игры, или устроили на закрытой вечеринке групповую оргию. Ну назвали бы: человеческие слабости, простые радости, откровенный натурализм или буйство похоти. Так нет, - гордо поименуют сию операцию "свобода от уз".
      
      В коллективном сознании понятие свободы овеяно ореолом романтики, выписано благородными мазками мужества. Что же делает прагматик, использующий в своих целях любое проверенное временем чувство?
      
      Подсовывает нам вместо одного - другое, вместо исполненного смысла и высокими ассоциациями - нечто низкое и постыдное. Угождая сразу двум страстям, владеющим человеком: трезвому уму и угодливому инстинкту, играя со знаковыми символами. Подсовывая возбуждающие картинки, облагораживает их ловкой подменой понятий. Такой дуплет безошибочно поражает две совершенно разные общественные группы: публику жаждующую "клубнички", и людей, мечтающих о принципах.
      
      Потому и поразили меня статьи, случайно выловленные в потоке новостей. Одна была посвящена 50-ти летию журнала "Плейбой", другая - кончине прославленной Бетти Пэйдж, третья - демонстрации в Тель-Авиве сторонников раэлитов.
      
      Все три с похожими названиями: "История свободы", "Бетти Пэйдж как символ свободы" и третья "Cвобода проявления сексуальности".
      
      В первой "Playboy. История свободы" речь шла о мужском журнале - эталоне подлинного мачо, на протяжении 50 лет воспевавшем красоту обнаженного женского тела. Но для Хью Хефнера это всегда было не просто голое тело - это был символ, и в первую очередь символ свободы.
      
      Во второй заметке нам поведали о смерти королевы пин-апа, знаменитой эротической модели, секс-символе Америки, прозванной "солдатской мадонной", тайному объекту ночных грез прыщавых тинейджеров, Бетти Пейдж.
      
      И в третьей статье мы узнаем о последователях Раэльской философии, проповедующих принципы свободной любви, которые планировали устроить в Тель-Авиве массовую оргию в честь мира. Об этом сообщила 26 декабря газета "Гаарец". Как совпала планируемая мирная оргия - точно накануне войны.
      
      В этих материалах говорилось не об эротике или порнографии, а о свободе. Хотя следовало бы давно привыкнуть к такому отношению к высокому слову, но чтобы оно так изменилось, - в сознании не укладывалось.
      
      Для того, чтобы понять, как же возникла такая странная параллель ассоциаций между "свободой человеческого духа" и "свободой самовыражения" решил заглянуть в прошлое. Тут же перед глазами возникла прекрасная картина "Свобода, ведущая народ на баррикады" Эжена Делакруа.
      
      В ней критики выделяли две стороны, две ипостаси. Один образ - идеальный. Символическая аллегория безграничной свободы, воплощение революционного порыва. Другой - реальный. Полуодетая женщина, привлекающая взгляд совершенной грудью.
      
      Вот что писали о ней восторженные почитатели-идеалисты: "Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка. Аллегорическая Свобода полна жизненной правды, в стремительном порыве идет она впереди колонны, увлекая за собой и выражая высший смысл борьбы - возможность победы. Из облака дыма на вершину баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем. На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской".
      
      Второй отзыв критика, который не мог простить Делакруа натурализма, который видел в образе Свободы только ее натуралистическое воплощение: "Это девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем...."
      
      Интересно, почему же 20-ый век вычленил из этого двуединства именно идеал, оставив себе для услады голую девку. Начисто забыв о другой ее стороне - идеальной. Так и вышло, что голая девка и стала символом нашего времени. А связанное с нею понятие свободы осталось лишь в подсознании...
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бендерский Яков Михайлович (Yakov_be@mail.ru)
  • Обновлено: 25/03/2009. 5k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка