Бендерский Яков Михайлович: другие произведения.

Новые вызовы старой школе

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 29/01/2008.
  • © Copyright Бендерский Яков Михайлович (Yakov_be@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 18k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 5.30*4  Ваша оценка:


    Новые вызовы старой школе

      

    Дети "индиго"

       "Индиго очень удивляются правилам общения людей между собой и тому, что люди расстраиваются, если нарушается принятый порядок вещей. Индиго же наслаждаются спонтанностью и очень легко возбуждаются без видимых причин".

    Роберт Джегард, доктор философии

       С легкой руки американских исследователей Ли Кэролл и Джен Тоубер, опубликовавших несколько лет назад две сенсационные книги "Дети индиго" и "На праздновании Индиго", в последние годы пошла гулять по миру красивая легенда о необычных детях, неожиданно появившихся в самых обычных семьях. Не буду углубляться в детали и перечислять все волшебные странности и гениальные выходки загадочных существ, якобы зафиксированные беспристрастными исследователями. Обратим внимание только на одну странную особенность чудо-детей - сложность во взаимоотношениях с ними взрослых. Авторы упомянутой книги объясняют сей факт по-своему: "Многие люди испытывают затруднения, общаясь с такими детьми, так как подходят к ним со старыми мерками, правилами и укоренившимися стереотипами, которых эти дети не разделяют" Роберт Джегард
       Любопытных, жаждущих поподробнее узнать о таких детях, отсылаю к первоисточнику.
       Здесь поражает воображение не столько выдающиеся способности, приписываемые вундеркиндам, не столько даже отмечаемый американскими учеными массовый взрыв гениальности, вбросивший в мир этакое чудо, сколько блестящее метафорическое определение таких детей как "дети индиго". Ли Кэролл и Джен Тоубер поступили истинно по-американски: не просто сделали открытие, но сумели продать его как сенсацию. Не последнее место занимает у них впечатляющая находка: они придали своему открытию легкую мистическую окраску.
       Восторженные американские последователи, разрекламировавшие удачное открытие, оповестили мир о том, что над головой вундеркиндов, удостоенных божьей благодати, якобы было обнаружено голубоватое свечение нимба - отсюда и "дети индиго".
       Чем больше печатается материалов о способностях таких детей, чем сильнее раздувает пресса пожар необыкновенных подробностей, тем больше сомнений возникает, тем критичнее следует подходить к материалам по данной тематике, тем тщательнее следует их проверять и подвергать сомнению. Трудно полностью оспорить приведенные факты, но и принять их целиком еще труднее, потому что доказательства сплошь субъективны. Слишком уж нужны они жаждущей неожиданностей прессе, слишком эффектно выглядят гениальные дети, осенные божественным ореалом, слишком удобно разыграны партии, слишком ярко и зрелищно иллюстрированны, а потому примеры часто выглядят неубедительными.
       Мой многолетний учительский опыт подсказывает: да, действительно, в школу приходят в последние годы иные дети, на смену явилось поколение, рожденное в необычных условиях. Поднялась и заявила о себе зеленая поросль новой эпохи - компьютерных игр, телевизионных сериалов, навороченных ДВД, постоянно меняющихся мобильников, фантастической бытовой техники. Причем эти дети, с младых ногтей впитавшие революционные технические особенности нашего времени, играючи освоившие сложнейшие программы, с рождения вброшенные в компьютерные игры, на голову выше детей прежнего поколения, но только в умении обращаться с этими техническими игрушками. То есть, по моему мнению, главное отличие "детей индиго" от обычных ребятишек в изначальном отрыве от живого мира, в привычном виртуальном общении с ним, во врожденном понимании сложной техники, в отличной адаптации к новым поколениям чудесной электроники.
       Зато у детей нового поколения по сравнению с прежними детьми значительно ослаблен интерес к общению, простым детским играм, обычным книжкам и иллюстрациям, раскраскам, лепке, сказкам, загадкам и детским песенкам. Понятно, что "дети индиго" предпочитают развлекаться иначе: смотреть мультики, собирать лого, составлять различные пазлы и мозаики, участвовать в компьютерных баталиях, ломать голову над другими проблемами.
       Примем за гипотезу утверждение, что такое явление все-таки не коллективный плод богатого воображения, а что оно реально существует. Представим себе следующий шаг - появление в массовом порядке таких необычных во всех отношениях детей в обычной нормальной школе.
       Некоторая оторопь сразу охватывает нас, потому что никто не представляет себе далеко идущих последствий. Никто реально не готовит новые серьезные программы для необычных детей. Ни один чиновник не подумал заложить деньги в бюджеты школьных программ, которые следовало бы разработать.
       Неважно: прийдут, начинают приходить или уже пришли?
       Важно: как встретит их наша израильская школа?
       Здесь видны три возможных варианта развития событий, три вероятностных сценария недалекого будущего.
      

    Падение традиционной школы

      
       "Что мы можем сказать вам об образовании? Оно должно быть реформировано так, чтобы отвечать насущной задаче - обучению и воспитанию Детей Индиго. Необходимость такого реформирования подтверждают многочисленные жалобы учителей, которые работают сейчас в чрезвычайном напряжении из-за того, что вынуждены подчиняться старой системе и обучать по ней "новых детей".
      
       Первый сценарий, скорей всего, вскоре разыграется прямо у нас глазах.
       В израильских школах в массовом порядке появляются "дети индиго".
       Чем грозит наплыв чудо-детей в начальные школы?
       Если проанализировать характеристики "детей будущего", отмеченные Ли Кэролл и Джен Тоубер, кроме отмеченной нами сложности во взаимоотношениях с людьми, среди прочих качеств и характеристик бросится в глаза подчеркнутая независимость таких детишек, недостаточная готовность к подчинению, их самодостаточность, склонность к уединению и самоуглублению, даже некая строптивость духа. "Раздавать им приказы направо и налево - неэффективно. Это как раз то, с чем наша школьная система без конца терпит провалы, потому что основана на строгих правилах, не терпящих отклонений: "Не спрашивай, не говори". Нэнси Энн Тэпп
       Попав же в свободный мир начальной израильской школы, уже сегодня не склонной к жестким ограничениям и традиционным дисциплинарным рамкам, дающей всевозможные поблажки и не умеющей серьезно наказывать, не готовой выработать уже сейчас элементарных навыков дисциплины, - так вот, что же будет делать эта школа с новым поколением независимых?
       Массовое появление таких вундеркиндов вообще разорвет последние нити, связывающие класс в единый коллектив. Медленно, но неотвратимо школа эволюционирует и превратится в анти - школу.
       Навек канут в прошлое такие понятия как совместная работа, коллективные решения, авторитет учителя, дисциплина на уроке, адекватное данному моменту поведение в классе, подчинение общим интересам, наконец. А останется лишь отдельный, ни с кем не смешиваемый, ни на что не реагирующий, проживающий как бы в безвоздушном пространстве - вакууме, самовлюбленный ребенок - индивидуум, не способный остановить свое рассеянное внимание на крайне скучных и как будто бы не достойных его внимания школьных предметах: счете, чтении, правописании. Ох, как трудно будет несчастным учителям доказывать сомневающимся во всем, погруженным в себя ученикам важность таких форм обучения, как понимание прочитанного, заучивание наизусть, повторение пройденного, закрепление нового материала. Ведь подобные педагогические приемы, вовсю используемые старой школой, не всегда вызывали и тем более не вызовут прилив радостных эмоций, так как основаны на неком насилии над собой. Всем памятна тошнота и отчаяние при многократном повторении одного и того же материала; никому не интересны необходимые, но достаточно тягостные возвращения к пройденному.
       Зато на первое место выдвинутся динамичные виртуальные уроки - игры, разыгрываемые на компьютерах и имитирующие живые уроки. Да, они будут лишены привычной нам монотонности, тягомятины, серости и наполнены многообразными прелестями познания. Такие уроки вызовут сильные эмоции, добрые улыбки, радостный трепет познания, жаль только, что прочно научить чему-либо такие уроки не смогут. Дай бог, чтобы удержали на какое-то время внимание, развлекли, заинтересовали, но вот выучиться чему-то... Молодые родители, охотно подыгрывающие своим деткам, могут в принципе отказаться от традиционной школы, предпочтя ей домашнее самостоятельное обучение по интернету.
       Школы даже таких сравнительно юных государств, как Израиль, несут груз норм и правил давно и как будто навечно установленных, передающихся из поколения в поколение. Нам они могут нравиться или не нет, но они существуют и показали свою эффективность. Так вот такие школьные традиции и нормативы подвергнутся тотальному давлению общества и как следствие пересмотру параметров: почему наши талантливые дети должны заучивать наизусть нудную таблицу умножения, зачем запоминать какие-то формулы, к чему учиться умножать в уме, почему следует читать ваших устаревших авторов, следует ли изучать ТАНАХ нерелигиозным детям? И прочие вопросы, которые ставят под сомнение школу как таковую. Тем более в школе остаются учителя, доверие к которым в обществе изрядно подорвано. Почему же таким "специалистам" дано право оценивать наших сверх-детей?
       Выпустив джина из бутылки, подвергнув сомнению право школы на общепринятые догмы, мы прийдем к светлому будущему, но уже без старой консервативной школы. Вряд ли так быстро возникнет новая школа будущего, лишенная всеческих признаков подавления личности, угнетения духа, школа без тормозов и запретов.
      

    Школа будущего

       "Школа будущего должна развивать способности и навыки ребенка, а не заставлять зубрить даты и факты. Не надо мешать детям самим открывать мир и искать в нем собственную правду. Критическое осмысление и решение стоящих перед ними проблем, развитие воображения, воспитание честности и ответственности - вот основные задачи системы образования в XXI веке".
       Если вы забыли, то напрягите чуточку память и вспомните. Все мы приехали из страны, которая возвела понятие "будущего" в абсолют, которая заставила жить и бепрекословно верить в его приход, которая жесткой и бестрепетной рукой решила загнать туда население всей страны, которая ради этого самого светлого будущего легко убивала надоевшее настоящее, ни в грош не ставя темное прошлое. Поэтому, как мне кажется, человек, живущий исключительно будущим, или неудачник, или взрослый ребенок. Нас, граждан бывшего СССР, товарищей по насильственному будущему, должно пугать слово "будущее", да куда там.
       Дивные дела творятся на свете, о господи. Оказалось, как ни странно: на далекой от коммунистических идей святой Земле Обетованной, куда кучно приземлились любители будущего из Советского Союза, их ожидал добрый сюрприз. Любимая неугасимая мечта о будущем здесь нашла благоприятную почву. Местные аборигены (по нашим совковым понятиям живущие и сегодня совсем неплохо, как бы в стране, текущей молоком и медом) давно уже не живут настоящим днем, а лишь прозябают, находя утешение в грандиозных мечтах и планах о светлом будущем. Созданный в коллективном воображении Новый Ближний Восток буквально можно было потрогать руками, а уж в нем-то и заживет страна счастливой общей семьей народов.
       Таким образом, сошлись два будущих: коммунистическое и израильское, смешавшись, они дали двойной эффект.
       Что уж говорить, когда невиданное будущее распростерло свои крыла над головками наших милых детей. Какие миражи нарисовались в родительских умах! Мысленно они видят себя в просветленной школе будущего, столь далекой от гадкой, ненавистной, вдоль и поперек исхлестанной, раскритикованной в пух и прах нынешней израильской школе.
       На какую благодатную почву падают "откровения" американских ученых, вбросивших в мир идею прихода "новых миссий" - "детей индиго". Кто только не поддержит их, кто не подхватит и не разнесет во все стороны громкий лозунг: "Долой ненавистную старую школу - даешь школу будущего!"
       "Они приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравится предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий уровень развития в области их интересов". (Дебра Хегель)
       Как только свободолюбивые еврейские души наполнятся до края либеральным священным трепетом восторга, как только обозначатся контуры горизонта необыкновенного будущего, так сразу и рухнет традиционная школа. Куда уж там современным антиглобалистам, протестущим неизвестно против чего. Сторонники "новой школы для детей индиго", воодушевленные точной целью, имея в руках готовые чертежи и указания, легко преодолеют бюрократические препятствия. Тем более, что и сами чиновники, которые должны были бы как-то ставить такие препетствия, не убеждены в их необходимости и быстро перейдут в ряды последователей нового движения.
       Они взорвут традиционную школу, не оставив от нее никаких приятных воспоминаний. Революционным ударом они сметут прежние ограничения, а на руинах попытаются возвести новое здание прекрасной школы будущего. Жаль только, что никакого основания, фундамента, базовых принципов такой школы не просматривается. Одними благими намерениями и благородными призывами ребенка ничему не выучишь.
       Отсюда следует, что приход такой легко предсказуемой школы для сверходаренных детей становится неизбежен, как смена времен года.
       Единственное, что отдаляет будущее "чудное мгновение" от быстрого внедрения его в жизнь - это отсутствие организованного движения вообще. Неопределившееся желание масс вряд ли воплотится в конкретную идею. Закрытые глаза и спящий до времени мозг спасают пока школу от разрушения. Дай бог, чтобы никогда те глаза не раскрылась, чтобы никогда тот спящий не проснулся.
      

    Третий путь

       "Мое видение будущего образования и воспитания "новых" детей основано на безусловной любви. В этом суть человечества новой эпохи. Все работающие в области образования должны обладать добрым сердцем и тонкой душой, чтобы из сегодняшних детей воспитать людей будущего".
      
       Таким образом, лишь взглянув на путь эволюционный, быстренько пробежав глазами путь революционный, остановимся на третьем пути - консервативном. Судя по всему, именно этот путь наиболее вероятный. Понятно, что старая наезженная дорога, по которой уже долгие годы идут израильские дети, никого не приводит в восторг, более того - подвергается последние годы грозной уничтожающей критике. Однако ни для кого не секрет, как невыносимо сложно пробить у нас что-то новое, пусть даже и в педагогике. И новое поколение, которое так пышно именуется "детьми индиго", скорей всего пойдет по тому же пути, по которому уныло бредут сегодняшние дети.
       Так о чем тогда говорить? Зачем заранее бить в колокола и пугать честной народ?
       Дело в том, что данном конкретном случае наш излюбленный испытанный на практике метод "ничего и ни при каких условиях не менять", до упора цепляться за старое и продолжить жить так, будто ничего не происходит, может в данной ситуации поменять очень многое.
       Традиционная школа, получив множество неординарных детей, не умея справиться с ними, точно определиться, отделить "детей индиго" от "детей с врожденными отклонениями" постарается переработать их в обычный материал. Огромная опасность подстерегает здесь общество: дети, не вписавшиеся в рамки обычной школы, будут или подвергаться массированному медикаментозному лечению (кстати, кто-нибудь знает статистику таких детей уже в сегодняшней школе), или переводиться в специальные школы-интернеты для слабоумных детей, или просто выбрасываться в шлак. Более поддающиеся будут постепенно нивелированы, потеряют свои врожденные волшебные свойства "индиго" и будут сведены к общему среднему знаменателю.
       С другой стороны, где же найти идеальных преподавателей и воспитателей в массовой школе, которые смогли сохраниться и могли бы перестроиться на современный лад, которые научились бы видеть в маленьких учениках "детей индиго" - взрослые личности? Таких, о которых пишут американские психологи: "Настоящие воспитатели будут заботиться о теле, душе и духе человека будущего века, чтобы он был всесторонне подготовлен к жизни свободной, мудрой и независимой. Преподаватели и воспитатели, взявшие на себя роль пионеров в этом деле, сослужат тем великую службу человечеству".
       В заключение, разобрав все три варианта, мы пришли к неутешительному выводу: куда ни кинь - везде сплошные проблемы. Ни один из выдвинутых нами вариантов нельзя назвать лучшим, все плохие. Причем, один хуже другого.
       Заканчивая свой пессимистический прогноз, хочется надеяться, что жизнь непринужденно обойдет все преграды, плюнет на все наши сомнения, пробьет себе в будущее такую дорогу, о которой мы и не подозреваем.

  • Комментарии: 3, последний от 29/01/2008.
  • © Copyright Бендерский Яков Михайлович (Yakov_be@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 18k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 5.30*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка